ДООП Паперкрафт для любознательных

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Формы контроля и оценочные материалы
4. Организационно - педагогические условия реализации программы
5. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Паперкрафт для любознательных» (далее – Программа) разработана с учетом
действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и
локальных актов, имеет техническую направленность, рассчитана на
ознакомительный уровень освоения.
Актуальность Программы
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью
таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги,
аппликация, оригами, торцевание дает возможность поверить в себя, в свои
способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои
познавательные
интересы,
расширить
информированность
в
данной
образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение
осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость
обработки, минимум инструментов).Развитие детской социальной инициативы
является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического
направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний
план выходит проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения

Педагогическая целесообразность Программы
Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к моделированию,
конструированию, творчеству. Любая работа с бумагой - складывание, вырезание,
плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность
ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость
творчества.Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее
поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с
приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.
Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что
данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает
ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное
— безгранично творческим человеком.

Отличительные особенности Программы
Содержание
Программы
соответствует
познавательным
возможностям
обучающихся данной возрастной категории и позволяет им работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Программа предполагает
соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое
решение познавательных, практических и игровых задач.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту,
их можно подарить друзьям и родным.Программа включает в себя создание
индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых
используются изделия, выполненные в различных техниках. На занятиях кроме
овладения техниками работы с бумагой, дети углубляют свои познания об
окружающем мире.
Цель и задачи Программы
Цель Программы:
Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи Программы:
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного
искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их
систематизации;
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- формирование умения следовать устным инструкциям.
- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и
других, для создания композиций с изделиями, выполненными в различных
техниках.
Развивающие:
- развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в
процессе обучения и коррекция их недостатков.
- развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям
пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомер.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к бумажному творчеству.

- гармонизация общения и взаимоотношений детей.
- расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и
выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.
- воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально
адекватными способами, стремления соблюдать нравственно – этические нормы.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей 8 – 9 лет с повышенной мотивацией к
творчеству и моделированию.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 102 часа в год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 15- 20 человек.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)

Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программыобучающиеся получат следующие знания и
умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для
художественного творчества;
- познакомятся с различными техниками работы с бумагой
- овладеют техниками: конструирование, аппликация, оригами, торцевание и др.;
- научатся основным приемам работы с бумагой;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный ( тематический) план

№ Тема занятия
п/п

Количество часов
Всего

Теория Практика

Формы
контроля

Раздел 1. Ознакомительное занятие ( 2 час)
1
ТБ. Знакомство с историей бумаги. 2
Раздел 2. Оригами (16 часов)

1

1

2

Знакомство с техникой оригами

4

1

3

3

Приемы складывания бумаги

4

1

3

4

Основные элементы в оригами

4

1

3

Творческое
задание

5

Создание фигур оригами

4

1

3

Творческое
задание

ТБ. Знакомство с техникой
торцевания.
Основные приемы торцевания

2

1

1

4

1

3

Создание изделий в технике
торцевание
Раздел 4. Аппликация (24 часов)

4

1

3

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание

ТБ. Знакомство с техникой
аппликация
Основные способы резания и
надрезания бумаги
Создание композиций

3

1

2

6

1

5

6

1

5

1

2

1

11

Творческое
задание
Творческое
задание

Раздел 3. Торцевание (10 часов)
6
7
8

9
10
11

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание

Раздел 5. Конструирование (50 часов)
12
13

ТБ. Знакомство с техникой
3
конструирование
Создание геометрических фигур из 12
бумаги

Творческое
задание
Творческое
задание

14

Создание игрушек из бумаги

27

1

26

15

Выполнение коллективных
поделок

8

1

7

Творческое
задание
Творческое
задание

Итого: 102 часа
Содержание программы
Ознакомительное занятие (2 часа)
Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и
инструментами.
Знакомство с историей бумаги.
Оригами (16часов)
Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «Базовые
формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными
приемами складывания. Складывания изделий на основе простых базовых форм.
Торцевание (10часов)
Беседа по теме занятия. Знакомство с техникой, показ приемов. Изготовление
плоскостных и объемных изделий.
Аппликация (24 часа)
Беседа по теме занятия. Создание плоскостных и объемных композиций.
Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании.
Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)
Конструирование (50 часов)
Беседа по теме занятия. Конструирование поделок и игрушек из разных видов
бумаги. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания,
вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля
Входной контроль: проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения
Программы. Проводится в начале реализации Программы в виде входного
творческого задания.
Текущий контроль: отслеживание активности обучающихся при выполнении
творческих заданий.
Итоговый контроль: проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации
Программы. Выставка творческих работ.

Критерии оценки достижения планируемых результатов
Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют
высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и
творческой деятельности,
составляющей содержание
Программы. Показывают отличное
знание теоретического материала,
практическое применение знаний.

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют
достаточную заинтересованность в
учебной, познавательной и
творческой деятельности,
составляющей содержание
Программы. Показывают хорошее
знание теоретического материала,
практическое применение знаний
требует незначительной доработки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий
уровень заинтересованности в
учебной, познавательной и
творческой деятельности,
составляющей содержание
Программы. На итоговом
творческих заданий показывают
недостаточное знание
теоретического материала,
практическая работа не
соответствует требованиям.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа является инструментом целевого развития творческих способностей
детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном
помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими
средствами обучения. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам Программы.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники
безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность
которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с
Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами
СанПиН
2.4.4.3172-14.
Для успешной реализации Программы необходимо материальнотехническое
обеспечение: выставочные стенды, журналы и книги по работе с бумагой, альбом
для лучших работ, белая бумага (Офисная), цветная бумага для аппликаций,
цветная бумага (офисная), цветная бумага двухсторонняя, цветной картон,
гофрированная бумага, калька, бумага для акварели, салфетки, линейки,
треугольники, простые карандаши, цветные карандаши, стирательные резинки,
фломастеры, краски акварельные, гуашь, ножницы, клей ПВА, клей карандаш,
кисточки для клея, кисточки для красок, бумажные салфетки.
Методические особенности (механизм) реализации Программы
Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические
принципы и методы. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется
нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде
всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие
обучающихся, на которое рассчитана данная Программа, характеризуется
конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны
полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с
применением предметной (творческие задания), изобразительной (учебнонаглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности.
Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной
деятельности во многом зависит от системности и последовательности в
обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают
знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог
составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его
изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в
обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения
знаниями и умениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для обучающихся:

1. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
2. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
3. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
4. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги” номера за 96-99 год.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким,
97.
6. Т.В. Хлямова “Звёздное небо” , М.: Аким, 97.
7.
В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие
тематич. издания
Список литературы для педагога:
1.
“Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции
преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.
2. Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск,
3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.
3.
Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал
“Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким,
97., 206 с. (рек.Мин. образования РФ).
5. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.
6. Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.
7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более
двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.
8.
Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.:
Аким, 97, 64 с.
9. Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.
10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к
7.11.00 вышло 24 выпуска).
15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”,
Чехов.: 96, 64 с.
16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.
17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.
19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.

21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для
письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».