ДООП Стань грамотным

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Содержание программы
3.Форма контроля и оценочные материалы
4.Организационно – педагогические условия реализации программы
5.Список литературы

Пояснительная записка
Данная программа имеет социально гуманитарную направленность
и предназначена для учащихся 3 – 4 классов общеобразовательной школы. Она
призвана обеспечить повышение грамотности обучающихся, развитие
информационно- коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей
в процессе практической работы с текстом.
Уровни освоения: ознакомительный.
Актуальность
Актуальность данной программы продиктована запросом со стороны
учащихся и их родителей. Навыки, получаемые в результате изучения программы,
необходимы учащимся для формирования четких и ясных нравственных
ориентиров в жизненном и профессиональном самоопределении. Данная
программа способствует разностороннему развитию учащихся, формированию
навыков самообразования и самореализации личности, воспитанию патриотов
России, обладающих высокой нравственностью.
Новизна
В данной программе занятия носят занимательный характер, используются
увлекательные формы и методы работы, имеющие значение для развития
орфографических умений и навыков; решение грамматико-орфографических
задач (как один из поисковых, проблемных методов), тесно связанное с языковым
анализом и синтезом, опирается на знание грамматики, словообразования,
фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых
единиц.
Новизной можно считать организацию проектной деятельности как
исследовательской команды, где каждый из учащихся занимается своим проектом
и в то же время работал на общий результат группы.
Программа позволяет создать комфортную развивающую среду,
оказывающую благотворное воздействие на учащегося, включенного в
следующие
формы
деятельности:
учебную,
игровую,
проектноисследовательскую.
Педагогическая целесообразность

данной программы дополнительного образования обусловлена важностью
создания условий для формирования у учащихся общекультурных,
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их
интеллектуального развития.
Курс предлагает решить проблему «трудных вопросов орфографии и пунктуации»
для решения задач развития мышления учащихся.
Кроме того, в процессе ее реализации формируются навыки орфографической и
пунктуационной зоркости, расширяется лексический запас обучающихся, что
способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному
психологическому состоянию учащихся, повышению заинтересованности в
изучении программы.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации
произойдет
формирование творческих
умений учащихся, что будет
способствовать осознанию себя как активной личности, способной к речевому
взаимодействию в различных сферах общения, а также дифференцированного
подхода и использования возможностей в соответствии с уровнями сложности.
Отличительные особенности программы
Предлагаемая программа является модифицированной.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы от уже существующих в этой области является то,
что программа построена по блочно-модульному принципу.
В структуру программы входят образовательные блоки:
теория, практика, проекты, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические
задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению
создавать различные виды текстов, разрабатывать проекты и проводить
исследовательскую работу.
Адресат программы
Программа адресована учащимся от 9-10 лет.
Дети младшего школьного возраста способны не только осознавать получаемые
знания, но и использовать их в практической деятельности.

Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие безо всяких собеседований.
Количество учащихся – до 30 человек
Объем и срок освоения программы – 35 часов ( 1 час по 40 минут)
Программа направлена на формирование у учащихся твердых навыков в
освоении орфографии и пунктуации и получении основ работы с проектами,
второй - на базовую подготовку в освоении Законов лингвистики и применении
их в творческой, исследовательской деятельности, третий — посвящен
совершенствованию навыков учащихся в разделе «Синтаксис и пунктуация»,а
также подготовке творческих проектов.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей,
причем большее количество времени занимает практическая часть.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по одному учебному часу. Длительность
учебного часа для учащихся школьного возраста – 40 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
групповые занятия; индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми, а
также занятия с целью ликвидации отставания в освоении программы);
Формы организации деятельности учащихся на занятии: вводное занятие,
занятия по углублению знаний, контрольное занятие, комбинированная форма
занятий, беседа, игра, круглый стол, наблюдения, открытое занятие,
практическое занятие, семинар, создание собственных текстов, анализ готовых
текстов.

Цель программы: формирование общей языковой культуры учащихся через
развитие орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование
творческой и исследовательской деятельности.
Задачи :
Образовательные:

- познакомиться с основными лингвистическими понятия из области
фонологии, морфемики, графики, лексикографии (не предусмотренных
программой), непосредственно связанных с изучаемыми орфографическими
правилами;
-совершенствовать в форме занимательности морфемный и фонетический разбор,
- транскрипцию;
- моделировать, алгоритмизировать изученные орфограммы;
-совершенствовать интеллектуальные, организационные,
знания и умения учащихся в лингвистике;

информационные

- создавать тексты на изученные орфограммы, проектно-исследовательские
работы.
Развивающие-сформировать устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности;
- развивать способность формирования положительной самооценки учащегося;
- развивать индивидуальные лингвистические интересы и склонности учащихся;
-обеспечить высокую познавательную активность учащихся,
- повысить мотивацию орфографической

работы;

-развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
-развивать творческие способности учащихся .
Воспитательные –
- обеспечить высокий уровень самостоятельности и активности уч-ся на каждом
занятии;
-воспитывать орфографическую зоркость;
-воспитывать патриота, представляющего русский
нравственную и культурную ценность своего народа;

язык

как

духовную,

-воспитывать бережное отношение к слову и родному языку;
-воспитывать любовь к книге как средству повышения грамотности через анализ
текстов из произведений русской классики и современных детских книг.

Содержание программы
Учебный план
Название разделов и тем занятий
Введение
Дорога к письменности (вводное
занятие).
1. Меня зовут фонема
1.1
Кто такая фонема?
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

«Фабрика звуков» и почему не для
всех фонем есть буквы?
«Ошибкоопасные» места или
тайна фонемы.
«Опасные» гласные и согласные:
выходим к «главному» правилу.
Фонемные и нефонемные
правила
Когда Ь пишется, а когда не пишется?
Составляем инструкцию.
Правило о непроизносимых согласных
– фонемное?
«Что писать после Ц – И или Ы ?
Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти
удивительные фонемы».
Морфемы – труженицы
Строительная работа морфем.
Где же хранятся слова?
Слова – родственники.
Кто командует корнями?
Корень и «главное правило», или «Не
лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни.

3.6 Поговорим обо всех приставках сразу.
3.7 Приставки, которые пишутся всегда
одинаково.
3.8 Нарушители «главного» правила
(приставки на з- и с- ).
4. Научись составлять проект
«Клуб знатоков»:

Кол-во часов
Формы
всего теория практика аттестации
(контроля)
1
1
1
1
1
Входной
контроль
4
3
7
1
1
Творческое
задание
2
1
1
2

1

1

2

1

1

6

2

4

2

1

1

1

1

викторина

Мозговой
штурм
Творческое
задание

2
1

1

13

5

8

2

1

1

тест

1

1
1
1
1

Творческое
задание

1
2
1
1

1
1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

8

2

6

Играконкурс

тест

тест

4.1 Что такое проект.
4.2 Учимся создавать проект.
Практическая работа.
4.3 Защита проекта-исследования (по
одной из предложенных тем).
Итого

1
1

-

1
1

6

2

4

35

14

21

презентация
Проект
защита

Содержание учебного плана
Вводное занятие
Тема: «Введение в образовательную программу. Дорога к письменности»
Теория: Задачи курса и знакомство со структурой работы. Сигналы-символы: их
назначение в древний (дописьменный период) и в настоящее время.
Древние письмена. Рисуночное письмо. Египетские иероглифы. Клинопись.
Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица.
Практика: Начальная диагностика – входной контроль
Раздел I. «Меня зовут фонема»
1.1.Тема: «Кто такая фонема?»
Теория: Понятие фонемы. Количество фонем в русском языке. Гласные и
согласные фонемы. Обозначение фонем буквами.
Практика: Осмысление звукового состава слова и транскрипция. Контроль темы
в форме фонетического разбора.
1.2. Тема: «Ошибкоопасные» места или тайна фонемы»
Теория: Расширение понятий о Речевом аппарате. Образование звуков.
Классификация согласных звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости.
Сонорные согласные. Фонема . Йотированные гласные.
Практика: Осмысление звукового состава слова и транскрипция. Контроль темы
в форме фонетического разбора
1.3. Тема: «Фабрика звуков» и почему не для всех фонем есть буквы?»
Теория: Расширение понятий . Способы обозначения мягкости согласных на
письме. Разделительные Ь и Ъ.
Практика: Работа с текстом на изученную тему.

1.4. Тема: ««Опасные» гласные и согласные: выходим к «главному»
правилу»
Теория: Расширение понятий. Чередования звуков. Позиционные и
непозиционные чередования.
Варианты фонем. Сильная и слабая позиция
фонемы.
Практика: Фонетический анализ слов.
Раздел II. «Фонемные и нефонемные правила
2.1.Тема «Когда Ь пишется, а когда не пишется? Составляем инструкцию»
Теория: Сильные и слабые позиции для твердых и мягких согласных (конец слова,
середина слова)
Особое положение звука [ л’]. Сочетания ЧН, ЧК, НЧ, НЩ.
Практика: Транскрипция. Инструкция о написании Ь или его отсутствии.
2.2.Тема: «Правило о непроизносимых согласных – фонемное?»
Теория: Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки.
.Практика: Составление алгоритма. Работа с текстами на изученное правило.
2.3.Тема: ««Что писать после Ц – И или Ы ?»
Теория: Правописание Ы -И после Ц.
Практика: Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим
правилам.
2.4.Тема: «Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти удивительные фонемы»»
Теория: Знакомство с правилами игры.
Практика: игра-конкурс.
Раздел III. « Морфемы – труженицы»
3.1. Тема: «Строительная работа морфем. Где же хранятся слова?»
Теория: Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции
морфем.
Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о
происхождении слов) как один из разделов лингвистики.
Практика: Морфемный разбор.
3.2. Тема: «Слова – родственники»

Теория: Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов
Практика: Определение лексического значения корня. Контроль темы в форме
самостоятельной работы.
3.3. Тема: «Кто командует корнями?»
Теория: Корни с чередующимися гласными. Полногласные и неполногласные
сочетания.
Практика: Работа с текстами. Тест по теме.
3.4. Тема: «Корень и «главное правило», или «Не лезьте за словом в карман!»
Теория:

Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки.

Практика: Отработка навыка морфемного разбора. Контроль в форме теста .
3.5. Тема: ««Пересаженные» корни»
Теория: Заимствованные словообразовательные элементы,
этимология ( -фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.)

их

значение,

Практика: Отработка навыка морфологического разбора глагола, причастия и
деепричастия. Контроль в форме теста орфографического навыка.
3.6. Тема: «Поговорим обо всех приставках сразу»
Теория: Приставки, типы приставок, правописание приставок каждого типа
(кроме приставок пре- и при- ). Правописание удвоенных согласных на стыке
приставки и корня.
Практика: Работа с текстами на орфографическое правило. Контроль в форме
создания собственного текста с использованием орфограмм.
3.7. Тема: «Приставки, которые пишутся всегда одинаково»
Теория: Приставки, оканчивающиеся на гласные и согласные. Исключения из
правила. Составление алгоритма правописания приставок.
Практика: Отработка навыка правописания приставок данного вида. Контроль в
форме теста орфографического навыка.
3.8.. Тема: «Нарушители «главного» правила (приставки на з- и с- )»
Теория: Приставки, оканчивающиеся на -з и -с
Практика: Создание алгоритма на заданную тему.

Раздел 4. «Научись составлять проект. «Клуб знатоков»»
4.1.. Тема: «Что такое проект»
Теория: Знакомство с структурой и планом проекта - исследования.
Практика: Алгоритм создания проекта.
4.2. Тема: «Учимся создавать проект».
Теория: Освоение с структуры и плана проекта - исследования.
Практика: Создание ученических презентаций.
4.3. Тема: ««Клуб знатоков»: защита проекта-исследования (по одной из
предложенных тем)»
Практика: контроль в форме защиты проекта- исследования.
Раздел 5 «Итоги» Практика: Итоговая аттестация: диагностика.

Ожидаемые результаты 1 года обучения
По окончании 1 года обучения учащиеся должны:
Предметные результаты.
знать :
основные
понятия
из
области
фонологии,
морфемики,
графики,
непосредственно связанные с изучаемыми орфографическими
правилами;
-приёмы исследовательской - проектной деятельности;
уметь :
-моделировать, алгоритмизировать изученные орфограммы;
-проводить морфемный и фонетический разбор слова;
-создавать мини-проекты
иметь навыки:
- применения в практике письма орфографических норм русского языка;

-транскрибирования слов с изученными орфограммами.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные:
-определяться с целеполаганием, включая постановку новых целей;
-планировать пути достижения целей;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-самостоятельно контролировать своё время.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества;
-предлагать помощь, работать в группе.
3. Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, проблемы;
-работать с информацией, с языковыми учебными моделями;
-выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Личностные результаты
К концу первого года:
-учащийся научится ответственно относиться к процессу обучения и имеет
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности;
- будут воспитаны нравственные качества патриота;

Перечень материально-технического обеспечения
)
№
п/п
1.
2.
3.

Наименование

I ступень

Ноутбук
Стол
Стул

1
6
10

4.
5.
6.
7.

Мультимедийный проектор
Микрофон
Экран
Видеофильмы

8.

Диски, аудиокассеты

9.

Опорные конспекты

10. Карточки, перфокарты, тесты, плакаты

1
2
1
по
тематике
по
тематике
по
тематике
по
тематике

Информационное обеспечение
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского
объединения без предъявления требований к стажу работы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем
требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным
нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Список литературы для педагога
1.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике
русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
2.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть
2.изд. «Просвещение», М., 1967.
3.Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Изд-во
Ростовского ун-та, 1964. -315с.
4.Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.: Наука, 1970.264с.
5.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя.
– М.: Просвещение, 2009.

6.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 2011.
7.Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2010.
8.ВлодавскаяЕ.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 кл.: к
учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Экзамен, 2004.
9.Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука,
1977.- 272 с.
10.Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М.
Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991 г.
11.Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по
русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
12.Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. З68.с.
13.Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004 г.
14.Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.
15.Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку: 7 кл. – М.: Экзамен,
2008.
16.Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7класс. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
17.Русский ЯЗЫК. Энциклопедия. - Гл. ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская
энциклопедия,
1979 г. – 432 с.
18.Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем /Авт.-сост.
Т.А.Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
19.Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля по русскому
языку. 7 класс. – М.: Материк Альфа, 2001.
20.Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 2001.
21.Фразеологический словарь русского литературного языка в 2 тт. /Сост. А.И.
Федоров.Новосибирск, 1995. -544 с.
22. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: 2-е изд. М.,1972.188 с.

23.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический
словарь
русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М.:
Дрофа, 1997.-196 с.
24.Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль:
«Академия развития»,1997г.
Литература для учащихся
1.Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»).
Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
2.И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
3.Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов,
издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
4.ВлодавскаяЕ.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 кл.: к
учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Экзамен, 2004.
5.Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М.
Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991 г.
6.Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд.
Просвещение. Ленинградское отделение. Ленинград, 1968.
7.Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля по русскому
языку. 7 класс. – М.: Материк Альфа, 2001
8.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический
словарь
9.Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль:
«Академия развития»,1997г.

Интернет ресурсы :
- http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
- http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернетпортал «Русский язык»).

- http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт
для учителей «Я иду на урок русского языка».
- http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
- http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
- http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
Московского центра интернет-образования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».