ДООП Мир комнатных растений. Основы флористики.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………….3
2. Содержание программы …………………………………………………6
3. Формы контроля и оценочные материалы …………………………….10
4. Методические материалы……………………………………………. …11
5. Список литературы ………………………………………………………12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
комнатных растений. Основы флористики.» (далее – Программа) разработана с
учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых
документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность,
рассчитана на ознакомительный уровень освоения.
Актуальность Программы
Изучая данный курс обучающиеся, не только знакомятся с разнообразием
и особенностями цветочно-декоративных растений, но и осваивают правила
ухода, размножения и применения в декоративных целях. Также в программе
реализуется элементы трудового и профориентационного воспитания детей,
основанные на их практических знаниях и умениях по созданию условий для
развития и размножения цветочно-декоративных растений. Изучаются основы
профессии флорист. Программа знакомит с миром профессии типа «человекприрода».
Педагогическая целесообразность Программы
Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к ботанике.
оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов:
внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, логического мышления, что
проявляется при выполнении практических и творческих заданий. В процессе
обучения у детей формируется дисциплинированность, аккуратность,
способность к планированию и организации труда, способствует расширению
кругозора и знаний в области растениеводства, и правилами работы с орудиями
труда сельского хозяйственного назначения.
Отличительные особенности
Содержание программы позволяет закрепить и расширить полученные в школе
знания по окружающему миру, научить работе с живыми объектами природы,
познакомить с элементами ботаники, географии на территории школы и города.
Предусматривается не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование практического опыта, что способствуют развитию творческих
способностей у учащихся.
Цели и задачи Программы
Цель Программы: Формировать у учащихся знания о разнообразии комнатных
и однолетних цветочно-декоративных растений.

Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить со значением цветочно-декоративных растений в жизни,
- изучить однолетние цветковые культуры, их разнообразие и особенности,
способы размножения и правила ухода,
- изучить разнообразие комнатных растений, их эколого-биологические
особенности;
- обучить правилам составления букетов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению и познанию окружающего мира;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и коллективу.
Развивающие
развивать
творческие
способности,
познавательную
активность,
самостоятельность.
- развивать последовательное расширение знаний, умений и навыков,
полученных детьми на уроках в школе, придает им практическую
направленность.
- развивать навыки по уходу за растениями.
Категория обучающихся
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 12 лет из
общеобразовательных организаций, интересующихся
разнообразием
растительного
мира.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 72 часа в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятии
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 20 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)

Планируемые результаты.
В результате освоения программы обучающиеся
будут знать:
- правила организации рабочего места
- части растений; функцию органов растений;
правила безопасной работы с некоторыми инструментами и растениями способы размножения цветочных культур, правила сбора, сушки и хранения
семян
- о планировании выполнении изделий;
- последовательности выполнения ухода за растениями;
- технологии выполнения объемных цветочных композиций;
- охраняемые растения: цикламен, морозник, крокус, подснежник
Будут уметь:
- определять части растения;
- различать понятия: инструменты, материалы и выполнять инструкцию по
безопасной работе с инструментами -производить посев семян в емкости;
- выполнять несложную работу с растительным материалом
- определить бархатцы, циннию, ромашку, космею, агератум, астру
- изготавливать флористические открытки по образцу; -использовать материалы
в соответствии с инструкцией;
Будут владеть:
- способностью организовать рабочее место;
- знаниями норм и правил поведения
У обучающихся будут развиваться:
- мотивация и интерес познавательной деятельности
- способности оценки результатов своей деятельности
- способности (компетентности) анализа полученной информации
- любовь к окружающей природе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№ Наименование раздела,
Всего
Количество часов
п/п
тем
часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
2
Цветочно –
6
1
5
декоративные растения
и их значение
3
Основы аранжировки
3
1
2
западных школ
4
Вторая жизнь растений 4
1
3
5
6

7

8

9
10
11
12
13
14

Органы растений и их
назначение
Разнообразие и
особенности
однолетних цветочно –
декоративных растений
Правила сбора, сушки и
хранения семян
растений
Экология.
Экологические
факторы, влияющие на
развитие растений
Мир комнатных
растений
Первоцветы. Их
значение в природе
Уход за комнатными
растениями
Болезни и вредители
комнатных растений
Питание цветочно –
декоративных растений
Размножение цветочно
– декоративных
растений

Формы контроля

опрос
Учебная игра

2

1

1

Творческая
работа
Творческая
работа
Опрос

6

1

5

Учебная игра

4

1

3

Опрос

4

1

3

Опрос

2

1

1

2

1

1

6

1

5

Опрос, учебная
игра
Опрос, учебная
игра
Опрос

2

1

1

4

1

3

Опрос, учебная
игра
Опрос

6

1

5

Опрос

15

16
17

Выращивание цветочно 6
– декоративных
растений
Дизайн пришкольного
6
участка
Цветы в доме
4

1

5

Опрос

1

5

1

3

Опрос,
творческая работа
Самостоятельная
работа

ИТОГО

17

51

68

Содержание учебного ( тематического) плана
1. Вводное занятие (1 ч)
Знакомство с планом работы объединения. Правила т/б.
2. Цветочно-декоративные растения, их значение (6 ч)
История цветоводства. Разнообразие и распространение растений. Растения
открытого и закрытого грунта. Роль растений в жизни человека.
Практическая работа:
Экскурсия по территории школы и пришкольного участка. Знакомство с
цветочно-декоративными растениями. Работа с литературой, определение
растений. Изготовление саше, мандал.
3. Основы аранжировки западных школ (3 ч)
Оборудование, материалы. Размер и формы композиций.
Практическая работа: Составление односторонней и многосторонней
композиции. Составление симметричной и ассиметричной композиции.
Подготовка к конкурсу «Краски осени».
4. Вторая жизнь растений (4 ч)
Основы прессованной флористики. Правила сбора, сушки и хранения растений.
Практическая работа:
Сбор, сушка растительного материала. Изготовление букета из листьев.
Презентация работ с использованием техники прессованной флористики.
Изготовление открытки с использованием прессованной техники. Викторина.
5. Органы растений, их назначение. (2 ч)
Корень, видоизменение корней. Корневище, клубень, луковица видоизмененные побеги. Лист, его значение и разнообразие. Видоизменение
листьев. Цветы, плоды и семена. Период роста и покоя.
Практическая работа:

Работа с микроскопом (корень, листья, стебли, семена), литературой.
Определение растений. Знакомство с различными видами соцветий и плодов.
Зарисовка, составление таблиц. Просмотр фильма «Распространение семян».
6. Разнообразие и особенности однолетних цветочно-декоративных
растений. (6ч)
Однолетние цветочно-декоративные растения, их разнообразие и особенности.
Практическая работа:
Определение растений. Работа с литературой. Составление календаря осенних
работ. Садовые инструменты и техника безопасности.
7. Правила сбора, сушки и хранения семян (4 ч).
Признаки созревания семян и плодов, их разнообразие. Сроки и правила сбора,
сушки и хранения семян.
Практическая работа:
Сбор семян однолетних цветочно-декоративных растений. Сбор, сушка и
очистка семян. Сортировка и упаковка семян.
8. Экология, экологические факторы, влияющие на развитие растений
(4 ч).
Экологические факторы, их влияние на развитие растений (световые условия, 6
водный, воздушный, тепловой режимы, почва).
Составление шкалы температур, освещенности, полива и влажности. Работа с
литературой. Составление таблицы «Экология растений». Работа на участке.
9. Мир комнатных растений (2 ч).
Комнатные растения, их особенности и разнообразие. Классификация
комнатных растений. Выбор и размещение растений. Особенности оранжерей и
жилых помещений.
Практическая работа:
Работа с литературой. Определение растений. Составление таблицы по
экологическим особенностям. Приборы для измерения условий выращивания.
Распределение растений по группам. Работа в теплице.
10. Первоцветы (2 ч).
Первоцветы Урала, их разнообразие. Первоцветы Красной книги.
Красная книга Урала.
Практическая работа:
Работа с литературой. Проведение викторины «Первоцветы». Изготовление
картины «Первоцвет» с использованием техники прессованной флористики.
11. Уход за комнатными растениями (6 ч).
Систематический и периодический уход за комнатными растениями. Значение
посуды и инвентаря. Пересадка и перевалка растений. Чистота и формирование

растений (прищипка, обрезка и омолаживание). Зимнее содержание комнатных
растений.
Практическая работа:
Работа со школьными растениями. Уход за комнатными растениями (полив,
рыхление, опрыскивание, обмывание листьев, удаление увядших). Работа с
литературой. Размещение растений соответственно их требованиям. Наблюдение
за ростом и развитием.
12. Болезни и вредители комнатных растений (2 ч).
Болезни и вредители комнатных растений. Меры борьбы с вредителями и
болезнями. (Экологически чистые меры борьбы: механический, биологический,
карантин, применение низких температур).
Осмотр растений, определение вредителей и болезни. Работа с литературой.
Применение экологически чистых мер борьбы. Правила приготовления и
использования растворов для борьбы с вредителями.
13. Питание цветочно-декоративных растений (4 ч)
Питательные вещества, микроэлементы, необходимые для правильного развития
растений. Виды удобрений, их характеристика. Сроки и правила использования.
Внекорневые подкормки.
Практическая работа:
Составление календаря
подкормок цветочно-декоративных растений.
Приготовление растворов. Наблюдение за ростом и развитием растений. Работа с
литературой.
14. Размножение цветочно-декоративных растений (6 ч)
Способы размножения растений. Вегетативное размножение (луковицами,
клубнями, корневищами, делением, отводками, усами, черенками). Правила
черенкования и пересадка окоренившихся черенков.
Практическая работа:
Заготовка земли, песка. Подготовка посуды. Черенкование растений (открытого
грунта и комнатных растений). Наблюдения за укоренением растений. Влияние
температуры и освещения на укоренение. Работа с литературой.
15. Выращивание цветочно-декоративных растений (6 ч.)
Выращивание цветочно-декоративных растений посевом в грунт, особенности и
правила. (Подготовка к посеву, определение всхожести семян. Сроки и способы
посева семян, расстояние и глубина заделки, уход за посевами). Правила
пикировки, высадка рассады в грунт.
Практическая работа:
Подготовка ящиков для посева, заготовка земли. Посев семян, установка
этикеток. Работа с литературой. Уход за посевами (полив, рыхление, подкормка,

пикировка). Выбор участка, подготовка почвы. Разбивка участка, посев семян в
грунт.
Профилактика заболеваний.
16. Дизайн сада (6 ч.)
Цветочно-декоративные
растения
черноморского
побережья
Кавказа.
Разнообразие форм цветочных насаждений (клумбы, рабатки, бордюр,
миксбордер, солитеры). Классификация газонов. Планировка участка цветника.
Правила подбора растений по высоте, времени цветения, окраске. Подготовка
участка под насаждения.
Практическая работа:
Определение растений, работа с литературой. Просмотр фильма
«Дендрарий». Составление календаря весенних работ. Составление схем
цветочных насаждений. Работа с литературой. Подбор растений для оформления.
Работа на участке, подготовка цветника. Высадка рассады, посев в грунт. Уход
за цветником.
17. Цветы в доме (4ч.)
Растения в интерьере, зимние сады, оранжереи. Озеленение балконов и веранд.
Цветы в легендах и преданиях. Аранжировка, составление букетов. Искусство
дарить цветы. Бонсай и его традиции.
Практическая работа:
Составление плана озеленения балкона с использованием комнатных растений.
Составление букета.
Формы контроля
Для отслеживания результативности Программы используются несколько
методов:
наблюдение;
анализ результатов тестирования, опросов, выполнения учащимися
творческих заданий, участия в мероприятиях (викторинах, конкурсах, решения
задач поискового характера, активности учащихся на занятиях);
мониторинг, который включает в себя контрольные задания и тесты.
Данные методы применяются для:
Входной диагностики, с целью зачисления учащихся на второй год
обучения (определить исходный уровень знаний учащихся с помощью
собеседования).
Промежуточной диагностики – для определения результатов обучения,
проводится по окончании полугодия. Контроль знаний осуществляется при
выполнении различных заданий (кроссворды, викторины, тесты).

Итоговой диагностики – с целью определения уровня развития учащихся и
их творческих способностей.
Оценочные материалы.
В Программе могут применяться следующие формы контроля освоения
образовательных программ: опрос, тестирование, защита реферата, викторина,
анализ и защита творческой работы. Оценить результативность образования
можно при проведении конкурсов, выставок, защиты творческих работ.
Тестовые задания могут проводиться в любой форме:
задания закрытой формы – учащиеся выбирают правильный ответ из
данного набора ответов к заданию;
задания открытой формы - учащиеся самостоятельно формулируют ответ
на поставленный вопрос;
задание на соответствие - учащиеся устанавливают соответствие между
элементами задания на установление правильной последовательности, учащимся
необходимо указать правильный порядок действий предложенных в задании.
Методические материалы.
Для организации образовательного процесса применяются следующие приемы и
методы обучения:
словесный: беседа, рассказ, объяснение материала, экскурсии, работа с
книгой;
наглядный: метод иллюстраций (предполагает показ иллюстрированных
пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.),
демонстраций
(показ диафильмов, опытов, приборов и др.);
объяснительно-иллюстративный (показ различных предметов); исследовательский метод.
Объяснение материала сопровождается показом живых растений, фотографий
или наглядных пособий. Изучаемый материал необходимо связывать с жизнью,
практикой, опытом учащихся, использовать различные аналогии.
Основные положения и определения теоретического цикла учащиеся должны
заносить в рабочие тетради.
При проведении практических занятий педагог должен следить за соблюдением
т/б и правильным использованием оборудования, показывать приемы работы с
инструментами.

В конце занятия следует провести итоги проведенного занятия, отметить
активность отдельных учащихся группы, обобщить проделанную работу.
Для воспитания и развития навыков творческой работы детей программой
предусмотрены следующие основные методы:
1)
объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
2)
репродуктивные (работа по образцам);
3)
частично-поисковых (выполнение вариативных заданий); 4)творческие
(творческие задания, эскизы, проекты).
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы
проведения занятий:
а) экскурсии ;
б) урок-игра и т.д.;
в) мастер-классы;
Список литературы для педагогов
1.
Головкин Б.Н.Рассказы о растениях – переселенцах: Кн. для внеклас.
чтения учащихся 5-6 кл. – М.: Просвещение, 1984.- 128 с., ил. – (Мир знаний).
2.
Утенко И.С., УтенкоЛ.М.Флористика. Сухие букеты и композиции в
нашем доме. - СПб.: ООО «Издательство «Золотой веке», 2003.- 208 с., ил.
3.
Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. Ростов-на-Дону: изд-во
«Феникс», 1997.-348 с. илл. и цв. вкл.
4.
Терезникова Е.М, Чумак П.Я.Защита цветочно-декоративных растений от
вредителей: Справочник.-М.: Агропромиздат, 1989.-127 с.: ил
5.
Калинина Н.С. Защита цветочных культур от болезней и
вредителей/Калинина Н.С.- М.: Эксмо, 2012-192 с.
6.
З.В. Ясиевич. «Озеленение дворов и балконов». – Изд. «Будивельник»,
Киев, - 1966.
7.
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся 6
класса общеобразовательной школы /Под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М.
Черновой. – М.: Вентана–Графф, 2002.- 224 с.: ил.
8.
Рой Маккалистер. Все о растениях в легендах и мифах. СПб: ООО «СЗКЭО
«Кристалл», 2007. – 192 с., ил.
9.
Все о вечнозеленых растениях. Д-р Д.Г. Хессайон, 1998
10. Красная книга Краснодарского края. Редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения виды растений и животных.- Краснодар: Кн. Изд-во, 1994.-285
11. Немченко Э.П. Многолетние цветы в саду. Москва: ЗАО «Фитон», 2001г.
12. Филиппова Н. Искусство аранжировки. / пер.с англ. О.Осиповой - Москва:
«Кристина-Новый век», 2001г.

13. Хессайон Д.Г. Все о букетах и дизайне интерьеров/Д.Г.Хессайон.- Москва:
АСТ :Кладезь, 2014.-127, (1) с.: ил.
14. «Комнатные растения в интерьере»/пер. с исп. Субботиной С. – М.: ОАО
Издательство «Радуга», 1998-58 с.
15. Стивен Бредли, «Защита растений», «Кладезь – Букс», Москва, 2003
16. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
17. Цветы в доме – интерьер здоровья. Составитель Цветков А.С. – Нижний
Новгород: «Времена», 1998.-224 с, илл.
18. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ ПРЕСС, 1999 - 432 с: илл.
19. Г. Родионенко, Гр. Гроденский «Советские субтропики» Государственное
Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва
1953 Ленинград
20. Каволлек В. Суккуленты /В.Каволлек; Пер. с нем. Т.М.Клевенской. 17– М.:
ООО «Издательство Астрель» 6ООО «Издательство АСТ», 2002. – 126с. 21.Все о
комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб: ООО
«СЗКЭО «Кристалл», 2005. – 128 с., ил.
22.Корчагина В.А. Биология. 1998 23.Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.
Занимательная ботаника. – М.:
АСТ – ПРЕСС, 1999 – 432с: илл
Список литературы для родителей и учащихся
1.
Экзотические комнатные растения. Словарь-путеводитель по семейству
Аройдных(Araceae)/Серия «Царство влоры». Ростов н/Д: издательство «Феникс»,
2002.-256 с., ил.
2.
Солод Л.Е. Цветочное чудо-коллажи : Уникальные украшения для дома и
дачи/Людмила Солод. - М.: Эксмо, 2006. – 96 с. : ил. – (Азбука рукоделия).
3.
Киселев Г.Е. и др. «Комнатное садоводство», Государственное
издательство сельскохозяйственной литературы, Москва – 1956.
4.
Порубиновская Г.В. «Пальмы». – М.: ЗАО «Фитон+», 2001. – 208 с.:
ил. – (Серия «Живой мир вокруг нас»).
5.
Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо,
2010. – И 44 240 с. : ил.
6.
БюркиМориц, Фукс Марианна Иллюстрированный атлас растений для
комнаты и балкона
7.
Рой Маккалистер. Все о растениях в легендах и мифах. СПб: ООО «СЗКЭО
«Кристалл», 2007. – 192 с., ил.

8.
Петров растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя.-2-е изд., доп.М.: Просвещение, 1991. – 207 с.: ил.
9.
Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. Ростов-на-Дону: изд-во
«Феникс», 1997.-348 с. илл. и цв. вкл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ на
учебный год (1 и 2 полугодие)

№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Показатели диагностики образовательного уровня
Интеллектуальное
развитие

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Средний:
Образовательные уровни:
1- подготовительный;
2- начальный; 3– уровень усвоения.

Мотивация к
занятиям

Развитие
навыков
учебного труда

Достижения

Средний
показатель

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы для проверки знаний (1 полугодие).
1. Назовите формы растений.
2. Какие растения относятся к растениям открытого грунта?
3. Почему некоторые растения относятся к группе закрытого грунта?
4. Что такое аранжировка?
5. Какие композиции относятся к ассиметричной форме?
6. Перечислите инструменты для работы цветовода.
7. Какие растения и их части можно использовать в плоской флористике?
8. Когда отмечается международный день Черного моря?
9. Какие моллюски обитают в Черном море?
10. Назовите млекопитающих Черного моря.
11. Как называются растения, обитающие в водах нашего моря? Назовите.
12. Что такое побег?
13. Какие видоизмененные побеги вы знаете?
14. Какие виды корневой системы вы знаете?
15. Назовите виды плодов.
16. Какие растения имеют соцветие?
17. Как распространяются плоды растений?
18. Перечислите однолетние растения. Почему они относятся к этой группе?
19. Какие экологические факторы вы знаете?
20. Какие растения растут на территории ЭБЦ?
2 полугодие:
1. Что такое первоцветы? Назовите их.
2. Какие растения относятся к комнатным растениям?
3. Что такое Красная книга?
4. Назовите основных вредителей растений.
5. Перечислите основные заболевания растений.
6. Для чего необходимо удобрение?
7. Какими способами можно бороться с вредителями?
8. Назовите основные правила приготовления питательных растворов.
9. Какими способами можно размножать растения?
10.Назовите виды насаждений.
11. Чем отличается клумба от бордюра?
12. Перечислите способы посева семян.

13. Какие рекомендации вы можете дать при сборе семян? 14.Кто является

основателем «Уголка фитофантазия» 15.Что такое аранжировка?
16. Что такое букет?
17. Какие инструменты и оборудование необходимы для создания
композиций?
18. Какие композиции вы знаете? (по форме, размеру)
19. Какие растения растут на территории уголка им.Венчагова?

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».