СОДЕРЖАНИЕ № п|п Раздел Страница 1 Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи дополнительного образования 4 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования 5 2 Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 6 2.1. Содержание дополнительного образования 6 2.2. Условия реализации дополнительного образования 8 2.3. Планируемые результаты освоения программ 10 3. Организационный отдел образовательной программы дополнительного образования 11 3.1. Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2023-2024 учебный год 11 3.2. Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие (рабочие) программы педагогов (приложение 1). 14 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1. Пояснительная записка. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ ПГО Политехнический лицей № 21 «Эрудит» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р); - Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей ( Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3132-14); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» ( вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ ( включая разноуровневые программы)» - Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ; - Устав МАОУ Политехнический лицей № 21 «Эрудит» Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.2. Цели и задачи дополнительного образования. Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: - изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; - обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам; - обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; - формирование условий для создания единого образовательного пространства; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе; - формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. Деятельность образовательной организации по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах: - природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет; - гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка; - демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; - творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов; - свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста; - дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Функции дополнительного образования: - образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; - воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в организации культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; - информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); - коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; - рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; - интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; - компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; - социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; - самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Содержание дополнительного образования Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристскокраеведческую и социально-педагогическую направленности. Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи. Целью художественной направленности является: нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются: - развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей; - развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы; - способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; - формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков. Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа собучающимися предполагает решение следующих задач: -создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил; - формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; - организация межличностного взаимодействия на принципах успеха. Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к научноисследовательской деятельности обучающихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебноисследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования. Задачи: -формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения; -формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; -развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране окружающей среды(способности к анализу экологических ситуаций). Целью туристско-краеведческой направленности является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее. Задачи: -усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности; -создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников; -формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края; Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Содержание образовательных программ соответствует: • достижениям мировой культуры, российским традициям; • определенному уровню образования; • направленностям дополнительных общеразвивающих программ; • современным образовательным технологиям, которые отражены: - в принципах обучения; - в формах и методах обучения; - в методах контроля и управления образовательной деятельностью; - в средствах обучения. Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования Учреждения: • практические (упражнения, самостоятельные задания) • наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения) • демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений) • дидактические (использование обучающих пособий) • иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати) • словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение) • игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников) • ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга) • технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми) • репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении. • объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале) • проблемные (проблемная ситуация, научный поиск) • частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов) • исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания) Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные Виды занятий: • Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.) • Конкурс • Фестиваль • Соревнование • Экскурсия • Концерт • Выставка • Викторина и т.д. 2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного образования Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программнометодического, психологического характера. Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 50 минут. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября и заканчивается до 31 мая текущего года. Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся и по письменному заявлению обучающихся или письменному заявлению родителей (законных представителей). Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования. В МАОУ Политехнический лицей № 21 «Эрудит» созданы необходимые условия для организации дополнительного образования: Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных). Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения информируются все участники образовательных отношений. Материально-технические условия обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися определенных результатов; 2) соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников. Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет». Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки, изобразительного искусства, актовый зал, кабинет технологии. Кабинет изобразительного искусства оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование. Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотека. Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания. Актовый зал (на 250 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки. 2.3. Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности. Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.) Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ Политехнический лицей № 21 «Эрудит» позволит достичь следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: – сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей; – совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования. 2. Ресурсное обеспечение: – создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; - улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей; - создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров; - создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности дополнительных общеразвивающих программ. 3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей: - организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом; - содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; - внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей. 3. Организационный образования. раздел образовательной программы дополнительного 3.1. Учебный план МАОУ Политехнический лицей № 21 «Эрудит» по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2023 – 2024 учебный год. Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности школьников. Учебный план ориентирован на шестидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности: 1. Техническая направленность 2. Естественнонаучная направленность 3. Художественная направленность 4. Физкультурно-спортивная направленность 5. Туристско-краеведческая направленность 6. Социально-педагогическая направленность Учебный план дополнительного образования детей на 2023-2024 учебный год № п/п Направленность 1 Физкультурноспортивная 2 Физкультурноспортивная 3 Физкультурноспортивная 4 5 ФИО педагога Кол-во час. в неделю Колво групп Кол- во занятых детей Колич ество часов в год ( за 35 недель) Бочкарёва Гимнастика для Евгения здоровья Александровна 3 1 25 105 Бочкарёва Оздоровительная Евгения гимнастика Александровна 2 1 16 70 Джиу – джитсу 2 1 15 70 Физкультурно - Устюгова Валерия спортивная Дмитриевна Баскетбол 3 1 20 105 Физкультурно - Хомендяк спортивная Сергей Васильевич Путешествие в мир шахмат 2 1 15 70 Софронов Николай Викторович Название кружка 6 Физкультурно - Серов Андрей Сергеевич спортивная Волейбол 2 1 20 70 7 Физкультурно - Устюгова Валерия спортивная Дмитриевна Спортивная подготовка 1 1 10 35 8 Художественная Суша Елена Германовна Варежковый театр 2 1 12 70 9 Художественная Карасёва Наталия Викторовна Мягкая игрушка 1 1 12 35 10 Художественная Давыдова Вокальное искусство. 2 Юлия Ансамбль Микс. Владимировна 1 15 70 11 Художественная Громова Ираида Сергеевна Историко – бытовой танец. 3 1 15 105 12 Художественная Зябрицева Юлия Сергеевна Лаборатория творчества 2 1 10 70 13 Художественная Бауль Мастерская Александрина творческих идей Сергеевна 2 1 12 70 14 Художественная Путилова Наталия Андреевна 1 1 10 35 15 Туристско краеведческая Твердохлебова Мои истоки Наталья Николаевна 2 1 15 70 16 Туристско краеведческая Ефимкина Юлия Николаевна Туризм и краеведение 2 1 15 70 17 Туристско краеведческая Добрынина Знаток родного края Наталья Владимировна 2 1 13 70 18 Туристско краеведческая Фарафонтова Ольга Михайловна 2 1 20 70 В стране рукоделия Азбука туризма 19 Туристско краеведческая - Федюнина Юлия Павловна Школа робинзонов 20 Социально гуманитарная - Сабурова Стань грамотным Лариса Владиславовна 21 Социально гуманитарная 22 1 1 15 35 1 1 20 35 Юный армеец. ВПК 3 «Отчизны верные сыны» Орлята России 2 1 15 105 Социально гуманитарная Баймурзин Марсель Шамилович - Жданова Вера Леонидовна 1 14 70 23 Социально гуманитарная - Швенк Ольга Знаю русский на пять! 2 Николаевна 1 20 70 24 Социально гуманитарная Федюнина Юлия Павловна Занимательное чтение 2 1 20 70 25 Естественно научная Медведева Вероника Николаевна Школа олимпиадного 1 резерва 1 20 35 26 Естественно научная Бабушкина Наталья Петровна Основы критического 2 мышления 1 20 70 27 Естественно научная Маркина Анна Мир комнатных Ивановна растений 2 1 20 70 28 Естественно научная Лосева Юлия Математический Александровна практикум 2 1 30 70 29 Естественно научная Сомова Практическая Евгения математика Владимировна 2 1 30 70 30 Естественно научная Федюнина Юлия Павловна Занимательная математика 1 1 20 35 31 Техническая Кондратович Елена Петровна В мире информатики 2 1 20 70 32 Техническая Умелые руки 2 1 15 70 33 Техническая Кондратович Елена Петровна Сергиенко Оксана Николаевна Школа конструирования 2 1 20 70 34 Техническая 35 Техническая 36 Техническая 37 Техническая Хомендяк Сергей Васильевич Сергиенко Оксана Николаевна Костоусова Инна Андреевна Юный мастер 2 1 15 70 Юный конструктор 2 1 15 70 Паперкрафт 3 1 16 105 2 1 20 70 72 37 635 Филина Ирина Мир Михайловна ресурсосбережения Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Название программы Краткое содержание программы Физкультурно – спортивная направленность Спортивный клуб «Джиу - джитсу» Программа рассчитана на обучающихся 6-15 лет. Цель программы: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых при силовых упражнениях; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма. Актуальность программы: Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка юных спортсменов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес школьников к данному виду спорта. Кружок «Путешествие в мир Программа рассчитана на обучающихся 7-12 лет шахмат» Цель программы: Развитие логического и аналитического мышления обучающихся посредством обучения основам шахматной игры и участия в спортивных турнирах для начинающих. Актуальность программы: заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к игре в шахматы. Программа отвечает современным требованиям развития системы образования, способствует личностному росту и творческой самореализации обучающихся. Обучение игре в шахматы направлено на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Реализация Программы способствует выявлению, сопровождению и развитию талантливых детей. Кружок «Гимнастика для здоровья» Программа рассчитана на обучающихся 8-10 лет Цель программы: Кружок «Спортивная подготовка» укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. Актуальность программы: Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в образовательных организациях, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья младших школьников применялись преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание. Программа рассчитана на обучающихся 12-15 лет Цель программы: формирование интереса к регулярным занятиям спортом для укрепления физического состояния и духовного воспитания обучающихся. Актуальность программы: Во всестороннем развитии личности человека немалую роль играют физическая активность и здоровый образ жизни, особенно это актуально для жителей городской местности, где на здоровье пагубно влияют плохая экология, стрессы и малая подвижность. Спецификой данной программы является то, что она с юного возраста воспитывает у обучающихся стремление заниматься физкультурой и спортом, быть бодрым, подтянутым, жизнерадостным, поддерживать здоровый образ жизни и развивать свои физические способности. Кружок «Баскетбол» Программа рассчитана на обучающихся 11-15 лет Цель программы: расширение арсенала двигательных умений и навыков обучающихся на основе их интересов и склонностей, формирование потребности в здоровом образе жизни; гармоничное развитие личности. Актуальность программы: Баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении. В осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания обучающихся: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм обучающихся всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Кружок «Волейбол» Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет Цель программы: Формирование культуры здорового и безопасного Кружок «Оздоровительная гимнастика» Художественная направленность Кружок «Варежковый театр» образа жизни, укрепление здоровья учащихся Актуальность программы: Волейбол – один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся средством приобщения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Достоинствами волейбола являются – отсутствие возрастных ограничений, доступность оборудования, мест для игры, простота правила его проведения. Игра в волейбол способствует гармоничному развитию школьников, помогает вырабатывать жизненно важные качества: ловкость, выносливость, быстроту реакции, а так же благотворно воздействует на системы органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Волейбол как командный вид спорта имеет большое воспитательное значение: отлично развивает моральноволевые качества (взаимопонимание, смелость, решительность, выдержку, целеустремленность и волю к победе); способствует формированию положительных отношений в детском коллективе; так же, являясь одним из наиболее эмоциональных видов спорта, волейбол способствует формированию нравственных качеств, так как соревнования, где вся игровая деятельность строго регламентирована, требуют уважительного отношения к соперникам, судьям даже в экстремальной ситуации, при работе в команде игроки должны ставить командные цели выше личных интересов. Программа рассчитана на обучающихся 8-10 лет Цель программы: содействие общей физической подготовке обучающихся. Актуальность программы: Одна из приоритетных социальных задач сегодня оздоровление населения, в частности, детей и подростков. Очень важно заинтересовать ребенка оздоровительной физической культурой, показать ее значимость. Т.к. уроки физической культуры в школе удовлетворяют потребность детей в движениях лишь на половину, необходимо больше внимание уделять формам физкультурно-оздоровительной деятельности детей. Программа рассчитана на обучающихся 7-8 лет Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Актуальность программы: обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности учащихся. Используя такие виды художественного творчества, как актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, художественное чтение, появляется возможность формирования социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к Кружок «Мягкая игрушка» Кружок «Лаборатория творчества» Кружок «В стране рукоделия» творческому труду, сочинительству, фантазированию Программа рассчитана на обучающихся 7-9 лет Цель программы: творческое развитие личности ребенка в процессе изготовления мягких игрушек и сувениров. Актуальность программы: в том, что обучающиеся приобщаются к полезному виду рукоделия. Изготовление игрушекприносит большое количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека. Программа выполняет социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет Цель программы: развитие творческих способностей и эмоциональноличностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства. Актуальность программы: Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия. Программа рассчитана на обучающихся 11-14 лет Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных техник декоративно-прикладного искусства. Актуальность программы: декоративно-прикладного творчества не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, занятия декоративно-прикладным творчеством остаются инструментом творчества, доступного каждому и помогающего ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Основные содержательные линии Программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание любви к традициям и истокам, воспитание интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных трудовых навыков. Кружок «Мастерская творческих Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет идей» Цель программы: Приобщение детей среднего школьного возраста (5-9 классы основной школы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства. Актуальность программы: Программа актуальна, так как обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. Театр – это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли… С раннего возраста игра определяет развитие ребенка, а потому театр начинается с детства. Кто в детстве не представлял себя на сцене: робко один на один с зеркалом или на сцене детского театрального коллектива… Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную команду. Вокальная студия «Микс». Программа рассчитана на обучающихся 9-12 лет. Цель программы: Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного. Актуальность программы: Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально – творческие способности детей. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. Кружок «Историко – бытовой танец» Программа рассчитана на обучающихся 11-15 лет Цель программы: Создание условий для целостного художественноэстетического развития личности в процессе освоения историко-бытового танца Актуальность программы: определяется наличием потребности детей в танцевальной деятельности как в сфере самопознания, самовыражения и развития, привлечением наибольшего количества детей к художественному образованию в соответствии с планом реализации государственной политики в области дополнительного образования детей. Туристско - краеведческое Клуб «Знатоки родного края». Программа рассчитана на обучающихся 12-13 лет. Кружок «Школа робинзонов» Кружок «Мои истоки» Кружок «Туризм и краеведение» Цель программы: изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, города Полевского, города Екатеринбурга и всего Урала, культурного наследия региона, природных особенностей родного края. Актуальность программы: Важным является и своевременность нравственного воспитания ребёнка и его активность в присвоении социального опыта. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум обществоведческих знаний, тем адекватнее воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я – моя страна – мой мир». Программа рассчитана на обучающихся 8-11 лет. Цель программы: сформировать у обучающихся практические умения и навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, обучить способам самопомощи и первой помощи, оказать содействие в формировании здорового образа жизни. Актуальность программы: что в процессе освоения Программы у обучающих формируются знания, умения и навыки поведения, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования, поскольку вынужденная автономия сразу же ставит перед человеком задачи, от решения которых зависит его безопасность и спасение. Программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет. Цель программы: формирование личности патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения иформирования начальных исторических представлений школьников через их знакомство с историей семьи, родного города, Отечества. Актуальность программы: При изучении Программы у обучающихся происходит воспитание патриотов своей малой родины, своей страны, своей семьи. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Программа рассчитана на обучающихся 8-11 лет. Цель программы: личностное и физическое развитие ребенка, стремящегося к постоянному самосовершенствованию, средствами туристско-краеведческой деятельности. Актуальность программы: Детско-юношеский туризм сегодня выступает в виде особого уникального института, обладающего мощным образовательным и воспитательным потенциалом. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Туризм и краеведение», имеющей туристско-краеведческую направленность и углубленный уровень освоения, наиболее полно отражены актуальные принципы государственной политики в сфере образования. Это вытекает из особенностей туристско-краеведческой деятельности, которые формировались на протяжении длительного периода (с 70-х годов) еѐ становления в учреждении. Кружок «Азбука туризма» Программа рассчитана на обучающихся 8-10 лет. Цель программы: создание условий для совершенствования нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края; развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся. Актуальность программы: туризм обладает огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота, определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохранению и укреплению здоровья, повышению интеллектуального и духовного потенциала, познанию родного края и культурных традиций. Педагогическая значимость данной программы заключается также в том, что в ней большое внимание уделяется командной деятельности, так как многие практические задачи, встающие перед обучающимися, требуют грамотного и эффективного разделения сфер ответственности и согласования совместной работы. Социально – гуманитарная направленность. Военно – патриотический клуб Программа рассчитана на обучающихся 11-16 лет. «Юный армеец». Цель программы: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества Актуальность программы: Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную подготовку, военно-тактическую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники получают хорошие навыки по строевой, стрелковой, медикосанитарной подготовке, по основам тактической подготовки. Кружок «Стань грамотным» Программа рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Цель программы: формирование общей языковой культуры учащихся Кружок «Занимательное чтение» Кружок «Знаю русский на пять!» через развитие орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование творческой и исследовательской деятельности. Актуальность программы: В данной программе занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы, имеющие значение для развития орфографических умений и навыков; решение грамматико-орфографических задач (как один из поисковых, проблемных методов), тесно связанное с языковым анализом и синтезом, опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. Новизной можно считать организацию проектной деятельности как исследовательской команды, где каждый из учащихся занимается своим проектом и в то же время работал на общий результат группы. Программа рассчитана на обучающихся 8-10 лет. Цель программы: создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного; использование воспитательных возможностей содержания учебного занятия через демонстрацию детям примеров проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения. Актуальность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное чтение» направлена на развитие личности обучающегося через обучение скоростному и осознанному чтению. Часто у обучающихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного. Программа рассчитана на обучающихся 15-17 лет. Цель программы: программы является формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области школьного курса русского языка, необходимых для сдачи экзамена. Актуальность программы: Знание русского языка в современном обществе является неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Именно поэтому педагогически целесообразно создание оптимальных условий для формирования и повышения мотивации к изучению русского языка через использование активных, традиционных инетрадиционных методов и форм обучения. Программа включает в себя требования к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной Кружок «Орлята России» школы для сдачи итоговой аттестации в форме и по материалам Единого государственного экзамена; построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку с учетом «Спецификации контрольных измерительных материалов…» и на основе «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2023 годуединого государственного экзамена по русскому языку». Программа рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Актуальность программы: Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. Естественно – научная направленность. Кружок «Школа олимпиадного Программа рассчитана на обучающихся 8-10 лет. резерва» Цель программы: расширить знания учащихся,приобрести необходимые умения и навыки для решения задач, показать необходимость знаний по математике в других областях. Актуальность программы: Программа содержит различные виды арифметических задач. Они заслуживают особого внимания. В тоже время решение таких задач требует иногда весьма остроумных рассуждений, умение глубоко вникнуть в ситуацию. Задачи высокого уровня сложности предполагают выявление учеников, мыслящих творчески и нестандартно, умеющих эвристически мыслить и проводить доказательство. Развитию учеников, интересующихся математикой, умению находить эвристические пути решения служат математически остроумные решения некоторых задач из программы. Большой набор заданий позволит учащимся сформировать глубокие и прочные знания для развития и формирования навыков решения задач данных типов. Кружок «Основы критического Программа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. мышления» Цель программы: обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения - формирование информационной культуры, освоение Кружок «Мир комнатных растений» Кружок «Математический практикум» Кружок «Практическая математика» умений организации учебного труда. Актуальность программы: Программа направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д. Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией. Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет. Цель программы: Формировать у учащихся знания о разнообразии комнатных и однолетних цветочно-декоративных растений. Актуальность программы: Изучая данный курс обучающиеся, не только знакомятся с разнообразием и особенностями цветочнодекоративных растений, но и осваивают правила ухода, размножения и применения в декоративных целях. Также в программе реализуется элементы трудового и профориентационного воспитания детей, основанные на их практических знаниях и умениях по созданию условий для развития и размножения цветочнодекоративных растений. Изучаются основы профессии флорист. Программа знакомит с миром профессии типа «человек-природа». Программа рассчитана на обучающихся 15-16 лет. Цель программы: восстановить и закрепить вычислительные навыки, научиться уверенно применять их при решении заданий практической направленности, задач курса математики 9 класса и некоторых заданий ОГЭ, облегчить изучение математики в старшей школе. Актуальность программы: изучения математики у многих учащихся остаются некоторые пробелы как при решении задач практической направленности, так и при решении более сложных задач, которые чаще всего связаны с недостаточным освоением навыков рационального устного счёта. Поэтому целью данного курса является прежде всего восстановление и закрепление частично утраченных навыков рационального счёта, а также практическое применение данных навыков при решении задач курса математики. Программа рассчитана на обучающихся 15-16 лет. Кружок «Занимательная математика» Кружок «В мире информатики» Цель программы: Решение уравнений: рациональных, дробнорациональных, иррациональных, показательных. Решение уравнений различными методами. Тестирование. Контрольная работа Актуальность программы: Программа охватывает все разделы, включенные в школьную программу. В процессе освоения программы обучающиеся не только учатся решать задачи, но и учатся мыслить, аргументировать, обобщать, классифицировать. Востребованность программы обусловлена социальным заказом общества, который ставит задачу: помочь обучающимся в освоении школьных предметов на углубленном уровне и определиться в профессиональном выборе. Особенность программы заключается в развитии математического мышления и творческой активности обучающихся. Ориентируя школьников на поиски красивых, изящных решений математических задач, педагог тем самым способствует эстетическому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры. Программа рассчитана на обучающихся 8-9лет. Цель программы: прививать интерес к математике через успешное решение задач повышенной трудности, формировать основы логикоматематического мышления, пространственного воображения. Актуальность программы: Развитие интеллектуальных способностей – одна из составляющих общего развития младших школьников. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является развитие математических способностей, логического мышления и пространственного воображения учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности. Данная Программа позволит учащимся ознакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить представление о математической науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес у детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию. Техническая направленность. Программа рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, освоение языка Лого, развитие логического и алгоритмического мышления. Актуальность программы: Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся Кружок «Умелые руки» Кружок «Школа конструирования» Кружок «Юный мастер» младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Программа рассчитана на обучающихся 7-9 лет. Цель программы: развитие научно-технического и декоративноприкладного творчества, раскрытие конструкторских и эстетических способностей обучающихся средствами начального технического моделирования. Актуальность программы: Актуальность Программы заключается в том, что её содержание составлено с учётом привлекательности и престижности изделий, изготовленных вручную. Так называемого «handmade». Большое внимание уделяется изучению раздела «Поделки из бросового материала». В качестве «бросового материала» используется материал, который в больших количествах применяется как упаковочный – пластиковые бутылки и банки, а также газеты и журналы. Поделки, изготовленные из этих материалов, могут украсить интерьер как городской квартиры, так и загородного дома. Программа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Цель программы: формирование у обучающихся системы технических понятий и навыков владения элементарными приемами техники конструирования как художественного способа конструирования из бумаги макетов, моделей объектов. Актуальность программы: заключается в поддержке и развитии детского технического творчества, в повышении престижа научно технических профессий, что в настоящий момент является важным приоритетом государственной политики в сфере образования. Реализация этой Программы является условием формирования (стартовой площадкой) для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов. Программа рассчитана на обучающихся 12-15 лет. Цель программы: формирование и развитие практических умений, навыков, технических знаний обучающихся через приобщение к техническому моделированию по дереву и металлу. Актуальность программы: Развитие технических способностей обучающихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического потенциала общества и государства. Моделирование по дереву и металлу способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников – специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д. Кроме этого, актуальность Программы заключается в интеграции умственного и физического творческого труда, что является одной из основ здорового и полноценного образа жизни человека. Программа ориентирована на познание свойств и строения древесины – самого распространенного природного материала, на развитие у учащихся потребностей творить и раскрывать свои возможности. Кружок «Юный конструктор» Программа рассчитана на обучающихся 7-8 лет. Цель программы: Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. - Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. - Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Актуальность программы: является создание условий для личностного развития обучающихся средствами конструктивной деятельности, способностей к творческому самовыражению через овладение основами художественного и технического конструирования. образовательные: знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить новые понятия и определения; формировать профессиональные умения и навыки работы с простейшими инструментами, закреплять их на практике. развивающие: формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску; развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное воспитательные: формировать у детей навыки культуры трудовой (внимание, аккуратность, терпение, дисциплинированность, самоорганизацию). Кружок «Паперкрафт для любознательных» Программа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Цель программы: Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Актуальность программы: Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить Кружок «Мир ресурсосбережения» друзьям. Программа рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Цель программы: ознакомить с теоретическими и практическими основами рационального использования природных ресурсов средствами выполнения проектов технической направленности в области ресурсосбережения Актуальность программы: Важнейшей проблемой, поставленной наукой и практикой, является проблема энерго- и ресурсосбережения. Вопросы энергосбережения и энергоэффективности стали новым вызовом для всех стран мира. Россия не стала исключением. Рациональное потребление топливно-энергетических, минеральных и водных ресурсов в экономике страны является одним из важных направлений политики государства, что обусловлено необходимостью снижения нагрузки на окружающую среду в сфере потребления энергетических ресурсов и образования отходов, отбросов, выбросов. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие ( рабочие) программы педагогов. (приложение 1).