ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования для слабовидящих
обучающихся (вариант 4.2) образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Полевского муниципального округа
Свердловской области «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» (далее учебный план) (далее - учебный план) для 1-4 классов разработан на основе
варианта № 1 федерального учебного плана для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.2) для образовательных организаций, в которых обучение ведется на
русском языке.
Учебный план является частью
образовательной программы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского
муниципального округа Свердловской области «Политехнический лицей № 21
«Эрудит» (далее – МАОУ ПМО СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит»),
разработанной в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с учетом
ФАОП ОВЗ (вариант 4.2), и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и
коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Срок освоения АООП НОО (вариант 4.2) слабовидящими обучающимися
составляет 5 лет.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП
НОО по варианту 4.2 включает обязательные предметные области, которые
соответствуют ФГОС НОО, и коррекционно-развивающую область, входящую
в состав внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область
включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или
ослаблению нарушений в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с
учетом психофизических особенностей слабовидящих обучающихся и их
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение
дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один
раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по
4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план МАОУ ПМО СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит»,
реализующей АООП НОО слабовидящих обучающихся, состоит из двух частей
– обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
общего образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся с ОВЗ,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
готовность обучающихся с ОВЗ к продолжению образования на
последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к
информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося с ОВЗ в
соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных
подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и
коррекции имеющихся у слабовидящих обучающихся нарушений развития.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход
и индивидуализацию обучения.
Образовательная
организация
самостоятельна
в
организации
образовательной деятельности, в выборе видов деятельности по каждому
предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия,
экскурсии и т. д.) при условии реализации ФГОС НОО ОВЗ.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
слабовидящих обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные, на введение курсов, обеспечивающих особые образовательные
потребности слабовидящих обучающихся.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и
внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной
организации. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие с учетом интересов и
способностей слабовидящих обучающихся. Внеурочная деятельность включает
коррекционно-развивающую область, поддерживающую процесс освоения
содержания АООП НОО.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее
недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи;
восполнение
образовательных
дефицитов,
психолого-педагогическую
поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются
на основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями
школьного ППк с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих
обучающихся. При определении содержания курсов коррекционноразвивающей области учитываются рекомендации ПМПК по направлениям
коррекционной работы специалистов.
С целью профилактики школьной неуспешности во внеурочной
деятельности предусматривается 1 час для проведения индивидуальных и
подгрупповых коррекционных занятий педагога. Занятия направлены на
восполнение образовательных дефицитов, закрепление учебного навыка,
формирование и закрепление индивидуальных приемов учебных действий и
учебных навыков по предметам русский язык, математика.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО обучающихся определяет школа. Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НОО слабовидящих обучающихся
(вариант 4.2)
Предметные
области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Всего
Классы
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«окружающий
мир»)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Русский язык
5
5
4
4
18
Литературное чтение
4
-
4
-
4
2
4
2
16
4
4
4
4
4
16
2
2
2
1
7
-
-
1
1
Иностранный язык
(английский)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
-
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Физическая
культура
Труд (Технология)
Физическая культура
(Адаптивная
физическая культура)
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Внеурочная деятельность
обязательные занятия по программе
коррекционной работы
коррекционно-развивающие занятия и
другие направления внеурочной
деятельности
Всего часов
1
3
1
3
1
3
1
3
4
12
21
-
21
2
22
1
21
2
85
5
21
23
23
23
90
10
5
10
5
10
5
10
5
40
20
5
5
5
5
20
31
33
33
33
130