ДООП Спортивная подготовка

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка

2.

Содержание программы

3.

Формы контроля и оценочные материалы

4.

Организационно - педагогические условия реализации программы

5.

Список литературы

Приложение № 1. Инструкция по технике безопасности при занятиях
Приложение № 2. Комплекс ОРУ
Приложение № 3. Примерные схемы построения занятий
Приложение № 4. Примерный дневник самоконтроля

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Спортивная подготовка» (далее – Программа) разработана с учетом действующих
федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов,
имеет физкультурно – спортивную направленность, рассчитана на ознакомительный
уровень освоения.
Актуальность Программы
Во всестороннем развитии личности человека немалую роль играют физическая
активность и здоровый образ жизни, особенно это актуально для жителей городской
местности, где на здоровье пагубно влияют плохая экология, стрессы и малая
подвижность.
Спецификой данной программы является то, что она с юного возраста
воспитывает у обучающихся стремление заниматься физкультурой и спортом, быть
бодрым, подтянутым, жизнерадостным, поддерживать здоровый образ жизни и
развивать свои физические способности.
Занятия по данной программе предполагают добровольность, заинтересованность
обучающихся в получении знаний. Принимаются обучающиеся с различным уровнем
начальной физической подготовки без конкурсного отбора.
Педагогическая целесообразность Программы
Главным результатом для обучающегося является его собственное здоровье, его
собственный спортивный результат.
Программа основана на взаимосвязи физического воспитания подростков, их
спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни. Основными ориентирами
программы являются:
- решить проблему занятости свободного времени детей, формированию
физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в
области физической культуры и спорта.

- актуальность
естественного

развития

двигательной

стимулирования

активности

жизнедеятельности

учащихся

детского

в

целях

организма

и

эффективной борьбы с гиподинамией.
Отличительные особенности Программы
Программа, кроме обучения правильному использованию спортивного инвентаря
для улучшения физических качеств, обучает методам самоконтроля, вести дневник
тренировок и соблюдать спортивный режим. Так же данной программе прослеживается
углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением
специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой
выносливости,

беговой

выносливости,

скорости

в

беге,

овладение

техникой

двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование интереса к регулярным занятиям спортом для укрепления
физического состояния и духовного воспитания обучающихся.
Задачи программы
Развивающие:
• развивать интерес к регулярным занятиям спортом;
• развивать силовые и двигательные навыки у обучающихся (ловкость,
быстроту, гибкость, выносливость и силу).
Обучающие:
• обучать

выполнению

упражнений

разминки,

растяжки,

основной

программы тренировки и специальной физической подготовки;
• прививать навыки здорового образа жизни;
• формировать способность достигать спортивные цели.
Воспитательные:
• создавать

мотивацию

для

дальнейшего

физического

развития

обучающихся;
•

воспитывать самостоятельность и волевые качества обучающихся.
Категория обучающихся

Программа предназначена для детей 12 – 15 лет с повышенной мотивацией к
физической культуре и здоровью.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 68 часов в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
 Форма организации образовательной деятельности – групповая.
 На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
 Количество детей в группе – 15-20 человек.
 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)
Планируемые (ожидаемые) результаты
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и
формирование практических умений.
Промежуточный контроль осуществляется как подведение итогов по каждой
теме.
В конце обучения проводится анализ дневников спортсменов и подводятся
итоги.
По окончании срока реализации программы обучающиесябудут знать:
- технику безопасности на тренировках;
- правила работы со спортивным инвентарем;
- сведения о строении организма и о необходимости следовать режиму;
- гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий спортом;
- способы и средства страховки и самостраховки;
- упражнения для разминки, растяжки, основной программы тренировки и
специальной физической подготовки.
По окончании срока реализации программы обучающиеся будут уметь:
- правильно обращаться со спортивным инвентарем, ухаживать за ним;
- осуществлять самоконтроль за состоянием тренированности;

- оказывать первую медицинскую помощь;
- осуществлять страховку и самостраховку;
- вести дневник тренировок (Приложение № 4);
- выполнять упражнения для разминки, растяжки, основной программы
тренировки и специальной физической подготовки.
Формы подведения итогов реализации программы
Результатом успешного освоения программы является овладение всеми
знаниями и умениями в соответствии с программным материалом и положительной
динамикой физического развития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Форма
№

Раздел

Теория

Практика

Всего

аттестации и
контроля

1

Вводное занятие.
Техника
безопасности

1

-

1

2

Основы знаний

1

3

4

практическое
задание

3

Специальная
физическая
подготовка

-

29

29

практическое
задание

4

Общая физическая
подготовка

-

5

Контрольные
испытания

-

ИТОГО:

32

32

2

2

практическое
задание
практическое
задание, зачет

68

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Раздел № 1. Основы знаний (4часа).
Тема №1. Вводное занятие (1 час).

Теория. Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале.
Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма.
Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля
состояния здоровья в школе и дома. П/ игры.
Практика. Входной контроль.
Тема №2. Краткий обзор развития физкультуры (1 час).
История возникновения Олимпийских игр. Выдающиеся отечественные и
зарубежные спортсмены. Лучшие спортсмены области и города. П/игры.
Тема №3. Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор
здоровья (1 час).
Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.
Важнейшими факторами влияющими на здоровье являются:


образ жизни;



питание;



оздоровительная гимнастика;



экология. П/ игры.

Тема №4. Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и
здоровье (1 час). Закаливание как способ борьбы с вирусами и укрепления здоровья.
П/игры.
Раздел № 2 Специальная физическая подготовка (29 часов).
Тема №1. Мышечная система в организме человека. Влияние различных
упражнений на определенные группы мышц. (1 час).
Тема №2. Дыхательная гимнастика (1 час).
Теория. Беседа об органах дыхания. Правила дыхания при выполнении
общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практические занятия. Комплексы дыхательной гимнастики. Освоение методики
диафрагмально-релаксационного дыхания. Игры: «Кто громче?», «Шарик», «Хомячки»,
«Подпрыгни и подуй на шарик».

Тема №3. Формирование навыка правильной осанки (2 часа).
Теория. Что такое осанка? Что влияет на формирование осанки? Краткие сведения
из анатомии; рассказ о позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки.
Практические занятия. Разучивание исходных положений (лежа на спине, животе,
на боку, сидя на гимнастической скамейке, стоя).
Создание мышечного «корсета», за счет развития мышц разгибателей спины,
мышц брюшного пресса и косых мышц живота. Упражнения на формирование хорошей
осанки.
Упражнения

на

развитие

«мышечно-суставного

чувства»

(упражнения

у

вертикальной стены, стоя перед зеркалом). Комплексы упражнений для формирования
правильной осанки.
Игры: «Ходим в шляпах», «Черепахи», «Великан и другие», «День, ночь»,
«Пересаживание».
Тема №4. Основные упражнения игрового стретчинга (5 часов).
Беседа. «Позвоночник - ключ к здоровью».
Практические занятия. Упражнения игрового стретчинга.
Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад.
Укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног. Упражнение для развития стоп «домик»,
«крутые повороты». Упражнения на равновесие.
Игровые комплексы: «гуси-лебеди», «мы топаем ногами», «вышла мышка»,
«печка горяча», «ровным кругом», «у реки росла рябина».
Тема №5. Развитие гибкости (5 часов).
Теория. Физическое качество - гибкость.
Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест
«Гибкий ли я?»
Тема №6. Упражнение в равновесии (2 часа).
Техника безопасности.
Практические занятия. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом,
руки за голову, с мячом, на каждый шаг, фиксируя положение мяча (вниз, вперед,

вверх);

ходьба

по

гимнастической

скамейке,

перешагивая

мячи;

ходьба

по

гимнастической скамейке на носках, приседая на одной ноге, другую прямую махом
пронести сбоку вперед (фиксируя движения руками); «перетяни за черту» (в парах
перетягивают за руки друг друга у черты); Ходьба по гимнастической скамейке с
поворотом кругом на середине (с мячом); легкий бег на носках по гимнастической
скамейке, сохраняя равновесие; ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием
через скакалку, сложенную вдвое, поднимая поочередно ногу вперед вверх и
перекладывая предметы под ногой из одной руки в другую; выполняя хлопки под ногой;
ходьба по гимнастической скамейке на середине выполнить «ласточку».
Игры: «Повязанный», «Ловкие ноги», «Вернись на место», «Удержись».
Тема №7. Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени
(3часа).
Теория. О профилактике плоскостопия. БАТ (биологически активные точки)
настопе.
Практические занятия. Упражнения для укрепления мышц стопы. Комплексы
упражнений в движении, игрового характера.
Упражнения с применением предметов: с гимнастической палкой, с мячами, со
скакалкой, с мелкими предметами (карандаши, платочки) и т.д.
Игры: «Барабан», «Великан и другие», «Ну- ка, донеси», «Поймай комара»
Тема №8. Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика (2 часа).
Теория. Мелкая моторика. «Наш ум на кончиках пальцев».
Практические занятия. Упражнения на развитие мелкой моторики. Массаж
пальцев. Гимнастика для суставов.
Игры: «Кулак-ладонь», «Делай, как я».
Тема №9. Акробатика (6 часов).
Теория. Акробатика - хорошая возможность научиться двигаться и владеть
своимтелом.

Практические занятия. Комплексы акробатических упражнений на растяжку,
координацию: «Ласточка», «Качели», «Мостик», «Кувырки через колени», «Дерево»,
«Ворона», «Лягушка», «На коне».
Тема №10. Упражнения на расслабление (2 часа).
Теория. Дыхательные упражнения для снятия напряжения, расслабление,
релаксация.
Практические занятия. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация.
Подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой: «Запрещенное
движение», «Угадай, где мяч», «Тряпичная кукла», «Кто летает?», «Слушай
внимательно»
Раздел № 3.Общая физическая подготовка (32 часов).
Тема №1. Развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота
(16 часов).
Теория. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота.
Практические

занятия.

Промежуточный

контроль.

Разминка,

комплексы

упражнений на развитие основных двигательных качеств.
Общеразвивающие упражнения со скакалками, с гимнастическими палками, на
гимнастических стенках, с набивными мячами и т.д. Базовые и специальные упражнения
и комплексы в различных видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры,
, туристическая подготовка).
Игры: «Салочки», «Третий лишний», «Поезд с арбузами», «Чей красивее
прыжок?».
Тема №2.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
позвоночника (7 часов).
Теория. Гимнастика - основа успеха для специальной подготовки на занятиях
различными

видами

занимающихся.

спорта.

Влияние

физических

упражнений

на

организм

Практика. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях
(стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне): разводка, подтягивания, круговые вращения руками.
Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы;
наклоны, повороты, круговые движения туловищем. Упражнения для мышц брюшного
пресса. Упражнения для мышц спины: наклоны, прогибы. Упражнения для мышц ног:
приседания, отведения, прыжки, выпады.
Подвижные игры: «Послушный мяч», «Ловишки с мячом», «Удочка», «Казаки
разбойники», «Мы весёлые ребята».
Тема №3. Школа мяча (4 часа).
Теория. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячами разного
диаметра.
Практические занятия. Броски, ловля и передача мяча. Игры и эстафеты с мячами.
Подвижные игры: «Перестрелка», «Снайпер», «Не давай мяч водящему», «Достань
мяч», «Мяч ловцу», «Гонка мячей» и игры с элементами волейбола и баскетбола.
Тема №4. Народные подвижные игры (1 час).
Теория. Народные игры как отличный способ укрепить свой дух, свое тело,
развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую жизни.
Практика. Игры на развитие подвижности, внимания, выносливости: «Кочки»,
«Лошадки», «Бродилки», «Биты», «Перышки», «Лук и стрелы», «Канат», «Веревкипрыгунки».
Тема №5. Подвижные игровые комплексы и состязания (2 часов).
Теория. Подвижные игры как основа активного и здорового отдыха.
Практика. Развитие многоплоскостного внимания в процессе подвижных игр:
«Снайпер», «Футбол», «Стадо», «Горячее место», «Щука и караси».
Тема №6. Соревнования. Игровые эстафеты (2 часа).
Теория. Формирование и организация здорового досуга. Соблюдение правил как
залог удачного соревнования.

Практика. Проведение эстафет и соревнований для развития физической и
эмоционально - волевой подготовки. Эстафеты проводятся, начиная с простых и кончая
более сложными.
Раздел №4. Контрольные испытания (2часа).
Тема №1. Теория. Правила выполнения контрольных испытаний.
Практические испытания. Итоговый контроль.
Контроль за развитием двигательных качеств:


поднимание туловища;



прыжки через скакалку;



наклон к ногам сидя;



прыжки в длину с места;



челночный бег 3X10 м.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В качестве методических пособий используются учебные пособия, брошюры и

методические рекомендации по проведению тематических занятий, плакаты, фото- и
видеоматериалы.
Методика работы по данной программе предполагает осуществление самой
тесной

связи

между теоретическими

занятиями

и

практическим освоением

полученных знаний, которое отражает специфику программы и осуществляется на
тренажёрах с собственным весом и отягощением.
В связи с этим самое пристальное внимание уделяется учёту возрастных
особенностей занимающихся, степени их физической и технической подготовки.
Обеспечивается индивидуальный подход к каждому учащемуся, постоянный контакт и
контроль педагога.
Другим важнейшим аспектом методики обучения является постепенность.

Поэтому основное внимание уделяется выявлению потенциала развития каждого
воспитанника, привитие ему навыков, необходимых не только для овладения
мастерством, но и для рациональной организации собственной деятельности.
Решению последней задачи служит, в частности, такая форма проведения
занятий, как комплексные упражнения, воспитывающие дисциплинированность,
чёткость и обязательность.
Для закрепления и развития интереса ребят к занятиям широко используются
различные средства наглядности (книги, фотографии). Рассказывается об истории
спорта и традициях, позитивную воспитательную роль выполняет пример старших
воспитанников, их участие (наряду с тренером) в занятиях.
В психологическом отношении внимание уделяется выработке волевых качеств,
уверенности в себе, способности к принятию быстрых и точных решений, умению не
теряться в сложной ситуации и адекватно реагировать на неё. Важным приёмом,
позволяющим закрепить полученные знания и умения, является ведение каждым
занимающимся дневника самоконтроля.
Получив необходимые знания о своём организме, технике и технологии занятий,
учащиеся затем реализуют полученные знания и проверяют степень собственного
овладения необходимыми навыками путём приобретения соревновательного опыта.
Раздел «Общая физическая подготовка» (ОФП) решает очень важную для
занимающихся задачу: наращивание основы мышечной массы и специальных
физических качеств (силы, гибкости, координации, выносливости, изучение и
совершенствование

техники

выполнения

упражнений).

Задача

достигается

регулярными тренировками с различной нагрузкой.
Специальная

физическая

подготовка

–

это

процесс

развития

и

совершенствования физических качеств (силы, выносливости) и двигательных
способностей (быстрота, ловкость, гибкость), которые и ведут к увеличению данных
качеств обучающихся. Принцип постепенности повышения нагрузки. Выполнение
одинаковых заданий в течение долгого времени приводит организм в стадию
устойчивой адаптации. Для прогрессирующего воздействия нагрузок необходимо

постоянное изменение параметров физических упражнений (увеличение скорости,
темпа, мощности, разового объема работы), обновление упражнений, условий их
выполнения, постепенное возрастание объема и интенсивности нагрузки в серии
занятий.
В

результате

обучения

закладывается

необходимая

физическая,

психологическая, теоретическая и практическая база, основываясь на которой можно
перейти на уровень спортивного совершенствования.
Наряду с дальнейшим укреплением и развитием физических и волевых качеств
занимающихся, на занятиях многократно повторяются хорошо освоенные элементы
техники и тактики, закрепляют их варианты в условиях различного объема и
интенсивности их выполнения.
Во время обучения осуществляется постоянный контроль уровня физической,
теоретической подготовки юных спортсменов.
Материально-техническое обеспечение программы
Рабочая программа реализуется в спортивном зале, на открытом стадионе.
- Сигнальные флажки и фишки
- Секундомер
- Свисток
- Скакалки
- Мячи баскетбольные
- Мячи волейбольные
- Мячи футбольные
- Волейбольная сетка
- Футбольные ворота
- Баскетбольные стойки
- Гантели
- Турник
- Гимнастические маты
- Фитболы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемый при писании Программы
1. Вайнбаум Я.С. Дозирование

физических

нагрузок

школьников М.:

Просвещение, 1991. – 64 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки М.:
Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
3. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта – Киев:
Олимпийская литература, 2002. – 295 с.
4. Гавердовский

Ю.К. Обучение спортивным

упражнениям М.:

Физкультура и спорт, 2007. – 911 с.
5. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка: Знать и уметь.4-е издание. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 248 с.
6. Губа В.П. Основы спортивной подготовки – М.: Советский спорт, 2012 – 384 с.
7. Крупицкая О.Н., Потовская Е.С., Шилько В.Г. Общая физическая подготовка.
Практикум.

—

Томск:

Издательский

Дом

Томского

государственного

университета, 2014. — 58 с.
8. Ситкевич Г.Н., Карась Д.Н. Развитие силы у юношей 9-11 классов. Формирование
здорового образа жизни, организация физкультурнооздоровительной работы с
населением – Витебск: УО «ВГТУ», 2007.
9. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.,2012
10.Голощапов Б.Р. История физической культуры. – М.,2015
11.Каганов Л.С. Развиваем выносливость. – М.,2002
12.Ловейко И.Д.Формирование осанки у школьников. - М.,2012
13.Новиков Ю. А. Общая физическая подготовка/ Ю. А. Новиков- М.: Физкультура
и спорт, 2015 г.
14.Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний.- М.,2015.

Приложение № 1
Инструкция по технике безопасности при занятиях в спортивном зале
I. Общие требования безопасности
1. Для проведения занятий в спортивном зале необходимо иметь акт-разрешение
на проведение занятий.
2. Состояние спортивного зала (освещение, полы, стены, потолок) должно
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
3. Спортивный инвентарь и оборудование должны пройти испытания и иметь акт
о прохождении испытаний.
4. Спортзал должен быть оборудован средствами пожаротушения, и иметь
аптечку,

укомплектованную

необходимыми

медикаментами

и

перевязочным

материалом для оказания доврачебной помощи.
5.

Занимающиеся

должны

пройти

медосмотр,

инструктаж

по

технике

безопасности и иметь чистую одежду и обувь, бережно относиться к спортивному
инвентарю и оборудованию.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1.

Переодеться

в

спортивную

форму

в

раздевалке,

снять

предметы,

представляющие опасность для других (часы, цепочки, серьги).
2. Не заходить в спортзал без разрешения учителя и не выполнять упражнений на
снарядах.
3. Убрать посторонние предметы в безопасное место, в том числе инвентарь,
который не будет использоваться.
4. Производить между сменами влажную уборку, а при необходимости и чаще.
5. При недостаточной освещённости включить осветительные приборы.
6. Проверить состояние запасного выхода и его санитарно-гигиенические нормы.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Брать спортинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудова-ние по
его назначению, не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах.

2. Выполнять упражнения на исправных снарядах и с разрешения учителя, а
сложные технические элементы – со страховкой.
3. Занятия проводить на просохшем полу спортивного зала и под руководством
преподавателя физической культуры.
4. Внимательно слушать объяснения упражнений и действий и аккуратно
выполнять задания.
5. При выполнении упражнений потоком, соблюдать достаточные интервал и
дистанцию.
6. Не покидать место проведения занятий без разрешения учителя.
7. При перемещениях по залу избегать столкновений.
IV. Требования безопасности при несчастных случаях и в чрезвычайных
ситуациях
1. При травмах и ухудшении самочувствия прекратить занятия и сообщить об
этом учителю.
2. Оказать учащемуся первую доврачебную помощь, при необходимости
доставить пострадавшего в ближайшую больницу или вызвать «скорую помощь».
1. 3.Известить администрацию школы и родителей пострадавшего.
2. 4.При пожаре в спортзале немедленно прекратить занятия, открыть запасной
выход,

эвакуировать

учащихся

в

место,

предусмотренное

планом

эвакуации

(спортплощадка). Сообщить в дежурную часть и приступить к ликвидации очага
возгорания с помощью средств пожаротушения в зале.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Убрать инвентарь в место хранения.
2. Организованно выйти из зала в сопровождении учителя.
3. Переодеться в раздевалке, вымыть руки и лицо.
4. Произвести осмотр зала, раздевалок, подсобных помещений.
5. Закрыть окна на щеколды, подсобные помещения на ключ, выключить свет.
6. Довести до сведения ответственного за спортзал обо всех недостатках и
неисправностях.

Приложение № 2
Комплекс ОРУ
1. Упражнение на координацию движений (равновесие)
И.п. – стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной
ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты.
Пример: потеря равновесия произошла на 6й секунде, значит, в таблицу
записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и
определяли, на какой секунде нарушено равновесие.
2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса
И.п. – упор лежа на полу (девочки – на повышенной опоре). Сгибание и
разгибание рук. Фиксируется количество отжиманий.
3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет»)
И.п. – стоя боком с опорой рукой о стену, подоконник, гимнастическую стенку.
Приседание поочередно на одной и другой ноге. Фиксируется количество приседаний.
4. Упражнение на развитие боковых мышц живота
И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Перенести ноги слева направо и обратно через
предмет длиной 60–70 см (палка, рейка), не задев его. Фиксируется количество
повторений с одной стороны (с правой или с левой).
5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках
Выполняются прыжки через препятствие (гимнастическая палка, скамейка
высотой

25–30

см

или

линия

шириной

20–30

см).

И.п. – стоя боком к препятствию. Выполняются прыжки на обеих ногах через
препятствие с одной стороны в другую и обратно. Фиксируется количество повторений
с одной стороны.
6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса
И.п. – сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок».
Опускание и поднимание туловища. Фиксируется количество подъемов.

7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости
И.п. – упор стоя о подоконник, стену, стол. Бег с высоким подниманием бедра.
Количество шагов, выполненных за 15 сек., разделим на 5 (для сопоставления с другими
показателями).

Получаем

количество

очков.

Например, выполнено 40 шагов: делим 40 на 5, получаем 8 очков. Для удобства
подсчета лучше считать шаги только одной ногой, затем удваиваем их количество.
Полученное число делим на 5.
8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах
И.п. – о.с., в руках палка хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку,
сохраняя вертикальное положение туловища. Одно движение ногой вперед и назад дает
1 очко.
9. Упражнение на развитие силы мышц ног
Для выполнения этого упражнения на стене нанесена сантиметровая разметка.
И.п. – о.с., руки вверх. Из полуприседа прыжок вверх. Нужно коснуться рукой разметки
на стене. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть рост ученика с вытянутой
вверх рукой. Полученный результат разделить на 5 (для сопоставления с другими
результатами). Например: прыжок вверх – 230 см, а рост ученика с вытянутой рукой –
200 см. 230 см – 200 см = 30 см. Разделим 30 на 5. Полученный результат равен 6 очкам,
записываем его в таблицу.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на следующие
моменты:


Упражнение 1 – руки прямые, глаза закрыты.



Упражнение 2 – туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.



Упражнение 3 – приседать глубже.



Упражнение 4 – ноги в коленях не сгибать.



Упражнение 5 – прыжки выполнять боком, не поворачиваться.



Упражнение 6 – ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не
расцеплять.



Упражнение 7 – бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.



Упражнение 8 – туловище держать прямо.



Упражнение 9 – касаться разметки одной рукой.

На одном из уроков учащиеся знакомятся с комплексом упражнений, а также с
системой оценивания и подсчета очков (табл. 1).
На последующих уроках учащиеся учатся правильно выполнять упражнения (3–4
упражнения на уроке) и записывать их.
Во время тестирования класс делится на две группы: первая выполняет
упражнения, а вторая ведет подсчет и запись результатов; затем группы меняются
ролями (см. табл. 2).
Приложение № 3
Примерные схемы построения занятий
Пример: Примерный план – конспект тренировочного занятия
Часть занятия

I. Подготовительная

II. Основная

Содержание

Дозировка

Организационно

учебного

-методические

материала

указания

Разминка:

Для всех частей Для всех частей

1.Общая

занятия:

2.Специальная.

количество

и

Направленность:

повторений;

схемы;

время; занятия: инвентарь
рекомендации;
правила

тематическая или количество раз и игры, определение
комплексная.

т.п

победителей;
условия
выполнения
упражнений

III. Заключительная

Упражнения

Подведение

восстанавливающе

результатов

го характера

занятия, домашнее

задание и т.п.
Примерная схема расположения материала в комплексных занятиях
1-й вид комплексного занятия для решения задач физической, технической и
тактической подготовки:
I.Подготовительная часть
1. Упражнения общей разминки.
2. Упражнения специальной разминки.
II.Основная часть
1. Упражнения на быстроту и ловкость.
2. Упражнения на совершенствование основных физических качеств.
3. Технико-тактические упражнения.
4. Тренировка или упражнения на выносливость.
III.Заключительная часть
1. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
2. Дыхательные упражнения.
2-й вид комплексного занятия для решения задач физической и технической
подготовки:
I.Подготовительная часть
1. Общеразвивающие упражнения.
2. Упражнения на ловкость и гибкость.
II.Основная часть
1. Изучение техники бега.
2. Упражнения, направленные на развитие быстроты.
3. Совершенствование основных физических качеств.
III.Заключительная часть
1. Подвижные и/или спортивные игры.
2. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.

3-й вид комплексного занятия для решения задач физической и тактической
подготовки:
I.Подготовительная часть
1. Различные беговые упражнения.
2. Упражнения с барьерами.
II.Основная часть
1. Изучение технических приемов.
2. Изучение работы рук и ног, по виражу.
3. Игровые упражнения, направленные на развитие координационных
навыков.
4. Совершенствование лидирования и преследования на дистанции.
III.Заключительная часть
1. Медленный бег, ходьба, упражнения на внимание и равномерное
дыхание.

Приложение № 4
Примерный дневник самоконтроля
Фамилия, имя
Дата рождения
Начало дневника
(месяц и год)
Показатели
1. Физическое развитие
длина тела, см
масса тела, кг

дата выполнения

Окружность грудной клетки, см:
в покое
при максимальном вдохе
при максимальном выдохе
Окружность, см:
шеи
талии
плеча (бицепса)
бедра
голени
Пульс (ЧСС), уд.\мин:
в покое
после 20 приседаний
после 1 мин. отдыха
после 3 мин. отдыха
Дыхание, вдохов за 1 мин.
задержка дыхания, сек
Сила кисти, кг правая
левая
2. Физическая подготовленность
подтягивание, кол.раз
отжимание кол.раз
наклон вперёд (гибкость), см
поднимание туловища за
прыжки через скакалку за 1 мин.
прыжки в длину с места, см
бег 60 м, сек
кросс

челночный бег х10м.
бросок мяча сидя, 1 кг. м.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».