УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2023-2024

Пояснительная записка

Учебный план дополнительного образования детей МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»составлен на основе Государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №
2148-р); Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минобрнауки
России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»; действующими нормативами СанПиН
2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Учебный план
ДОсоставлен в соответствии с Уставом МАОУ ПГО Политехнический лицей №
21 «Эрудит», Образовательной программой МАОУ ПГО Политехнический
лицей № 21 «Эрудит», Программой развития школы.
Учебный план разработан с учетом анализа социального заказа на
образовательные услуги, предоставляемые школой, с учетом потребностей,
интересов и возможностей обучающихся и ориентирован на дифференциацию
дополнительного образования.
Цель данного плана: предоставление личности широких возможностей выбора
индивидуальной траектории развития и способов самореализации через
вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования.
Учебный план направлен на реализацию следующих задач:
1. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов детей.
2. Создание каждому ученику условий для самоопределения и развития.
3. Укрепление здоровья обучающихся.
4. Получение профессиональных знаний в той или иной области
дополнительного образования.
5. Раскрытие и развитие таланта ребенка.
6. Снижение правонарушений среди подростков.
7. Повышение профессионального роста педагогических кадров.
В структуру учебного плана по дополнительному образованию в 2020-2021
учебном году включены следующие направленности:
- художественная;
- физкультурно-спортивная;
- социально- гуманитарная;
- туристско – краеведческая;

- техническая;
- естественно – научная.
Учебный план представлен почасовым распределением учебных
программ, сгруппированных по направленностям, которые ведут учителя
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения ПГО
Политехнический лицей № 21 «Эрудит» и педагоги - совместители, отражает
возраст обучающихся, количество часов в неделю, общее количество часов.
Учебный план на 2023-2024 учебный год составлен в целях развития
мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных
образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, а также
развития
единого
пространства
дополнительного
образования
в
общеобразовательном учреждении.
Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся
составляется расписание занятий объединений, с учетом установленных
санитарно-гигиенических норм. Все занятия в основном начинаются во второй
половине дня после завершения основных занятий. Продолжительность занятий
40 минут с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха
детей и проветривания помещений. В группах занимается от 5 до 40 человек.
Продолжительность учебного года 34 учебных недели. Учебный план по
дополнительному образованию составлен с учетом 6-ти дневной учебной
недели.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы, формы и
методы ее реализации, возрастной состав объединения определяется педагогом
самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, санитарногигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в
пояснительной записке программы. В соответствии с программой педагог может
использовать различные формы образовательной деятельности: лекции,
практикумы, экскурсии, концерты, выставки. Занятия могут проводиться как со
всем составом группы, так и индивидуально.
Система дополнительного образования МАОУ ПГО Политехнический
лицей № 21 «Эрудит» предполагает активное вовлечение в неё не только
благополучных детей, но и «трудных» подростков, детей-сирот, детей из
многодетных и малообеспеченных семей, и детей с небольшими
интеллектуальными нарушениями.
Именно им нужна особая
поддержка, чтобы снять с них ярлык «неудачника», агрессию, изменить
отношение к окружающим и обществу в целом. Совместное обучение, когда
соревнуются «труд» и «талант», а не финансовые возможности родителей дают
положительные результаты.
По всем направленностям работают высококвалифицированные педагогические
кадры, все объединения дополнительного образования рассчитаны на разные

возрастные группы и ориентированы на свободный выбор деятельности, что
способствует созданию единого детского творческого коллектива.
Программы дополнительного образования носят ознакомительный и
развивающий характер, направлены на развитие индивидуальности и личной
культуры, коммуникативных способностей ребенка.
Нормативные сроки обучения по дополнительным образовательным программам
в этом учебном году составляют 9 месяцев.
Физкультурно - спортивная направленность.
Цель: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в
бережном отношении к своему здоровью, целостному развитию физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни, а также приобщение детей и молодежи к
регулярным занятиям спортом по различным видам деятельности.
1. Программа - «Оздоровительная гимнастика»
Руководитель: Бочкарёва Евгения Александровна.
Причины, определившие внедрение оздоровительной гимнастики в
общеобразовательные учреждения, многообразны. Это и резкое ухудшение
состояния здоровья новорожденных и детей дошкольного возраста, и
ухудшение
экологической
обстановки,
вызвавшее
снижение
иммунобиологической реакции ребенка и более частные причины, в том
числе занятость родителей строгий режим работы поликлиники и кабинета
ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении.
В образовательной организации созданы необходимые условия для
своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня,
материально техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что
именно своевременность воздействия различных средств и методов
лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения
в практику работы. Лечебная физкультура дает возможность получать
реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем
детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии
здоровья.
В процессе занятий улучшаются функциональные показатели
сердечнососудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит
укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно переоценить роль ЛФК.
Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка
происходят многообразные физиологические и биохимические процессы,
направленные на восстановление нарушенных функций. Упражнения
вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают общее
состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они

предупреждают задержку роста и развития ребенка, повышают
неспецифическую сопротивляемость его организма. Лечебное действие
физических упражнений объясняется важной биологической ролью
движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции,
ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные
последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают
разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения
и степени нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при
различных заболеваниях. Она показана всем детям, имеющим постоянные
или временные отклонения в состоянии здоровья.
В соответствии с выше изложенным, понимая необходимость
совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений
осанки у младших школьников, в целях укрепления опорно-двигательного
аппарата, разработана данная программа
лечебно-профилактической
физкультуры. Рабочая программа составлена на основе дополнительной
образовательной программы физкультурно-спортивной направленности
«Здоровый ребёнок» под редакцией З.И. Бересневой, направлена на
сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Программа - «Путешествие в мир шахмат».
Руководитель: Хомендяк Сергей Васильевич
При обучении игре в шахматы у обучающихся развиваются сила воли,
усидчивость, целеустремлённость, умение достойно проигрывать и извлекать
уроки из допущенных ошибок. В процессе реализации Программы ценно то, что
на определённом этапе совершенствования игры в шахматы дети приучаются
самостоятельно разбирать шахматные партии, а это содействует ещё более
результативному обучению. Развитие логического
и
аналитического
мышления способствует
более
успешному
освоению
обучающимисяобщеобразовательной
программы
в
школе.Особенность
Программы в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт
возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности,
которые соответствуют их способностям. Индивидуальный подход базируется
на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания
педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная
методика повышает эффективность и результативность образовательного
процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения
педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Особенность
программы в использовании во время процесса обучения электронных
образовательных ресурсов

3. Программа - «Джиу - джитсу».
Руководитель: Софронов Николай Викторович.
Программа нацелена на развитие физической культуры и здорового образа
жизни подрастающего поколения. Слабая физическая подготовка не позволяет
учащимся сдавать учебные нормативы по физической культурев школе на
высоком уровне. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как
можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных
секциях для повышения уровня физической подготовленности. Данная
программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в
секции является не только технико–тактическая подготовка юныхспортсменов,
но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель
физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес школьников
к данному виду спорта.
Цель программы:
разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение
знаний, умений необходимых при силовых упражнениях; воспитание
трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Задачи программы:
-укрепление здоровья и закаливание организма;
-привитие интереса к систематическим занятиям этим видом борьбы;
-обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным
развитием быстроты, ловкости и координации движений;
-овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно
применяются в парной работе, и основами индивидуальной, групповой тактики
борьбы; освоение процесса борьбы в соответствии с правилами Джиу - джитсу;
-участие в соревнованиях по Джиу - джитсу; изучение элементарных
теоретических сведений о личной гигиене, истории этого вида единоборства,
технике и тактике.
4. Программа - «Баскетбол»
Руководитель : Устюгова Валерия Дмитриевна.
Баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации
внеурочной работы в общеобразовательном учреждении. В осуществлении
такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы
физического воспитания обучающихся: урок физической культуры,
мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные
праздники.

У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так,
систематические занятия баскетболом оказывают на организм обучающихся
всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности,
совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая
правильное физическое развитие.
Баскетбол – это командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает
юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация
физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных
особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией
подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по
нескольким
критериям:
по
возрасту,
полу,
игровому
амплуа,
антропометрическим признакам, биологическому созреванию.
Актуальность
Программы
для
современных
детей,
ведущих
малоподвижный образ жизни, заключается в том, что происходит вовлечение их
в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды
формируется позитивная психология общения и коллективное взаимодействие,
повышается самооценка.
Программа является педагогически целесообразной, так как направлена не
только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по
баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление
здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах
познавательной деятельности и двигательной активности.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства
основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика.
В ходе их обучающиеся упражняются не только в бросании и ловле мяча,
забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе,
беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся
обстановке. Это способствует формированию у обучающихся умений
самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их
проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с
мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие
мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При
ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует
гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
5. Программа - «Волейбол».
Руководитель: Серов Андрей Сергеевич
Программа обучения направлена на ознакомление с игрой в волейбол,
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание

интереса к игре в волейбол, создание базы разносторонней физической и
функциональной подготовленности, на развитие природных качеств личности
обучающегося, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет
обучающемуся право усвоить тот уровень программного материала, который
ему доступен. Основой упражнений игры в волейбол являются естественные и
жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, бросание мяча.Игра
в волейбол способствует гармоничному развитию школьников, помогает
вырабатывать жизненно важные качества: ловкость, выносливость, быстроту
реакции, а так же благотворно воздействует на системы органов сердечнососудистой и дыхательной систем. Волейбол как командный вид спорта имеет
большое воспитательное значение: отлично развивает морально волевые
качества
(взаимопонимание,
смелость,
решительность,
выдержку,
целеустремленность и волю к победе); способствует формированию
положительных отношений в детском коллективе; так же, являясь одним из
наиболее эмоциональных видов спорта, волейбол способствует формированию
нравственных качеств, так как соревнования, где вся игровая деятельность
строго регламентирована, требуют уважительного отношения к соперникам,
судьям даже в экстремальной ситуации, при работе в команде игроки должны
ставить командные цели выше личных интересов.
6. Программа – «Спортивная подготовка».
Руководитель: Устюгова Валерия Дмитриевна.
Программа основана на взаимосвязи физического воспитания подростков, их
спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни. Основными
ориентирами программы являются:
- учет способностей обучающихся в данном виде спорта;
- актуальность развития двигательной активности учащихся в целях
естественного стимулирования жизнедеятельности детского организма и
эффективной борьбы с гиподинамией.Главным результатом для обучающегося
является его собственное здоровье, его собственный спортивный результат.
Во всестороннем развитии личности человека немалую роль играют физическая
активность и здоровый образ жизни, особенно это актуально для жителей
городской местности, где на здоровье пагубно влияют плохая экология, стрессы
и малая подвижность.
Спецификой данной программы является то, что она с юного возраста
воспитывает у обучающихся стремление заниматься физкультурой и спортом,
быть бодрым, подтянутым, жизнерадостным, поддерживать здоровый образ
жизни и развивать свои физические способности.
Занятия
по
данной
программе
предполагают
добровольность,
заинтересованность обучающихся в получении знаний. Принимаются

обучающиеся с различным уровнем начальной физической подготовки без
конкурсного отбора.

7. Программа – «Гимнастика для здоровья».
Руководитель: Бочкарёва Евгения Александровна
Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала
использоваться в образовательных организациях, является новой формой
реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические
состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и
поддержания здоровья младших школьников применялись преимущественно
различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.
Причины, определившие внедрение гимнастики для здоровья в
общеобразовательные учреждения, многообразны. Это и резкое ухудшение
состояния здоровья новорожденных и детей дошкольного возраста, и
ухудшение
экологической
обстановки,
вызвавшее
снижение
иммунобиологической реакции ребенка и более частные причины, в том
числе занятость родителей строгий режим работы поликлиники и кабинета
ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении.
В образовательной организации созданы необходимые условия для
своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня,
материально техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что
именно своевременность воздействия различных средств и методов
лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения
в практику работы. Лечебная физкультура дает возможность получать
реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем
детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии
здоровья.
В процессе занятий улучшаются функциональные показатели
сердечнососудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит
укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно переоценить роль ЛФК.
Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка
происходят многообразные физиологические и биохимические процессы,
направленные на восстановление нарушенных функций. Упражнения
вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают общее
состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они
предупреждают задержку роста и развития ребенка, повышают
неспецифическую сопротивляемость его организма. Лечебное действие
физических упражнений объясняется важной биологической ролью
движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции,
ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные
последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают

разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения
и степени нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при
различных заболеваниях. Она показана всем детям, имеющим постоянные
или временные отклонения в состоянии здоровья.
В соответствии с выше изложенным, понимая необходимость
совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений
осанки у младших школьников, в целях укрепления опорно-двигательного
аппарата, разработана данная программа
лечебно-профилактической
физкультуры. Рабочая программа составлена на основе дополнительной
образовательной программы физкультурно-спортивной направленности
«Здоровый ребёнок» под редакцией З.И. Бересневой, направлена на
сохранение и укрепление здоровья детей.
Художественная направленность
Цель: создание условий для развития художественно – творческих умений,
нравственного становления личности школьника.
Получение дополнительного образования проводится в следующих
кружках дополнительного образования:
1. Программа - «Варежковый театр»
Руководитель: Суша Елена Германовна.
Программа развивают у обучающихся фантазию, память, мышление,
артистические способности, знакомят с множеством детских сказок,
способствуют развитию коммуникабельности, развивают моторику рук,
двигательную активность. Кукольный театр играет огромную роль в
нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Играя в
спектакле, обучающиеся перевоплощаются в разные образы, учатся
выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается
выразительность речи. В процессе обучения по Программе обучающиеся
учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои
желания интересам коллектива. Отличительной особенностью Программы
является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащихся
средствами интеграции, т.е. в течение обучения по Программе обучающиеся
остаются вовлеченными в продуктивную созидательную деятельность,
позволяющую им с одной стороны выступать в качестве исполнителей, а с
другой - авторов-творцов. Это требует от обучающихся самостоятельности,
внутренней свободы, оригинальности мышления. Программа включает в себя
все этапы создания кукольного спектакля. Учащиеся сами выступают в роли
художников, исполнителей, режиссеров и композиторов спектакля.

Цель - развитие творческих способностей детей средствами кукольного
театрального искусства.

2. Программа - «Мягкая игрушка».
Руководитель: Карасёва Наталия Викторовна.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мягкая игрушка» имеет художественную направленность и предполагает
знакомство обучающихся с различными видами декоративно-прикладного
творчества через изготовление мягких игрушек и сувениров из различных
текстильных материалов и меха.
В процессе обучения по данной программе, дети знакомятся с историей
русской народной игрушки и художественными промыслами. Программа
призвана познакомить обучающихся с особенностями декоративно-прикладного
искусства народов мира и национально-культурными традициями России. В
результате реализации программы у детей формируются навыки ручного шитья,
работы с инструментами, с простейшими схемами и чертежами. Обучающиеся
получают представление о пропорциях, гармоничности цветовых сочетаний,
выразительности формы, декоративных свойств материалов. Обучение по
данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации обучающихся, а также способствует адаптации к
нестабильным
социально-экономическим
условиям,
подготовке
к
самостоятельной жизни в современном мире.
Актуальность программы«Мягкая игрушка»состоит в том, что
обучающиеся приобщаются к полезному виду рукоделия. Изготовление
игрушекприносит большое количество положительных эмоций, что является
мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую
индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Программа выполняет социальный заказ на формирование целостной,
самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом
необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное
существование человека в окружающем мире.
В процессе реализацииданной программы у обучающихся формируется:

развитие чувства красоты и художественного вкуса посредством
практической деятельности;

оказание
помощи
в
самоопределении,
самовоспитании,
самоутверждении в жизни;

приобщение детей к национально-региональным особенностям
искусства;

создание творческой атмосферы на занятиях в группе на основе
взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ.

3. Программа - «Вокальное искусство. Ансамбль «Микс».

Руководитель: Давыдова Юлия Владимировна.
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и
непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство
снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения
можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с
речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для
детей всех возрастов занятия вокалом - это источник раскрепощения,
оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизации
и
гармонизации
личности.
Программа
способствует
формированию умений певческой деятельности и совершенствованию
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыков
следования дирижерским указаниям; навыков слухового контроля и
самоконтроля за качеством своего вокального звучания). С первых занятий дети
обучаются правильно стоять во время пения. Хорошая постановка корпуса и
непринуждённое положение головы позволяет исправить детскую осанку и
содействует правильному функционированию дыхательной системы и общему
здоровому развитию детского организма.
Обучение по Программе способствует также созданию координации слуха с
голосом, развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе,
формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания,
гибкости и подвижности голоса, воспитанию художественной выразительности
исполнения различных вокальных произведений.
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая
будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
4. Программа - «Историко – бытовой танец».
Руководитель: Громова Ираида Сергеевна.
Программа
«Историко-бытовой
танец»
является
системой
общей
хореографической подготовки, направленной на расширение представлений
обучающихся о многообразии хореографических стилей, понимание истоков
базовых форм движений классического танца. Эстетический аспект Программы
предоставляет большие возможности для формирования и развития мотивов,
необходимых для эффективного обучения. Кроме того, высокая мотивация
может играть роль компенсаторного фактора в случае недостатка специальных
способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний,
умений и навыков. Для реализации программы целесообразно учитывать
возрастные особенности обучающихся.
5. Программа - « Лаборатория творчества».

Руководитель: Зяблицева Юлия Сергеевна.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез
художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и
сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале
отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия
окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов,
знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность
определяется
необходимостью
формирования
у
обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем:
выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости,
ответственности и трудолюбия.
Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз
многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому
занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой,
изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает
их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного,
пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют
мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие
возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В
театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности,
чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца,
литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному –
научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет
объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей.
Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира
способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих
способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и
взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
6. Программа - «В стране рукоделия».
Руководитель: Путилова Наталия Андреевна.
Основные содержательные линии Программы направлены на личностное
развитие обучающихся, воспитание любви к традициям и истокам, воспитание

интереса к различным видам
определенных трудовых навыков.

деятельности,

получение

и

развитие

В рамках Программы обучающиеся приобретают практические навыки
создания изделий в нетрадиционных техниках декоративно-прикладного
творчества, углубляют знания и умения по интересующему их творчеству и
учатся применять в общественно полезном труде в школе и дома.
Занятия по Программе предполагают знакомство обучающихся с
произведениями народного искусства. Участие в процессе изготовления
красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего
художественного развития детей, для воспитания здорового нравственного
начала, любви и уважения к труду.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
обучающиеся за период обучения овладеют первоначальными навыками
ручного труда, умениями и знаниями ремонта своей одежды. Программа
предусматривает знакомство с культурой русского быта, традициями семьи,
элементами дизайна одежды.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя
тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что
повышает общий умственный потенциал ребенка. Чередование занятий тремя
– четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном
из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей
высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами
рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать
высокохудожественные изделия с применением различных техник.
7. Программа - «Мастерская творческих идей».
Руководитель: Бауль Александрина Сергеевна.
Программа
актуальна,
так
как
обеспечивает
удовлетворение
индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом
развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
Театр – это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли…
С раннего возраста игра определяет развитие ребенка, а потому театр начинается
с детства. Кто в детстве не представлял себя на сцене: робко один на один с
зеркалом или на сцене детского театрального коллектива…
Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив
единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной
группы настоящую, дружную команду.

Театральная деятельность тесно связана с понятием общение. Общение –
важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и вода.
В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности,
информацией, чувствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар – умение
общаться. Понимать другого, понимать себя и быть понятым – такова логика
человеческого
взаимопонимания.
В
процессе
занятий
театральной
деятельностью происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а
общение и взаимопонимание всех обогащают.
Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение,
нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое
мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию,
воображение и фантазию; пробуждает потребность в самопознании и
самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей;
умению работать в коллективе.
Театральное искусство - самое универсальное средство эстетического и
нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся.
Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека, и, не
зная подлинных ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые.
Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.
У школьников, включенных в процесс театральной деятельности,
постепенно формируется представление об идеале личности, который служит
ориентиром в развитии их самосознания и самооценки.
Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть
способности человека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет
актером, кто-то драматургом, другой увлечется танцами или музыкой, а кто-то
будет строить театры или корабли, а самое главное, что наши дети станут
хорошими людьми. И пусть после ухода из театрального коллектива подросток
пойдет своей дорогой, важно то, что театр оставил в его душе.
Туристко – краеведческое.
Цель:Формирование интереса обучающихся к культурному наследию,
историческому прошлому и настоящему родного края на основепознавательной,
практической, туристической и исследовательской деятельности.
1. Программа - «Мои исток».
Руководитель: Твердохлебова Наталья Николаевна.
В программах школьных курсов преподавание истории России практически не
соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной
исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по
сути, национальной трагедией. В связи с этим стержнем воспитания теперь
должно стать воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам

человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Гражданственность фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед
обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально
значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших
детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества, как
наивысший результат их социализации. Программа имеет как теоретическую,
так и практическую направленность. Она включает в себя знакомство с
основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику
составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей
методов сбора информации и еѐ анализа. Базовыми науками для курса являются
история, краеведение, генеалогия, этнография, социология, геральдика.
Патриотическое
воспитание
по Программе формирует систему базовых
ценностей через:
- осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности;
Обучение
школьников строится методом познания окружающей жизни,
наблюдений за тем, что происходит вокруг них, знакомства с историческими
памятниками, проведения экскурсий в местные музеи, походов по местам боевой
и трудовой славы, знакомства с воспоминаниями ветеранов войны и труда, своих
родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения
по привлечению на занятия исторического материала местных и школьных
музеев. Это дает возможность познакомить детей с историей и современностью
на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
2. Программа – « Туризм и краеведение».
Руководитель: Ефимкина Юлия Николаевна.
Программа направлена на решение приоритетных задач воспитания,
обозначенных в Концепции воспитания на 2020–2025 годы, совершенствование
условий для развития мотивации к познанию как способу обретения новых
личностных возможностей; содействие развитию мотивации школьников к
осознанному выбору ценности жизни и здоровья, безопасного и созидательного
образа жизни.
Наряду с решением задач физического, морально-волевого воспитания и
совершенствования человека, туризм и краеведение открывает исключительно
благоприятные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма,
для формирования трудовых навыков и развития самостоятельности, а также
для углубления знаний по предметным областям (истории, географии и т.п.).
Особенно важным в процессе занятий данным видом деятельности является
неразрывная связь туризма и краеведения. Туристско-краеведческая
деятельность является коллективной, так как ее цель осознается как единая,
требующая объединения усилий каждого ребенка и подчинения его интересов
интересам коллектива, что достигается с помощью борьбы с собственными

желаниями, нередко вступающими в противоречие с нормами поведения в
обществе.
Сочетание выполнения разнообразных социальных ролей (руководитель, врач,
ориентировщик и т.п.) формирует у обучающихся социальную активность,
которая очень важна для достижения социально-значимых результатов и
успехов в жизни.
Таким образом, занятия туризмом и краеведением оказывают комплексное
воздействие на ребенка - воспитание, обучение, оздоровление,
профессиональная ориентация и социальная адаптация.
Обучающиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Туризм и краеведение», получают широкий
социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной
деятельности, который формирует творческую социально зрелую и активную
личность, стремящуюся к постоянному самосовершенствованию.
Отличительные особенности программы
В содержание программы входит изучение исторического наследия различных
регионов России. В ходе полевых практик ребята посещают охраняемые
природные территории, музеи, исторические объекты и оформляют
исследовательские работы. Создание комфортной психологической обстановки
является неотъемлемой частью образовательного процесса, что способствует
личностному росту обучающихся и приобретению ими новых компетенций.
3. Программа - «Знатоки родного края».
Руководитель: Добрынина Наталья Владимировна.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
отвечает потребности общества в формировании основ нравственности,
гражданственности, этической культуры обучающихся. Программа носит
сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и
творческой культуры обучающихся.Занятия по Программе способствуют
воспитанию творческой, разносторонне-развитой личности, положительно
влияют на расширение кругозора обучающегося.
Знание своих истоков, истории и культуры своего города, своего края позволяет
человеку осознать себя и своё место среди других людей, почувствовать связь с
прошлым, настоящим и будущим своей страны. Программа не только обогащает
обучающихся знаниями, но и помогает воспитать настоящего гражданина,
знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры,
обеспечивает социокультурное развитие.
4. Программа – «Азбука туризма».
Руководитель: Фарафонтова Ольга Михайловна.

Актуальность данной программы заключается в том, что туризм обладает
огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота,
определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохранению и
укреплению здоровья, повышению интеллектуального и духовного потенциала,
познанию родного края и культурных традиций. Педагогическая значимость
данной программы заключается также в том, что в ней большое внимание
уделяется командной деятельности, так как многие практические задачи,
встающие перед обучающимися, требуют грамотного и эффективного
разделения сфер ответственности и согласования совместной работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
образовательный процесс по программе имеет развивающий характер,
направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся,
насоздание ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения.
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учѐтом возраста
ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы
процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Кроме того, в процессе еѐ реализации используются новые педагогические
технологии индивидуализации обучения, способствуют созданию ситуации
успеха, формируют у воспитанников положительную «я–концепцию».

5. Программа – «Школа Робинзонов».
Руководитель: Федюнина Юлия Павловна
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она
является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей и
подростков к решению сложных жизненных ситуаций природного,
техногенного, социального характера.
Новизна основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к
освоению навыков безопасного поведения в условиях разнообразной туристскокраеведческой, физкультурно-оздоровительной и других видах общественно
значимой деятельности.
Программа строится на основе формирования целостного представления об
опасностях природной среды и предполагает умения распознавать и оценивать
опасные факторы, определять способы защиты от них, оказывать само- и
взаимопомощь. Содержание Программы направлено на формирование ряда
физических качеств и психических черт личности, необходимых для решения
вопросов выживания, расширения знаний и приобретения практических навыков
поведения
при
попадании
в
экстремальные
и
чрезвычайные
ситуации.Готовность к эффективным действиям в случае возникновения

различных экстремальных ситуаций, знание того, что делать, как себя вести и
умение взаимодействовать с разными людьми – вот залог безопасности.

Социально – гуманитарная направленность.
Цель: воспитания социально активной, гармоничной личности, в первую
очередь, юного гражданина, наделенного всеми теми качествами, которые
являются базовыми национальными ценностями – любовь к Родине, родному
краю, готовность преданно служить многонациональному государству
России;человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового
общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно
взаимодействовать с деловыми партнерами.
1. Программа – «Стань грамотным».
Руководитель: Сабурова Лариса Владиславовна.
Актуальность данной программы продиктована запросом со стороны учащихся и
их родителей. Навыки, получаемые в результате изучения программы,
необходимы учащимся для формирования четких и ясных нравственных
ориентиров в жизненном и профессиональном самоопределении. Данная
программа способствует разностороннему развитию учащихся, формированию
навыков самообразования и самореализации личности, воспитанию патриотов
России, обладающих высокой нравственностью.
В данной программе занятия носят занимательный характер, используются
увлекательные формы и методы работы, имеющие значение для развития
орфографических умений и навыков; решение грамматико-орфографических
задач (как один из поисковых, проблемных методов), тесно связанное с
языковым анализом и синтезом, опирается на знание грамматики,
словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание
значений языковых единиц.
Новизной можно считать организацию проектной деятельности как
исследовательской команды, где каждый из учащихся занимается своим
проектом и в то же время работал на общий результат группы.
Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую
благотворное воздействие на учащегося, включенного в следующие формы
деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую.

2. Программа – «Занимательное чтение»

Руководитель: Федюнина Юлия Павловна.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательное чтение» направлена на развитие личности обучающегося через
обучение скоростному и осознанному чтению.Часто у обучающихся отмечается
низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают,
заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их,
искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет
учащимся понимание прочитанного. Немаловажное умение для обучающегося это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения
содержательных глубин текста. Занимательное чтение – это не просто умение
быстро осваивать большие текстовые объѐмы информации. От скорости чтения
зависит также процесс развития.
В процессе чтения совершенствуется
оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою
очередь, зависит умственная работоспособность обучающихся. Поэтому хорошо
читающий ребѐнок самостоятельно и быстро выполнит любое задание.
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательное чтение»
заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в полной мере
получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и
слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных
упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения,
синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и
восприятия прочитанного подскажет, как стать по-настоящему грамотным
читателем и успешнее ориентироваться в море современной печатной
продукции. Применение
на
занятии
интерактивных форм
работы
обучающихся (интеллектуальных упражнений, игр на развитие
внимания и памяти, на развитие речевого аппарата)
стимулирует
познавательную мотивацию обучающихся, помогает эффективно усваивать
полученную информацию, развивает оперативную память, а также способствует
установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
3. Программа – «Юный армеец. ВПК «Отчизны верные сыны».
Руководитель: Баймурзин Марсель Шамилович.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации
населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти
изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и
образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания.

За последние годы в России значительно ослаблена работа по
патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие
явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная
дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение
воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение
культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой
информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение
системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит
постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и
этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание
интернационализма; получают широкое распространение в общественном
сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность,
неуважительное отношение к государству и социальным институтам;
проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и
государственной службы. В этих условиях становление системы
патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее
начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов
исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития
идейно-патриотического воспитании граждан.
В целях объединения усилий лицея, семьи, общественности, жителей
города Полевского в патриотическом воспитании детей, а также выработки
единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная
Программа.
Цель программы:
развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих
сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к
активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи программы:
-формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности
к служению Отечеству и его вооруженной защите;
-изучение истории и культуры Отечества и родного края;
-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом
образе жизни;
-дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного
образования в школе;
-консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности,
жителей города в патриотическом воспитании детей.
В процессе реализации Программы осуществляется взаимодействие школы с
органами исполнительной власти городаПолевского, с воинскими частями,
учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими
общественными объединениями.

4. Программа « Знаю русский на пять!».
Руководитель: Швенк Ольга Николаевна.
Знание русского языка в современном обществе является неотъемлемой частью
личной и профессиональной жизни человека и средством включения в мировое
социокультурное пространство. Именно поэтому педагогически целесообразно
создание оптимальных условий для формирования и повышения мотивации к
изучению русского языка через использование активных, традиционных
инетрадиционных методов и форм обучения.
Программа включает в себя требования к уровню подготовки выпускников
средней общеобразовательной школы для сдачи итоговой аттестации в форме и
по материалам Единого государственного экзамена; построена на принципах
обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку с учетом
«Спецификации контрольных измерительных материалов…» и на основе
«Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2023
годуединого государственного экзамена по русскому языку».
Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к
организации
образовательного
процесса,
использовании
системы
взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и
направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством
применения разнообразных педагогических технологий и форм работы,
интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы.
При обучении русскому языку основное внимание уделяется выработке умений
и навыков применения орфографических и пунктуационных правил, всех видов
разбора при выполнении заданий теста.
5. Программа « Орлята России».
Руководитель: Жданова Вера Леонидовна.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов
современного мира. Программа дополнительного образования представляет
комплекс 7 треков. Программы отдельно для 1, 2 и 3-4 классов. Изменение
позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого трека выстроены
на основе коллективно- творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом

возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса.
Предлагаемая последовательность треков – результат анализа реализации
Программы в 2023-2024 учебном году, а также аналитических сессий
Консультационного совета Программы (временный совещательный орган
создан в феврале 2022г. в ВДЦ «Орлёнок» на базе отдела обеспечения
реализации Программы «Орлята России»).
Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания
обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую
как законодательную базу и нормативные документы, так и общественное
мнение по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а
также сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных
институтов. Придание воспитанию институционального характера
повышает уровень ответственности всех участников процесса воспитания
(учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров) и максимально
способствует решению таких задач, как сохранение исторической
преемственности поколений; воспитание бережного отношения к
историческому и культурному наследию народов России; воспитание
патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях
гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным
процессам.
Естественнонаучная направленность.
Цель: создание условий для формирования у школьников поисково познавательной
деятельности,
которая
бы
позволила
не
только
систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об
окружающей действительности, но и дать возможность им через эксперимент
взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя - «ученого».
1. Программа – «Школа олимпиадного резерва»
Руководитель: - Медведева Вероника Николаевна
Решение задач занимает в математическом образовании огромное
место. Поэтому обучению решения задач уделяется много внимания (уже в
первом классе учащиеся начинают решать текстовые задачи). В последнее время
умение решать текстовые задачи стало ещё более актуальным. Умение решать ту
или иную задачу зависит от многих факторов. Однако, прежде всего необходимо
научиться различать основные типы задач и уметь решать простейшие из них.
Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл
арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной

жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий,
отношений закономерностей. (Перова М. Н. «Методика преподавания
математики »). Чтобы решить задачу ученик должен уметь переходить от текста
(словесной модели задачи) к представлению ситуации (мысленной модели), а от
нее к записи решения с помощью математических символов (к знаковосимвольной модели). Все эти три модели являются описанием одного и того же
объекта – задачи.
Программа содержит различные виды арифметических задач. Они заслуживают
особого внимания. В тоже время решение таких задач требует иногда весьма
остроумных рассуждений, умение глубоко вникнуть в ситуацию.
Задачи высокого уровня сложности предполагают выявление учеников,
мыслящих творчески и нестандартно, умеющих эвристически мыслить и
проводить доказательство. Развитию учеников, интересующихся математикой,
умению находить эвристические пути решения служат математически
остроумные решения некоторых задач из программы. Большой набор заданий
позволит учащимся сформировать глубокие и прочные знания для развития и
формирования навыков решения задач данных типов.
Некоторые задания могут быть выполнены стандартными, отработанными
методами, но при этом возможен и другой способ, предполагающий
нетривиальную логику решения. Это способствует деятельностному подходу
при изучении курса математики.
2. Программа – «Основы критического мышления».
Руководитель: Бабушкина Наталья Петровна.
Программа направлен на формирование навыков логического мышления: умения
сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д.
Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению
навыкам работы с информацией.
Мышление — это творческий,
познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения
предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое
мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый
успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит
последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к логическим
задачам, способствует развитию творческих способностей, кругозора,
привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей критического
образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики,
правильному применению терминологии. Решение нестандартных задач
способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к
точным наукам. Содержание Программы соответствует познавательным

возможностям обучающихся данной возрастной категории и позволяет им
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее
рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с
задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд
каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено
зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в
мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных
ситуациях.
3. Программа – «Занимательная математика».
Руководитель: Федюнина Юлия Павловна.
Развитие интеллектуальных способностей – одна из составляющих общего
развития младших школьников. Одним из эффективных способов решения этой
проблемы является развитие математических способностей, логического
мышления и пространственного воображения учащихся, формирование
элементов логической и алгоритмической грамотности.
Данная Программа позволит учащимся ознакомиться с интересными вопросами
математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить
представление о математической науке. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением, закрепит интерес у детей к познавательной
деятельности,
будет
способствовать
общему
интеллектуальному
развитию.Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к
математике, способствует развитию творческих способностей, кругозора,
привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей математического
образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики,
правильному
применению
математической
терминологии.
Решение
нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у обучающихся
устойчивого интереса к математике.
4. Программа – «Мир комнатных растений. Основы флористики»
Руководитель – Маркина Анна Ивановна.
Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к
ботанике.оказывает положительное влияние на развитие познавательных
процессов: внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, логического
мышления, что проявляется при выполнении практических и творческих
заданий. В процессе обучения у детей формируется дисциплинированность,
аккуратность, способность к планированию и организации труда, способствует
расширению кругозора и знаний в области растениеводства, и правилами работы

с орудиями труда сельского хозяйственного назначения.
Изучая данный
курс обучающиеся, не только знакомятся с разнообразием и особенностями
цветочно-декоративных растений, но и осваивают правила ухода, размножения и
применения в декоративных целях. Также в программе реализуется элементы
трудового и профориентационного воспитания детей, основанные на их
практических знаниях и умениях по созданию условий для развития и
размножения цветочно-декоративных растений. Изучаются основы профессии
флорист. Программа знакомит с миром профессии типа «человекприрода».Содержание программы позволяет закрепить и расширить полученные
в школе знания по окружающему миру, научить работе с живыми объектами
природы, познакомить с элементами ботаники, географии на территории школы
и города. Предусматривается не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование практического опыта, что способствуют развитию творческих
способностей у учащихся.

5. Программа – «Математический практикум».
Руководитель: Лосева Юлия Александровна.
В процессе изучения математики у многих учащихся остаются некоторые
пробелы как при решении задач практической направленности, так и при
решении более сложных задач, которые чаще всего связаны с недостаточным
освоением навыков рационального устного счёта.
Поэтому целью данного курса является прежде всего восстановление и
закрепление частично утраченных навыков рационального счёта, а также
практическое применение данных навыков при решении задач курса
математики.
Цель программы:
Помочь учащимся 9 класса восстановить и закрепить вычислительные навыки,
научиться уверенно применять их при решении заданий практической
направленности, задач курса математики 9 класса и некоторых заданий ОГЭ,
облегчить изучение математики в старшей школе.
Задачи программы
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Обучающие:
-напомнить учащимся 9 класса основные приёмы рационального счёта,
отработать их применение на решении простейших задач;
-сделать основной упор на уверенное решение учащимися задач практической
направленности;
-отработать методы решения различных более сложных задач курса математики
9 класса.
Развивающие:

-показать связь изучаемого материала с реальной жизнью, возможность
применения полученных навыков;
-продемонстрировать полезность полученных навыков при изучении других
предметов школьного курса;
-развитие логического мышления учащихся.
Воспитательные:
-повышение интереса к предмету Математика;
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах; - уметь делать
доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

6. Программа – «Практическая математика».
Руководитель: Сомова Евгения Владимировна.
В процессе изучения математики у многих учащихся остаются некоторые
пробелы как при решении задач практической направленности, так и при
решении более сложных задач, которые чаще всего связаны с недостаточным
освоением навыков рационального устного счёта.
Поэтому целью данного курса является прежде всего восстановление и
закрепление частично утраченных навыков рационального счёта, а также
практическое применение данных навыков при решении задач курса
математики.
Цель программы:
Помочь учащимся 9 класса восстановить и закрепить вычислительные навыки,
научиться уверенно применять их при решении заданий практической
направленности, задач курса математики 9 класса и некоторых заданий ОГЭ,
облегчить изучение математики в старшей школе.
Задачи программы
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Обучающие:
-напомнить учащимся 9 класса основные приёмы рационального счёта,
отработать их применение на решении простейших задач;
-сделать основной упор на уверенное решение учащимися задач практической
направленности;
-отработать методы решения различных более сложных задач курса математики
9 класса.
Развивающие:
-показать связь изучаемого материала с реальной жизнью, возможность
применения полученных навыков;

-продемонстрировать полезность полученных навыков при изучении других
предметов школьного курса;
-развитие логического мышления учащихся.
Воспитательные:
-повышение интереса к предмету Математика;
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах; - уметь делать
доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Техническая направленность.
Цель: развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным
технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с
целью
последующего
наращивания
кадрового
потенциала
в
высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по
программам технической направленности способствует развитию технических и
творческих способностей, формированию логического мышления, умения
анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной
направленности также дают возможность углубленного изучения таких
предметов как физика, математика и информатика.
1. Программа – «Паперкрафт для любознательных».
Руководитель: Костоусова Инна Андреевна.
Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к моделированию,
конструированию, творчеству. Любая работа с бумагой - складывание,
вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает
возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел,
ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер
бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми
поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе
с тем, интересных изделий. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги
обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор
творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим
человеком.Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с
помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из
бумаги, аппликация, оригами, торцевание дает возможность поверить в себя, в
свои способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои
познавательные интересы, расширить информированность в данной

образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение
осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Бумага,
как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки,
минимум инструментов).Развитие детской социальной инициативы является на
современном этапе одной из главных задач социально-педагогического
направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний
план выходит проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения
2. Программа – «Умелые Руки».
Руководитель: Кондратович Елена Петровна.
Программа направлена на формирование и развитие творческой
индивидуальности обучающихся, способствует приобретению навыков работы
с различными поделочными материалами и инструментами. Особое внимание
уделяется развитию у учащихся образного мышления.
В процессе реализации Программы обучающиеся получают необходимые
теоретические знания о свойствах различных материалов, особенностях их
обработки. Школьники учатся сравнивать различные материалы между собой,
находить общее и различия. У обучающихся воспитывается стремление
добиваться положительного результата. Обучаясь по Программе, юные мастера
приобретают навыки изготовления поделок из природного и бросового
материала, что способствует экологическому воспитанию школьников.
Актуальность Программы заключается в том, что её содержание
составлено с учётом привлекательности и престижности изделий,
изготовленных вручную. Так называемого «handmade». Большое внимание
уделяется изучению раздела «Поделки из бросового материала». В качестве
«бросового материала» используется материал, который в больших
количествах применяется как упаковочный – пластиковые бутылки и банки, а
также газеты и журналы. Поделки, изготовленные из этих материалов, могут
украсить интерьер как городской квартиры, так и загородного дома.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том,
чтозанятия способствуют не только техническому, конструкторскому и
эстетическому развитию обучающихся, но и способствуют развитию
самостоятельности, фантазии и воображения. В Программу включен
значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения
используемых
материалов,
различных
видов
конструкторской
и
художественной технологий. В ходе реализации Программы обучающиеся
получают знания по геометрии, черчению, технологии, изобразительному
искусству и применяют их на практике. Программа позволяет многим

подросткам развить в себе способности творческого самовыражения и просто
заняться интересным и полезным делом.
3. Программа – «Мир ресурсосбережения.
Руководитель – Филина Ирина Михайловна.
Предлагаемая Программа направлена на формирование в сознании обучающихся
системы взглядов, норм поведения в
области
ресурсосбережения,
рационального природопользования, утилизации и переработки отходов. Важной
составной частью Программы является подготовка обучающихся к разработке,
проектированию, выполнению и реализации технических проектов и проектноисследовательских работ, цель которых способствовать закреплению
теоретических положений, определяющих эффективность использования
ресурсов.
Обучающиеся по Программе владеют элементами научного
мышления: умеют анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы.
Эффективность обучения по Программе возрастает в ходе их работы над
проектными
и
проектно-исследовательскими
работами
технической
направленности. При использовании такого вида деятельности обучающиеся
вовлекаются в ситуацию ответственного выбора при решении поставленных
перед ними проблем.
Энергоменеджмент представляет совокупность
принципов, знаний, форм и средств управления энергосбережением с целью
снижения затрат на используемые энергетические ресурсы. Сегодня весь мир
уделяет большое внимание не только проблеме энергосбережения, но и
рациональному использованию других природных ресурсов, решение которых
зависит от каждого человека, от понимания значения природных ресурсов для
будущего страны и планеты.
4. Программа – «Школа конструирования».
Руководитель – Сергиенко Оксана Николаевна.
Актуальность Программы заключается в поддержке и развитии детского
технического творчества, в повышении престижа научно технических
профессий, что в настоящий момент является важным приоритетом
государственной политики в сфере образования. Реализация этой Программы
является условием формирования (стартовой площадкой) для будущих
инженеров, изобретателей, конструкторов.
Новизна Программы заключается в возможности объединить
конструирование (как средство формирования познавательного мотива к
развитию умений, навыков исследовательского поведения) и моделирование
(как средство развития познавательных учебных действий, формирование
умственных операций) в одной Программе, что способствует интегрированию

общетехнических знаний, знаний по основам машиностроения, информатики,
математики, черчения и других наук с развитием инженерного мышления, через
техническое творчество. Техническое творчество – мощный инструмент синтеза
знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким
образом, моделирование и конструирование – многогранная деятельность,
которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого
обучающегося.
Педагогическая целесообразность этой программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд
специальных заданий, полученных при наблюдении, формирование навыков
сравнения («интегральное сопоставление»), домысливания, фантазирования
служат для достижения этого.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения
техники выполнения моделей, макетов, изделий как от раздела к разделу
Программы, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей,
макетов, изделий.
Отличительной особенностью Программы является технология личностно
ориентированного общения с детьми, осуществление индивидуального подхода
к каждому ребенку, создание ситуации успеха, развитие его самостоятельного
технического творчества, системного мышления и рефлексии.
Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная
с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с
приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели
высокой степени сложности (детализации).
Обязательным
в
Программе
является
применение
элементов
здоровьесберегающих технологий: гимнастики для глаз по методике В.Ф.
Базарного,
пальчиковой
гимнастики,
физминуток,
способствующих
предотвращению утомляемости и напряжения детей.
5. Программа – «В мире информатик».
Руководитель – Кондратович Елена Петровна.
Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные
потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления,
внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного
мышления, на развитие навыков работы с компьютером (восприятие
информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой).
Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой
компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами

работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений,
набора и редактирования текста, а также знакомство с графическим редактором
Paint, созданием и редактированием графических изображений, с текстовым
редактором Блокнот, MicrosoftWord и с табличным процессором MicrosoftExсel.
Программа дополнительного образования «В мире информатики» составлена для
детей 10-11 лет, учащихся 3- 4 классов общеобразовательной школы, в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе программы
«Информатика» (авторы Матвеева Н. В., Цветкова М. С.). Бесконтрольное
времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению
представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и
компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер
остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность
усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира,
источника знаний и эмоциональных впечатлений, для реализации своего
творческого потенциала. Реализации данной потребности способствует обучение
по дополнительной общеобразовательной программе «В мире информатики».
6. Программа – «Юный конструктор».
Руководитель – Сергиенко Оксана Николаевна.
Особенностью обучения в текущем учебном году является ориентация на
формирование базовых знаний, умений, навыков, а также общего представления
о техническом творчестве.
Целью данной программы является создание условий для личностного развития
обучающихся средствами конструктивной деятельности, способностей к
творческому самовыражению через овладение основами художественного и
технического конструирования.
образовательные: знакомить с историей развития отечественной и мировой
техники, систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить новые
понятия и определения; формировать профессиональные умения и навыки
работы с простейшими инструментами, закреплять их на практике.
развивающие: формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому
поиску;
развивать
у
детей
элементы
технического
мышления,
изобретательности, образное и пространственное воспитательные: формировать
у детей навыки культуры трудовой (внимание, аккуратность, терпение,
дисциплинированность, самоорганизацию).
Цель курса:
- Развитие творческих способностей младших школьников, детского
сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости,
терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
- Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

- Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека,
любви к родному краю и себе.
Задачи курса:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение,
трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных
материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи,
бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности
младших школьников;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой
выполненный труд.
7. Программа – «Юный мастер».
Руководитель – Хомендяк Сергей Васильевич.
Актуальность Программы обусловлена тем, что в настоящее время со стороны
родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области
технического творчества.
Развитие технических способностей обучающихся имеет большое значение для
социально-экономического, научно-технического потенциала общества и
государства. Моделирование по дереву и металлу способствует также
расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает
получение информации о технических новинках и способах решения
технических задач из разных источников – специальной литературы,
консультации специалистов, электронных источников и т.д.
Кроме этого, актуальность Программы заключается в интеграции умственного и
физического творческого труда, что является одной из основ здорового и
полноценного образа жизни человека. Программа ориентирована на познание
свойств и строения древесины – самого распространенного природного
материала, на развитие у учащихся потребностей творить и раскрывать свои
возможности.
Отличительной особенностью Программы является то, что ее содержание
открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как
индивидуальные, так и коллективные работы. Проектные продукты могут
использоваться при оформлении интерьера учебного кабинета, учреждения, что,
в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского
творчества.
Педагогическая целесообразность Программы определяется тем, что
обучающиеся, имея дело с небольшими заготовками, пытаются найти

возможности их наиболее рационального использования. Это стимулирует
мыслительную способность каждого ребенка и его изобретательность.

№
1
2
3
4
5
6

Направленность
Физкультурно - спортивная
Художественная
Туристко - краеведческая
Социально - гуманитарная
Техническая
Естественно - научная
ИТОГО

Количество кружков и секций
7
7
5
5
7
6
37 кружков и секций

Обучение учащихся по дополнительным образовательным программам
направлено на организацию личностно-ориентированного учебного процесса и
реализацию программ дополнительного образования в следующих объединениях
дополнительного образования:
Направленность

Возраст
участников

Название кружка

Физкультурно-спортивная

8-10 лет

Гимнастика для здоровья

Физкультурно-спортивная

8-10 лет

Оздоровительная гимнастика

Физкультурно-спортивная

6-15 лет

Джиу – джитсу

Физкультурно - спортивная 11-15 лет

Баскетбол

Физкультурно - спортивная 7-12 лет

Путешествие в мир шахмат

Физкультурно - спортивная 11-17 лет

Волейбол

Физкультурно - спортивная 12-15 лет

Спортивная подготовка

Художественная

7-8 лет

Варежковый театр

Художественная

7-9 лет

Мягкая игрушка

Художественная

9-12 лет

Вокальное искусство. Ансамбль
Микс.

Художественная
Художественная

Художественная

11-15 лет

Историко – бытовой танец.

Художественная

11-17 лет

Лаборатория творчества

Художественная

11-17 лет

Мастерская творческих идей

Художественная

11-14 лет

В стране рукоделия

Туристско - краеведческая

11-12 лет

Мои истоки

Туристско - краеведческая

8-11 лет

Туризм и краеведение

Туристско - краеведческая

8-9 лет

Знаток родного края

Туристско - краеведческая

8-10лет

Азбука туризма

Туристско - краеведческая

8-11 лет

Школа робинзонов

Социально - гуманитарная

9-10 лет

Стань грамотным

Социально - гуманитарная

11-16 лет

Социально - гуманитарная

8-10 лет

Юный армеец. ВПК «Отчизны
верные сыны»
Занимательное чтение

Социально - гуманитарная

15-17 лет

Знаю русский на пять!

Социально - гуманитарная

9-10 лет

Орлята России

Естественно - научная

8-10 лет

Школа олимпиадного резерва

Естественно - научная

9-10 лет

Основы критического мышления

Естественно - научная

11-12 лет

Мир комнатных растений

Естественно - научная

15-16 лет

Математический практикум

Естественно - научная

15-16 лет

Практическая математика

Естественно - научная

8-9 лет

Занимательная математика

Техническая

9-10 лет

В мире информатики

Техническая

7-9 лет

Умелые руки

Техническая

8-9 лет

Школа конструирования

Техническая

12-15 лет

Юный мастер

Техническая

7-8 лет

Юный конструктор

Техническая

9-11 лет

Паперкрафт

Техническая

9-10 лет

Мир ресурсосбережения

Учебный план дополнительного образования детей
на 2023-2024 учебный год
№ п/п Направленность

ФИО
педагога

Название кружка

Кол-во
час. в
неделю

Колво
групп

Колво
заняты
х
детей

Колич
ество
часов
в год
( за 35
недель)

1

Физкультурноспортивная

Бочкарёва
Гимнастика для
Евгения
здоровья
Александровна

3

1

25

105

2

Физкультурноспортивная

Бочкарёва
Оздоровительная
Евгения
гимнастика
Александровна

2

1

16

70

3

Физкультурноспортивная

Джиу – джитсу

2

1

15

70

4

Физкультурно - Устюгова
Валерия
спортивная
Дмитриевна

Баскетбол

3

1

20

105

5

Физкультурно - Хомендяк
спортивная
Сергей
Васильевич

Путешествие в мир
шахмат

2

1

15

70

6

Физкультурно - Серов Андрей
Сергеевич
спортивная

Волейбол

2

1

20

70

7

Физкультурно - Устюгова
Валерия
спортивная
Дмитриевна

Спортивная
подготовка

1

1

10

35

8

Художественная Суша Елена
Германовна

Варежковый театр

2

1

12

70

9

Художественная Карасёва
Наталия
Викторовна

Мягкая игрушка

1

1

12

35

10

Художественная Давыдова
Вокальное искусство. 2
Юлия
Ансамбль Микс.
Владимировна

1

15

70

Софронов
Николай
Викторович

11

Художественная Громова
Ираида
Сергеевна

Историко – бытовой
танец.

3

1

15

105

12

Художественная Зябрицева
Юлия
Сергеевна

Лаборатория
творчества

2

1

10

70

13

Художественная Бауль
Мастерская
Александрина творческих идей
Сергеевна

2

1

12

70

14

Художественная Путилова
Наталия
Андреевна

1

1

10

35

15

Туристско краеведческая

Твердохлебова Мои истоки
Наталья
Николаевна

2

1

15

70

16

Туристско краеведческая

Ефимкина
Юлия
Николаевна

Туризм и краеведение 2

1

15

70

17

Туристско краеведческая

Добрынина
Знаток родного края
Наталья
Владимировна

2

1

13

70

18

Туристско краеведческая

Фарафонтова
Ольга
Михайловна

Азбука туризма

2

1

20

70

19

Туристско
краеведческая

- Федюнина
Юлия
Павловна

Школа робинзонов

1

1

15

35

20

Социально
гуманитарная

- Сабурова
Стань грамотным
Лариса
Владиславовна

1

1

20

35

21

Социально гуманитарная

15

105

Социально
гуманитарная

Юный армеец. ВПК 3
«Отчизны
верные
сыны»
Орлята России
2

1

22

Баймурзин
Марсель
Шамилович
- Жданова Вера
Леонидовна

1

14

70

23

Социально
гуманитарная

- Швенк Ольга Знаю русский на пять! 2
Николаевна

1

20

70

24

Социально гуманитарная

1

20

70

Федюнина
Юлия
Павловна

В стране рукоделия

Занимательное чтение 2

25

Естественно научная

Медведева
Вероника
Николаевна

Школа олимпиадного 1
резерва

1

20

35

26

Естественно научная

Бабушкина
Наталья
Петровна

Основы критического 2
мышления

1

20

70

27

Естественно научная

Маркина Анна Мир комнатных
Ивановна
растений

2

1

20

70

28

Естественно научная

Лосева Юлия Математический
Александровна практикум

2

1

30

70

29

Естественно научная

Сомова
Практическая
Евгения
математика
Владимировна

2

1

30

70

30

Естественно научная

Федюнина
Юлия
Павловна

Занимательная
математика

1

1

20

35

31

Техническая

Кондратович
Елена
Петровна

В мире информатики

2

1

20

70

32

Техническая

Умелые руки

2

1

15

70

33

Техническая

Кондратович
Елена
Петровна
Сергиенко
Оксана
Николаевна

Школа
конструирования

2

1

20

70

34

Техническая

Юный мастер

2

1

15

70

35

Техническая

Юный конструктор

2

1

15

70

36

Техническая

Паперкрафт

3

1

16

105

37

Техническая

2

1

20

70

72

37

635

Хомендяк
Сергей
Васильевич
Сергиенко
Оксана
Николаевна
Костоусова
Инна
Андреевна

Филина Ирина Мир
Михайловна
ресурсосбережения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».