СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Содержание программы 3. Формы контроля и оценочные материалы 4. Организационно - педагогические условия реализации программы 5. Список литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы критического мышления» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Актуальность Программы Программа направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д. Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией. Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Педагогическая целесообразность Программы Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к логическим задачам, способствует развитию творческих способностей, кругозора, привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей критического образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики, правильному применению терминологии. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к точным наукам Отличительные особенности Программы Содержание Программы соответствует познавательным возможностям обучающихся данной возрастной категории и позволяет им работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день тричетыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях. Цель и задачи Программы Цель Программы: - обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения - формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда. Задачи Программы: - Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. - Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания. - Обучить приемам поисковой и творческой деятельности. - Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности». - Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира Категория обучающихся Программа предназначена для детей 10 – 11 лет с повышенной мотивацией к математике. Срок реализации Программы Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 68 часов в год. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Форма организации образовательной деятельности – групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Количество детей в группе – 20 -25 человек. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 40 минут (1 академический час) Планируемые результаты освоения Программы К концу обучения будут знать: - правила сравнения объектов; - приемы решения логических задач; - правила построения определения; - существование различных типов отношений между понятиями; будут уметь: - сужать круг поиска при отгадывании «да-нетки»; - заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов»; - находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения; - сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии. Личностных результатов: - развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; - формировать личностный смысл учения; - формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметные результаты. Регулятивные УДД: - осваивать способы решения проблем поискового характера; - определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; - осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; - познавательные УУД; - осознанно строить речевое высказывание; - овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; - учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: - учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; - формировать мотивацию к работе на результат; - учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: - определять виды отношений между понятиями; - решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; - находить закономерность в окружающем мире и русском языке; - устанавливать ситуативную связь между понятиями; - рассуждать и делать выводы в рассуждениях; - решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Названия разделов и тем Количество часов: Всего Теория Практика Вводное занятие 1 1 - Как научиться правильно думать? Как правильно определить признаки объекта? Различия. Что это за понятие? 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Сходство. Что это за понятие? 2 1 1 Существенные признаки 2 1 1 Характерные признаки 2 1 1 Упорядочение признаков 2 1 1 Правила сравнения 2 1 1 Значение сравнения 2 1 1 Понятия о классах 2 1 1 Правила классификации 2 1 1 Вопросы 2 1 1 Алгоритм. Что это за понятие? 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Формы аттестации /контроля Педагогическое наблюдение Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Тестирование 13 14 Закономерности в числах и фигурах. Закономерности в буквах и 16 словах Логические задачи. 17 15 Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Причина и следствие. 2 1 1 Решение логических задач Причинно-следственные цепочки Противоположные отношения между понятиями Отношения «род-вид» между понятиями Упорядочение по родовым отношениям Виды отношений между понятиями Определения 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Анализ ошибок в построении определений Умозаключения 2 1 1 2 1 1 Анализ ошибок в построении 27 умозаключений 2 1 1 Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Язык и логика 2 1 1 Придумывание по аналогии 2 1 1 Использование аналогии в обучении Продолженная аналогия 2 1 1 2 1 1 Рассуждения 2 1 1 Анализ ошибок в построении рассуждений Юмор и логика 2 1 1 2 1 1 1 68 1 35 33 18 19 20 21 22 23 24 25 26 28 19 30 31 32 33 34 35 Итоговое занятие ИТОГО Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Решение логических задач Содержание учебного (тематического) плана Учимся выделять признаки – 14 ч Игры на внимание « Путаница»,» Запрещённое движение», « Повториотличись»,» Руки- ноги», « Изобрази дерево» ; беседы « Что и зачем?»,о сравнении, о выделении признаков, о различиях, о характерных признаках; работа в группах, задания на смекалку. представление нового учебного предмета, контрольная работа. Учимся сравнивать – 4 ч Игры: «Эстафеты», « Хор», «Разминка»; беседа о значении сравнения, упражнения на выбор объекта, « Проверь себя». Учимся классифицировать – 6 ч Игры на внимание: « Мальчик. Девочка, цветок», « Руки вверх- руки в стороны», « Да и нет»; вопросы корректные и некорректные; задания на смекалку. Учимся находить закономерности – 8 ч Игры: « Плавает- летает», « Посчитай- не ошибись», « Цепочка», « Отвечай- не торопись»; работа в парах, в группах, составление инструкций, задания- шутки. Учимся выделять вид отношения между понятиями – 12 ч Игры: «День , ночь». « Наоборот», « Реки, города», « Род- вид», « Понятнонепонятно»; упражнения по составлению причинно- следственных цепочек; составление схем, беседы о видах отношений между понятиями, о значении слов « род»,« вид», « элемент»,;« Проверь себя». Учимся давать определения – 4 ч Игры: « Да- нетка», « Правильно- неправильно»; игра- дискуссия « Что такое книга?; беседа о значении определения, о б ошибках в построении определений. Учимся делать умозаключения – 6 ч Игры: « Съедобное- несъедобное», « Рыцари и лжецы», « Числа и слова»; упражнения « Сравнение умозаключений», « Перестановки», « Кто кого?»; работа в группах « Как мы делаем выводы». Учимся использовать аналогии – 6 ч Игры на внимание: «Сказочный герой», « Повторяй за мной», « Пальцы»; решение задач, придумывание вопросов на смекалку. Учимся рассуждать – 4 ч Игры: « Несмеяна», « Повтори- не ошибись», « Перестановки»; упражнения: решение задач с противоречиями, решение детективных задач, ознакомление с софизмами, беседа об остроумии. Подведение итогов обучения – 1 ч Презентация творческих работ, анкетирование. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Виды контроля Входной контроль: проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы. Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования. Текущий контроль: отслеживание активности обучающихся в решении практических задач. Итоговый контроль: проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы. Викторина. Критерии оценки достижения планируемых результатов Уровни освоения Программы Результат Высокий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний. Средний уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний требует незначительной доработки. Низкий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы. В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Материально-техническое обеспечение программы Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14. Для успешной реализации Программы необходимо материально техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер и мультимедийный проектор или мультимедийная доска. Методические особенности (механизм) реализации Программы Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы и методы. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная Программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007. 2.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Программы и учебнометодический комплекс «Перспектива», под редакцией Л.Ф. Климановой. - М.: Просвещение, 2014. 3.Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки или Арифметика для всех» / Е.И. Игнатьев. – М.: Книговек, 2012. 4.Узорова О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Просвещение, 2004.