Пояснительная записка. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Поэтому обучению решения задач уделяется много внимания (уже в первом классе учащиеся начинают решать текстовые задачи). В последнее время умение решать текстовые задачи стало ещё более актуальным. Умение решать ту или иную задачу зависит от многих факторов. Однако, прежде всего необходимо научиться различать основные типы задач и уметь решать простейшие из них. Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений закономерностей. (Перова М. Н. «Методика преподавания математики »). Чтобы решить задачу ученик должен уметь переходить от текста (словесной модели задачи) к представлению ситуации (мысленной модели), а от нее к записи решения с помощью математических символов (к знаково-символьной модели). Все эти три модели являются описанием одного и того же объекта – задачи. Программа содержит различные виды арифметических задач. Они заслуживают особого внимания. В тоже время решение таких задач требует иногда весьма остроумных рассуждений, умение глубоко вникнуть в ситуацию. Задачи высокого уровня сложности предполагают выявление учеников, мыслящих творчески и нестандартно, умеющих эвристически мыслить и проводить доказательство. Развитию учеников, интересующихся математикой, умению находить эвристические пути решения служат математически остроумные решения некоторых задач из программы. Большой набор заданий позволит учащимся сформировать глубокие и прочные знания для развития и формирования навыков решения задач данных типов. Некоторые задания могут быть выполнены стандартными, отработанными методами, но при этом возможен и другой способ, предполагающий нетривиальную логику решения. Это способствует деятельностному подходу при изучении курса математики. Актуальность. Причины недостаточной подготовленности школьников, окончивших начальную школу, к изучению дальнейшего курса математики самые разные. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться и слабым здоровьем ребёнка, не позволяющим ему в полную силу включаться в школьную работу, и психологической неподготовленностью ребёнка к школе, и индивидуальным темпом его развития, и педагогическая запущенность, и др. Отличительной особенностью отстающих в учении школьников является слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Низкий уровень общего развития, серьёзные пробелы в математической подготовке за курс начальной школы не позволяют им овладевать содержанием курса математики 5-6 класса даже на минимальном уровне, что исключает возможность хотя бы удовлетворительного изучения данного предмета и смежных дисциплин в последующих классах. Цели: образовательные расширить знания учащихся, приобрести необходимые умения и навыки для решения задач, показать необходимость знаний по математике в других областях, развивающие развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор, математические способности, мышление, речь, воспитательные воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах. воспитанию терпения, настойчивости, воли. Задачи: углубление и повышение качества знаний по решению текстовых задач арифметическим способом, применение знаний в новых условиях. Ожидаемые результаты: Основным результатом станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация учащихся к дальнейшему изучению математики. Кроме того, обучающиеся освоят приемы решения задач, повысят математический уровень знаний, будут применять полученные знания при проведении различных конкурсов, викторин, олимпиад, сдаче экзаменов, в повседневной жизни. Программа рекомендована учащимся 9-10 лет. Рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю). Для изучения курса достаточен базовый уровень знаний учащихся по предмету. Каждый педагог может пополнить материал дополнительными вопросами по разделам программы применительно к уровню подготовки учащихся. Критерии и механизм отслеживания результатов программы. Для преодоления "комплекса неудовлетворительных отметок" на занятиях объединения вводится десяти балльная система отметок, которая позволяет ученикам отойти от стереотипа школьных отметок. Итоги подводятся по двум критериям: усвоена программа на удовлетворительном уровне и на неудовлетворительном уровне (т.е. определяются максимальное и минимальное количество баллов за весь курс). Основные показатели СОУ 10-ти балльная шкала (степени обученности учащихся) 1 балл очень слабо 2 балла слабо Уровень Различение, Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, распознование записывал под диктовку учителя и товарищей, (уровень переписывал с доски и т.п. знакомства) Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. Запомнил большую часть текста, правил, Запоминание 3балла определений, формулировок, законов и т.п, но (неосознанное посредственно объяснить ничего не может (механическое воспроизведение) запоминание). Демонстрирует полное воспроизведение 4 балла изученных правил, законов, формулировок, удовлетворит. математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить 5 баллов – Объясняет отдельные положения усвоенной Понимание не достаточно теории, иногда выполняет такие мыслительные (осознанное операции, как анализ и синтез. воспроизведение) хорошо Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя 6 балловосознанность усвоенных теоретических знаний, хорошо проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и Элементарные 7 балловтерминологией, способен к обобщению умения и навыки изложенной теории, хорошо видит связь теории (репродуктивный очень хорошо с практикой, способен применить в простых уровень) случаях. Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике 8 баллов легко и не особенно задумываясь. Выполняет отлично почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки сам их исправляя. Легко выполняет практические задания на Перенос 9 баллов уровне переноса, свободно оперируя усвоенной (творческий великолепно теорией в практической деятельности. уровень) Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя 10 баллов самостоятельно новые умения на базе прекрасно полученных ранее знаний и сформированных прежде умений и навыков. За каждый вид выполненной работы учащиеся получают баллы, которые фиксируются в специальном журнале; за качественную работу, за проявление инициативы учащиеся получают дополнительные баллы. Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде отчетной конференции, на которой учащиеся представляют составленные и решенные задачи, кроссворды, ребусы, доклады, презентации по вопросам курса. Учебный план № Раздел 1. Введение. Количество часов 2 1. История развития математики 6 1. Разные задачи. 7 1. Математические игры. 4 1. Задачи "Кенгуру" разных лет. 3 1. Первые шаги в геометрии. 6 1. Элементы теории вероятностей. 5 1. Математика в искусстве. 2 1. Подведение итогов. 2 Календарно учебный план. Кол-во часов № Тема занятия 1 Дата Введение. Вводное занятие. Техника безопасности. 4 Математическая игра «Путешествие в страну «Математика» 1 Знакомство с программой курса. Входная диагностика. 2. История развития математики Хронология развития счета и числа. Способы измерения счета в древности. Старые русские меры длины. Математические парадоксы математические фокусы. и Ребусы. Правила составления разгадывания. Восстановление чисел. и Натуральные закономерностей. 3. Всего числа. Поиск 1 В том числе теория практика контроль 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 Секреты четных и нечетных чисел 1 1 Приёмы устного умножение. 1 1 7 1 1 счета. Мгновенное Разные задачи. Задачи-шутки; задачи-загадки; «да-нетки» Шахматные задачи 1 1 Старинные задачи 1 1 Задачи на взвешивания, переливания 1 1 Задачи, решаемые с конца 1 1 Задачи, решаемые методом исключения 1 1 Задачи, решаемые графическим методом 1 1 Математические игры. 4 Морской бой, пирамиды, уголки 1 1 Фокусы, пасьянсы 1 1 Логические и традиционные головоломки 1 1 Криптограммы, лабиринты 1 1 5. Задачи "Кенгуру" разных лет. 3 6. Первые шаги в геометрии. 6 Начальные понятия геометрии. Геометрические фигуры. Основные чертежные и измерительные инструменты. Виду углов. Измерение углов. 1 1 Конструирование. Составление различных конструкций из букв Т и Г. Составление композиций орнаментов, рисунков. Геометрические иллюзии. 1 1 Куб и его свойства. Понятие многогранника, понятия грани, ребра, вершины многогранника. Куб как представитель большого семейства многогранников. Развертка куба. Изображение куба. Изготовление модели куба. 1 1 Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, в которых заданную фигуру, разделенную на равные клеточки, надо разрезать на несколько равных частей. Изготовление из картона набора пентамино и решение задач с использованием этого набора. 1 1 Треугольник. Пирамида. Понятие многоугольника. Определение треугольника, изображение и обозначение треугольника. Знакомство с правильными многогранниками. Изготовление моделей октаэдра и икосаэдра. Способ 1 1 4. 1 1 1 изготовления моделей. 7. 8. 9 Геометрические головоломки. Геометрия танграма. Изготовление головоломки. Решение задач. Игра стомахион, изготовление, решение задач. 1 Элементы теории вероятностей. 5 Случайные события и операции над ними. 1 Комбинаторика. 2 1 1 Вероятность события. 2 1 1 Операции над вероятностью. 1 Математика в искусстве. Золотое сечение. Различные симметрии. Пропорциональность. 2 виды 1 1 1 1 1 Математика в архитектуре. Математика в живописи. 1 1 Подведение итогов. Итоговая диагностика 2 2 Итоговое занятие. Подведение итогов. Поощрение успешно занимавшихся учащихся. Математическая викторина. 1 ИТОГО: 2 1 35 часов Содержание программы. Раздел 1. Основные задачи на движение Основная цель –- закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием); продолжить развитие общеучебных умений и навыков. После изучения данного раздела учащиеся должны знать: основные понятия ( скорость, время, расстояние) и формулы , по которым они находятся; о разных видах задач уметь: оперировать основными понятиями; переводить условие задачи на математический язык и составлять математическую модель; определять способ решения задачи; правильно строить свои умозаключения. Решение задач на движение вызывает некоторые затруднения у учащихся. Необходимо выделить такие понятия, как скорость сближения/ удаления, как собственная скорость, скорость течения, скорость по течению и скорость против течения. В задачах на движение представлены реальные ситуации, некоторые из которых можно разыграть на занятии: прогулки от дома до школы, от дома до кинотеатра, от кафе до стадиона, от одного населенного пункта до другого; соревнования на лыжах, велосипедах, автомобилях, по плаванию, движение на различном транспорте от одного пункта до другого; движение по течению реки и против течения на теплоходе, катере, корабле. Раздел 2. Геометрическая составляющая школьного курса математики Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. После изучения данного раздела учащиеся должны знать: свойства геометрических фигур; уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание. Этот раздел программы рассчитан на повышение и удержание интереса к предмету математике. При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики. Раздел 3. Три вида задач. Что такое процент? Нахождение процентов от числа, числа по его процентам, нахождение изменения величины в процентах. Решение задач на проценты различными способами: арифметический способ, с помощью составления уравнений, с помощью пропорций. Основная цель – обобщить знания по теме "Проценты" и усвоение учащимися практической значимости этого понятия в различных сферах деятельности человека, тренировать умения сравнивать доли, находить долю числа. После изучения данного раздела учащиеся должны знать : определение процента, основные способы решения стандартных задач на проценты (арифметический способ, алгебраический способ, с помощью пропорций);основные понятия в задачах на смеси, растворы и сплавы; основные этапы решения задачи на смеси. Уметь: решать стандартные задачи на проценты «Нахождение процентов от числа», «Нахождение числа по его процентам», «Изменение величины в процентах»; решать задачи на начисление простых процентов; решать с помощью уравнений задачи на «смеси», «сплавы», «концентрации» (уровень сложности два: три логических шага). Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти. Методическое обеспечение программы. Рекомендации Раздел 1. Как обучать детей нахождению способа решения задачи на движение? Этот вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для повышения интереса к решению задач на движение следует использовать разнообразные чертежи и схемы. Они позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивать память, речь, мышление. При этом для развития учащихся весьма полезны упражнения творческого характера: составление задач учащимися и их решение; преобразование данных задач и их решение; сравнение задач и их решение; сравнение решений задач. Может быть организована и групповая работа учащихся на занятиях. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Состав таких групп может быть как одноуровневым, так и разноуровневым. На последнем занятии можно предложить учащимся загадать свои задачи на движение, которые они составляли в процессе изучения данного раздела программы. Раздел 2. Для проведения первого занятия можно подготовить историческую справку о задачах на разрезание. [13]. Необходимо использовать на занятии как можно больше наглядного материала: картинки, схемы, карточки, таблицы, наборы фигур и т.д. При решении логических задач работа строится от простого к сложному. Задачи подбираются в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Познакомить с основными способами решения логических задач можно на конкретных, несложных примерах; выяснить: какие методы более эффективные? Можно попросить учащихся подготовить презентацию к докладу на тему: как я решаю логические задачи? Или подготовить подборку наиболее интересных задач для стенной газеты . Для подготовки можно использовать следующие ресурсы [16] , [17] ,[18]. Последнее занятие можно организовать в виде командного соревнования по решению задач. Раздел 3. Для проведения первого занятия можно подготовить вопросы и заранее попросить задуматься (повторить) над ними, тогда работу легко организовать как обсуждение этих вопросов. Ответы на эти вопросы учащиеся могут оформить в виде презентации или мини-сообщения. Если есть возможность , можно организовать работу учащихся на компьютере, поставить обучающие и проверяющие знания программы по теме «часть числа» , «процент числа». [23]. Одно из занятий посвятить такой проблеме как здоровый образ жизни ( на примере задач на проценты), с использованием презентации или видеоролика. Учащиеся могут самостоятельно подготовить презентации на следующие темы: «Проценты в моей жизни», «Для чего нужно уметь решать задачи на проценты» , «С газетной полосы» и т.п. Использованные ресурсы: 1. А.С.Чесноков «Дидактические материалы по математике. 5 класс» / А.С.Чесноков, К.И.Нешков - М. ; «Классикс Стиль», 2008 2. А.С. Чесноков «Дидактические материалы по математике для 6 класса» / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. - М. ; «Академкнига/учебник», 2010 3. Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2007. 4. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. ГИА 2008. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2008. 5. Математика, № 10, 1997 6. Математика, № 8, 2004 7. Математика, № 17, 2007 8. Математика в школе, № 5, 2008 9. Математика. Задачи на переливание с. 10 № 1, 2004 10.Математика. Задачи на движение № 20, 2003 11.Составитель Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: Учитель, 2002. 12. Фарков А.В. Математические олимпиады. М.: Экзамен, 2008 13. М. А. Екимова, Г. П.Кукин Задачи на разрезание. МЦНМО Москва, 2002 Занимательные задачи на проценты. http://www.math-on-line.com/olympiadaedu/logica-zadacha-procents.html 14. Каталог задач. http://www.problems.ru/view_by_subject_new.php?parent=91 15. Э.Н.Балаян. Готовимся к олимпиадам по математике. Ростов-на-Дону. 2010г. http://www.calameo.com/books/000687618f779ed5a7abb 16. Задачи . http://mmmf.msu.ru/archive/20052006/z5/15.html 17. Способы решения логических задач. http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE% D0%B1%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0 %BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87 18. Учимся решать логические задачи. http://logika.vobrazovanie.ru/index.php?link=tabl_sp.html&a=kto_est_kto.html 19. Блинков А.Д., Баранова Т.А., Горшкова М.М., Кочетков К.П., Потапова М.Г., Семенов А.В. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. - М.: Первое сентября, 2003.. 20. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. СПб:СМИО Пресс, 2001 21. А.В.Спивак. Математический кружок 6-7 классы. М.:Посев.-2003г 22. Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 23. Интерактивный учебник. http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_32.php