ДООП Мир ресурсосбережения

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка ........................................................................................... 3
2. Учебный (тематический) план ............................................................................... 7
3. Содержание учебного (тематического) плана ...................................................... 8
4. Формы аттестации и оценочные материалы ....................................................... 18
5. Организационно-педагогические условия реализации Программы ............... 19
6. Список литературы .............................................................................................. 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
ресурсосбережения» (далее Программа) имеет техническую направленность.
Программа направлена на формирование у обучающихся системы знаний, умений
и навыков в области ресурсосбережения и технического творчества.
Актуальность, педагогическая целесообразность Программы
Важнейшей проблемой, поставленной наукой и практикой, является
проблема энерго- и ресурсосбережения. Вопросы энергосбережения и
энергоэффективности стали новым вызовом для всех стран мира. Россия не стала
исключением. Рациональное потребление топливно-энергетических, минеральных
и водных ресурсов в экономике страны является одним из важных направлений
политики государства, что обусловлено необходимостью снижения нагрузки на
окружающую среду в сфере потребления энергетических ресурсов и образования
отходов, отбросов, выбросов.
Педагогическая целесообразность Программы
Предлагаемая Программа направлена на формирование в сознании
обучающихся
системы взглядов, норм поведения в
области
ресурсосбережения, рационального природопользования, утилизации и
переработки отходов. Важной составной частью Программы является подготовка
обучающихся к разработке, проектированию, выполнению и реализации
технических проектов и проектно-исследовательских работ, цель которых
способствовать закреплению
теоретических положений, определяющих
эффективность использования ресурсов. Обучающиеся по Программе владеют
элементами научного мышления: умеют анализировать, сопоставлять, делать
обобщения и выводы. Эффективность обучения по Программе возрастает в ходе
их работы над проектными и проектно-исследовательскими работами технической
направленности. При использовании такого вида деятельности обучающиеся
вовлекаются в ситуацию ответственного выбора при решении поставленных перед
ними проблем.
Отличительные особенности Программы
Энергоменеджмент представляет совокупность принципов, знаний, форм и
средств управления энергосбережением с целью снижения затрат на
используемые энергетические ресурсы. Сегодня весь мир уделяет большое
внимание не только проблеме энергосбережения, но и рациональному

использованию других природных ресурсов, решение которых зависит от каждого
человека, от понимания значения природных ресурсов для будущего страны и
планеты.
Цель Программы
Цель Программы – ознакомить с теоретическими и практическими основами
рационального использования природных ресурсов средствами выполнения
проектов технической направленности в области ресурсосбережения.
Задачи Программы Обучающие:
- углубить и расширить знания по истории энергопотребления и его
последствий для человечества;
- раскрыть главные природные закономерности, связанные с энергией и
энергопотреблением;
- cформировать представления у обучающихся об основных этапах работы
над техническими проектами;
- cформировать специальные знания и представления, необходимые для
создания технического проекта.
Развивающие:
- развить мыслительные, речевые, исследовательские умения и навыки при
работе с различными источниками информации;
- развить ценностные ориентации по проблемам
экологической ситуации в контексте идей устойчивого развития;

оптимизации

- развить навыки, связанные с разумным энергопотреблением, привлекая
учащихся к энергосберегающей деятельности;
- развить у детей познавательную активность, любознательность,
потребность в умственных впечатлениях, стремление к самостоятельному
познанию и размышлению;
- развить познавательный интерес к техническому творчеству, приобрести
практические навыки работы с различными материалами и оборудованием.
Воспитательные:
- воспитать готовность к практическому решению проблемы рационального
использования природных ресурсов, переработки и утилизации отходов;

- воспитать экологическую культуру обучающихся;
- сформировать проектное и творческое мышление.

Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет с
повышенной мотивацией бережного отношения природы и энергосбережения.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 68 часов в год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход
к каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 25- 30 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)

Планируемый результат освоения Программы
По окончанию освоения Программы, обучающиеся
будут знать:
- виды энергетических и других природных ресурсов;
- способы рационального
природных ресурсов;

использования

- способы охраны
окружающей
различных видов энергии;

среды

энергетических

и

других

при использовании

- возобновляемые источники энергии;
- экологические проблемы современности;
- взаимосвязь экономии и бережливости с ростом благосостояния не только
отдельного человека (семьи), но и государства в целом;

- виды и формы проектных продуктов научно-технической направленности,
этапы работы над ними.
будут уметь:
- различать виды топлива, применяемые в России;
применять
изученные
правила
эффективного
энергетических и других природных ресурсов;

использования

- формулировать и отстаивать свою точку зрения по проблемам
ресурсосбережения;
- различать основные источники и уметь классифицировать виды
загрязнений окружающей среды;
- высказывать свои суждения о возможных способах дальнейшего
использования отходов производства;
- описывать связь между сбережением природных ресурсов и сохранением
окружающей среды;
- объяснять важность использования малоотходных и безотходных
технологий в промышленности;
- создавать проектные продукты научно-технического характера по
проблемам ресурсосбережения.
будут иметь навыки:
- осуществления проектной деятельности
в
области
ресурсосбережения (самостоятельно ставить цели, задачи);
- оценивания результатов своей работы;
- организации собственной деятельности по схеме: замыселреализациярефлексия;
-постановки целей и задач на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно по проблемам ресурсосбережения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план

№
п/п

Количество часов
Формы

Название разделов, тем
Всего

Теория

Практика

1

1

-

14
2
2

7
1
1

7
1
1

доклад
доклад

2

1

1

презентация

2

1

1

реферат

2

1

1

реферат

1.6.

Энергосбережение
–
новый
«источник» энергии
Современные
энергосберегающие технологии.
Применение энергосберегающих
технологий в быту

2

1

1

реферат

1.7.
2.
2.1.

Культура энергосбережения
Водосбережение
Вода на службе у энергетики

2
6
2

1
3
1

1
3
1

тестирование

2.2..

Пути решения проблемы
экономии воды в быту
Пути решения проблемы
экономии воды в
промышленности

2

1

1

практическая
работа
тестирование

2

1

1

доклад

Утилизация и переработка
отходов
Виды отходов
Вторичное использование
отходов
Юный энергоменеджер
Энергоменеджер – профессия
будущего
Энергоменеджмент
Энергия в нашем доме

5

2

3

2
3

1
1

1
2

16
2

8
1

8
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

2.3.

3..
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.

Вводное занятие. Введение в
Ресурсосбережение
Энергосбережение
Что мы знаем об энергии?
Традиционные источники
энергии.
Альтернативные источники
энергии.
Экологические последствия
энергопотребления

Классы энергоэффективности
бытовых приборов
Способы экономии
электрической энергии, на
примере бытовых
электроприборов

контроля

тестирование
доклад

тестирование
тестирование

тестирование

Экономия тепловой энергии в
быту
Расчет экономии воды в быту

2

1

1

тестирование

2

1

1

практическая
работа

Разработка проекта по
ресурсосбережению
Понятие проектная деятельность

20

7

13

2

1

1

5.2.

Знакомство с номинациями и
формами представления проектов
конкурса
«Ресурсосбережение: инновации
и таланты»

2

1

1

5.3.

Понятие проблемы проекта

2

1

1

5.4.

Планирование. Проектный план

2

1

1

5.5.

Поиск информации и ее
обработка. Источники
информации

4

1

3

5.6.

Реализация проекта (от
проектной идеи к её
воплощению)

4

1

3

практическая
работа

5.7.

Подготовка к защите проекта

4

1

3

Презентации проектов

6

-

6

практическая
работа
Защита
проектов

68

28

40

4.6.
4.7.
5.
5.1.

6.

Всего часов:

практическая
работа
практическая
работа

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие. Введение в Ресурсосбережение
Теоретические занятие
Мир Ресурсосбережения. Знакомство обучающихся с целями, структурой
Программы и организацией работы. Входное тестирование, позволяющее выявить
начальный уровень знаний обучающихся, а также обозначить круг их интересов.
1.
2. Энергосбережение
1.1. Что мы знаем об энергии?

Теоретические занятия
Энергетические эпохи. Эпоха мускульной энергетики. Эпоха химической
теплоэнергетики. Энергетические законы. Измерение энергии. Виды энергии.
Ядерная энергия – энергия связи нейтронов и протонов в ядре, освобождающаяся
в некоторых случаях деления тяжелых и синтеза легких ядер. Химическая энергия
– энергия системы из двух или более реагирующих между собой веществ.
Электростатическая энергия – потенциальная энергия взаимодействия
электрических зарядов. Магнитостатическая энергия – потенциальная энергия
взаимодействия «магнитных зарядов». Упругостная энергия – потенциальная
энергия механически упругого измененного тела (сжатая пружина, газ),
освобождающаяся при снятии нагрузки чаще всего в виде механической энергии.
Тепловая энергия – часть энергии теплового движения частиц тел, которая
освобождается при наличии разности температур между данным телом и телами
окружающей среды. Механическая энергия – кинетическая энергия свободно
движущихся тел и отдельных частиц. Электрическая (электродинамическая)
энергия – энергия электрического тока во всех его формах. Электромагнитная
(фотонная) энергия – энергия движения фотонов электромагнитного поля.
Практические занятия
Подготовка доклада по одному из выбранных видов энергии.
1.2.Традиционные источники энергии
Теоретические занятия
Традиционные топливные источники энергии (уголь, нефть, газ, торф,
древесина), их преимущества и недостатки. Основные виды топлива. Угольное
топливо: бурый, каменный уголь и антрациты. Торф - относительно молодое
геологическое образование, создающееся в результате отмирания болотной
растительности при избыточном количестве влаги и недостаточном доступе
воздуха. Древесное топливо. Отходы растениеводства и их отличия. Жидкое
топливо. Исходное сырье жидкого топлива - нефть. Газообразное топливо.
Естественные или искусственные газы. Традиционные источники энергии - не
возобновляемые источники энергии: уголь, нефть, природный газ, торф, ядерное
топливо.
Практические занятия
Основные характеристики традиционных источников энергии.
1.3.Альтернативные источники энергии

Теоретические занятия
Альтернативная энергетика - совокупность перспективных способов
получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так
широко, как традиционные, но представляющие интерес из-за выгодности их
использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей
среде. Атомная энергетика. Причина поиска альтернативных источников энергии.
Экологичность и экономичность альтернативных источников энергии.
Возобновляемые
источники
энергии:
солнечная,
энергия
ветра,
гидроэлектростанции, приливные электростанции, геотермальная энергия, энергия
биомассы.
Практические занятия
Создание
презентации
альтернативной энергетики».

«Современное

мировое

использование

1.4. Экологические последствия энергопотребления
Теоретические занятия
Экологические проблемы теплоэнергетики. Воздействие тепловых
электростанций на окружающую среду. Увеличение выбросов диоксида углерода
(СО2). Парниковый эффект. Твердые отходы теплоэнергетики - зола и шлаки.
Хлорфторуглероды - разрушение озонового экрана стратосферы. Сточные воды
ТЭС и ливневые стоки с их территорий – источники загрязнения водоёмов
ванадием, никелем, фтором, фенолами и нефтепродуктами. Экологические
проблемы гидроэнергетики. Проблемы ядерной энергетики. Безопасность
реакторов. Радиоактивные отходы. АЭС - источник теплового загрязнения
атмосферы и гидросферы. Радиоактивное загрязнение атмосферы, воды и почвы в
процессе добычи и транспортировки сырья, а также при работе АЭС,
складировании и переработке отходов, их захоронениях.
Практические занятия
Подготовка
реферата
на
тему
«Экологические
энергопотребления» (по одному из выбранных видов загрязнений).

последствия

1.5. Энергосбережение – новый «источник» энергии
Теоретические занятия
Энергосбережение - снижение бесполезных потерь энергии. Эффективное
использование топливно-энергетических ресурсов не только в сфере производства

энергии, но и при ее потреблении. Использование энергосберегающего
оборудования. Управление электроэнергией дома с помощью системы «умный
дом». Утепление стен, энергосберегающая кровля, энергосберегающие краски,
стеклопакеты, экономичные системы обогрева и охлаждения поверхностей. Типы
технологий, которые дают значительный энергосберегающий эффект: общие
технологии для многих предприятий, связанные с использованием энергии
(двигатели с переменной частотой вращения, теплообменники, сжатый воздух,
освещение, пар, охлаждение, сушка и пр.). Более эффективное производство
энергии, включая современные котельные, когенерацию (тепло и электричество),
а также тригенерацию (тепло, холод, электричество); замена старого
промышленного оборудования на новое, более эффективное. Практические
занятия
Изготовление стенда «Технологии энергосбережения».
1.6. Современные энергосберегающие технологии. Применение
энергосберегающих технологий в быту
Теоретические занятия
Необходимость эффективного использования энергии. Глобальный
(общечеловеческий,
планетарный)
характер
проблемы
рационального
использования энергии Экологический подход к использованию природных
ресурсов в быту. Понятие о топливно-энергетическом балансе, об энергетическом
менеджменте и аудите.
Рациональное потребление электрической энергии. Экономия электрической
энергии в быту. Преимущества энергосберегающих ламп. Применение
современных теплоизоляционных материалов. Рациональное использование воды.
Новейшие технологии энергосбережения. Наноантенны в солнечных
стёклах. Термогенераторы вихревого типа. Теплообменники в системе
вентиляции. Гелиоактивные здания. Солнечные коллекторы. Светодиодные
технологии
энергосбережения.
Роторные
ветрогенераторы.
Подводные
электростанции
Оборотное водоснабжение. Электрические теплоаккумуляторы.
Практические занятия
Составление
обзора
источников
энергосберегающих технологий в быту.
1.7. Культура энергосбережения

по

применению

современных

Теоретические занятия
Культура энергосбережения как одна из форм самоорганизации людей,
добровольно и сознательно придерживающихся необходимых ограничений по
энергопотреблению. Соблюдение необходимых ограничений и нормативов при
использовании энергоресурсов.
Рациональное
ресурсов.

(эффективное)

использование

топливно-энергетических

Практическое занятие
Составление карты потребления электроэнергии. Изготовление стенда по
энергосбережению.
2. Водосбережение
2.1. Вода на службе у энергетики
Теоретические занятия
Применение воды в энергетике. Энергия рек. Гидроэлектростанции.
Преобразование тепловой энергии воды в механическую. Электростанции главные потребители пресной воды во всем мире.
Практическое занятие
Измерение расхода горячей воды.
2.2. Пути решения проблемы экономии воды в быту
Теоретические занятия
Экономия воды. Основные способы снижения потребления воды:
устранение мест утечек холодной и горячей воды через неплотно закрытые краны,
текущие трубы, сливной бачок унитаза; установка приборов учёта потребления
воды; установка сливных унитазных бачков, имеющих выбор интенсивности
слива воды; сбор и использование дождевой воды.
Практические занятия
Составление памятки «Способы экономии воды в быту».
2.3. Пути решения проблемы экономии воды в промышленности
Теоретические занятия
Водосберегающие технологии - основа рационального использования вод.
Применение оборотной и повторной схем водоснабжения. Внедрение в

производство безводных технологий. Использование принципа теплообмена в
технологическом цикле. Использование отработанных вод производств после
соответствующей водоподготовки для технического водоснабжения отдельных
предприятий, не требующие особого качества воды. Разработка научно
обоснованных норм водопотребления и водоотведения на единицу продукции.
Недопущение непроизводственных потерь воды (повреждений трубопроводов,
выхода из строя запорной аппаратуры и т.п.).
Практические занятия
Подготовка доклада на тему «Использование дополнительных источников
воды вместо источников питьевой воды».
3. Утилизация и переработка отходов
3.1. Виды отходов
Теоретические занятия
Отходы из природных материалов. Пищевые (гниющие) отходы. Отходы
медицинских, лечебных, научно-исследовательских организаций, в том числе
хирургии,
стоматологии
и
лечебных
ветеринарных
учреждений.
Производственные отходы. Металлические отходы. Отходы отработанных
химических источников тока. Бой стекла и стеклопосуды. Отходы полимерных
материалов синтетической химии, в том числе резина и резиново-технические
изделия и все оберточные материалы, и полимерная тара из продуктов
синтетической химии. Отходы токсичных тяжелых металлов, ртути и
радиоактивных материалов.
Практические занятия
Изготовление стенда «Виды бытовых и промышленных отходов».
3.2. Вторичное использование отходов
Теоретические занятия
Переработка и утилизация отходов. Значение вторичной переработки
отходов. Технологии вторичной переработки. Рециклинг. Сортировка отходов.
Обезвреживание отходов. Сжигание отходов. Утилизация – изменение отходных
материалов до полного исчезновения или видоизменения структуры. Основные
методы утилизации: термическая обработка, компостирование (естественный
метод разложения), захоронение мусора на специальных полигонах. Вторичные
материалы. Вторичные энергетические ресурсы. Плазменная утилизация.

Практические занятия
Подготовка доклада. «Инновации в области переработки отходов в России».
4. Юный энергоменеджер
4.1. Энергоменеджер – профессия будущего
Теоретические занятия
Энергоменеджер специалист,
следящий за
равномерным
распределением и
экономией энергетических ресурсов. Основы
энергоменежмента.
Практические занятия
Составление энергетического паспорта школы.
4.2. Энергоменеджмент
Теоретические занятия
Энергоменеджмент - совокупность знаний, принципов, средств и форм
управления энергосбережением в целях снижения затрат на энергетические
ресурсы.
Положительные
результаты
энергоменеджмента:
повышение
энергетической результативности и энергетической эффективности; снижение
затрат; снижение энергоемкости; энергосбережение и ресурсосбережение;
снижение воздействия на окружающую среду; снижение выбросов парниковых
газов; демонстрация социальной ответственности; стимул для инноваций.
4.3. Энергия в нашем доме
Теоретические занятия
Энергоемкость бытовой техники. Выбор электролампочки с позиции
разумного энергопотребления. Как устроена энергосберегающая лампа. Экономят
ли электроэнергию светодиодные лампы. Лампочка накаливания (ЛН) и
компактная люминесцентная лампа (КЛЛ).
4.4. Расчет экономии электрической энергии в быту на примере замены
ламп накаливания на энергосберегающие лампы (в отдельно взятой
квартире, доме)
Практические занятие
Проведение исследования: являются ли компактные люминесцентные
лампы альтернативой для освещения домов как высокоэффективные,

энергосберегающие лампы. Расчет затрат на электроэнергию для освещения
квартиры.
4.5. Классы энергоэффективности бытовых приборов
Теоретические занятия
Энергоэффективность
и
классы
энергопотребления.
Классы
энергоэффективности бытовых приборов. Потребление электроэнергии бытовыми
приборами разных классов. Что даёт экономное использование бытовой техники.
Энергоэффективность как один из критериев выбора бытовой техники.
Практические занятия
Изучение характеристик
энергопотребления.

бытовых

приборов по

классам

4.6. Способы экономии электрической энергии на примере бытовых
электроприборов
Теоретические занятия
Экономия
при
освещении
мест
общего
пользования.
Экономияэлектроэнергии
на
кухне.
Экономия
электроэнергии
при
стирке.Энергосберегающие
осветительные
приборы
в
квартире.
Экономияэлектроэнергии при использовании холодильника. Экономия энергии
приуборке квартиры. Компьютер, интернет и т.д.
Практические занятия
Расчет экономии электроэнергии в быту на примере одной квартиры.
4.7. Экономия тепловой энергии в быту
Теоретические занятия
Утепление стен, потолков и подвалов. Замена окон и дверей на новые
металлопластиковые или уплотнение старых, заделка щелей и дыр. Установка за
батареей отопления алюминиевой фольги или теплоотражающего экрана. Замена
чугунных радиаторов на биметаллические или алюминиевые. Остекление лоджии
и балкона. Экономия тепловой энергии, на примере применения современных
теплоизоляционных материалов.
Практические занятия
Изучение примеров экономии тепла в быту.

4.8. Расчет экономии воды в быту
Практическое занятие
Расчет количество воды, которое каждый человек может сэкономить в быту.
Анализ существующих методик и разработка новых.
5. Разработка проекта по ресурсосбережению
5.1. Понятие проектная деятельность
Теоретические занятия
Что такое проект. Виды проектов. Трудности при проектировании.
Этапы работы над проектом. Деятельность
проектирования. Конструктор проектной деятельности.

на

различных

этапах

5.2. Знакомство с номинациями и формами представления проектов
конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты»
Теоретические занятия
Обзор конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты». Знакомство с
требованиями Конкурса. Понятие инженерного проекта. Технические устройства
и их виды. Технические приспособления и их виды. Демонстрационные
установки и их виды. Изобретения и их виды. Рационализаторские предложения и
их виды. Программный проект и его виды (программа, компьютерная игра; webпроект). Социальный мультимедийный проект. Видеоролик.
5.3. Понятие проблемы проекта
Теоретические занятия
Формулирование ключевых проблем
проблема в работе. Определение проблемы.

ресурсосбережения.

Что

такое

Актуальность и практическая значимость исследования.
Практические занятия
Определение проблемных вопросов. Оформление во вступлении
актуальности выбранной темы. Разделение обучающихся на группы внутри
выбранного направления. Анализ материала, содержащего формулировку основ и
проблем ресурсосбережения.
5.4. Планирование. Проектный план

Теоретические занятия
Планирование проектной работы.
Тема проекта. Выбор темы. Актуальность. Оформление во вступлении:
актуальность выбранной темы. Цель и задачи проекта. Оформление во
вступлении: цели и задач проектной работы.
Практические занятия
Методы
проектной деятельности,
их разнообразие.
Подбор
необходимых методов исследования для индивидуальной темы. Определение
наиболее рациональной последовательности действий при выполнении проектных
задач. Консультация по оформлению вступления. Текущий контроль по
оформлению вступления к работе.
5.5. Поиск информации и ее обработка. Источники информации
Теоретические занятия
Виды литературных источников. Обзор источников по темам.
Практические занятия
Поиск и обзор литературы по индивидуальным темам.
5.6.Реализация проекта (от проектной идеи к её воплощению)
Теоретические занятия
Этапы работы над проектом и их характеристика.
Практические занятие
Создание прототипа проектного продукта, разрабатываемого обучающимся
по Программе. Описание проектного продукта. Параметры и характеристики
проекта.
5.7. Подготовка к защите проекта
Теоретические занятия
Требования к оформлению проекта. Стандарты оформления проектной
работы.

Практические занятия
Работа над структурой и оформлением исследования. Работа над списком
источников информации. Библиография. Сноски. Оформление сносок.
Консультации по результатам работы.
5.8. Публичная защита проекта
Теоретические занятия
Требования

к

презентации

проекта.

Как

презентовать

проект.

Требования к защите. Особенности защиты проектно-исследовательской работы
на конкурсе и научно-практической конференции. Как отвечать на вопросы
экспертов.
Практические занятия
Создание презентации проекта. Моделирование ситуаций презентации
проекта на конкурсе. Текущий контроль по результатам оформления проектных
работ.
6. Презентации проектов
Практические занятия
Защита проектов, получение заключений педагога, обсуждение вариантов
продолжения работы (по желанию учащихся).
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучающиеся должны подготовить, реализовать и защитить один проект по
теме «Ресурсосбережение».
Формами отчетности проектной деятельности являются оформленные по
всем стандартам проектные работы, которые публично защищаются во время
очного этапа конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты» или на иных
внешкольных конкурсах в течение учебного года.
Частью проектов являются следующие виды работ, которые педагог может
использовать как этапы для подготовки обучающихся к освоению проектной
деятельности:
•
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить
слушателей с определенной темой (проблемой), дать общую информацию.

•
Реферат – творческая работа обучающегося, в которой на основании
краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится
самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.
•
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на
достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Промежуточный контроль теоретических знаний в течение года проводится
в форме теста, а практических умений - через систему лабораторных работ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение Программы
Методы, которые используются при организации занятий по Программе:
- вербальный (устное изложение, объяснение новых терминов и понятий,
обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарии и т.д.);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и
др.);
- практический (выполнение практических работ);
- аналитический - опрос, оценка выполненных заданий, самоанализ теоретической
и практической деятельности.
Используются следующие формы организации обучения:
- Теоретические занятия осуществляются главным образом как вводные лекции.
На вводных теоретических занятиях педагогом предъявляется новая информация,
включающая относительно широкий круг вопросов, которые далее будут
изучаться, углубляться и закрепляться во время практических занятий.
- Практические занятия проходят в форме выполнения различных
индивидуальных и коллективных заданий, проведения практической и
исследовательской работы, изготовления стендов, памяток, выполнения проектов.
Занятия проводятся в малых группах, применяются индивидуальные занятия,
которые дают наиболее эффективные результаты. Участие обучающихся в
практических делах формирует у них чувство сопричастности к проблемам
сохранения ресурсов.

Освоение деятельности по Программе обучающимися происходит на основе
следующих методов:
- объяснительно-иллюстративного;
- репродуктивного;
- частично-поискового;
- исследовательского;

проектного.

В качестве дидактических материалов для реализации Программы
используются: таблицы, схемы, плакаты, карты, фотографии, памятки, научная и
специальная
литература,
мультимедийные
материалы,
компьютерные
программные средства. Дидактический материал подбирается в соответствии с
учебным планом в соответствии с возрастными и психологическими
особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.
Материально-технические условия реализации Программы
Для
реализации
данной
материальнотехническая база:

Программы

требуется

следующая

- ученический кабинет
- компьютер, с установленным программным обеспечением для создания
компьютерных презентаций и мультимедийной продукции; проектор;
- оборудование для воспроизведения звука с компьютера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой при написании Программы
1.Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От
экологического образования к образованию для устойчивого развития.
Издательства «САГА», «Наука», – СПб., 2005.
2.Данилов
Н.И., Щелоков
Я.М.
Энергосбережение
–
основа
устойчивогоразвития: Учебное пособие. – Екатеринбург: УГТУ, 2000. – 35 с.
3.Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Сотовая энергетика: Конспект лекций /Под общ.
ред. Н.И. Данилова – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ–УПИ.2006.
–

32 с.

4.
Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Основы энергосбережения: учебник – 2-е изд.,
доп. и перераб. Екатеринбург: Издательский дом «Автограф»,2010. – 550 с.
5.
Двинский В.М., Бриль А.Б., Видревич М.Б. Экологический менеджмент.
Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 1998. – 299 с.
6. Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Титова Е. Л.
«Ресурсосбережение в школе: как организовать проект по экономии энергии».
Методическое пособие для учителей. – СПб, 2002.
7.Изменение

климата.

Учебно-методические материалы для школьников

и студентов субарктических регионов России / И. Г. Грицевич, А. О. Кокорин,
И.И. Подгорный, WWF России, 2007. – 56 с.
8.Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Общая редакция Алексеев С.
В. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подхода, технологий.
Методическое пособие для учителя. – СПб, 2000.
9.
Парниковые газы – глобальный
Справочное пособие. Москва, 2004.

экологический

ресурс.

10. Лисиенко В.Г., Щелоков Я.М., Ладыгичев М.Г. Хрестоматия
энергосбережения: справочное издание. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. В.Г.
Лисиенко. – М.: Теплоэнергетик. 2002. 688 с.
11.

Сам себе энергетик. Аврорин А. В., Грачева Е. Е.,

Пицунова О. Н., Сенова О. Н., Сокольский А. К., ред. Пирогова И. В. – СПб, 2004.
12.Урок будущего М. А. Жевлакова, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина. – СПб, 2005.
13. Энергосбережение: Начни с себя! (Меры, которые может
осуществить каждый из нас в целях экономии личных денежных средств и
охраны окружающей среды). Изд. 2 –е доп. – Иркутск: ИРОО «Байкальская
Экологическая Волна», 2005. – 32 с.
14. Энергосбережение: Введение в проблему: Учебное пособие для
учащихся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений /
Н.И. Данилов, А.И. Евпланов, В.Ю. Михайлов, Я.М. Щелоков.
Екатеринбург: ИД «Сократ». 2001. – 208 с.
15.

Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 1. /Информационно

–
методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и дополненное. / Мурманск,
2002. – 100 с.

16.

Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 2. /Информационно

–
методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и дополненное. / Мурманск,
2002. – 100 с.
17. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней
школы. – СПб, 2008. – 88 с.: илл.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».