ДООП Мастерская творческих идей

1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной
студии «Мастерская творческих идей» составлена на основе Общеразвивающей
программы «Школьный театр» для обучающихся 11-14 лет.
Уровень программы
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы
Дополнительная
общеобразовательная

общеразвивающая

программа

направлена на развитие творческих способностей детей, расширение их кругозора и
получение базового объема компетенций в области театрального искусства.
Программа актуальна, так как обеспечивает удовлетворение индивидуальных
потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых детей.
Театр – это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли…
С раннего возраста игра определяет развитие ребенка, а потому театр начинается с
детства. Кто в детстве не представлял себя на сцене: робко один на один с зеркалом
или на сцене детского театрального коллектива…
Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив
единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной
группы настоящую, дружную команду.
Театральная деятельность тесно связана с понятием общение. Общение –
важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и вода. В
ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности, информацией,
чувствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар – умение общаться. Понимать
другого, понимать себя и быть понятым – такова логика человеческого
взаимопонимания. В процессе занятий театральной деятельностью происходит
объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание
всех обогащают.
2

Воспитание

театром

формирует

эстетический

вкус,

мировоззрение,

нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление,
речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и
фантазию; пробуждает потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии
и расширении своих созидательных возможностей; умению работать в коллективе.
Театральное искусство - самое универсальное средство эстетического и
нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Потери в
эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека, и, не зная подлинных
ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые. Театр помогает
задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.
У школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно
формируется представление об идеале личности, который служит ориентиром в
развитии их самосознания и самооценки.
Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть
способности человека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером,
кто-то драматургом, другой увлечется танцами или музыкой, а кто-то будет строить
театры или корабли, а самое главное, что наши дети станут хорошими людьми. И
пусть после ухода из театрального коллектива подросток пойдет своей дорогой,
важно то, что театр оставил в его душе.
Цель программы
Приобщение детей среднего школьного возраста (5-9 классы основной школы) к
искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально
активной личности средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающие:
■ познакомить с историей театра;
■ познакомить с основами сценического искусства;
■ научить анализировать текст и образы героев художественных произведений;
■ научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене;
■ сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.
■ овладеть основными навыками речевого искусства Развивающие:
3

■ развивать творческие задатки каждого ребенка;
■ пробудить интерес к чтению и посещению театра;
■ пробудить интерес к изучению мирового искусства;
■ развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный
вкус;
■ развивать индивидуальные актерские способности детей (образное мышление,
эмоциональную память, воображение, сосредоточенность, наблюдательность,
выдержку, слуховое и визуальное внимание, умение ориентироваться в
пространстве, взаимодействие с партнером на сцене);
■ формировать правильную, грамотную и выразительную речь;
■ развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог;
■ развивать навыки самоорганизации;
■ формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
■ воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую культуру;
■ прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических
произведений;
■ воспитывать волевые качества, дух

командности (чувство коллективизма,

взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие,
ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
■

воспитывать

социально

адекватную

личность,

способную

к

активному

творческому сотрудничеству;
■ помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры;
■ формировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом
коллективе.
Формируемые

компетенции:

ценностно-смысловые,

учебнопознавательные, коммуникативные, социально-трудовые.
Адресат программы. Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 11-14 лет.
4

общекультурные,

К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.
Группы формируются по возрастному принципу (11-12 лет, 13-14 лет).
Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных
особенностей детей в группе.
Формы и режим занятий
Основная форма обучения – очная, групповая. Основная форма обучения
фиксируется в учебном плане. На занятиях применяется дифференцированный,
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Количество обучающихся в группе: 10-20 человек. Занятия проходят 2 раза в
неделю по 40 минут.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 9 месяцев.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
Предметные результаты
По итогам обучения, обучающиеся будут знать:
■ правила безопасности при работе в группе;
■ сведения об истории театра,
■ особенности театра как вида искусства;
■ виды театров;
■ правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
■ театральные профессии и особенности работы театральных цехов;
■ теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической речи;
■ упражнения и тренинги;
■ приемы раскрепощения и органического существования;
■ правила проведения рефлексии; уметь:
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ взаимодействовать на сценической площадке с партнерами;
■ работать с воображаемым предметом; владеть:
■ основами дыхательной гимнастики;
■ основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками
сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
■ навыками сценической речи, сценического движения, пластики;
■ музыкально-ритмическими навыками;
5

Личностные результаты
■ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
■ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
■ формирование художественно-эстетического вкуса;
■ приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного
участия в совместной учебной работе;
■ приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности.
Метапредметные результаты
■ формирование адекватной самооценки и самоконтроля творческих достижений;
■ умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
■ способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
II. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля
Реализация программы предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий,
тестирования, конкурсов, викторин по пройденному материалу. Оценивается также
умение решать проблемные ситуации по темам «Этикет в театре», «Событийный
ряд». Проводится показ этюдных зарисовок, танцевальных этюдов.
Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и
усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и повышения качества образовательного процесса.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого занятия в
период с 11 по 30 января и включает в себя проверку практических умений и
навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому
психотренингу, этюдные зарисовки, инсценировки, показ отдельных эпизодов или

6

сцен из спектакля; выполнение тестовых творческих заданий по разделам
программы, самооценка обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
форме творческого отчета – показа инсценировок, эпизодов или сцен из спектакля,
театральных миниатюр.
Средства контроля
Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим
критериям:
■ соблюдение правил техники безопасности на сцене;
■ знание и соблюдение законов сценического проживания;
■ артикуляция и дикция;
■ контроль за свободой своего тела (владение собственным телом, мышечная
свобода);
■ умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
■ уверенность действия на сценической площадке;
■ правильность выполнения задач роли;
■ взаимодействие с партнером или малой группой;
■
самоконтроль
поведения, бесконфликтность

поведения, вежливость,

доброжелательность и т.п.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный (тематический) план
№
Название раздела/темы
Кол-во часов
Форма контроля
п/п
1

7

Вводное занятие

1

Наблюдение

2

Основы театральной
культуры

1

3

Сценическая речь

1

4

Ритмопластика

2

5

Кукольный театр.

20

6

Актерское
мастерство

1

7

Промежуточная
аттестация

1

8

Творческое задание,
тестирование,
проблемные
ситуации «Этикет в
театре»,
презентация
Конкурс чтецов
(басня,
стихотворение,
проза),
контрольные
упражнения,
наблюдение.Умения
отрабатывать
дикцию, работать
над интонационной
выразительностью
речи через
скороговорки и
стихи.
Этюдные
зарисовки,
танцевальные
этюды
Получат знания о
кукольном театре.
Научатся правилам
манипуляции
с
куклами.Научатся
изготовлять куклу
на палочке
Упражнения, игры,
этюды
Открытое занятие

8

Знакомство с драматургией 40
(работа
над
пьесой
и
спектаклем)

Упражнение
«Событийный
ряд», наблюдение,
показ отдельных
эпизодов и сцен из
спектакля,
творческое
задание, анализ
видеозаписей
репетиций, показ
спектакля

9

Итоговое занятие

Творческий отчет

1

Итого: 68 часов
3.1.2. Учебный (тематический) план развернутый
№
п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Форма контроля

1

Вводное занятие

1

Наблюдение

2

Основы театральной культуры

1

2.1

История театра

2.2

Театральное закулисье. Театр и
зритель

Творческое
задание,
тестирование,
проблемные
ситуации «Этикет
в театре»,
презентация

3

Сценическая речь

1

3.1

Речевой тренинг

1

Конкурс чтецов
(басня,

9

3.2

Работа над литературно художественным
произведением

1

стихотворение,
проза),
контрольные
упражнения,
наблюдение

4

Ритмопластика

1

Научатся
создавать
пластические
импровизации.
Упражнения,
этюдные
зарисовки,
танцевальные
этюды

4.1

Пластический тренинг

1

4.2

Пластический образ
персонажа

1

4.3

Элементы танцевальных
движений

1

5

Здравствуйте, куклы

1

Получат знания о
кукольном театре.
Научатся
правилам
манипуляции с
куклами.

5.1

Мастерская кукол

8

Научатся
изготовлять куклу
на палочке

10

5.2

Кукольный театр

11

Знакомство со
сценарием.
Получат навык
действовать на
сценической
площадке с
куклой. Работать с
ширмой. Умения
совершенствовать,
выразительность
речи. Показ
спектакля.

6

Актерское мастерство

1

Упражнения, игры,
этюды

6.1

Игры на развитие
чувства
пространства
и
партнерского
взаимодействия

1

Умения
отрабатывать
дикцию, работать
над
интонационной
выразительностью
речи. Умение
достижения
художественного
впечатления через
сцены и реплики.

6.2

Сценическое действие

1

Выбор
произведения и
работа над ним.

7

Промежуточная аттестация.

1

11

8

Знакомство с драматургией
(работа
над
пьесой
спектаклем)

1

Упражнение
«Событийный
ряд»,
наблюдение,
показ отдельных
эпизодов и сцен
из спектакля,
творческое
задание, анализ
видеозаписей
репетиций,
показ спектакля

и

8.1

Читка пьесы.
«Застольный» период

3

Умение
подчиняться
режиссёру.

8.2

Анализ пьесы
по событиям

3

Работа над
спектаклем.
Научатся
произносить
стихотворный
текст в движении,

8.3

Работа над отдельными
эпизодами

10

Работа над
спектаклем.
Умение работать
в парах. Умение
удерживать
внимание
зрителя.

8.4

Выразительность речи,
мимики, жестов

1

Научатся
подбирать
театральный грим
для образа героя.

8.5

Закрепление мизансцен

8

12

8.6

Изготовление реквизита,
декораций

3

Иметь
представления о
декорациях,
предметах
необходимых для
ролей.

8.7

Прогонные и генеральные
репетиции

4

8.8

Показ спектакля

1

9

Итоговое занятие

1

Работа над
голосом. Умение
показать голосом
интонации,
настроение,
характер
персонажа.
Получат умения
перевоплощаться
на сцене

Итого: 68
3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Инструктаж по
технике безопасности. Организационные вопросы. Устав и название коллектива.
График занятий и репетиций.
2. Основы театральной культуры
2.1. История театра.
Теория.
Древнегреческий

театр.

Древнеримский театр.

Средневековый европейский театр(миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи

13

Возрождения (комедия дель арте). «Глобус» Шекспира. Русский Театр. Известные
русские актеры.
Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.
2.2. Виды театрального искусства.
Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл.
Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.
2.3. Театральное закулисье.
Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».
2.4. Театр и зритель.
Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
3. Сценическая речь
Игровая форма занятий с детьми.
Дыхание. Обращать внимание на:
■ соединение дыхания и движения (например: гусиный шаг, пол горит, ритмичные
шаги, координация движений и т.п.);
■ одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов
(например: фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую
портрет и т.п.);
■ активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например:
парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые
мячики и т.п.).
Артикуляция. Обращать внимание на:
■ обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя
челюсть находятся в покое);
■ медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более
эффективным;
■ координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
■ координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например:
движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к
этому движение зрачков и т.п.).
Дикция. Обращать внимание на:
14

■ активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например:
давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний)
■ ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным
словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).
Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста нецелесообразны.
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с
использованием упражнений по дикции и дыханию.
В возрасте 13-15 лет ребятам можно предлагать парные и тройные этюды, которые
окажут позитивное влияние на процесс дальнейшей коммуникации.
Дыхание:
■ работать со всеми предыдущими блоками, но подключать больше ритмических
составляющих;
■ создание «дыхательно-ритмического оркестра».
Артикуляция:
■ в этом возрасте необходимо требовать четкого и внятного выполнения
всех данных артикуляционных упражнений;
■ можно попробовать упражнение «оркестр», когда один участник дирижирует
всеми;
■ артикуляционные парные этюды под музыку, в которых не нужно ограничивать
фантазию учащихся, но при этом максимально контролировать внятность
упражнений.
Дикция
■ звукосочетания усложняются и плавно переходят в сложно выговариваемые слова
и фразы;
■ активная работа с мячом;
■ индивидуальное дикционное проявление в различных темпо-ритмических
рисунках (например, один участник показывает сложное звукосочетание по всей
линейке гласных звуков, а остальные дети его хором повторяют);
■ активное использование словесного действия;
15

■ чистоговорки можно складывать в многоговорки (рассказ из специально
подобранных слов), объединенные общей темой;
■ проводить дикционное состязание между мальчиками и девочками.
Финальным материалом может стать коллективный рассказ по литературному
материалу и поэтическая композиция на актуальные темы.
3 .1. Речевой тренинг.
Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.
Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика.
Речевая
гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность
речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения.
3 .2. Работа над литературно -художественным произведением.
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного
произведения. Тема.
Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
4. Ритмопластика.
4.1. Пластический тренинг.
Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической
выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение.
Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.
4.2. Пластический образ персонажа.
Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка,
жесты, пластика тела. Этюдные пластические зарисовки.
4 .3 . Элементы танцевальных движений.
Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического
персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.
Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный
танец. Танцевальные этюды.
5. Здравствуйте, куклы.
16

Теория. История кукольного театра. Расширять и уточнять представления детей о
видах кукольных театров, уметь различать их.
Практика. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические
действия с куклой. Учить справляться с волнением перед спектаклем.
5.1. Мастерская кукол.

Теория. Дать представление о куклах БИ-БА-БО. Уметь манипулировать куклой.
Практика. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях.
5.2. Кукольный театр.
Теория. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
Практика. Изготовление декораций и кукол к спектаклю.
6. Актерское мастерство.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву
алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все
ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им
заранее. Например, слово «Носорог».
Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была
буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква
«О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В
дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном
ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Возрастной группа (11-13 лет).
Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть. Нам
необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним способом, и я
посмотрю, кто же из вас сможет точно выполнить это упражнение. Сложность
заключается в том, что нам необходимо стоять на месте и с помощью лишь одного
хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого комара. Кто лучше всех
справиться с этим упражнением, получит от меня подарок! Сейчас каждому из вас я
раздам букву, необходимо ее запомнить, а у кого-то будет целых две буквы. В
определенном ритмическом рисунке вам необходимо не только напечатать слово
«Воробей», но и попытаться поймать комара, который будет постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи того или иного упражнения педагогу
17

необходимо, с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для него ситуацию
(«ловля комара» – как предлагается в примере), развивающую его внимание и
воображение. А, с другой стороны, начинать задействовать в них принцип
соперничества и соревновательности, но ни в коем случае не выделять победителя и
проигравшего!
Подросткам

13-15

лет

нравится

выполнять

задания,

в

которых

нужно

поразмыслить, поспорить с педагогом, придумать интересные и необычные пути
решения.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву
алфавита (у одного участника может быть несколько букв). Проверить, знают ли все
ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им
заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ
хлопает ученик, у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в
ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце
слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются
целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить возрастной группе 13-15
лет. Сейчас нам с вами необходимо без клавиатуры, без телефона, напечатать
предложение: Носорог – самый смешной и самый сильный. У кого есть
предложения, как будем печатать? (происходит диалог с ребятами). Отлично,
хлопками. Молодцы, что догадались. Объяснив правила упражнения, педагог,
прежде чем задать определенный ритм «печати» (выполнения упражнения), говорит:
«Кто сможет выполнить это упражнение, ни разу не нарушив ритм, сделав все
правильно, тот завтра сам как педагог проведет это либо любое другое упражнение,
придуманное им самим». Ребята начинают выполнять данное упражнение. Это
необходимо

для вовлечения

школьников

в

учебный

процесс, что

будет

способствовать их личностному росту в глазах сверстников. Форма подачи
упражнения должна быть созвучна современной жизни школьника, а также
18

необходим диалог с учениками (как печатать, на чем и т.д.), в котором проявляется
непосредственность общения и возможность услышать их мнение.
6 .1. Организация внимания, воображения, памяти.

Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами
игры.
Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских
навыков. Коллективные коммуникативные игры.
Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.»
Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет». Игры:
«Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».
6.1. Игры на развитие чувства пространства и партнерского
взаимодействия Теория. Знакомство с правилами выполнения
упражнений. Знакомство с правилами и принципами партнерского
взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии.
Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры:
«Зеркало», «Магнит», «Марионетка», «Снежки». «Перестроения»
6.2. Сценическое действие.
Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес».
«Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия.
Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов
действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический
материал как канва для выбора логики поведения. Театральные термины:
«действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».
Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия.
Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.
8. Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем.
8.1. Выбор пьесы.
Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный
ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
19

8.2. Анализ пьесы по событиям.

Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Театральные термины: «событие», «конфликт».
8.3. . Работа на д отдельными эпизодами.
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над
созданием

образа,

выразительностью

и

характером

персонажа.

Репетиции

отдельных сцен, картин.
8.4. Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и
приемов. Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа»,
«замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
8.5. . Закрепление мизансцен.

Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Театральные
термины: «мизансцена».
8.6. Изготовление реквизита, декораций.

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального
оформления.
8.7. Прогонные и генеральные репетиции.

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
8.8. Показ спектакля.

Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со
зрителем.
9. Итоговое занятие. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по

темам обучения. Отрывки из спектакля. Награждение.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы

20

Основные формы организации образовательной деятельности: беседа,
наблюдение, показ, репетиция.
При реализации программы «Школьный театр» используются следующие
педагогические технологии:
■ личностно ориентированное обучение;
■ дифференцированное обучение;
■ игровые технологии;
■ системно- деятельностный подход в организации обучения школьников.
Программа построена на принципах дидактики:
■ принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
■ принцип систематичности и последовательности в практическом овладении
основами театральной культуры;
■ принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение
теоретического и практического материала;
■ принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
■ принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в
программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в
его творческом развитии.
При освоении программы используются следующие методы обучения:
■ наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
■ словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
■ практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).
Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
■ сцена;
■ проветриваемый зал для проведения разминки, актерского тренинга;
■ стулья для детей и зрителей согласно (СанПиН 1.2.3685-21);
■ ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран;
■ аудиосистема для воспроизведения музыки;
■ усилители звука;
■ фото и видеоаппаратура;
21

Учебно-информационное обеспечение программы Нормативноправовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г.

№ 1726-р);
5. Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.№
09-3242);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020

г.

№

519

«О

образовательный

внесении
стандарт

изменения
среднего

в

федеральный

общего

государственный

образования,

утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего
образования»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
287

«Об

утверждении

федерального

стандарта основного общего образования»;
22

государственного

образовательного

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
11. Устав образовательной организации МАОУ «Гимназия №25 г. Благовещенска»

Дидактический материал:
■ Карточки-задания по теме «скороговорки»;
■ Карточки-задания по теме «буриме»;
■ Карточки-задания по теме «театральные термины»;
■ Карточки-задания по актерскому мастерству: «кинолента видения», «оценка
происходящего», «взаимодействие с партнером», «память физических действий»,
«темпо-ритм», «оправдание на сцене», «мышечная свобода», «психофизическое
самочувствие», «анимация предметов», «предлагаемые обстоятельства», «событие»
и т.д.;
■ Игры по истории костюма: «Европейская мода», «Из прошлого русской одежды»;
■ Методические папки по инсценировкам, спектаклям (репертуара студии),
содержащие текст, инсценировок, режиссерский анализ пьесы, сведения об авторе,
эскизы костюмов и декораций, справочный материал.
Сборники инсценировок:
■ «Волшебство сказки»;
■ «Волшебство театра».
Электронные пособия, включающих в себя комплекс материалов:
■ инсценировка;
■ материал об авторе,
■ режиссерский анализ произведения,
■ сценография,
■ аудио музыка к спектаклю,
■ перечень реквизита и костюмов к спектаклю,
■ фотогалерея сцен из спектакля,
■ видео спектакли,
■ мультимедийные презентации (декорации, история создания произведения, работа
над образами и т.д.) для работы над спектаклями репертуара студии.
23

Список литературы
Для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
3. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг.
/Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера;
вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990.
4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
5. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. –М.: Детская

литература, 1982;
6. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – М.: 1991;
7. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984;
8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997;
9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
10. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002;

Для педагога:
1.
Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – \М.: Искусство, 1996;
2.
Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические
задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике
речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4.
Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5.
Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
6.
Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.: «Глагол»,
3.

1994;
7.
8.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под
редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;

9.

Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие / Б.Е.
Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки»,
2019;

Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. – М.:
Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001;
10.
24

Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» – М.:
«Просвещение», 1995;
12. Рубина
Ю.И. «Театральная
самодеятельность
школьников».
–
М.:
«Просвещение», 1983;
13. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
14. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
15. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
11.

детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС,
2001;
Интернет-ресурсы:
1.
Устройство

сцены

в

teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml

25

театре

http://istoriya-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».