ДООП Вокальное искусство. Ансамбль Микс

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2.Учебный (тематический) план
3. Содержание учебного (тематического) плана
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
5. Список литературы

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальное искусство» (далее Программа) имеет художественную
направленность и разработана на основе программы «Вокальное искусство»
О.А. Аряшевой, педагога дополнительного образования ГБОУ «Школа
«Марьино» (г. Москва, 2018 г.).
Уровень Программы – ознакомительный.
Актуальность Программы
В современных условиях социально - культурного развития общества одной
из главных задач образования является воспитание растущего человека как
культурно - исторического объекта, способного к творческому саморазвитию
и самореализации. Об исключительных возможностях

воздействия

музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось
все

времена.

Программа способствует

воспитанию

во

нравственно

-

эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных
потребностей обучающихся.
Обучение пению – это путь развития и совершенствования своего
голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них –
развитие и совершенствование своей личности. В процессе обучения по
Программе дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского
мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению
- это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок,
наделенный способностью и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и
навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться
передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние, разработана
данная Программа, направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность Программы
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить
плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой
действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С
помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным
3

условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является
одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия
вокалом - это источник раскрепощения, оптимистического настроения,
уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации
личности. Программа способствует формированию умений певческой
деятельности и совершенствованию специальных вокальных навыков:
певческой установки, звукообразования, артикуляции; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого
голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыков следования дирижерским
указаниям; навыков слухового контроля и самоконтроля за качеством своего
вокального звучания). С первых занятий дети обучаются правильно стоять во
время пения. Хорошая постановка корпуса и непринуждённое положение
головы позволяет исправить детскую осанку и содействует правильному
функционированию дыхательной системы и общему здоровому развитию
детского организма.
Обучение по Программе способствует также созданию координации
слуха с голосом, развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой
основе, формированию вокально-технических навыков, развитию певческого
дыхания, гибкости и подвижности голоса, воспитанию художественной
выразительности исполнения различных вокальных произведений.
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью,
которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительные особенности
Содержание Программы может быть основой для организации
учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории развития
вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых
учеников.
Программа включает занятия и упражнения дыхательной гимнастики
по методике А.Н. Стрельниковой. В процессе обучения применяются речевые
игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической
концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют
хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических
оттенков, познакомить с музыкальными формами). Тематическая
направленность Программы позволяет наиболее полно реализовать
4

творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса
умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать
потребность в общении.
Цель и задачи Программы
Цель- обучить пению, развить вокальные данные и певческие
способности через приобщение учащихся к вокальному искусству.
Задачи Программы
Обучающие:
- обучить основам вокала и сценической культуры;
- ознакомить с различными жанрами песенного творчества;
- обучить приемам работы с техническими средствами (микрофон, и т.д.).
Развивающие:
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развить специальные музыкальные способности;
- развивать артистические способности;
- развить ладовое чувство и чувство ритма;
- приобщить к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях
детского творчества);
- формировать общественно - активную личность, способную реализовать себя в
социуме.
Воспитательные:
- воспитывать общую культуру поведения;
-ьформировать устойчивый интерес к песенному творчеству.
Категория обучающихся, принцип формирования групп
Возраст обучающихся – 12- 14 лет.
По

Программе обучаются дети, прошедшие

предварительное

прослушивание. При формировании групп проводится проверка уровня
развития музыкальных способностей обучающихся, таких как диапазон голоса,
ладовое чувство, музыкально - слуховое представление, музыкально ритмическое чувство.

5

Срок реализации программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения,68 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма обучения - групповая, количество обучающихся в группе 10 - 15 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- работа над произведением, разучивание и дальнейшее исполнение; –
подведение итогов.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся и их
подготовки. Произведения со сценическими движениями или сюжетным
действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, так как при
их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её
слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками - всё это повышает самооценку и исполнительский уровень
обучающихся.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут ( 1 академический час)
Ожидаемые результаты Программ
По окончании реализации Программы обучающиеся будут знать:
- основные понятия о голосовом аппарате и гигиене голоса;
- строение артикуляционного аппарата;
- элементарные теоретические

певческие навыки:
6

дыхание,

звукообразование, дикция, звукоизвлечение;
- динамический рисунок произведения;

особенности

и

возможности

певческого голоса;
будут уметь:
- правильно дышать, петь «на опоре»;
- грамотно использовать вокально - певческие навыки;
- активно артикулировать;
- петь легким звуком, без напряжения;
- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- работать с техническими средствами (микрофоном и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Количество часов
№
п/п Разделы, название темы

Формы
аттестации /
контроля

Всего Теория Практика
Прослушивание

Вводное занятие

1

1

Пение как вид
музыкальной
деятельности

12

5

7

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1.5 Дыхательная гимнастика

4

1

3

Формирование детского
голоса

20

6

14

1.

Понятие о сольном и
ансамблевом пении
Строение голосового
1.2
аппарата
Правила гигиены и охраны
1.3
детского голоса
Вокально-певческая
1.4
установка
1.1

2.

2

7

Зачет

2.1 Звукообразование
Дикция и артикуляция.
Речевые упражнения
Распевания и вокальные
2.3
упражнения
Работа над певческим
репертуаром.
3. Прослушивание
музыкальных
произведений
2.2

3.1 Народная песня
Произведения советских
композиторов
Произведения
3.3 современных
композиторов
3.2

6

2

4

6

2

4

8

2

6

18

6

12

6

2

4

6

2

4

6

2

4

Творческое
задание
Открытое
занятие
(классный
концерт)

Практическая
работа, зачет

4.

Развитие чувства ритма.
Музыкально - игровая
деятельность

6

1

5

5.

Расширение
музыкального кругозора
и формирование
музыкальной культуры

8

1

7

5

1

4

3

-

3

Творческое
задание

3

-

3

Отчетный
концерт

68

20

48

Путь к успеху.
5.1 Прослушивание аудио- и
видеозаписей
Посещение концертов,
5.2 творческих вечеров,
мастер-классов
6.

Концертноисполнительская
деятельность
Итого

8

Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие
Теория. Ознакомление учащихся с образовательной Программой,
расписанием. Инструктаж по технике безопасности.
1. Пение как вид музыкальной деятельности
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении Теория. Пение как вид
музыкально - исполнительской деятельности. Правила набора голосов в
партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля
как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый,
дикционный).
Практика. Определение диапазона и тембра голоса. Определение
переходных нот.
1.2. Строение голосового аппарата
Теория. Основные компоненты системы
голосообразования:
дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный
аппарат. Регистровое строение голоса.
Практика. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.
Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного
аппарата. Верхние и нижние резонаторы.
1.3. Правила гигиены и охраны детского голоса
Теория. Характеристика детских голосов и возрастные особенности
состояния голосового аппарата. Нарушение правил гигиены и охраны
детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона
и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения
(использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям
детям определённого возраста).
Практика. Разогрев и подготовка мышц, произвольное включение
мышц в деятельность, отличающейся от речевой.
1.4. Вокально-певческая установка
Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение
корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя».
9

Практика. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе
пения. Система выработки навыка певческой установки и постоянного
контроля за ней.
1.5. Дыхательная гимнастика
Теория. Тренировка легочной ткани, активизация диафрагмы
(«дыхательный мускул»), а также мышц гортани и носоглотки.
Практика.Упражнения на развитие певческого дыхания. Вокальные
упражнения на развитие певческого дыхания.
2. Формирование детского голоса
2.1. Звукообразование
Теория. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо.
Практика.Вокальные упражнения. Фонетический метод работы над
вялостью артикуляционного аппарата. Чистота интонации. Правильное
формирование звуков. Изменение силы звука. Эмоциональная окраска звука.
Скороговорки. Пение на одной ноте.
2.2. Дикция и артикуляция. Речевые упражнения
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и
челюстей при пении; раскрытие рта. Формирование гласных и согласных
звуков. Правила орфоэпии.
Практика.
Упражнения
на развитие дикции. Правильное
формирование гласных и согласных звуков. Контроль рукой подбородка и
щек. Способы освобождения от зажатости.
2.3. Распевание и вокальные упражнения
Теория. Концентрический метод обучения пению. Его основные
положения. Метод аналитического показа с ответным подражанием
услышанному образцу.
Практика. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания
детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в
нюансе mf для избежания форсирования звука. Ансамбль в одноголосном и
двухголосном изложении. Упражнения на сочетание различных слоговфонем.
10

Унисонные упражнения. Упражнения первого уровня формирования
певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедения 1еgаtо при
постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.
3. Работа надпевческим репертуаром. Прослушивание
музыкальных произведений
3.1. Народная песня
Теория. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой
распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского
стиля в зависимости от жанра песни.
Практика. Знакомство с творчеством исполнителей народной песни.
Практическое освоение и разучивание народного музыкально - игрового
материала.
3.2. Произведения советских композиторов
Теория. Освоение репертуара советских композиторов. Освоение
средств исполнительской выразительности: динамики, темпа.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений советских
композиторов. Практическое освоение и разучивание произведений
советских композиторов.
3.3. Произведения современных композиторов
Теория. Освоение репертуара современных композиторов. Овладение
элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных композиторов.
Практика. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры.
4. Развитие чувства ритма. Музыкально - игровая деятельность
Теория. Понятие ритмического рисунка. Ритмические группы в
простых размерах.
11

Практика.Игра на музыкальных инструментах (бубен, деревянные
ложки, трещотки, металлический треугольник и т.д.). Разучивание движений,
создание игровых моментов для образа песни.
5. Расширение музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры
5.1. Путь к успеху. Прослушивание аудио- и видеозаписей
Теория. Формирование вокального слуха учащихся, их способности
слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество
пения как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
индивидуальное собственное исполнение).
Практика. Обсуждение и анализ, в ходе прослушивания аудио- и
видеозаписей.
5.2. Посещение творческих вечеров, мастер-классов
Теория. Формирование основ общей и музыкальной культуры,
расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным
ценностям разных народов.
Практика. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов
для выставок, альбомов, стендов и т.д. Формирование навыков общения со
сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью.
Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня
учащихся.
6. Концертно - исполнительская деятельность
Практика. Организация и проведение репетиций к тематическим
концертам, конкурсам различного уровня в кабинете, а также на площадках и
сценах. Исполнительская деятельность учащихся.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение Программы
Раздел

Формы
организации
учебного
процесса

Методы
обучения

12

Дидактические и
наглядные пособия

Вводное
занятие

Беседа

Вербальный метод

Пение как вид
музыкально
исполнительск
ой
деятельности

Лекция,
беседа,
практическая
работа

Объяснительнорепродуктивный
метод,
нагляднослуховой,
иллюстративный

Наглядное пособие
«Развитие детского голоса в
процессе обучения пению»
Г. П. Стулова

Формирование Лекция,
детского
беседа,
голоса
практическая
работа

Информационно
репродуктивный
метод, Наглядно
слуховой,
иллюстративный

Работа над
певческим
репертуаром.
Прослушивани
е музыкальных
произведений

Наглядно Работа с аудиоматериалами
слуховой,
из
метод анализа и
репертуара В.Шаинского,
сравнения, метод Ж. Колмагоровой,
обобщения,
А. Ермолова,
иллюстративный А. Варламова,
Н. Осошник и многих
других детских
композиторов

Лекция,
беседа,
практическая
работа

Развитие
Лекция,
чувства ритма. беседа,
Музыкально – тренинги на
игровая
выражение
деятельность различных
эмоций
(удивления,
горя,
радости,
интереса)

Вербальный
метод, нагляднослуховой, метод
анализа и
сравнения,
метод
обобщения,
иллюстративный

13

Методическое пособие
«Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой», Н.
Б. Гонтаренко
«Сольное пение. Секреты
вокального мастерства»

Бекина С.И., Ломова
Т.П., Соковнина Е.Н.
«Музыка и движение», Е.
И. Юдина «Мой первый
учебник по музыке и
творчеству», Григорянц
Т.А.
«Сценическое движение»
(учебное пособие)

Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры

Беседа,
экскурсия,
лекцияконцерт,
творческие
встречи

Конкурсноконцертная
деятельность

Открытые
уроки,
отчетные
концерты

Вербальный
метод,
нагляднослуховой,
метод анализа и
сравнения, метод
обобщения,
иллюстративный
метод

Работа с аудиоматериалами.
Собрание мировых шедевров
классической музыки
композиторов разных эпох.
Музыкальнообразовательные
композиции и
сопровождение к спектаклям
«Спящая красавица»,
«Лебединое озеро».
Большая детская
энциклопедия «Мировая
художественная культура»

Вербальный метод,
нагляднослуховой,
иллюстративный
метод, анализа и
сравнения, метод
обобщения

Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью
диагностических контрольных заданий по следующим критериям:
звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр
голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация,
ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность,
музыкальность, особенность характера.

14

Материально - техническое обеспечение Программы
Учебно-практическое оборудование: аудиторская доска с магнитной
поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий,
стеллажи для учебных пособий и методической литературы, слайдов, CD /
DVD дисков; звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр).
Технические средства обучения: мультимедийный компьютер со
звуковой картой и пакетом прикладных программ, мультимедиа проектор,
экран, CD / DVD - проигрыватели, слайд-проектор.
Экранно-звуковые пособия: видеофильмы с записью выступлений
выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью
мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и
поэтическим текстом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой при написании Программы
1.Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки / Ю. Б. Алиев. – М., 2002.
2.Аникеева З.И., Аникеев Ф.И. Как развить певческий голос / З.И. Аникеева,
Ф.И. Аникеев. – К., 1981.
3.Бекина С.И., Орлова Т.М. Учите детей петь / С.И.Бекина, Т.М. Орлова. – М.:
Просвещение, 1988.
4.Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе /
Н.Добровольская, Н.Орлова. – М.,1999.
5.Емельянов
В. В.
Развитие
голоса.
Координация и
тренаж:
[Учебнометодическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и
вокалистов]. С–П.: Лань, 1997.
6.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения,
последовательность ведения упражнений / В.В. Емельянов. – Краснодар,
2011. 7.Кантарович B.C. Гигиена голоса / B.C.Кантарович. – М., 1955.
8.Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада / Кошмина И.В. – Т.,
2003г.
9.
Морозов В. П. Вокальный слух и голос / В. П.Морозов. – М., 2001.
10.

Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико
Карузо / С. Фучито, Б. Бейер. – М.: Композитор, 2006.
15

Нормативно-правовые документы
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) /
Приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
2. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г.
«О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015
учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074,
от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».