ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Варежковый театр» (далее Программа) имеет художественную направленность, уровень Программы - базовый. Данная Программа разработана на основе программы «Кукольный театр» Григорьянц О.И., педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 1788 (г. Москва, 2016 г.). Актуальность Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности учащихся. Используя такие виды художественного творчества, как актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, художественное чтение, появляется возможность формирования социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность Программы Занятия по данной Программе развивают у обучающихся фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию коммуникабельности, развивают моторику рук, двигательную активность. Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Играя в спектакле, обучающиеся перевоплощаются в разные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе обучения по Программе обучающиеся учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Отличительные особенности Программы Отличительной особенностью Программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащихся средствами интеграции, т.е. в течение обучения по Программе обучающиеся остаются вовлеченными в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую им с одной стороны выступать в качестве исполнителей, а с другой - авторов-творцов. Это требует от обучающихся самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Программа включает в себя все этапы создания кукольного спектакля. 2 Учащиеся сами выступают в роли художников, исполнителей, режиссеров и композиторов спектакля. Цель и задачи Программы Цель - развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Задачи Обучающие: - ознакомление учащихся с историей кукольного театра; - обучение видам кукольного театра, разновидностям кукол; - обучение изготовлению театральных кукол из папье-маше, картона, ткани, пряжи; - обучение технике актёрского мастерства; обучение навыкам сценического мастерства. Развивающие: - развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся; - развитие точности и координации движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах; - развитие воображения, пространственного мышления детей; - развитие мелкой моторики, выразительности речи; - развитие коммуникативных качеств: умение общаться и сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Воспитательные: - воспитание художественно-эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий различной сложности; - воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки; - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; воспитание волевых качеств личности. 3 Категория обучающихся Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет. Срок реализации Программы Срок реализации Программы составляет 9 месяцев. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Форма обучения - групповая, количество обучающихся в группе не более 20 человек. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов в год составляет 68 часов. Ожидаемые результаты Программы По окончании обучения обучающиеся будут знать: - историю возникновения и развития театра кукол; - методику изготовления театральных кукол из папье-маше, картона, ткани, пряжи; - технику работы с куклами различных систем; с куклой на ширме и без неё; - технику актерского и сценического мастерства. По окончании обучения обучающиеся будут уметь: - творчески подходить к выполнению заданий различной сложности; - шить одежду для кукол и элементы декораций для спектакля; - импровизировать при постановке спектакля; - придумывать сюжет и рассказывать собственную сказку; - передавать характер персонажа голосом и действием; грамотно, выразительно, интонационно произносить текст; рисовать эскизы кукол и декораций. 4 № п/п 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Название раздела, темы Кол-во часов Формы Всего Теория Практика аттестации и контроля Вводное занятие. 1 1 6 1 1 1 2.2 Виды кукол 1 1 2.3 Театральные образы простых предметов. Театр веселой и умной игры 2 1 1 Наблюдение 2.4 Современные куклы в театре и на телевидении 2 1 1 Творческая работа 16 4 12 3.1 Дикция 3 1 2 3.2 Актерское мастерство. Виды эмоций, настроения, способы их выражения 6 1 5 3.3 Секреты сценического мастерства 2 1 1 3.4 Сценическое движение 5 1 4 4 Творческая мастерская 4.1 Изготовление простейших перчаточных кукол 16 4 4 1 12 3 Техника безопасности 2 Знакомство с миром искусства 2.1 История театра кукол от первобытного человека до древней Греции 3 Основы актерского мастерства 5 5 Наблюдение Творческая работа 4.2 Изготовление пальчиковых кукол 4 1 3 4.3 Изготовление деталей лица 4 1 3 4.4 Декорация из картона и бумаги. Изготовление эскизов и макета 4 1 3 5 Кукловождение 5.1 Пластические возможности руки 12 4 3 1 9 3 5.2 Простейшие физические действия перчаточных кукол 4 1 3 Наблюдение 5.3 Освоение семи правил кукловождения 4 1 3 Открытое занятие 6 Работа над спектаклем 6.1 Чтение пьесы. Определение темы, идеи 6.2 Работа над ролью и с текстом 12 4 3 1 9 3 4 1 3 6.3 Репетиции спектакля 7 Постановка спектакля Итого 4 5 68 1 3 5 22 16 Выставка Спектакль Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория.Знакомство. Обсуждение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими, режущими предметами. Бережное отношение к кукле. Правила переноса и хранения декорации. Установка ширмы, стоек под декорацию. Хранение реквизита. Безопасное обращение с выключателями и розетками. План эвакуации. 6 2. Знакомство с миром искусства 2.1 История театра кукол от первобытного человека до древней Греции Теория.Разновидности театров. Знакомство с историей возникновения кукольного театра. Знакомство с театральной лексикой (см. Приложение 1), профессиями людей, которые работают в театре. 2.2 Виды кукол Теория. Разнообразие кукол для кукольного театра. Виды кукол. Славянские куклы. Куклы Востока и Индокитая: тростевые куклы. Япония и Индия – театр теней. Практика. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению куклы. 2.3 Театральные образы простых предметов. Театр веселой и умной игры Теория. Театральные образы простых предметов. Создание веселых и сказочных историй с превращением школьных предметов в театральных героев. Практика. Создание возникновения героя. персонажей из «ненужных вещей». История 2.4 Современные куклы в театре и на телевидении Теория. Кукольные театры России. Куклы – звезды телевидения. Практика. Просмотр телепередач с участием кукол: «Спокойной ночи, малыши», «Карусель», «В гостях у Деда Краеведа», «Улица Сезам». 3. Основы актерского мастерства 3.1 Дикция Теория. Гимнастика губ, языка. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на произношение гласных и согласных. Произношение скороговорок от простых к сложным, с определенной интонацией, разным темпом произношения (см. Приложение 2). Практика. Упражнения на произношение гласных и согласных. Дыхательные упражнения стоя и сидя. Этюды на воспроизведение отдельных 7 черт характера, развитие внимания («Лисичка-сестричка», «Выбери одежду для куклы»). 3.2 Актерское мастерство Теория. Виды эмоций, настроения, способы их выражения. Практика. Этюды на публичное одиночество; на смену эмоционального состояния; на память физического действия; на взаимопонимание. 3.3 Секреты сценического мастерства Теория. Слова и эмоции (развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера). Образ эмоции. Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер. Практика. Упражнения по мастерству актёра. Показать, как с помощью разных эмоций передается образ того либо другого персонажа. Игра «Чудесный мешочек», изобрази героя сказки. Развивающие игры. Показ этюдов. 3.4 Сценическое движение Теория. Особенности сценического движения. Практика. Тематические игры и сценки на характер поведения животных, с незаконченным сюжетом, на двух исполнителей, на точность физических действий. Этюды на характер поведения животных; на точность физических действий. 4. Творческая мастерская 4.1 Изготовление простейших перчаточных кукол Теория. Способы изготовления перчаточных кукол. Практика. Избавление от набивного материала. Подгонка под руку актера. Пришивание недостающих деталей. 4.2 Изготовление пальчиковых кукол Теория. Разновидности пальчиковых кукол. пальчиковых 8 кукол. Способы изготовления Практика. Изготовление пальчиковых кукол - топотушек из плотной бумаги. Изготовление пальчиковых кукол из ткани и бумаги. Игры по ролям. Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами. 4.3 Изготовление деталей лица Теория. Особенности изготовления деталей лица для куклы. Практика. Изготовление деталей лица из бумаги, тканого полотна с использованием пуговиц, бусин, кнопок, ниток. 4.4 Декорация из картона и бумаги. Изготовление эскизов и макета Теория. Основные принципы изготовления декораций. Практика. Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материала. Лес, поляна, домик. 5. Кукловождение 5.1Пластические возможности рук Теория. Упражнения для рук. Практика. Этюды для укрепления и подвижности рук. Гимнастика рук, пальцев. Круговое вращение кистей. Упражнения «Волна», «Восьмерка», «Веер», «Миксер», «Кнопочки», «Лепка», «Замочки», «Игра на разных музыкальных инструментах». Этюды на выразительность жестов. 5.2 Простейшие физические действия перчаточных кукол Теория. Изучение правил вождения кукол. Основное положение куклы. Практика. Отработка простейших физических действий перчаточной куклы (идти, бежать, сесть, встать, лечь, прыгать и т.д.). 5.3Освоение семи правил кукловождения Теория.Движение актера с куклой за ширмой. Подробный показ возможных движений головы, рук, корпуса перчаточной куклы. Расположение над ширмой. Первый, второй, третий план сценической площадки. Практика. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению куклы. Характер и образ в передаче интонации. Сравнение образа героя с 9 предметом, издающим звуки. Упражнения для обработки навыков разговора куклы. Диалог героев. 6. Работа над спектаклем 6.1 Чтение пьесы. Определение темы, идеи Теория.Выразительное чтение с комментариями и пояснениями. Определение темы, идеи. Практика.Распределение ролей.Этюдный тренаж на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера героя. Дикционные упражнения.Творческая работа обучающихся над выразительным чтением. 6.2 Работа над ролью и с текстом Теория. Анализ роли. Внешнее и внутреннее соответствие героя. Основная черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется образ героя. Практика.«Застольная» репетиция. Характеристика персонажей. Монологи, диалоги, массовые сцены. Распределение технических обязанностей по спектаклю (установка, оформление декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами). Выстраивание мизансцен. Изготовление реквизита. Запись фонограммы спектакля. Монтажные репетиции. Прогоны. Музыкальное оформление. 6.3 Репетиции спектакля Теория. Вождение куклы. Походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движение куклы. Речь актера и движения куклы, жест, характеризующий отношение к происходящему. Практика.Репетиции на сцене. Отработка деталей спектакля за ширмой. Работа над постановочным планом. Генеральная репетиция. Отработка выразительности речи и жестов. Оформление сцены. Репетиция выхода актеров на поклон. 7. Постановка спектакля Практика.Показ спектакля. Обсуждение и подведение итогов работы. 10 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Формы контроля и оценочные материалыВиды контроля • Входной контроль: наблюдение. Текущий контроль:в течение учебного года по результатам изучения темы – наблюдение, открытое занятие. • Промежуточный контроль: открытое занятие(демонстрация приёмов кукловождения для родителей). • • Итоговый контроль: спектакль. Методическое обеспечение Программы В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Для достижения поставленной цели и реализации задач Программы используются следующие методы обучения: • вербальный (рассказ, беседа, объяснение); • наглядный (наблюдение, демонстрация); практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы). Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж, который включает в себя этюды (упражнения) на развитие внимания, этюды на выражение эмоций, этюды на отработку движений кукол различных видов и т.д. В данной Программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке (см. Приложение 3). • 11 Материально-технические условия реализации Программы Наглядные и дидактические материалы: шаблоны, эскизы, схемы, карточки, видеоматериалы, афиши, журналы, фотографии, материалы на флешнакопителях, иллюстрации разных видов кукол, инструкции по изготовлению кукол. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Наименование материальных запасов Кол-во Клей ПВА Картон гофрированный Картон листовой А3 Ткань белая хлопковая шириной 150 см. Ткань хлопковая красная, синяя, зеленая, желтая, шириной 150 см. 10 л. 5 м2 60 л. 5м по 3 м Бумага рулонная 3 рул. Фетр разноцветный 40 л. Обрезки ткани Краски акриловые 10 уп. Кисточки синтетические разной толщины 30 шт. Ножницы 7 шт. Иглы для шитья 3 уп. Бисер, пуговицы, бусины Веревка бельевая 20 м. Резинка бельевая 20 м. Веревка джутовая 10 м. Карандаши простые 20 шт. Писчая бумага А4 1 уп. Ширма 1 шт. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, используемой при написании Программы 1. Артамонова Е.В. Театр для детей. - М.: Эксмо, 2010. 2. Гальцова Е.А. Путешествие в страну игр и театра. - Волгоград: Учитель, 2007. 3. Дангворт Р. Домашний кукольный театр. – М.: Издательство «Росмэн», 2005. 12 4. 5. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса, 2000. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Яр.: 1997. 7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество – дети». - М.: АРКТИ, 2002. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001. 8. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000. 9. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. 6. Список литературы для обучающихся 1. 2. 3. 4. Алферов А. Петрушка и его предки (очерк из истории народной кукольной комедии) // Десять чтений по литературе. Изд. 3-е. М., Сотрудник школ, 1909. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз, 1999. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Нормативно-правовые документы 1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г. 2. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30). 13 Приложение 1 СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА Авансцена — передняя часть сцены. Антракт — промежуток между действиями спектакля. Батлейка — белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её репертуар наряду с историей, рассказывающей о рождении Христа, входили народные пьесы («Царь Максимилиан») и короткие интермедии («Вольский — кузнец польский», «Корчмарь Берек» и др.). Бутафория — предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке. Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной (для марионетокживотных) и вертикальной. Вертеп (старославян. и древнерус. — пещера) — переносный театр кукол, в котором разыгрываются представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюжеты, на нижнем — светские (бытовые, комедийные, порой — социальные). Вертепные куклы передвигаются по прорезям в полу сцены. Гапит — трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управляющих глазами и ртом куклы. Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою Касперле, который унаследовал некоторые черты его характера. Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Родился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни ткачей города. Все возрастающая популярность Гиньоля в народных кругах вытеснила старого Полишинеля. До сих пор французские кукольные 14 представления носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе сооружен памятник. Грядка — верхний передний край (или план) ширмы. Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит находящийся рядом чтец. Декорации (от латин. — украшение) — художественное оформление действия на ширме или театральной сцены. Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в случае необходимости при решении особых сценических задач. Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены. Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой. Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к «власть имущим». Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актера-кукольника не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Матей Копецкий (1762-1847 гг.) — чешский народный кукольник, создатель знаменитого театра и его героя Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес. На могиле Матея Копецкого поставлен памятник из белого мрамора, на котором актер изображен со своей куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Национальном музее Праги. Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги. Мизансцена — определенное расположение декораций, действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля. предметов и Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют ее ртом, глазами и носом. 15 Монолог — речь одного лица, мысли вслух. Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — знаменитый кукольный актер и режиссер, создатель собственного оригинального театра кукол. Многие его спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Волшебная лампа Аладдина» и др. А спектакли Исидора Штока «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны мировой классикой. Олеарий — немецкий путешественник, посетивший Россию и оставивший «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое документальное упоминание о кукольном представлении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изображающий кукольника с Петрушкой, датированный 1636 годом. Падуга — горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе. Пантомима — выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем телом. Панч — популярный герой английского театра кукол, снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует жена Джуди. Их представления —образец английского юмора и злой социальной сатиры — пользовались в Англии огромным успехом и сохранились до сих пор. Папье-маше — наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов, представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи или гипсовой форме изнутри. Приложение 2 Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на полу. Шесть мышат в камышах шуршат. 16 Баран Буян залез в бурьян. Наш Полкан попал в капкан. Бобры для бобрят добры. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. Около кола колокола. Съел Слава сало, да сала было мало. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: Как в капюшоне он смешон! Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Горихвостка, гори-хвосточка, выгорихвостила горихвостят. Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок. У Кондрата куртка коротковата. Влас у нас, а Афанас у вас. Скрепи скрепки крестиком. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Феофанова фуфайка Фефеле впору. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. На дворе — трава, на траве — дрова. Из кузова в кузов сгружали арбузы. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — все бусы склевали по бусинке гуси. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У бела быка губа была тупа. 17 Поезд мчится, скрежеща: «Же-ча-ща, же-ча-ща!» В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. От топота копыт пыль по полю летит. Звенит земля от золотого зноя. У нас на дворе погода размокропогодилась. Щетина у чушки, чешуя у щучки. Приложение 3 Примерный репертуар Миниатюры: О. Григорьев «Яма», Н. Сладков «Лесные мастера», «Скоморошина», «Яблоко», «Вова - лгунишка». Мини – спектакли:Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Волшебная сметана», «Вот это фокус!», «Огородники», «Лиса - ученица», «Зайкина тётя», «Дружные зайчата», «В лес на прогулку», «Любочка и ее помощники», «Плохой хвостик», «Капризка», «Друзья познаются в беде», «Еж и медведь», русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Зимовье зверей». Спектакли: М.О.Рахно «Красная Шапочка», «Малыш и Карлсон», «Белоснежка и семь гномов», «Четверо друзей», «Три поросенка», О.Емельянова «Колобок», С.Лапша «Козочка», Е.В.Горбина, М.В. Михайлова. Весенние истории «Про то, как морковку морковкой назвали», «Про волшебника Оха и Дуню ленивицу», «Огниво», О.Емельянова «По щучьему велению…». 18