ДООП Историко - бытовой танец

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Формы контроля и оценочные материалы
4. Организационно - педагогические условия реализации программы
5. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Историко – бытовой танец» (далее – Программа) разработана с учетом
действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов
и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на
ознакомительный уровень освоения.
Актуальность Программы
Актуальность Программы определяется наличием потребности детей в
танцевальной деятельности как в сфере самопознания, самовыражения и
развития, привлечением наибольшего количества детей к художественному
образованию в соответствии с планом реализации государственной политики в
области дополнительного образования детей. Данная программа составлена на
основе программ по историко-бытовому танцу (Н.С. Янанис, Н.П. Ивановского,
Н.А. Иосафова) и изменена с учетом особенностей образовательного
учреждения, возраста и уровня подготовки детей, их интересов и потребностей,
режима и временных параметров осуществления хореографической
деятельности.

Педагогическая целесообразность Программы
Программа «Историко-бытовой танец» является системой общей
хореографической подготовки, направленной на расширение представлений
обучающихся о многообразии хореографических стилей, понимание истоков
базовых форм движений классического танца. Эстетический аспект Программы
предоставляет большие возможности для формирования и развития мотивов,
необходимых для эффективного обучения. Кроме того, высокая мотивация
может играть роль компенсаторного фактора в случае недостатка специальных
способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний,
умений и навыков. Для реализации программы целесообразно учитывать
возрастные особенности обучающихся.
Отличительные особенности Программы
Особенностью Программы является интегративный подход в
определении содержания и методов обучения, обеспечивающий высокий
уровень развития творческой личности.
Цель и задачи Программы

Цель Программы:
Создание условий для целостного художественно-эстетического развития
личности в процессе освоения историко-бытового танца.
Задачи
Воспитательные задачи:
- воспитать дисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие;
- воспитать чувство личной ответственности, способность к самоконтролю;
- воспитать коммуникабельность, инициативность;
- воспитать аккуратность и креативность в выполнении творческих заданий;
- воспитать общую культуру личности.
Развивающие задачи:
- развить мотивационные качества обучающегося, творческие способности;
- развить музыкальность, образность и координацию движений;
-развить мышление, память, внимание, сообразительность;
-развить интерес к истории танца.
Обучающие задачи:
- сформировать знания, умения и навыки исполнения элементов историкобытового танца;
- сформировать музыкально-ритмические навыки;
- сформировать знание основных правил танцевального этикета;
- сформировать манеру исполнения;
- сформировать умение ориентироваться в зале, на сценической площадке.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей 7 – 9 лет с повышенной мотивацией к
хореографии и танцевальному искусству.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 102 часа в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим
занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 10 - 15 человек.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)

Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты:
В
итоге
освоения
программы
обучающийся
приобретет:
- мотивацию к творческой деятельности;
- способность к объективной оценке своего труда;
- умение контролировать свои поступки, действия;
- способность переносить и выдерживать нагрузки, преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
В итоге освоения программы у обучающегося сформируется:
- умение слушать и слышать педагога;
- умение предоставлять знания перед аудиторией;
- умение анализировать свои действия при выполнении упражнений; -умение
аккуратно и своевременно выполнять творческие задания.
Предметные результаты:
В итоге освоения программы учащимся будут приобретены:
- теоретические знания в соответствие с программными требованиями;
- практические умения и навыки в соответствие с программными
требованиями;
- осмысленность и правильность использования специальной терминологии;
- опыт решения проблем: отсутствие затруднений в использовании приемов
выразительности, координации, музыкальности исполнения;
- опыт творческой деятельности: креативность в выполнении практических
заданий и учебно-концертной практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

1.
2.
3.

Вводное занятие
Основные элементы движений
историко-бытового танца
Танцевальные композиции

4.

Итоговое занятие

Итого часов:

Количество часов
всего
теория
2
2
50
8

Формы контроля
практика
–
42

48

13

35

2

1

1

102

24

78

Содержание Программы

Устный опрос
Наблюдение, фронтальный
и индивидуальный опрос,
анкетирование,
тестирование
Наблюдение, опрос,
тестирование

При
наличии
в
группе
обучающихсяс
разно
уровневыми
способностямисодержание
разделов
программы
предусматривает
вариативность основных тем.
1.
Вводное занятие
Теория:
Понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой»
танец. Цели и задачи предмета. Планы творческой деятельности на учебный
год. Правила безопасного поведения в учреждении (инструктаж по технике
безопасности).
Практика:
Предварительный просмотр обучающихся, проверка художественных
задатков.
2.
Основные элементы движений историко-бытового танца
Теория:
Объяснение правил исполнения реверанса и поклона, элементов движений,
позиций историко-бытового танца и их отличий от классического,
танцевальных шагов и их отличий от бытовых.
Практика:
Постановка корпуса, головы, рук, ног, позиции рук и ног, поклоны и
реверансы на 4/4, 2/4, 3/4, скользящий шаг pas glisséпо I и III позициям на 2/4,
двойной скользящий шаг pas chassé, боковой подъемный шаг pas élevé, pas
balancéна месте, с продвижением вперед и назад, с поворотом на 90°и 180°, pas
dégagé, pas полонеза, pas польки, pas галопа, pas вальса.
3.
Танцевальные композиции
Теория:
Объяснение
правил
исполнения
отдельных
элементовтанца,
комбинаций, композиций.
Практика:
Полонез (pas полонеза парами по кругу, элементарные рисунки
танцевальных этюдов по заданию педагога), полька (pas полькина месте,
вперед и назад, с поворотом на 90° и 180°в правую и левую стороны, боково
еpas польки, боковое pas полькис вращением по кругу соло, простейшие
комбинации польки), вальс (pas вальсавперед и назад по линиям,pas вальса
вперед и назадв комбинации с pas balancé, pas вальса с вращением по кругу
соло, простейшие комбинации вальса по заданию педагога),русский танец
(русский переменный ход вперед и назад по линиям и по кругу, боковой
русский ход – припадание, комбинации по заданию педагога), танцы: Pasde
grace,Pas de patineurs, Pas zéphyr.
4.
Итоговое занятие
Теория:

Объяснение творческих заданий, правил игр на балу. Подведение итогов.
Практика:
Выполнение творческих заданий, содержащих требования к
выразительности движений и манере исполнения исторических танцев и
композиций.
Игра на балу –«Выбор кавалера»: вальс, полька, галоп. Начало
первой пары. Кавалер оставляет даму среди зала и дает ей шляпу. Все
кавалеры, стоя спиной к даме, быстро двигаются по кругу. На кого успеет дама
надеть шляпу, тот и будет с ней танцевать.
Игра на балу –«Волшебная шляпа»: вальс, полька. Начало первой
пары. Кавалер дает даме шляпу, которую она подносит дамам, предлагая чтонибудь в нее положить. Затем, она подносит шляпу кавалерам, которые берут
из нее вещи. Та дама, которой принадлежит взятая кавалером вещь, танцует с
ним.
Игра на балу –«Волнение»: вальс, полька. Круг составляют четыре
пары. Одна пара находится в центре этого круга. Эта пара произвольно
танцует, другие пары должны следовать за всеми ее движениями. По знаку
следующая пара входит в середину и повторяет ту же игру, а другие
последовательно повторяют фигуры.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ , ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы
В
процессе освоения программы используются
диагностические
методы, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых
результатов: просмотр, педагогическое наблюдение, фронтальная беседа.
Формы подведения итогов реализации: фронтальный опрос, опрос
индивидуальный и малыми группами, выполнение тестовых заданий, открытые
занятия для родителей, учебные и отчетные концерты, участие в мероприятиях
учреждения.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
программе проводятся: входная диагностика, текущий, промежуточный и
итоговый контроль.
1 год обучения
Входная диагностика(сентябрь).
Форма проведения–индивидуальный просмотр (проверка художественных
задатков методом тестов-упражнений):
- тесты на выявление музыкальных, танцевальных, координационных и
ритмических способностей.
Форма фиксации результатов:

- анкета «Входная диагностика. Вопросы для собеседования».
Текущий контроль(в течение учебного года).
Формы проведения–выполнение тестовых заданий, опросы индивидуальные и
малыми группами, заполнение опросных листов для обучающихся и анкет для
родителей, участие в открытых(отчетных)занятиях для родителей и отчетных
концертах. Формы фиксации результатов:
- карта
динамики развития художественных способностей
обучающихся (октябрь, май);
- карта анализа состава обучающихся (сентябрь, октябрь, январь, май);
- анкета для родителей «Социальный опрос» (октябрь);
- анкета для родителей «Я и мой ребенок» (декабрь);
- информационная карта самооценки освоения программы (декабрь);
- индивидуальная карточка учета динамики личностного развития
обучающегося (декабрь, май);
- тесты: теоретический блок, творческий блок (март);
- информационная карта «Оцени себя» (апрель);
- карта умений и навыков обучающихся(май);
- информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и
соревнованиях различного уровня (май);
- анкета по результатам учебного года (заполняется всеми участниками
образовательного процесса) (май
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы Условия набора в группы:
К обучению допускаются дети, достигшие семилетнего возраста, годные
по состоянию здоровья, не имеющие противопоказаний медицинских
учреждений к занятиям, связанным с повышенной физической нагрузкой.
Вступительные испытания на конкурсной основе не проводятся, но
осуществляется выявление творческих задатков ребенка, уровень его
физической готовности. Организация предварительного просмотра направлена
на осуществление педагогического контроля над развитием детей в процессе
обучения. Прием детей в группу осуществляется на основе письменного
заявления одного из родителей ребенка.
Количество обучающихся в группе:
Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим
регламентом, учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей

реализации программы. Наполняемость в группах с учетомособенностей
реализации программы инормативов СанПиН:
первый год обучения – 10-15 обучающихся; обучающихся.
Особенностью организации образовательного процесса является
изменение характера деятельности, смена приоритетов – от трансляции знаний
к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и
проявления субъектных свойств в учебно познавательной, информационнопоисковой деятельности с опорой на широкий культурный контекст
содержания программы.
Содержание разделов программы предусматривает вариативность ее
основных тем (перенос изучения какого-либо движения в нужный период, не
нарушая логики и последовательности обучения), что позволяет наиболее
эффективному прохождению материала обучающимися с разно уровневыми
способностями.
Формы проведения занятий:
практическое занятие;
-

занятие-игра;

-

репетиция;

лекция-концерт.
Формы организации деятельности на занятии:
фронтальная: практическое занятие – организация работы со всеми
обучающимися одновременно с использованием словестных методов обучения
(устное изложение методики исторического танца, опрос, анализ изучаемого
элемента движения, комбинации); наглядных методов обучения (показ
педагогом приемов исполнения, демонстрационного и иллюстрационного
материала); практических методов обучения (тренировочные задания);
2)групповая:
- занятие-игра, практическое занятие – организация работы в малых группах
для выполнения определенных задач с использованием методов, в основе
которых лежит уровень деятельности
(объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично поисковый, активно-деятельный);
- индивидуально-групповая: репетиция–организация работы с солистами и
группой с использованием словестных, наглядных и практических методов
обучения (беседа, показ, объяснение, практическое исполнение).
Материально-техническое обеспечение программы
Для занятий историко-бытовым танцем по данной программе необходим
просторный зал с хорошей вентиляциейи освещением, балетный пол, наличие
зеркал, балетных двухуровневых станков, рояля, аудио и видео аппаратуры,
компьютера, костюмов.

Кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования.
Список используемой литературы
Справочная и методическая литература для педагога:
1.Бальные танцы [Текст]: сборник / сост. А.Н. Беликова. –М.: Сов. Россия, 1978.
- 110 с.
2.
Блазис, К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные
танцы [Текст] / К. Блазис. –СПб.:Лань, Планета музыки, 2008. –352с.
3.
Блок, Л.Д. Классический танец. История и современность [Текст] /
Л.Д. Блок. –М.: Искусство, 1987. –556 с.
4.
Бахрушин, Ю.А. История русского балета: учеб. пособие. Изд. 3-е
[Текст] /
Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 1977. –287 с.
5.
Ванслов, В.В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы
балета [Текст] / В.В. Ванслов. –Л.: Музыка, 1980. –192 с.
6.
Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец [Текст] /
М.Е. Васильева-Рождественская. –М.: Искусство, 1963. –282 с.
7.
Вашкевич, Н.Н. Историяхореографии всех веков и народов [Текст] /
Н.Н. Вашкевич. –СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. –192 с.
8.
Воронина, И. Историко-бытовой танец [Текст]: учеб. пособие /
Воронина, И. –
М.: Искусство, 1980. –128 с.
9.
Захарова, О.Ю. Русский бал XVIII –начала XX века. Танцы,
костюмы, символика [Текст] / О.Ю. Захарова. –М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
–448 с.
10.
Захаров, Р.В. Слово о танце [Текст] / Р.В. Захаров. –М.: Молодая
гвардия, 1977. –160 с.
11.
Ивановский, Н.П. Бальный танец XVI – XIX веков [Текст] / Н.П.
Ивановский. –Калининград: Янтарный сказ, 2004. –208 с.
12.
Историко-бытовойтанец. Программа 1-3 классыи выпускной курс
[Текст] / под ред. Н.С. Янанис. –СПб.: Академия Русскогобалета им. А.Я.
Вагановой, 2002. – 15 с.
13.
Кветная,
О.В.
Историко-бытовой
танец
в
репертуаре
хореографических коллективов [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.В. Кветная. –
М.:ЗНУИ, 1981. –76 с.
14.
Комиссаренко, С.С. Культурные традиции русского общества
[Текст] / С.С. Комисаренко. –СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 300 с.
15.
Королева, Э.А. Ранние формы танца [Текст] / Э.А. Королева. –
Кишинев: Штиинца, 1977. –215 с.

Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки
истории: Эпоха Новерра [Текст] / В.М. Красовская. –Л.: Искусство, 1981. –286
с.
17.
Красовская, В.М. История русского балета: учеб. пособие [Текст] /
В.М.
Красовская. –Л.: Искусство, 1978. –231 с.
18.
Красовская, В.М. Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века [Текст] / В.М. Красовская. –Л.: Искусство, 1958. –309 с.
19.
Лихачева, Л.С. История этикета в культуре России XVIII –начала
XX века: учеб. пособие [Текст] / Л.С. Лихачева. –Екатеринбург: Изд-во Урал.
ун-та, 2006. –52 с.
20.
Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники,
увеселения и зрелища: конец XVIII - нач. XX в. / А.Ф. Некрылова. – 3-е изд.,
доп. и испр. –СПб.: Азбукаклассика, 2004. –254 с.
21.
Ромм, В.В. Танец и секреты древнейших цивилизаций [Текст] / В.В.
Ромм. –Новосибирск: НГК, 2002. –456 с.
22.
Степанова, Л. Новые бальные танцы [Текст] / Л. Степанова. –
М.:Советская Россия, 1974. –96 с.
23.
Устинова, Т.А. Избранные русские народные танцы [Текст] / Т.А.
Устинова. –
М., 1996. –478 с.
24.
Худеков, С.Н. Всеобщая история танца [Текст] / С.Н. Худеков. –М.:
Эксмо, 2009. –608 с.
25.
Шаповалов, М.Ф. Народные сюжетные танцы [Текст] / М.Ф.
Шаповалов. –М.: Советская Россия, 1966. –104 с.
26.
Шульгина, А.Н. Методика преподавания историко-бытового танца
[Текст] / А.Н. Шульгина. –М.: Советская Россия, 1981. –97 с.
27.
Эльяш, Н.И. Образы танца [Текст] / Н.И. Эльяш. –М.: Знание, 1970.
–239 с.
Литература, рекомендуемая учащимся:
1.
Бокова, В. Балы и праздники в России [Текст] / В. Бокова. –
М.:Аргументы и факты, 2000. –234 с.
2.
Веселая старина: об увеселениях русского двора при Петре I; о
первых балах в России [Текст] / сост. ТетенькинаТ.Г. –Калининград: Янтарный
сказ, 2005. –77 с.
3.
Захарова, О. Ю. Русские балы и конные карусели: история русских
балов и рыцарских конных каруселей [Текст] / О.Ю. Захарова. –М.: Гласность,
2000. –183 с.
16.

Захарова, О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века.Танцы,
костюмы, символика [Текст] / О.Ю. Захарова. –М.: Центрполиграф, 2010. –472
с.
5.
Иванов, К.А. Золотой век Средневековья. Как жили люди в эпоху
рыцарей и трубадуров [Текст] / К.А. Иванов. –М.: Вече, 2008. –464 с.
6.
Уральская, В.И. Природа танца [Текст] / В.И. Уральская. - М.:
Советская Россия, 1981. –112 с.
7.
Уральская, В.И. Рождение танца [Текст] / В.И. Уральская. –М.:
Советская Россия, 1982. –144 с.
Литература, рекомендуемая родителям:
1.
Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви,
свободе и творчестве [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. – 496 c.
2.
Ауэрбах, Л. Рассказы о вальсе [Текст] / Л. Ауэрбах. –М.: Советский
композитор, 1980. –175 с.
3.
Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь
гармонии в отношениях родителей и ребенка [Текст] / А.С. Гусейнова. –М.:
Ленанд, 2014. – 320 c.
4.
Колесникова, А.В. Бал в России: XVIII –начало ХХ века [Текст] /
А.В.
Колесникова. –СПб.: Азбука-Классика, 2005. –304 с.
5.
Князьков, С. А. Время Петра Великого [Текст] / С. А. Князьков. –
М.: Планета, 1991. –710 с.
6.
Лопатина, А. 600 творческих игр [Текст] / А. Лопатина, М.
Скребцова. –М.: Амрита-Русь, 2009. –320с.
7.
Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского
дворянства XVIII –начало XIX века [Текст] / Ю.М. Лотман. – 2-е изд., доп. –
СПб.: Искусство-СПБ, 2006. –413 с.
8.
Марченко, Н.А. Быт и нравы пушкинского времени [Текст] / Н.А.
Марченко. –СПб.: Азбука-классика, 2005. –432 с.
9.
Овчинникова, Т.С.Музыка, движение
и воспитание
[Текст] /
Т.С.
Овчинникова,А.А.Симкина. –М.: Каро,2011. –88 с.
10.
Развитие творческой активности школьников [Текст] / под ред.
А.М.
Матюшкина. –М.: Педагогика. – 1991. –160 с.
Интернет-ресурсы:
1.
URL: Аллеманда. Танцевальный словарь [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа: http://dance123.ru/allemanda, свободный – (04.09.16)
4.

URL: Ассамблеи Петра I [Электронный ресурс].
–Режим
доступа:
http://maskball.ru/istoriya_teatra/assamblei.html, свободный – (09.09.16)
3. URL: Бал, маскарад и другие развлечения в истории русской
культуры [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.leraoblaka.ru/entertainment/russians/,свободный – (27.09.15)
4. URL: Будникова, Е.А. Символика танца в русской литературе XIXXX вв. [Электронныйресурс] // International Scientific and Technical Library. –
Режимдоступа:
http://interlibrary.narod.ru/GenCat/GenCat.Scient.Dep/GenCatPhilology/1700000
02/170000002.ht m,свободный– (01.09.16)
5. URL: Волошин, М. Культура танца [Электронный ресурс]. –Режим
доступа:
http://silverage.ru/voltanc/, свободный – (01.09.16)
6. URL:Волошин, М. О смысле танца [Электронный ресурс]. –Режим
доступа:
http://www.irms.ru/voloshin.html, свободный – (01.09.16)
7.
URL: Короткова, М.В. Московский дворянский бал XVIII века
[Электронный ресурс]. // Образовательный портал «Слово» –Режим доступа:
http://www.portalslovo.ru/history/35355.php, свободный – (01.09.17)
8.
URL: Кружнов, Ю. Н. Ассамблеи [Электронный ресурс] //
Энциклопедия
«Виртуальный Петербург». –Режим доступа:http://virtualpetersburg.ru/assamblei/,
свободный – (07.09.16)
9.
URL: Кружнов, Ю.Н. Танцклассы [Электронный ресурс] //
Энциклопедия
«Санкт-Петербург».
–Режим
доступа:
http://www.encspb.ru/object/2804016327?lc=ru,свободный – (07.09.16)
10.
URL: Шубинский, С.Н. Первые балы в России [Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:
http://dugward.ru/library/shubinskiy/shubinskiy_prvye_baly.html, свободный –
(05.03.17)
11.
URL: ALLA DANZA - La Gavotte du Roy [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=V7O1JSHxGj8, свободный –
(30.09.15)
12.
URL: Basic Steps for a Gavotte [Электронный ресурс]. –Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=DKOXVE_pskA,
свободный
–
(30.09.15)
13.
URL: Baroque Dance: Gavotte a 4 [Электронный ресурс]. –Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=sZGcW2JX7rk,
свободный
–
(30.09.15)
2.

URL:Gavotte du Roy a quatre [Электронный ресурс]. –Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=aLX_tabXeSM,
свободный
–
(30.09.15)
15.
URL: Baroque Dance: «La Chaconne de Phaestons» [Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=j4jaJ_CK6JE,
свободный – (28.10.15)
16.
URL: Baroque Dance: Chaconne des Maures [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=sumyG46Js7I,свободный –
(28.10.15) Электронные мультимедиа-ресурсы, рекомендованные учащимся:
1.
URL: МГАХ. Историко-бытовой танец. Падеграс (хореография –Е.
Иванов) и Па зефир (хореография –И.П. Яковлев) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=8eKoEWr8k88, свободный –
(15.04.17)
2.
URL: Экзамен по историческому танцу 3/7 класса АРБ им. А.Я.
Вагановой,
2014
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=dUrb4mgNEms&list=RDdUrb4mgNE
ms#t=0, свободный – (06.05.17)
3.
URL: Экзамен по историческому танцу 2/6 класса АРБ им. А.Я.
Вагановой,
2013
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=tfmT0Fsv3n0, свободный – (02.04.17)
4.
URL: Экзамен по историческому танцу 1/5 класса АРБ им. А.Я.
Вагановой,
2012
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=KWIeV_mP4FI,
свободный
–
(02.05.17)
5.
URL: Vaganova Ballet Academy. Historical dance. 3rd class.
2014[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=dUrb4mgNEms,свободный
–
(22.04.17)
6.
URL: Vaganova Ballet Academy. Historical dance. 2nd class. 2013
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=tfmT0Fsv3n0, свободный – (21.05.15)
7.
URL: Vaganova Ballet Academy. Historical dance. 1st class. 2012
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=KWIeV_mP4FI,
свободный
–
(02.03.16)
8.
URL: Vaganova Ballet Academy. Historical dance. 2nd class. 2013
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=krrkF6rYlxw, свободный – (05.02.16)
9.
URL:formal welcome of the new 1st class vaganova ballet students in
2013
[Электронныйресурс].
–
14.

Режимдоступа:https://www.youtube.com/watch?v=mz1HBd_N2kM,свободный–
(12.02.17)
10.
URL:
Историко-бытовой
танец
–«Классический
менуэт»[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=qqVnJdQGQRY,сво
бодный – (09.02.17)
11.
URL:МГАХ. Гавот XVIII века. Историко-бытовой танец.
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=1UcGMps2LzQ,
свободный
–
(22.03.16)
12.
URL: МГАХ
«Алеман» [Электронный ресурс].
–
Режим
доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=NuuXs1kgY68, свободный – (30.09.16)
13.URL: Историко-бытовой танец –Гавот [Электронный ресурс]. –Режим
доступа:https://www.youtube.com/watch?v=32k6EgGtafo,свободный – (30.09.16)

Приложения
Приложение 1
Методика оценки результативности реализации образовательной программы1
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы.
Ход проведения
Проводится в конце учебного года как итоговая диагностика.
Может проводиться в несколько этапов с использованием различных методик в зависимости
от параметров результативности реализации образовательной программы. Каждый параметр
оценивается по следующим критериям:
Критерии оценки уровня результативности
низкий уровень

высокий уровень

Оченьслабо

Слабо

Удовлетворительно

Хорошо

Оченьхорошо

1

2

3

4

5

Параметры и характеристика уровней результативности реализации программы
Параметры
Характеристика уровней результативности
результативностиреализации низкий
высокий уровеньрезультативности
программы
уровеньрезультативности
Опыт освоения теоретической Информация не освоена
Информация освоена полностью в
информации (объем,
соответствии с задачами программы
Опыт практической
деятельности (степень
освоения способов
деятельности: умения и Опыт
эмоциональноценностных
отношений (вклад в
формирование личностных
качеств обучающегося)

Способы деятельности не
освоены

Опыт творчества

реакций, негативное, Освоены
элементы
репродуктивной,
имитационной деятельности
Общение отсутствовало
(ребенок закрыт для общения)

Опыт общения

Отсутствует позитивный опыт
эмоциональноценностных
отношений (проявление
элементов агрессии, защитных

Способы деятельности освоены
полностью в соответствии с
задачами программы
Приобретен полноценный,
разнообразный, адекватный
содержанию программы опыт
эмоционально-ценностных
отношений, способствующий
Приобретён опыт развитию
личностных качеств
самостоятельной творческой
деятельности (оригинальность,
индивидуальность, качественная
Приобретен опыт
взаимодействия
и
сотрудничества в системах
«педагог-обучающийся» и

«обучающийся- обучающийся».

Шаршакова Л.Б., Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для
педагогов дополнительного образования —СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У
Вознесенского моста», 2013. —52 с.
из опыта работы ГБУ ДО ДДЮТ Красносельскогорайона Санкт-Петербурга
1

Осознание ребенком
актуальных
достижений.Фиксированный
успех и вера ребенка в свои
силы
Мотивация и осознание
перспективы

Рефлексия отсутствует

Актуальные достижения ребенком
осознаны и сформулированы

Мотивация и осознание
перспективы отсутствуют

Стремление ребенка к дальнейшему
совершенствованию в данной
области (у ребенка

активизированы познавательные

Общая оценка уровня результативности:
7-21 баллов –программа в целом освоена на низком уровне; 28-35 баллов –программа в
целом освоена на высоком уровне.

Карта оценки результативности реализации образовательной программы
Название
программы:
Срок
освоения
программы:
Фамилия, имя, отчество педагога:
Параметры результативности реализации программ

№
п/
п

ФИ
обучающегос
я

Опыт освоения
теоретическо й
информации
(объем,
прочность,
глубина)

Опыт
практическо
й
деятельности
(степень
освоения
способов)

Опыт
эмоционально
-ценностных
отношений

Опыт
творчеств
а

Опыт
общени
я

Осознание
ребенком
актуальных
достижений
.

Мотивация и
осознание
перспектив ы

Общая оценка
уровня
результативност
и

Приложение 2
Методика самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности
обучающегося2
Цель:диагностика результатов освоения обучающимисяобразовательной программы.
Методика способствует формированию навыка самооценки у обучающихся, а педагогу
позволяет осуществлять наблюдение за формированием данного навыка.
Проведение методики осуществляется в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается
по пятибалльной шкале отметить уровень определённых компетенций, приобретенных в
процессе освоения программы. Для этого обучающийсязачеркивает в верхней графе цифру,
соответствующую той оценке, которую он готов себе поставить. На втором этапе педагог в
нижней графе отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося.
Перед началом процедуры анкетирования необходимо объяснить, для чего проводится опрос
и правила заполнения бланков анкет.
Возраст: 12-16
Когда проводится:середина и конец учебного годаОбработка
анкет и интерпретация результатов.
При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:
пункты

категории

компетенции

1, 2, 9

освоение теоретической информации

учебно-познавательная

3, 4

опыт практической деятельности

информационная, учебно-познавательная

5, 6

опыт творчества

личного самосовершенствования

7, 8

опыт сотрудничества

коммуникативная

Самооценка обучающегосяи экспертные оценки педагога суммируются, вычисляется
среднеарифметическое значение по каждому пункту анкеты, и далее по освоению программы
в целом.
При желании можно нарисовать диаграмму или схему для большей наглядности
преставления результата.
Данное анкетирование позволяет не только определить уровень сформированности
компетенций обучающихся, но и выявить особенности их самооценки на основании
сравнения мнения детей с мнением педагога.
Итоги анкетирования могут быть учтены педагогом в учебной и воспитательной работе, при
предъявлении результатов освоения обучающимисяобразовательных программ. Анализ
полученных данных, их динамики может стать предметом разговора с родителями.
Если программа рассчитана на один год, анкетирование уместно проводить в середине года,
когда половина занятий позади, и в конце года, когда закончился учебный год, а затем
провести сравнение. Необходимо проследить динамику освоения программы, которую
уместно приобщить к материалам портфолио педагога. Если программа рассчитана на
несколько лет, необходимо проводить анкетирование ежегодно.

Сеничева И.О., Ситник Л.Р., Результативность образовательного процесса УДОД. Итоги реализации
вариативных программ исследования // Материалы согласованного исследования проблем дополнительного
образования / Информационно-методический бюллетень.− СПб., 2007.− № 6.− 122 с.
2

Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности
обучающегося
Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые вы получили, в
истекший период учебного года, при этом зачеркните соответствующую цифру (1 –самая
низкая оценка, 5 –самая высокая).
№
1

Характеристика знаний, умений,
навыков
Освоил теоретический материал по
разделам и темам программы (могу
ответить на вопросыпедагога)

Сумма
баллов

Шкала оценки
1

2

1

2

1

2

1

Научился самостоятельно
5
выполнять
творческие
задания
Умею воплощать свои творческие
6

3

4

4

5

3

4

5

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу научить других тому, чему 1
научился сам на занятиях

2

3

4

5

7

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в
решении поставленных задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из
различных источников

2

Понимаю специальные термины,
используемые на занятиях

3

Научился использовать полученные на
занятиях знания в практической
деятельности

4

Умею выполнить практические
задания, которые дает педагог

3

5

замыслы

результат

10

Мои достижения в результате
занятий

1

2

3

4

5

Приложение
3Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя» 4
Цель: выявить
уровень
социальной адаптации, активности,
автономности, воспитанности обучающихся.
Ход проведения.Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и
оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 − всегда;
3 − почти всегда;
2 − иногда;

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

1 − очень редко;
0 − никогда.
Предлагаемые суждения.
Стараюсь слушаться во всем своихучителей и родителей.
Считаю, что надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.

М.И. Рожков –доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Автор 312 научных работ, в том числе изданных в США, Голландии, Польше, Израиле.
4

Действительный член ряда академий: Российской академии естественных наук, Академии профессионального
образования, Международной Академии психологических наук, Балтийской педагогической Академии,
Русского научного общества Эстонии.
Лауреат премии Ленинского комсомола в области педагогической деятельности, Лауреат областного конкурса
на лучшую научно-исследовательскую работу, дважды Лауреат премии Правительства России в области
образования.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для
каждого обучающегосябланк, в котором противномера суждения ставится оценка.
№1

№5

№9

№ 13

№ 17

№2

№6

№ 10

№ 14

№ 18

№3

№7

№ 11

№ 15

№ 19

№4

№8

№ 12

№ 16

№ 20

Обработка полученных данных.
Среднюю оценкусоциальной адаптированностиобучающихсяполучают при сложении
оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять.
Оценка автономностивысчитывается на основе аналогичных операций с оценками за
2,6,10,14,18 суждения.
Оценка социальной активностипо оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка
нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения.
Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов
учащимся.Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать
высокую степень(уровень) развития социальных качеств.
Если коэффициент от двух до трех баллов–средний уровень.
Если коэффициент меньше двух баллов–низкий уровень.

Информационная карта «Оцени себя»
Фамилия, имя обучающегося:
Возраст:
Название программы:
Год освоения программы:
Дата заполнения карты:

Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей
шкале: 4 − всегда;
3 − почти всегда;
2 − иногда;
1 − очень редко; 0 − никогда.
№
высказывания

ответ по
цифровой
шкале

№
высказывания

ответ по
цифровой
шкале

№
высказывания

ответ по
цифровой
шкале

№
высказывания

ответ по
цифровой
шкале

№
высказывания

№1

№5

№9

№ 13

№ 17

№2

№6

№ 10

№ 14

№ 18

№3

№7

№ 11

№ 15

№ 19

№4

№8

№ 12

№ 16

№ 20

ответ по
цифровой
шкале

результат

Приложение
4Опросный лист «Степень участия родителей в образовательном процессе»

Уважаемые родители!
Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей,
хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с
учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, но если Вы на какой-то вопрос
затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.
№

Вопрос

Ответ

1.
2.

Видите ли Вы результаты обучения?
Делится ли ребенок впечатлениями от занятий?

3.

Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку?

4.
a.
b.
c.
d.

Какие трудности испытывает Ваш ребёнок:
в общении с педагогом
в общении с детьми
в освоении программы
другие трудности (укажите какие)

5.

Ваше мнение о проведенных мероприятиях,
открытых уроках, праздниках, концертах.

Укажите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество:
___________________________________________________

Дата _________________

Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение 5
Методика оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и
соревнованиях различного уровня

Цель: Фиксация и оценка результатов участия детей в конкурсах, фестивалях,
соревнованиях различного уровня, то есть для оценки «внешних»достижений. Возраст:
любой
Проводится двараза в год по итогам первого полугодия и года.
Фиксируются
следующиеформы
«внешнего»
предъявления
достижений
обучающихся: творческие отчеты; концерты; спектакли; выставки; конкурсы; смотры;
фестивали; конференции, семинары, круглые столы, чтения; соревнования; олимпиады;
другое.
При заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий.
Достижения фиксируются на 3-х уровнях:
1) учреждения;
2) города (района);
3) международном и российском.
Определяются качественные показатели результата:
1) участие;
2) призовые места, дипломы; 3)победитель.
Обработка и интерпретация данных.
Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует
определенный балл. В табличке проставляйте тот балл, который указан под названием
достижения.
После
заполнения
таблицы
суммируются
все
поставленные
обучающемусябаллы, и подводится общий итог. По сумме баллов определяется рейтинг
обучающихсяв учебной группе. При регулярном проведении методика позволяет
зафиксировать динамику достижений обучающихся, а также стимулировать их творческую
активность. Озвучивать результаты следует корректно, так как дети с заниженной
самооценкой могут воспринять их как сигнал не успешности.

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня.
Фамилия, имя

обучающегося:

Возраст:
Название программы:
Год освоения программы:
Дата заполнения карты:

Конкурсы
Смотры

4

5

4

5

Победитель

участие (выступление)

3

Призер, дипломант

4

российский, международный

Победитель

3

участие (выступление)

2

Победитель

3

Призер, дипломант

Участие (выступление)

2

Уровень участия
город

район

Победитель

1

Призер, дипломант

Участие (выступление)

учреждение

Призер, дипломант

Формы предъявления достижений

6

Фестивали
Выставки
Соревнования
Конференции, семинары, круглые столы, чтения
Олимпиады
Концерты
Другое
Итого:
Общая сумма баллов:

Приложение 6
Методика «Анализ состава обучающихся»
Сохранность контингента –один из важнейших показателей результативности работы
педагога. Для оценки данного показателя разработана методика анализа состава
обучающихся.
Цель:выявление сохранности контингента
Карты предлагаются для заполнения педагогам образовательных учреждений. Данные
об изменениях в коллективе фиксируются на трех этапах –в начале, середине и конце
учебного года.
Данная методика позволяет оценить выполнение педагогами формальных требований
к организации образовательного процесса (наполняемость групп в соответствии с
программой и санитарно-гигиеническими требованиями) и проследить реальный «отсев»
детей в течение года (первая часть карты).
Вторая часть карты дает возможность проанализировать качественный состав
обучающихся, то есть «текучесть» контингента.
Обработка данных.
При обработке данных о количественном составе обучающихсяза 100%
принимается исходное количество детей (на 1 сентября).
Общий процент отсева может оказаться по сути как отрицательным, так и
положительным, то есть, отражать количество как убывших, так и прибывших обучающихся,
т к. он характеризует любые изменения контингента. Эта часть схемы помогает отследить
отсев детей, как в группах определенного года обучения, так и в составе всех групп
конкретного преподавателя.
При анализе общего процента отсева необходимо помнить, что наполняемость групп
первого, второго, третьего и последующих годов обучения должна быть соответственно
равна 15, 12 и 10 человекам в группе, если нет особых условий реализации программы.
Анализируя качественный состав обучающихся, за 100% принимается количество
детей, исходное для подсчитываемых изменений. Так, для изменений на 1 января - 100% это количество детей на 1 сентября, и для вычисления процента обновления на 1 мая –это
количество детей на 1 января.
Таким образом, общий процент обновления –средний процент по всем группам и
годам обучения педагога, считается по формуле:
Общий % обновления =
(% + % + %)
кол-во подсчитываемых значений
То есть общий процент обновления состава обучающихсярассматривается как среднее
арифметическое полученных процентов обновления в указанных группах и периодах. В этом
случае мы получаем некую усредненную характеристику динамики изменения качественной
характеристики состава.
Для расчета общего процента обновления можно использовать и другую формулу.
Он может быть посчитан как количество новых детей во всех группах данного
педагога по состоянию на 1 мая по отношению к количеству детей на 1сентября, взятое в
процентном отношении.

Использование двух способов расчета общего процента и сравнение полученных
результатов дают полную картину изменений в составе обучающихся.
Чем ниже общий процент отсева, а также процент обновления состава, тем, соответственно,
выше сохранность контингента.

Карта анализа состава обучающихся3
Фамилия, имя, отчество педагога:
Название программы:
Дата заполнения карты:

1. Данные о количественном составе обучающихся
1 год обучения

Дата

Кол-во

На 1октября

2 год обучения

Кол-во детей

Кол-во групп

Кол-во детей

3-й и последующие года обучения
Кол-во групп

Кол-во детей

Всего
Кол-во групп

Кол-во детей

групп

На 1 января
На 1 мая
Общий процент отсева обучающихся

2. Данные о качественном составе обучающихся
1 год обучения
Дата

Количество новых детей

2 год обучения
%

Количество новых детей

%

На 1 сентября
На 1 января
Шаршакова Л.Б., Педагогическая диагностика образовательного процесса.Методическое пособие для педагогов дополнительного образования —СПб.: ГБОУ
ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013.—52 с.
3

На 1 мая
Общий процент обновления состава обучающихся

Приложение 7
Методика оценки результатов участия в педагогических и профессиональных
конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня
«Педагогические достижения»
Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия педагогов
впрофессиональных конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях различного уровня, то
есть для оценки профессиональных и педагогических достижений.
Цель:стимулировать
процесс самостоятельного творчества педагога его
личностнопрофессиональный рост.
Под профессиональными достижениямипонимаются результаты участия педагога в
конкурсах, связанных непосредственно с предметной (профессиональной) областью
деятельности, направлением творчества.
Под педагогическими достижениямипонимаются результаты участия педагогов в
конкурсах
и
смотрах,
где
демонстрируется
педагогическое
творчество
(конкурсы педагогического
мастерства, методических
разработок,
программ; мастер
классы; представление опыта на педсоветах и т.д.).
Выделяется 5 основных форм предъявления профессиональных и педагогических
достижений:
1)
профессиональные конкурсы, смотры, фестивали, выставки и др.;
2)
педагогические конкурсы;
3)
конференции, семинары, круглые столы, педагогические советы; 4) мастерклассы, открытые занятия; 5)
методические объединения.
При заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий, в
которых принимал участие педагог.
Достижения фиксируются на 3-х уровнях:
1) учреждения;
2) города (района);
3) российском и международном.
Определяются качественные показатели результата:
участие (выступление);
член оргкомитета, член жюри;
призовые места.
Каждому
показателю в
зависимости от
степени
значимости
соответствует определенный балл.
Обработка и интерпретация данных.
В соответствии с результатами участия педагога в различных мероприятиях в течение
учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется
рейтинг
педагогов
по
такому
параметру результативности как
профессиональная педагогическая активность.4
Методика может проводиться, как на основе экспертной оценки (методистом, заведующим отделом), так и на
основе самооценки педагога.
4

Информационная карта «Педагогические достижения»5
Фамилия, имя, отчество педагога:
Направление деятельности (отдел):
Дата заполнения карты:

Уровень участия

Победитель, призер

Участие (выступление)

Член оргкомитета, жюри

Победитель, призер

российский, международный

Член оргкомитета, жюри

Участие (выступление)

Победитель, призер

город

Член оргкомитета, жюри

Участие (выступление)

район

Победитель, призер

Член оргкомитета, жюри

учреждение

Участие (выступление)

Формы предъявления профессиональных
достижений

5

4

5

6

баллы
1

2

3

2

3

4

3

4

Барышева Т.А., Сеничева И.О., Результативность образовательного процесса УДОД. Диагностическая программа инвариантной части согласованного исследования
// Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования / Информационно-методический бюллетень.− СПб., 2007.− № 5.− 53 с.
5

Профессиональные конкурсы, смотры, фестивали,
выставки и др
Педагогические конкурсы
Конференции, семинары, круглые столы,
педагогические чтения, педагогические советы
Мастер-классы, открытые занятия
Методические объединения
Другое
Итого:
Общая сумма баллов:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».