ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное
учреждение Полевского
муниципального
округа
Свердловской области «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» (далее - учебный
план) для обучающихся с ТНР 1-4 классов, реализующих АООП НОО (вариант 5.1)
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, учебным
курсам в 2023-2024 учебном году.
Учебный план является частью АООП НОО (вариант 5.1) Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение Полевского муниципального округа
Свердловской области «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» (далее – МАОУ
ПМО СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит»), разработанной в соответствии
с ФГОС ОВЗ начального общего образования, с учетом федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
В основе формирования учебного плана начального общего образования для
обучающихся с ТНР (вариант 5.1) использована нормативно-правовая база:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв.
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.02.2014
№1598;
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв.
Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023;
- Федеральная основная общеобразовательная программа начального общего
образования, утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 372;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09. 2022г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющих образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключённых учебников»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
2
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) МАОУ ПМО СО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»;
Устав МАОУ ПМО СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит».
Учебный год в МАОУ ПМО СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
начинается 01.09.2025 и заканчивается 26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счёт урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Облегчённый
день – среда или четверг.
Контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах
- 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 7
3
календарных дней. Для первоклассников предусмотрены дополнительные
недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области: «Русский язык и литературное чтение»; «Иностранный язык»;
«Математика и информатика»; «Обществознание и естествознание («Окружающий
мир»)»; «Основы религиозных культур и светской этики»; «Искусство»;
«Технология»; «Физическая культура».
В МАОУ ПМО СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» языком
обучения является русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметов Английский язык осуществляется деление учащихся
на подгруппы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется согласно
Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ ПМО СО «Политехнический
лицей № 21 «Эрудит».
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за четверть и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
4
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского
муниципального округа Свердловской области «Политехнический лицей № 21
«Эрудит».
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Освоение адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования (вариант 5.1) завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения АООП НОО (вариант 5.1) составляет 4 года.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, используется на курс «Функциональная
грамотность» (1 час в неделю). Целью курса является создание условий для
развития функциональной грамотности.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение,
содержание определено, исходя из психофизических особенностей и особых
образовательных потребностей, обучающихся с ТНР на основе рекомендаций
ТПМПК:
Коррекционно-развивающие занятия: логопедические в объёме 3 часов;
Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные,
психологические) в объёме 1 часа.
Коррекционно-развивающие занятия: «Развитие речи» в объёме 1 часа.
Коррекционно-развивающая работа направлена:
- на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее
недостатков;
- познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- коррекцию нарушений
устной и письменной речи, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
5
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающихся с ТНР на 2025-2026 учебный год
1 – 4 классы
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Учебные предметы
Классы
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Всего,
часов
I-IV
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
5
4
-
5
4
2
5
4
2
5
4
2
20
16
6
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
-
-
-
1
1
1
1
1
1
4
1
1
3
21
1
1
2
22
1
1
2
22
1
1
2
23
4
4
9
88
0
21
1
23
1
23
0
23
2
90
10
10
10
10
40
5
3
5
3
5
3
5
3
20
12
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
5
5
5
5
20
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Итого обязательная часть
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Функциональна грамотность
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):
Коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающие занятия:
логопедические
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические)
Коррекционно-развивающие занятия: Развитие
речи
Другие направления внеурочной деятельности
6