ДООП Джиу-Джитсу

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план

3.

Содержание учебного (тематического) плана

4.

Формы контроля
программы

5.

Организационно-педагогические условия реализации программы

6.

Список литературы

и

механизм

оценивания

результатов

освоения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Джиу - джитсу» (далее – Программа) разработана с учетом действующих
федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных
актов, имеет физкультурно – спортивную направленность, рассчитана на
ознакомительный уровень освоения.
Актуальность Программы
В настоящее время значительная часть школьников занимается
физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая
физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по
физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач является
привлечение как можно большего числа школьников к систематическим
занятиям в различных секциях для повышения уровня физической
подготовленности.

Педагогическая целесообразность Программы
Программа обучения направлена на ознакомление с видами борьбы,
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание
интереса к занятиям техники борьбы, создание базы разносторонней
физической и функциональной подготовленности, на развитие природных
качеств личности ребенка, помогает учесть ее возможности в семье и школе,
предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала,
который ему доступен. Освоение материала в основном происходит в процессе
практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники
Джиу-джитсу, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения
движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической
деятельности (соревновательной практике).

Отличительные особенности Программы
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки
занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка
юныхспортсменов, но и общефизическая подготовка, направленная на более

высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор
и интерес школьников к данному виду спорта.

Цель и задачи Программы
Цель:
разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение
знаний, умений необходимых при силовых упражнениях; воспитание
трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- привитие интереса к систематическим занятиям этим видом борьбы;
- обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным
развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно
применяются в парной работе, и основами индивидуальной, групповой тактики
борьбы; освоение процесса борьбы в соответствии с правилами Джиу - джитсу;
- участие в соревнованиях по Джиу - джитсу; изучение элементарных
теоретических сведений о личной гигиене, истории этого вида единоборства,
технике и тактике.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей 7 – 16 лет с повышенной мотивацией к
физической культуре и здоровью.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 68 часов в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 15 - 25 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)

Планируемые результаты освоения Программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
✓ проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных ситуациях;
✓ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
✓ формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
✓ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
✓ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах
физкультурной деятельности;
✓ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
✓ формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
✓ продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач
внеурочной физкультурной деятельности.
Предметные результаты:
✓ формирование представления о роли физической культуры для укрепления
здоровья;
✓

овладение

умениями

организовывать

здоровьесберегающую жизнедеятельность;

здоровьеформирующую

и

✓ формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок;
✓ обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
✓ развитие общей физической подготовки;
✓ развитие специальной физической подготовки;
✓ выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными
способами, в различных условиях.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью. В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня
заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование
коммуникативных способностей. Формирование здорового образа жизни
учащихся, участие в общешкольных и городских мероприятиях, качественное
освоение практических и теоретических навыков борьбы Джиу – джитсу),
привитие любви к силовым видам спорт

№

1
2
3

4
5
6

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Название темы
Количество часов
всего теорет. практ.
История возникновения ДжиуДжитсу. Страховки.
Иппон сеои-наге, Сихо-наге от ай
ханми катате тори.
Мороте сеои-наге, Икке от ай
ханми катате тори, Никке от ай
ханми катате тори.
Уки госи, О-госи, Ирими наге от
ай ханми катате тори.
Уде гарами наге, Кайтен наге от
ай ханми катате тори.
Санке от ай ханми катате тори,
Коте гаеси от ай ханми катате
тори.
Йонке от ай ханми катате тори,

2

1

2

2

1

1

4

1

3

2

1

1

4

1

3

2

1

1

4

1

3

Формы
аттестации
/контроля
Опрос
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
Тренировочные

8
9

10
11

12

13
14

15

16
17

18

19
20

Муне цки, Екомен кири коми,
Семен кири коми.
Техника защиты от ударов
руками и ногами.
Мае гери, Маваси гери, Еко гери,
Тенчи наге от ай ханми катате
тори.
История возникновения Айкидо.
Страховки в паре. Передвижения.
Сеои наге, Сихо наге от Екомен
кири коми, Сихо наге от гьяку
ханми.
Хараи госи, Коте гаеси от Семен
кири коми, Коте гаеси от гьяку
ханми.
Хане госи, Ирими наге от Муне
цки, Ирими наге от гьяку ханми.
О сото гари, Кайтен наге от
Хидзи тори, Кайтен наге от гьяку
ханми.
Ко сото гари, Тенчи наге от
Риоте тори, Тенчи наге от гьяку
ханми.
Хадаке дзиме, Икке от Усиро
риоте тори, Икке от гьяку ханми.
Окури Эри дзиме, Никке от
Риоте мочи, Никке от гьяку
ханми.
Уде гатами наге, Санке от Усиро
катате тори куби Симе, Санке от
гьяку ханми.
Дзюдзи гарами наге, Йонке от
Ката тори, Йонке от гьяку ханми.
Сихо наге от Екомен кири коми,
Кокю наге.
Итого:

занятия
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия

4

1

3

2

1

1

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Тренировочные
занятия

4

1

3

4

1

3

Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия

4

1

3

Тренировочные
занятия

4

1

3

4

1

3

Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия

4

1

3

Тренировочные
занятия

4

1

3

2

1

1

Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия

68

20

48

Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия

Содержание учебного (тематического) плана

1. История возникновения Джиу- Джитсу, Техника безопасности в зале и
на татами.
Борьба Джиу-Джитсу берет начало из школы Такеноучи, которая начала
учебный процесс с 1532 года. Основателем профессионального заведения был
японец Такеноучи Хисамори. Использовать реальное название единоборстваДжиу-Джитсу- начали только с 1600 года, когда в Японии завершилась
гражданская война и к власти пришел новый правитель. Джиу-Джитсуискусство мягкости, «Поддаться, чтобы победить». Техника безопасности
нахождения занимающихся на татами и в зале:
А) заранее прийти, переодеться, слегка размяться;
Б) снять с себя цепочки, кольца и другие предметы;
В) у девочек волосы должны быть заплетены в косу;
Г) во время демонстрации техники сидеть и наблюдать (не перемещаться и не
отвлекать других);
Д) в спарринге при сдаче подать сигнал хлопком (рукой или ногой), при
невозможности- голосом;
Е) форма одежды должна чистая и аккуратная.
2. Техника выполнения страховок, перекатов, кувырков (техника
страховок)
Как спортивные поединки, так и реальные, очень часто влекут падения.
Поэтому каждый боец должен научится правильно падать. Главный принцип
правильного падения заключается в том, чтобы распределять энергию удара на
максимально большую площадь тела.
А) Кувырок вперед из положения стоя и сидя. Движение переворота
осуществляется по диагонали от плеча через спину к противоположной части
таза;
Б) Кувырок назад из положения стоя и сидя. Движение переворота происходит
по диагонали от таза через спину, голова прижата подбородком к груди;
В) Падение вперед. Приземление происходит на выставленные вперед ладони с
последующим сгибанием локтей, грудь не касается пола;
Г) Падение назад. Приземление происходит на лопатки и вытянутые вдоль тела
предплечья с обязательным подъемом нижней части туловища;
Д) Падение на бок. Приземление происходит на бок и одно из предплечий. При
этом голова не касается поверхности;
3. Выведение из равновесия в партере и в стойке
Во время борьбы часто встречаются или складываются благоприятные условии
для проведения того или иного броска. Другими словами, нужно уметь
создавать ситуации для проведения намеченного приема.

Сбивание - выполняется за счет резкого толчка или рывка противника с целью
перевести вес его тела на пятки или носки.
Осаживание-это действие борца, заставляющее противника сосредоточить всю
тяжесть своего тела на одной или обеих ногах.
Заведение- это рывок противника в сторону вокруг себя с целью вызвать его
передвижение в тои или ином направлении.
Прежде чем приступить к изучению приёмов, необходимо усвоить базовые
стойки. Шизентай и камаэ. Шизентай руки произвольно свисают вниз, а
ступни ног чуть развёрнуты в наружу и расположены на одной линии.
Для выполнения камаэ необходимо расположить одну ногу впереди другой.
Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Передняя нога чуть согнута в
колене, та же рука выставлена в перёд чуть согнута в локте.
Камаэ имеет две разновидности стойки: хидари-камаэ и миги- камаэ.
Хидари-камаэ это левая нога впереди, миги –камаэ левая нога впереди.
Положение партнёров в одинаковых стойках относительно друг к другу
называется Ай-ханми, положение партнёров в разных стойках относительно
друг друга называется Гьку-ханми.
Перемещения в стойках: Аюми –аши шаг в перёд айкидрка принимает стойку
камаэ. Цуги-аши скользящий шаг айкидока выполняет скольжение вперёд
ногой и второй ногой скользя под шагивая к спереди стоящей ноге Хики –аши
скольжение ног назад, путём перешагивания ног. Тенкай –аши разворот на 180
градусов, айкидока разворачивает ступню передней ноги и круговым
движением переносит её назад разворачиваясь на 180 градусов. Тай-сабаки
айкидока по дуге переставляет сзади стоящую ногу в перёд и непосредственно
после этого выполняется разворот Тенка-аши .
В разделе «Сувари вадза» изучаются действия партнеров в положении на
коленях. Условно можно определить как техника в партере. Сидеть на коленях
для японца абсолютно естественно, к тому же в феодальной Японии в
помещениях перемещались в «шико», то есть специальным способом на
коленях. Положение, при котором партнер, выполняющий технику,
располагается на татами в положении «сэйдза» или «кидза», а атакующий в
положении стоя называется — «ханми хандачи вадза».
«Сувари вадза» и «ханми хандачи вадза» утратили свое прикладное значение и
их можно рассматривать как выполнение базовых приемов в усложненных
условиях. Однако айкидо без этих техник не айкидо.
Конституция тела европейцев значительно отличается от японской, и, конечно
же, для европейца имеющего более длинные ноги и больший вес и рост
выполнение технических приемов в «сувари вадза» и «ханми хандачи вадза»
требует значительно больших физических затрат. Тем не менее, занимающиеся
высокого уровня выполняют эти техники достаточно уверенно.

В этом положении выполняется большое количество специальных упражнений,
в том числе с традиционными видами оружия, способствующих развитию
необходимых физических качеств. Чем выше уровень практикующего, тем
больше внимания уделяется этим техникам.
Выполнение приемов в положении стоя называется «тачи вадза».
Большинство приемов могут выполняться в вариантах «ура» и «омотэ».
При выполнении приема в варианте «омотэ», партнер, выполняющий прием,
находится перед атакующим партнером. Данный вариант является развитием
вхождения в прием типа «ирими», и, как правило, является более коротким
(быстрым). Этот вариант техники требует от «наге» более скоординированных
действий, поскольку изменять или корректировать технику в положении перед
партнером значительно сложнее, а в реальной ситуации — просто опасно.
Идеей «ура» является уход с линии атаки, как правило, с использованием
второго способа вхождения — «тэнкан», при котором «наге» оказывается за
спиной атакующего. «Тэнкан» позволяет, уходя с линии атаки как бы удлинить
технику и таким образом увеличить вариативность технических действий.
4. О-сото гари, О-сото отоши, Ирими наге,Сихо наге.
Первые базовые ката бросковой техники, представляют собой комплексы
приемов, выполняемых подсеканием (о-сото гари), подножкой (о-сото отоши),
и опусканием на колено подножкой (уширо отоши). У всех этих техник
является уход с линии атаки под 45 градусов и выведение из равновесия,
подбив и постановка ноги сзади партнера.
Ирими наге –бросок встречным ходом.
Сихо наге-бросок на четыре стороны.
5. О-госи, Тай-отоси, Коте-гаеси.
О-госи- бросок через поясницу. При выполнении этого приема необходимо
вывести из равновесия, поднятием на носки и бросить через поясницу.
Тай-отоси- передняя подножка. В этом приеме выведение из равновесия
проводится вперед, скручивая противника и наклоняя его над своей согнутой
ногой. Одновременно с разгибанием ноги выполняется рывок руками.
Коте-гаеси- выворот кисти наружу.
6. Иппон сеои наге, Мороте сеои наге, Кайтен наге, Тенчи наги.
Эти броски - бросок через плечо, захватом отворота, шеи. Относятся к технике
работы руками. Выведение партнера из равновесия и подъема его тела высоко
вверх движением по типу рычага через спину и плечо выполняющего бросок.
Кайтен–наге-бросок за счёт согнутой спины. Тенчи наги-Тенчи наге
переводиться буквально как «Бросок Небо–Земля».

7. Ката учи гари, Куби Гоши наге, Кокю –хо.
Ката учи гари -Техника этого приема выполняется с помощью зацепа ноги
изнутри. Изначально проведя технику вывода из равновесия.
Куби Гоши наге- бросок захватом руки и шеи, путём подбивания бедром таза
противника.
Кокю –хо- броски дыханием
8. Техника контролей (уде осае): Икке, Никке, Санке.
Основной принцип контролей сводится к тому, чтобы: а) осуществлять
давление на сустав в сторону, противоположную естественному сгибу; б)
вытягивать, сгибать или скручивать конечность дальше естественного сгиба.
Эффективность болевых приемов зависит от длительности воздействия на
сустав (конечность), диапазона его (ее) подвижности и от уровня болевой
чувствительности противника.
9. Техника ударов руками (цуки ваза): Кицами, Гьяку Цки, Маваси Дзедан
Цки
Принцип любого удара (или толчка) конечностями сводится к тому, чтобы
создать как можно больший энергетический импульс в момент контакта
ударной части конечности с целью.
1. Толчки руками
Их выполняют из положения стоя, чаще всего двумя руками, лишь иногда
одной рукой, по прямолинейным траекториям, с обязательным участием
корпуса и ног.
2. Удары руками (кулаками, ладонями)
Удары кулаками и ладонями производят из положений стоя, сохраняя
равновесие при перемещениях, прыжках, в стойках.
10. Техника уходов, уклонов, блокирование ударов (каваши ваза)
Для защиты, помимо уклонов, нырков, скручиваний, скольжений, отскоков и
разворотов, боец использует подставку под удары своих рук, ног, локтей, колен
и других участков тела.
Это позволяет: а) перенаправить удар в сторону от его первоначальной
траектории (с тем, чтобы противник потерял равновесие); б) остановить удар.
11. Техника ударов ногами (гери ваза): Мае Гери, Маваси Гери, Ёкко Гери
Удары ногами наносят различными участками ступни (подъемом, подошвой,
ребром, пяткой) по прямым и круговым траекториям из положения стоя и лежа.
При нанесении ударов ногами важно учитывать расположение рук, ног,
корпуса партнера, а также самому важно держать руки, располагать ноги при
нанесении ударов.
12. Техника удержаний (осае коми ваза): Хон кеса гатаме, Кудзури кеса
гатаме, Уде хисиге дзюдзи гатаме

Техника удержаний сводится к тому, что в данном случае удержания партнеров
в положении лежа захватом рук, шеи, контролем обоих рук и ног, и
осуществлением болевых воздействий на руку, локоть. Цель – удержать
партнера определенное время или заставить сдаться, путем болевых
воздействий.
13. Техника удушений (кан дзю-дзюцу ваза): Хадаке дзиме, Уширо дзиме, Аси
кудаки
Техника удушений – это один из важнейших разделов боевого искусства, часто
используемый в соревнованиях. Правильное применение приемов приводит к
абсолютной победе, предоставляя полный контроль над противником.
Удушающие приемы производятся как руками, так и отворотами одежды
(кимоно). Удушение происходит не только со стороны шеи, но и со стороны
ног (аси кудаки) – воздействие на голеностоп.
14. Перевороты в партере
Перевороты в партере осуществляются путем вывода партнера из равновесия
путем захвата рук, шеи, корпуса, ног. Цель – перевести партнера: а) с живота на
спину; б) со спины на живот; для выполнения других технических действий в
партере.
15. Сдача нормативов ОФП и СФП
Производится раз в 3 месяца. ОФП – общая физическая подготовка. СФП –
специальная физическая подготовка. В ОФП входит отжимания, приседания,
пресс. В СФП входят то же, что и в ОФП на время + выполнение бросков,
ударов на время.
16. Аттестация на пояса и полоски разных уровней
Основная аттестация происходит раз в 4 месяца на пояса, в зависимости от
возраста сдающего. Аттестация на полоски разного уровня – раз в 2 месяца.
Аттестация выполняется согласно техническим требованиям, установленным
тренером-преподавателем.
17. Соревнования (открытого и закрытого типа)
Соревнования закрытого типа происходят раз в 4 месяца, товарищеские встречи
между клубами города – раз в 2 месяца. Показательные выступления – один
раз в 6 месяцев . Соревнования открытого типа происходят 1-2 раза в 4 месяца с
возможным выездом команды в другие города на соревнования.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛ
УУД проверяются во время участия учащихся на разного уровня
соревнованиях. Подведение итогов по технической и общефизической

подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные
нормативы.
Должны знать:
-Т.Б. в зале и
на татами;
- вид спорта
(его перевод);
-Историю
возникновения
вида спорта;
терминологию;
-спортивный
режим борца;
- способы
выполнения
бросков,
удержаний,
болевых и
удушающих
приемов;
-этикет
на
татами и в
зале;
-знать правила
борьбы.

Должны уметь:
- отжиматься от
пола 30-35 раз;
-пресс 30-35 раз;
-приседания 30-35
раз;
-выполнение
высоких
падений(страховок)
с положения стоя;
-бросковую
технику
и
комбинации к ней
сопутствующие;
-ударную
технику(руками и
ногами)
с
различными
вариантами;
-перевороты
в
партере;
- защита от оружия
нож, палка).
- освобождения от
захватов.

Развитость
наблюдательность,
высокая
концентрация
внимания;
-умения
адаптироваться
в
любых
социальных
условиях;
опорнодвигательный
аппарат;
- вестибулярный
аппарат;
-физические
качества:
ловкость,
гибкость,
способность к
саморегуляции
психического
состояния.

Воспитание
-волевые качества:
целеустремленность,
инициативность,
находчивость в
стрессовых ситуациях,
самообладание, воля к
победе;
-осознанная
потребность в
разумном досуге;
-доброта и
доброжелательность,
терпимость;
-ответственность и
дисциплинированность,
умение
подчинять
личные
интересы интересам
коллектива.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа является инструментом целевого развития физических
способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в
отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными
техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила
техники безопасности труда. На занятиях используются материалы,
безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим
заключением.
Материально–спортивное обеспечение Программы
1. Маты (1/3 зала).
2. Мячи.
3. Деревянные ножи.
4. Палки.
5. Скакалки.
6. Кейкоги.
7. Плотная футболка, свободное трико.
Список литературы.
1. «Айкидо от классики до Айки-джитсу». Издательство «ОЛМА-ПРЕСС»,
129075, Москва, Звездный бульвар,23. 2002г.
2. «Джиу-джитсу.Базовая техника борьбы в одежде». Издательство «ФАИРПРЕСС», 109428, Москва, ул.Зарайская,д27 к2. 2004г.
3. «Динамика Айкидо». Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 109428, Москва,
ул.Зарайская,д27 к2. 2000г.
4. «Система Самбо». Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 109428, Москва,
ул.Зарайская,д27 к2. 2002г.
5. «Рукопашный бой.Теория и практика». Издательство «ФАИР-ПРЕСС»,
109428, Москва, ул.Зарайская,д27 к2. 2003г.
6. «100 уроков самбо». Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 109462, Москва,
Волжский бульвар, квартал 113а, кор7. 1999г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».