ДООП Лаборатория творчества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность:
дополнительная
общеразвивающая

программа

«Лаборатория творчества» имеет художественную направленность и предполагает
общекультурный уровень освоения знаний и практических умений.
Адресат программы: данная программа предназначена для обучающихся в
возрасте от 11 до 14 лет (учащихся 5-8 классов).
Актуальность:

Театрализованная

деятельность

представляет

собой

органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского
мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в
арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия
окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов,
знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся
качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности,
умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и
трудолюбия.
Отличительные особенности программы: Театр как вид искусства
является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического
воспитания подрастающего поколения.
Особенности

театрального

искусства

–

массовость,

зрелищность,

синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз
многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия
втеатральном

коллективе

сочетаются

с

занятиями

танцем,

музыкой,

изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их
как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного,
пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют
мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие
возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В

театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности,
чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца,
литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному –
научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет
объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей.
Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют
развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые
найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении
активной жизненной позиции.
Новизна
комплексном

программы:
подходе

использование

к

методов

«Театральная

студия»

состоит

в

системно-

театральному

образованию

обучающихся

театральной

педагогики

и

через

образовательных

инновационных технологий: личностно-ориентированного подхода, применением
игровых и здоровьесберегающих технологий новых информационных технологий,
проектной деятельностью. Программа строит занятия на развивающей основе
театральных

игр

и

этюдов,

актерских

тренингов,

творческих

заданий,

театрализаций.
Целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания
каждого члена коллектива. Занятия театральным искусством включает в работу
физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат человека. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма,
пластики движений.
Уровень освоения программы: ознакомительный

Объём

и

срок

реализации

программы:

Программа

«Лаборатория

творчества» реализуется в течение 9 месяцев обучения в объёме 68 учебных часов,
два раза в неделю по 40 минут.
Цель программы: развитие творческих способностей и эмоциональноличностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством
театрального искусства.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Задачи программы:
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство ответственности;
воспитывать чувство саморегуляции и самоконтроля;
воспитывать у детей коммуникабельность;
воспитывать у детей организаторские способности;
воспитывать у детей художественный вкус;
воспитывать у детей активность, трудолюбие.

Развивающие:
1. развивать вкус к чтению и любовь к литературе;
2. развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
3. развивать способность определять основную мысль и сверхзадачу
литературного произведения;
4. развивать способность формулировать мысли, умение слушать музыку;
5. развивать образное видение.

Обучающие:
1. обучить детей основам театральной деятельности;
2. познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
3. обучить приемам выразительности речи;
4. обучить основам коллективной творческой работы;
5. обучить детей умению выступать на сцене и концентрировать внимание.

Планируемые результаты реализации образовательной программы:
Личностные результаты:
1. сформированное чувство вкуса к чтению и любовь к литературе;
2. сформированное умение создавать образы с помощью жеста и мимики;
3. сформированное умение определять основную мысль и сверхзадачу
литературного произведения;
4. сформированное умение формулировать мысли, умение слушать музыку;
5. сформированное умение развивать образное видение.

Метапредметные результаты:
1. сформированное чувство ответственности;
2. сформированное чувство саморегуляции и самоконтроля;
3. сформированное умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей, условиями её реализации;
4. сформированные умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
5. сформированные умения коммуникабельности;
6. сформированный художественный вкус;
7. сформированные активность и трудолобие.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Предметные результаты:
владение основами театральной деятельности;
сформированное умение понимать театральную терминологию, виды
театрального искусства;
уверенное знание устройства зрительного зала и сцены;
сформированное умение владеть приемами выразительной речи;
сформированное умение творчески работать в коллективе;
сформированное умение выступать на сцене и концентрировать внимание.
Организационно-педагогические условия реализации
программы:
Язык реализации программы:
В соответствии со ст.14 ФЗ-273 программа реализуется на государственном

языке РФ (русский язык).
Форма обучения: очная.
Особенности реализации программы:
Программа может быть реализована с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической
частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального
искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров
театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников.
Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского
мастерства. Особенности организации образовательного процесса для различных
категорий учащихся характеризуются учетом их психолого-педагогических
особенностей, особых образовательных потребностей.

Условия набора учащихся в коллектив:
Набор производится на основе собеседования, на котором определяется
уровень подготовленности учащегося. Для этого ему предлагается выполнить ряд
упражнений на выразительность чтения:
• дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного

чтения;
• должны представлять формы работы актера театра;
• должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью.
•

Условия формирования групп: группа может быть разновозрастная.
Количество обучающихся в группе: Списочный состав групп формируется по
норме наполняемости: от 10 до 20
Формы организации организации занятий:
Программой
предусмотрены как аудиторные,

так внеаудиторные,

в

т.ч. самостоятельные, занятия.
Аудиторные занятия – занятия в пределах учебного класса, задания выполняются
под непосредственным руководством педагога.
Внеаудиторные - занятия, проводимые вне стен образовательной организации:
выезды, походы, экскурсии, квесты, и т.п.) как под руководством педагога, так и
без его непосредственного участия, самостоятельная работа над проектами,
подготовкой к конкурсам и другим
но

по

образовательным

мероприятиям),

разработанному педагогом заданию. Внеаудиторные занятия могут

быть как по учебному плану, так и за рамками часов учебного плана.
Формы проведения занятий:
Основной формой организации является традиционное учебное занятие,
репетиции, тренинги, этюды. Через работу в форме творческой мастерской и
творческой лаборатории развивать: дикцию, актёрское мастерство, логическое
мышление способность выстраивания событийного ряда основную мысль и
сверхзадачу произведения, способность выражения мысли через сопутствующее
событие образное видение.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Для организации занятий применяются: фронтальная форма (беседа, чтение
нового материала), групповая (у детей могут быть разные интересы и потребности,
поэтому программа предусматривает занятия малыми группами (3-6 человек),

коллективная, с использованием индивидуального и дифференцированного
подхода к каждому.
•
•
•
•
•

Материально-техническое обеспечение программы:
Костюмы
Фонотека
Микрофоны
Компьютер
Экран
Кадровое

обеспечение

программы:

программу

реализует

педагог

дополнительного образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы
«Театральная студия»

№

Название
раздела/темы

1

Вводное занятие.
Знакомство с
особенностями
театрального искусства.
Инструктаж по ОТ№ 1.

Количество часов
теория
практика
всего

1

-

1

«Театральная игра»

9

9

18

3 «Культура и техника
речи»

10

10

20

21

2

23

2

-

2

2

4
5

«Работа
спектаклем»

над

«Ритмопластика»

Музыкальное
6 развитие»

Формы
промежуточной
аттестации
и
контроля
Опрос

опрос,
беседа
игра, этюд,
пантомима
опрос,
беседа,
игра, тренинг,
стих, проза,
работа с
текстом
беседа,
мизансцены,
репетиции
игра, этюд,
танец
игра

Показ
творческих
7 спектаклей
и
постановок
ИТОГО

-

4

4

43

25

68

Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы
Периодичность выявления, фиксации и предъявления результатов обучения:
Входная

диагностика

проводится в

сентябре

с целью

выявления

первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и определения
способностей.
Формы контроля:
• педагогическое наблюдение;
• выполнение практических заданий педагога.

Диагностика проводится с каждым ребенком индивидуально. Данные
педагог заносит в информационную карту.
Критерии оценки:
1

балл

нестабильное,

-

художественного

образа.

Неубедительная

речь.

Слабо

неубедительное
выраженная

Скованность

воплощение

актерская

сценического

игра.

движения.

Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
2

балла - достаточно убедительное воплощение художественного

образа. Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень
владения техникой речи. Хорошее сценическое движение при исполнении
образа. Раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
3

балла - безупречное воплощение художественного образа.

Яркость, выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий
уровень владения техникой речи. Разнообразная динамика сценического
движения. Полное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного
года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития
личностных качеств учащихся.

Формы контроля:
• педагогическое наблюдение;
• опрос;
• беседа;
• практическое занятие;
• просмотр работ;
• репетиции;
• выступление.

Формы фиксации: данные педагог заносит в информационную карту.
Промежуточная аттестация предусмотрена два раза в год (декабрь, май)
с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки
процесса обучения.
Формы контроля:
• опрос;
• беседа;
• практическое задание (работа над литературным произведением)
• просмотр

индивидуальных творческих работ (басня, стихотворение, проза,

этюд)
• выступление.

Критерии, по которым оценивается выступления выделяются:
1. память;
2. артистичность, выразительность, эмоциональность;
3. музыкальность;
4. техника исполнения номера.
• анализ участия коллектива и каждого обучающегося в концертах, праздниках,

фестивалях.
Диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по
следующим параметрам: культура речи, умение слушать, умение выделить
главное, умение планировать, умение ставить задачи, самоконтроль, воля,
выдержка, самооценка, мотивация, социальная адаптация.

Итоги промежуточной аттестации педагог заносит в «Карту учета
творческих достижений» и в информационную карту, используя следующую
шкалу:
Критерии оценки:
1

балл

нестабильное,

-

художественного

образа.

Неубедительная

речь.

Слабо

неубедительное
выраженная

Скованность

воплощение

актерская

сценического

игра.

движения.

Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
2

балла - достаточно убедительное воплощение художественного

образа. Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень
владения техникой речи. Хорошее сценическое движение при исполнении
образа. Раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
3

балла - безупречное воплощение художественного образа.

Яркость, выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий
уровень владения техникой речи. Разнообразная динамика сценического
движения. Полное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы контроля:
• анализ участия каждого учащегося в

творческих мероприятиях школы и

конкурсах;
• итоговый концерт (является завершением курса обучения, призван показать

достижения детей за год; лучшие выступления и номера отбираются для
участия в районных и городских конкурсах, выставках, фестивалях).
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и
инициативу выбора новой темы, индивидуальное выступление, награждение
грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографированием для
выставки объединения «Литературномузыкальная композиция 237».
В течение учебного года между

воспитанниками проводятся различные

конкурсы, позволяющие сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и
умения по пройденным темам.
В рамках школы проходят тематические концерты.

Критерии оценки результативности обучения:
Низкий уровень – воспитанник умеет правильно повторить материал. Но
недостаточно овладел техникой речи, сценическим мастерством.
Средний уровень – воспитанник знает и понимает правила техники речи,
получил и освоил навыки актёрского и сценического мастерства, понимает задачи
литературно-музыкальной композиции, может применить знания их на практике,
но иногда путается и обращается за помощью.
Высокий уровень - ребенок знает и понимает поставленные творческие
задачи педагога, все задания способен выполнит, помогает другим и активно
выступает в школьных мероприятиях.
Формы фиксации результатов итоговой диагностики: данные педагог
заносит в диагностическую карту.
Методические материалы
Практики, технологии и методы проведения занятий
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Технологии дистанционного и электронного обучения;
• Групповые и индивидуальные методы обучения с описанием применения в

процессе реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач
программы;
• Словесные методы: объяснения, рассказ, замечание, указания;
• Наглядные методы: показ упражнений, пособий;
• Информационно-развивающие (рассказы, беседы, мастер-классы);
• Практические (освоение умений и навыков по принципу «делай как я»);
• Проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных

перед ними задач);
• Творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых

программах);
• Методы контроля и самоконтроля (самоанализ).

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Беседы, лекции, игры, практические занятия, создание творческих работ,
участие в районных, городских и Всероссийских конкурсах.
Дидактические материалы
• Литература по темам занятий;
• Наглядные пособия по темам (видеоролик «Культура зрителя» для раздела

«Театральные игры», видеоролики «Я-театрал» для раздела «Музыкальное
развитие»);
• Подборка

дидактических и ди.агностических материалов (Картотека со

скороговорками для раздела «Культура и техника речи», Таблица с символамиподсказками для проведения самостоятельной разминки в разделе «Культура и
техника речи», игры «идём в театр», «о чём рассказала театральная программа»
для раздела «Театральные игры», игры «Муравьи», «кактус и ива», «пальма»
для раздела «Ритмопластика»).
Информационные источники
Нормативно-правовые документы:
1.

Конвенция о правах ребенка, Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

2.

Конституция Российской Федерации, Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993
г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020

3.

Концепция

воспитания

юных

петербуржцев

на

2020-2025

годы

«Петербургские перспективы» (Распоряжение Комитета по образованию
Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №
105-р)
4.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2023 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р)

5.

Методические рекомендации по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,

образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных

общеобразовательных

программ

с

применением

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 г.
№ ГД-39/04)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

6.

дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения Российской
Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196)
7.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий

при

реализации

образовательных

программ

(Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 г. № 816)
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва "Об утверждении СанПиН
СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

9.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. №
702/811 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся
членами

организованной

группы

несовершеннолетних

туристов:

прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения,
походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также
указанных
проводимых

мероприятий

с

участием

организациями,

организованных

осуществляющими

групп

детей,

образовательную

деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления»
10.

Примерная программа
образования Санкт-

воспитания

в

учреждениях

дополнительного

Петербурга (Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2021 №
03-283378/21-0-0)
11.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Приказ Минтруда и соцзащиты от 22 сентября 2021 г. N 652н)

12.

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.12.2017 N
3986-р

«Об

утверждении

технологических

регламентов

оказания

государственных услуг в сфере дополнительного образования»
13.

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25 августа
2022 года № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества
дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными
предпринимателями Санкт-Петербурга»

14.

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05.09.2022 №
1779-р «Об утверждении Правил проведения независимой оценки качества
дополнительных общеразвивающих программ, планируемых к реализации в
рамках

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Санкт-Петербурге»
15.

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2020 № 24-рп «Об
утверждении Плана мероприятий по реализации в 2020-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

16.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020
г. № 2945-р)

17.

Требования к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной

сети

«Интернет»

и

формату

представления информации (Приказ Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки № 831 от 14.08.2020)
Список литературы для педагога:
1.

Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
постановок: 5-11 классы. –

М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2.

Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

3.

Богданов

Г.Ф.

Работа

над

музыкально-танцевальной

формой

хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4.

Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста

5.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –
176 с.

6.

Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

7.

Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4
класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

8.

Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. –
М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

9.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО,
2007. – 256 с.

10.

Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

11.

Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг

12.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб.,
Речь, 2006. – 208 с.

13.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. –
168 с.

14.

Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

15.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с
англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.

16.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

17.

Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ
( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.

18.

Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.
Ладыженская.

-

М.:

Издательский

Дом

«С-инфо»;

Издательство

«Баласс»,2003. – 160 с.
19.

Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998.
– 576 с.

20.

Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое
пособие. - М.:

ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
21.

Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар
для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

22.

Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ (
“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.

23.

Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских
и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

24.

Погосова

Н.М.

Погружение

в

сказку.

Кооррекционно-развивающая

программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
25.

Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. – 144 с.

26.

Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.

27.

Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКАПРЕСС.- 2000. – 144с.

28.

Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

29.

Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003.

30.

Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками.

- Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
31.

Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.

32.

Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение
сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

33.

Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских
театров”), 2008. – 176 с.

34.

Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.

35.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :
Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

36.

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

37.

Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.

38.

Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Литература для учащихся:

1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:

Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы

дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова

Н.М.

Погружение

в

сказку.

Кооррекционно-развивающая

программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. –

Екатеринбург: УФактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998.

– 576 с.
7. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО

«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
8. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.:

Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
9. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4

класс. – М.:
Баласс, 2004. – 48 с.
10. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с

англ. – М.:

Литература, 1998. – 816 с.
Интернет-источники:
1. Театральная онлайн-библиотека Сергея Ефимоваhttps://theatre-library.ru/(Дата

обращения к сайту 30.08.2022)
2. Курс

лекций

современный

театр.

Как

его

понимать?

https://www.youtube.com/watch?v=cf_uSibZOQ0
(Дата обращения к сайту 30.08.2022)
.

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального
искусства.
Инструктаж по охране труда № 1.
Теория: Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального
искусства.
Инструктаж по ОТ.
Раздел 2. «Театральная игра»
Теория:
• «Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам;
• Изучение театральных терминов. «Культура зрителя»;
• Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность»,

«игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра».
Практика:
В раздел включены основные темы:
• Вводные упражнения. Психофизический тренинг.
• Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.
• Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
• Работа над этюдами.
• Импровизация на свободную тему.

Практическая работа.
Игры: «идём в театр»; «о чём рассказала театральная программа»;
«волшебная корзинка»; «покупка театрального билета» и т.д.

Раздел 3. «Культура и техника речи»
Это раздел программы объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной
артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и
орфоэпией.
• «Сценическая речь» и ее задачи.
• Формирование четкой грамотной речи.
• Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма,

свобода мышц шеи.
• Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в

коллективе.
• Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение.
• Работа над прямой речью в рассказе.
• Работа над дыханием.
• Тренировка мышц дыхательного аппарата.
• Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.
• Прозаический текст.
• Прозаический текст. Диалог. Монолог.

Теория:
• Проблема слова.
• Речевая техника.
• Постановка дикции, дыхания, голоса.
• Орфоэпия, звуковая сила голоса.

Практическая работа
Все упражнения условно можно разделить на три вида:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения;
2. Дикционные и интонационные упражнения;
3. Творческие игры со словом.

Упражнения:
Дыхательные и артикуляционные: «мыльные пузыри»; «шарик и
насос»; «мотоцикл»
1.

«звонок»; «одуванчик»; «торт»; «резиновые игрушки»; «весёлый пятачок»;
«зарядка для губ»; «зарядка для языка»; «пила»; «кошка сердится»; «насос»;

«пчела»;

«комар»;

«метель»;

«дрель»;

«больной

зуб»;

«капризуля»;

«колокольчики»; «колыбельная»; «перебрось».
2.

Дикционные и интонационные: «дрессированные собачки»;

«птичий двор»; «эхо»; «чудо-лесенка»; «самолёт»; «летний день»; «в лесу»;
«в зоопарке»; «весёлые стихи».
3.

Творческие игры со словом: «волшебная корзинка»; «вкусные

слова»; «сочини предложение»; «похожий хвостик»; «фантазии о …»;
«ручной мяч»; «сочини сказку»; «вопрос - ответ»; «диалог»; «моя сказка».
Раздел 4. «Работа над спектаклем»
Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к
тексту пьесы:
работа над этюдами. Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных
персонажей. Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с
деталями декораций и реквизита. Репетиция отдельных картин с деталями
декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
Музыкальная репетиция. Сбор реквизита. Генеральная репетиция.
Задачи:
• учить сочинять этюды по сказкам, басням;
• развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
• учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и

выделять их голосом;
• развивать умение пользоваться интонацией, выражающими разнообразные

эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, жалобно,
презрительно и т. п.);
• пополнять словарный запас, образный строй речи.

Этапы работы над спектаклями:
• Выбор пьесы для инсценировки и обсуждение её с детьми;
• Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
• Работа над отдельными эпизодами в форме этюда с импровизированным

текстом;
• Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Создание

совместно с детьми эскизов декораций и костюмов героев;

• Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых

обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
• Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических

условиях; закрепление отдельных мизансцен;
• Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

реквизита, с музыкальным оформлением;
• Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.

Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену
декораций и реквизита.
Раздел 5. «Ритмопластика»
Ритмическая

пластика

включает

в

себя

комплексные

ритмические,

музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений.
Практическая работа:
Игры: «муравьи»; «кактус и ива»; «пальма»; «мокрые котята»; «штанга»;
«самолёт и бабочки»; «буратино и пьеро»; «насос и надувная кукла»; «снеговик»;
«баба Яга»; «конкурс лентяев»; «гипнотизёр»; «не ошибись»; «ритмический этюд»;
«поймай хлопок»; «голова или хвост»; «считалочка»; «как живёшь?»; «шея есть,
шеи нет»; «медведи в клетке»; «осьминог»; «ёжик»; «змей»; «пантеры»;
«марионетки»; «скульптор»; «чудо-юдо из яйца»; «кто на картинке?»; «зёрнышко»;
«цыплята»; «утро»; «умирающий лебедь»; «факир и змей»; «снегурочка»; «город
роботов»; «танцующий огонь».
Раздел 6. «Музыкальное развитие»
Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в
отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям
найти

соответствующее

пластическое

решение.

Сначала

дети

просто

импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее
удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какойлибо конкретный
персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Раздел 7. «Показ спектаклей»
Планируется постановка спектаклей по произведениям Агнии Барто, Андрея
Усачева, Даниила Хармса, Даиэла Коула, Новогодний спектакль, Ярмарка и т.д.

Приложение
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
оценки знаний, умений и навыков учащегося
Название образовательной программы: Театральная студия
ФИО
Год
Дата
проведения
учебный год

педагога
обучения

Результаты
исследования:

Сценическая
практика

Практические навыки

Вера в
вымысел

Теоретические
знания

Пластическая
выразительнос

Фамилия, Имя
учащегося

Техника речи

№
п/
п

Знания,
умения,
навыки
(средни
й балл)

Уровень

1.
2.
3.
4.
5.
Средний балл по группе

Критерии оценки практических навыков включают в себя 4 основных показателя:
1. Техника речи. Занятия по технике речи проводятся на протяжении всего
обучения по образовательной программе. Через мастерство речи актер передает зрителю
внутренний мир, психологические и бытовые черты характера персонажа. Для этого актеру
необходимо владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объемом голоса,
развитием
дыхания,
четкостью
и
ясностью
произношения,
интонационной
выразительностью.
2. Пластическая выразительность. В основе общей актерской выразительности –
лежит пластичность, то есть способность мгновенного восприятия и отражения внутреннего
самочувствия во внешней технике. К средствам пластической выразительности относятся:
жест, мимика, походка, положения тела.
3. Вера в вымысел. Сценическая вера актера является следствием убежденности, с
которой актер осуществляет свое сценическое поведение. Это глубокое внутреннее

состояние актера, поддерживающее веру в действительность и важность того, что
происходит на сцене, в естественность того, что он ощущает.
4. Сценическая практика. Это репетиционный процесс постановочной работы,
который объединяет, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые
учащимися в процессе освоения всех разделов образовательной программы.
Оценочные баллы: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2
(неудовлетворительно)
Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале, итоговый результат развития
знаний, умений и навыков учащихся рассматривается как среднее по всем выделенным
показателям, что определяет общий уровень развития (освоения) актерских и
исполнительских навыков и умений учащегося.
Низкий уровень (0-1) - нестабильное, неубедительное воплощение художественного
образа. Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность сценического
движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
Средний уровень (2-3) - достаточно убедительное воплощение художественного
образа. Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень владения техникой
речи. Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие авторского
замысла при исполнении роли.
Высокий уровень (4-5) - безупречное воплощение художественного образа. Яркость,
выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения техникой
речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное раскрытие авторского
замысла при исполнении роли.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».