СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный (тематический) план 3. Содержание учебного (тематического) плана 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 5. Список литературы 6. Приложение № 1. Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения программы 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный армеец» социально-гуманитарной направленности ориентирована на учащихся военно – патриотических клубов, с целью расширения знаний и приобретение практических навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества. Актуальность Программы Актуальность данной Программы состоит в том, что она позволяет подготовить обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению по отношению к военной службе и военной профессии. Новизна Программы Новизна программы заключается в новых подходах к воспитанию патриотических чувств, в осознании гордого звания – защитник Отечества. Педагогическая целесообразность Программы Защитнику Отечества необходимо, прежде всего, быть здоровым и уметь сохранить здоровье свое и окружающих в различных ситуациях при возникновении угрозы жизни. Это предполагает наличие хорошей физической формы и владение приемами, которые помогут отразить нападение. Кроме того, защитнику необходимы такие качества, как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде. Поэтому данная программа содержит следующие основные разделы: 1. Огневая подготовка, 2. Строевая подготовка, 3. Физическая подготовка, 4. Основы медицинских знаний, 5. Служба Отечеству. Физическая подготовка обеспечивает физическое развитие, которое способствует становлению и сохранению здоровья, успешному решению задач повседневной жизни, трудовой и оборонной деятельности. 3 Строевая подготовка является одним из основных предметов обучения воспитания военнослужащих. Она организуется на основе Строевого устава Российской армии. Занятия строевой подготовкой в дальнейшем существенно облегчат начальный период военной службы. Строевая подготовка закаляет волю обучающихся, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению служебной дисциплины. Регулярные занятия строевой подготовкой благотворно влияют на общее физическое развитие обучающихся, способствуют хорошей координации движений. На занятиях по строевой подготовке ребятам прививается аккуратность, дисциплинированность и внимательность. Вырабатывается умение выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения. Огневая подготовка дает возможность получить знания по основам стрельбы, формирует интерес и развивает навыки участия в военноприкладных видах спорта. Основы медицинских знаний знакомит со способами оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и воспитывает стремление к здоровому образу жизни. Воспитанию патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил способствуют занятия из раздела «Служба Отечеству». Цели и задачи Программы Целью программы является создание условий для формирования практических умений и навыков, духовных, физических и морально - психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации. В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи: Обучающие: −обучить основам теории стрельбы; −ознакомить с материальной частью современного стрелкового и спортивного оружия, историей создания и развития стрелкового оружия России; мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; 4 −обучить базовым понятиям строевой подготовки, умению выполнять строевые приемы без оружия и проходить торжественным строем с песней; − обучить приемам начального комплекса рукопашного боя; −ознакомить с основами медицинских знаний и обучить умению оказывать первую медицинскую помощь; −ознакомить с историей Вооруженных сил России, символами воинской чести, законами о воинской обязанности. Развивающие: − улучшать физическую подготовку обучающихся; − формировать интерес к регулярным занятиям военно- прикладными видами спорта; −формировать у обучающихся целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм. − развивать внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность; −развивать аккуратность, ловкость и выносливость; −развивать способность наблюдать, анализировать, делать выводы; −развивать волевые качества, дисциплинированность, стрессовую устойчивость. Воспитывающие: −воспитывать уважительное отношение к старшим по званию, заботливое отношение к младшим по возрасту, чувство товарищества и взаимопомощи; −воспитывать уважение к Вооружённым Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории. −формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях. Режим занятий. Программа рассчитана на 9 месяцев. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 13-17 лет. Занятия проводятся 3 раза по 40 минут ( 1 академический час). Количество часов в год - 102. 5 Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость учебной группы 10 -20 человек. Теоретические занятия включают в себя просмотр наглядных пособий, видеоматериалов по изучаемой теме. Формы проведения теоретических занятий - беседа, семинар. Практические занятия – это учебно-тренировочные занятия, которые проводятся в специально оборудованных помещениях. Формы аттестации. В целях оценки и контроля результатов обучения в течение года проводятся: • проверка выполнения нормативов по ОФП; • проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки; • соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения; • общешкольные соревнования по стрельбе из пневматического оружия. Ожидаемые результаты. По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать: −основы стрельбы из различных видов оружия, технику безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований. −основные положения строевого устава, элементы строя, элементы утреннего осмотра; −обязанности кадет перед построением и в строю, порядок подачи команд, порядок выполнения воинского приветствия без оружия; − порядок проведения строевого смотра; −порядок ритуала возложения венков к мемориалу памяти; −приемы самозащиты и базовую технику рукопашного боя; −приемы оказания первой медицинской помощи при травматизме, отравлениях, ожогах, обморожениях; 6 − приемы для выживания на местности; − историю и традиции Вооруженных сил России. будут уметь: −правильно занять позицию на стрелковом рубеже и производить стрельбу из винтовки; −правильно подавать предварительные и исполнительные команды строевой подготовки, быстро и чётко выполнять строевые приёмы при отработке навыков в одиночной подготовке и в составе взвода; −преодолевать полосу препятствий и выполнять начальный комплекс рукопашного боя; −оказать первую медицинскую при травматизме, отравлениях, ожогах, обморожениях; − проявлять культуру взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности. Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения программы представлен в Приложении № 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Название раздела, темы Количество часов № Формы аттестации Всего Теория Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 1 Огневая подготовка 15 5 10 Меры безопасности при стрельбе Теоретические основы стрельбы 2 1 1 2 1 1 1.3 Материальная часть оружия 3 1 3 1.4 Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок 3 1 2 1. 1.1 1.2 Практика тест тест 7 Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки 5 1 4 2. Строевая подготовка 18 4 14 2.1 Строи и управление ими. 3 1 2 2.2 Обязанности военнослужащих перед построением и в строю 3 1 2 2.3 Строевые приемы и движение без оружия 8 1 7 2.4 Строевой смотр 4 1 3 3. Физическая подготовка 22 22 Гимнастика и легкая атлетика 6 6 3.2 Преодоление препятствий 4 4 3.3 Рукопашный бой 4 4 3.4 Комплексные занятия 8 8 4. Основы медицинских знаний 16 8 4.1 Здоровье и здоровый образ жизни 4 4 4.2 Первая медицинская помощь 6 2 4 4.3 Выживание на местности 6 2 4 5. Служба Отечеству 29 29 - 5.1 История Вооруженных сил России 9 9 5.2 Правовые основы военной службы Современные ВС России 10 10 10 10 Итоговое занятие 1 1 102 48 1.5 3.1 5.3 Итого соревнования смотр соревнования 8 практический зачет Брейн-ринг «К защите Родины готов!» 54 8 Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие Теория :Содержание программы, правила её реализации. Ожидаемые результаты по окончании обучения. Инструктаж по технике безопасности. Раздел 1. Огневая подготовка 1.1.Меры безопасности при стрельбе Теория : Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Практика: Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле. 1.2.Теоретические основы стрельбы Теория : История и виды российского стрелкового оружия. Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули. Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения расстояния до цели. Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. 1.3.Материальная часть оружия Теория: Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки. Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки. Хранение винтовки. Замена основных частей и механизмов винтовки. Практика: Возможные неисправности, задержки при стрельбе и их устранение. Чистка, смазка и хранение винтовки. Настройка пневматических винтовок. Выверка открытого прицела. Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы. 1.4.Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок Теория: Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы. Практика: Заряжание, изготовка к стрельбе из положения «сидя за столом с опорой на локоть». Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы. Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения «стоя» без опоры. Доклады. 9 Изготовка к стрельбе из положения «с колена» и лёжа с опорой и без опоры. Прицеливание. Производство выстрела. Доклады. 1.5.Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки Практика: Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстоянии 5 метров из положения «сидя за столом с опорой на локоть». Совершенствование техники и навыков стрельбы. Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения «стоя» и «с колена» с опорой и без опоры. Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения «лёжа» с опорой и без опоры. Подготовка к соревнованиям по стрельбе из пневматической винтовки. Раздел 2. Строевая подготовка 2.1 Строи и управление ими Практика: Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, ширина строя, глубина строя, колонна. Одношереножный и двухшереножный строй, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий. Управление строем. Команды. 2.2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю Практика: Проверка исправности оружия, заправка обмундирования, место в строю, передача показаний и команд. 2.3 Строевые приемы и движение без оружия Практика: Строй, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головне уборы - снять (надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия. Выход военнослужащего из строя, подход к начальнику и отход от него. 2.4. Строевой смотр Практика: Встреча начальника. Вынос Боевого Знамени. Разучивание строевой песни в составе подразделения. Прохождение торжественным маршем и с песней. Раздел 3. Физическая подготовка 10 3.1.Гимнастика и легкая атлетика Практика (10 часов): Разучивание и тренировка в выполнении гимнастических упражнений. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: бег на 100 м, челночный бег, бег на 1 км, бег на 3 км. 3.2.Преодоление препятствий Практика: Разучивание приёмов действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Техника преодоления отдельных препятствий: лабиринт, ров шириной 2.5 м, разрушенный мост, разрушенная лестница, забор.Проверка выполнения норматива по преодолению препятствий. 3.3.Рукопашный бой Практика: Изготовка к бою (без оружия и с оружием). Передвижение в боевой стойке. Приемы самостраховки (при падении вперед, назад, на бок, кувырки). Комплексная тренировка, действия по вводным сигналам и командам. Разучивание и тренировка, действия по вводным сигналам и командам. Разучивание и тренировка выполнения начального комплекса приемов рукопашного боя. Проверка выполнения начального комплекса рукопашного боя. 3.4.Комплексные занятия Практика (8 часов): Тренировка в преодолении препятствий общего контрольного упражнения. Комплексная тренировка. Раздел 4.Основы медицинских знаний 4.1. Здоровье и здоровый образ жизни Теория (4 часа): Показатели здоровья. Личная гигиена. Профилактика заболеваний, здоровый образ жизни. 4.2. Первая медицинская помощь Теория : Начальные основы медицинских знаний: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи. Практика: Первая медицинская помощь при травматизме. Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. 4.3. Выживание на местности 11 Теория: Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров, добывание и обеззараживание воды и пищи, съедобные и лекарственные растения, следопытство. Практика: Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров, добывание и обеззараживание воды и пищи, следопытство. Раздел 5. Служба Отечеству 5.1. История Вооруженных сил России Теория : От эпохи дружин до эпохи высокопрофессиональной армии. История и традиции Вооруженных сил и силовых структур России, символы воинской чести. 5.2. Правовые основы военной службы Теория: Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. Воинские уставы. 5.3. Современные ВС России Теория: Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС России на современном этапе. Честь и достоинство российского офицера. Воинский этикет. Итоговое занятие Теория : Подведение итогов за год. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-технические условия реализации программы Для обучения по данной программе необходимо иметь в наличии: оборудованное помещение для тира, пневматические винтовки, пульки для пневматических винтовок, мишени, макет автомата, наглядные пособия. Теоретические занятия проходят мультимедийное оборудованием. в кабинете, оснащенным Для практических занятий необходимы специально оборудованные помещения: 12 для огневой подготовки - тир, в котором есть пулеулавливатели, прицельный станок; для строевой подготовки – строевой плац или спортивный зал; для общей физической подготовки - спортивный зал, спортивный инвентарь, полоса препятствий. Оборудование по разделу программы «Огневая подготовка»: • макеты автоматов; • винтовки ТОЗ-8, ИЖ-38; • мишенные установки; • мишени; • пулеулавливатели. Оборудование по разделу программы «Физическая подготовка»: • борцовский ковер; • гимнастические маты; • подкидной мостик; • боксерские мешки; • защитное снаряжение для рукопашного боя; • учебные видеофильмы. Оборудование по разделу программы «Основы медицинских знаний»: • наглядные пособия; • учебные фильмы; • войсковой прибор химической разведки; • аптечка первой помощи; • электронный тренажер «Гоша». Методическое обеспечение программы В процессе обучения используются наглядные пособия: - комплект «Строевая подготовка»; - комплект «Вооруженные Силы на страже Родины». 13 Используются методы объяснения, показа и личный пример, а также упражнения и тренировки. Личный пример преподавателя (военного руководителя) в сочетании с высокой методической подготовкой, постоянная требовательность к учащимся в точном выполнении приёмов приводит к успешной подготовке обучающихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, рекомендуемый детям 1. Детская энциклопедия. Помоги себе и другим или безопасность в ЧС. 2. Серых В.Д. Воинские ритуалы: Для детей среднего возраста 9-14. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Воениздат, 1986.– 255 с. ил. Список литературы, используемый при написании программы 1. Апакидзе В.В., Дуков Р.Г. Методика строевой подготовки. М., 1988 г. 2. Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. 1995. 3. Вельмякин В.Н. Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск. Рязань, 1993. 4. Верхошанский В.Я. Общефизическая подготовка. Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. 5. 7. Военная история России. Учебник для ВУЗов. - М.: Воениздат, 1993. 6.Вырщиков А.Н., КусмарцевМ. Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования : кн. для учителя : учебно-метод. пособие – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 270 с. Жук А.Б. Винтовки и автоматы. Военное издательство, - 2007 г. 8. Журнал «Военные знания» № 2, 2008г. 9. Керсновский А.А., ред. Кодзова С. З. История русской армии. Абрис/ОЛМА, 2018 г. — 360 с. Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. Растим патриотов. Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011 г. 10. 11. М., Методические рекомендации инструктору армейского рукопашного боя. Под редакцией П.М. Лаговского. – М., 1995 14 12. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Издание второе, испр. и доп. М.: Военное Издательство Министерства Обороны СССР, 1970. — 176 с. 13. Общевоинские Уставы ВС РФ, Новосибирск, «Норматика», 2013. 14. Положение о порядке прохождения службы в УИС ФСИН РФ. 15. 18. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Оборонно-спортивные кружки. М.: Просвещение, 1987 16.Стрелковый спорт. Правила соревнований. М., 1977. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, введенный в действие приказом МО РФ № 600 от 15.12.1993. Учебное пособие «Огневая подготовка», ООО «Армпресс», М., 2006. 19. Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 1967. 17. Интернет-ресурсы Пулевая стрельба. Сайт стрелкового союза России. [Электронный ресурс] http://shooting-russia.ru/static/?bullet(Дата обращения: 27.08.2018). Правила по пулевой и стендовой стрельбе на 2017-2020 г.г. [Электронный ресурс] http://shooting-russia.ru/news/?4455. (Дата обращения: 27.08.2018). 15 Приложение № 1 Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения программы 1. Раздел «Огневая подготовка» Индивидуальная оценка практической составляющей строевой подготовки проводится на соревнованиях. Уровень подготовки оценивается по следующим критериям: Оценка: Критерии Высокий уровень обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, вести прицельную и кучную стрельбу с результатом не ниже 20 очков при 3-х выстрелах, 32 очков при 5-ти выстрелах, 62 очков при 10-ти выстрелах. Средний уровень обучающийся правильно ориентируется в современном стрелковом оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 18 очков при 3-х выстрелах, 30 очков при 5-ти выстрелах, 60 очков при 10-ти выстрелах. Низкий уровень обучающийся неправильно ориентируется в современном стрелковом оружии; знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; не умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 16 очков при 3-х выстрелах, 28 очков при 5-ти выстрелах, 58 очков при 10-ти выстрелах. 16 Программу не обучающийся не ориентируется в современном стрелковом освоил оружии; не знает технику безопасности при стрельбе, теоретические основы стрельбы; не умеет правильно занять позицию на стрелковом рубеже, ведет прицельную и кучную стрельбу с результатом ниже 16 очков при 3-х выстрелах, 28 очков при 5-ти выстрелах, 58 очков при 10-ти выстрелах. 2. Раздел «Строевая подготовка» Индивидуальная оценка строевой подготовки обучающихся слагается из оценок, полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов и определяется: Оценка: Критерии Высокий уровень если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично», а 50% - на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг обучающегося имеют оценку «отлично». Средний уровень если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и «хорошо», а 50% - на «удовлетворительно»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг обучающегося имеют оценку не ниже «хорошо». Низкий уровень если по одному из строевых приёмов получена оценка «неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида, строевой стойки и строевого шага обучающегося. Программу не при наличии двух и более неудовлетворительных оценок, а освоил также при неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или строевой стойке, или строевому шагу. 3. Раздел «Физическая подготовка» Индивидуальная оценка показателей физической подготовки обучающихся проводится в середине и в конце учебного года. Оценка: Критерии 17 Высокий уровень Обучающийся правильно выполняет гимнастические упражнения, выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет навыками рукопашного боя, техникой преодоления полосы препятствий, освоил начальный комплекс приемов рукопашного боя. Средний уровень Обучающийся выполняет гимнастические упражнения не очень технично, выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет навыками рукопашного боя на 80%, владеет техникой преодоления полосы препятствий, начальный комплекс приемов рукопашного боя выполняет с 1-2 ошибками. Низкий уровень Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с ошибками, с трудом выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраста, владеет навыками рукопашного боя на 50%, при преодолении полосы препятствий делает много ошибок, начальный комплекс приемов рукопашного боя выполняет с большим количеством ошибок. Программу не освоил 4. Обучающийся выполняет гимнастические упражнения с большим количеством ошибок, не выполняет нормативы легкой атлетики для своего возраст, не владеет навыками рукопашного боя и техникой преодоления полосы препятствий, не освоил начальный комплекс приемов рукопашного боя. Раздел «Основы медицинских знаний» Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится в конце учебного года. Оценка: Критерии Высокий уровень обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; самостоятельно, не испытывая особых трудностей, без ошибок выполняет практические задания по оказанию первой помощи и выживанию на местности. Средний уровень объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%, выполняет практические задания с 1-2 ошибками. Низкий уровень обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при выполнении практических заданий делает много ошибок. 18 Программу не обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных освоил программой умений и навыков, не может выполнить практические задания. 5. Раздел «Служу Отечеству» Индивидуальная оценка показателей по данному критерию проводится в конце учебного года. Оценка: Критерии Высокий уровень Обучающийся знает историю и традиции Вооруженных сил России, символы воинской чести, общие положения о воинской службе; проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. Объём усвоенных знаний составляет 70-50%, обучающийся проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. Средний уровень Низкий уровень Обучающийся плохо знает историю и традиции Вооруженных сил России, символы воинской чести, общие положения о воинской службе; не всегда проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. Программу не освоил Обучающийся не знает историю и традиции Вооруженных сил России, символы воинской чести, общие положения о воинской службе; не проявляет дисциплинированность и чувство товарищества к другим участникам группы. 19