Приложение 1 РП СОО Русский язык (базовый уровень) 10-11 класс

Приложение № _1 _
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(базовый уровень)
(предметная область «Русский язык и литература»)
10 -11 класс

Требования к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования
(из ФГОС среднего общего образования (утв. приказомМинистерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,
31 декабря 2015 г., 29 июня 2017г.)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, напротяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебного
предмета русский язык на базовом уровне должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10класс
Введение
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские
писатели о выразительности русского языка.
Русский
язык как
государственный
язык Российской Федерации и
язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых
языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура
речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили
современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение.
Однозначность и многозначность слов.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и
лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и
неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и со- гласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и
аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор
слова.
Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Орфография

Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические,
традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-.
Гласные и иыпосле приставок. Употребление ъ и ь.
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические
разряды имён существительных.
Род
имён существительных. Распределение
существительных по
родам.
Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён
существительных и аббревиатур.
Число имён существительных.
Падеж и
склонение
имён существительных. Морфологический разбор
имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в
суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных.
Простая
(синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические
особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и
употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции
сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён
прилагательных.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н иннв суффиксах имён
прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды
имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор
числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных
числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.
Категория
наклонения глагола.
Наклонение изъявительное,
повелительное,
сослагательное (условное).
Категория времени глагола. Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у
причастий.
Морфологический разбор причастий. Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и ннв причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и
существительные. Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование
деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и
предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий.
Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и
союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их
значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Повторение и
обобщение пройденного.
11 класс

Повторение и обобщение изученного материала 10 класса Синтаксис и
пунктуация
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание.
Классификация
словосочетаний.
Виды
синтаксической
связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация
предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные
члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и
нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные
предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого
предложения. Простое осложнённое и неосложнённое предложение. Синтаксический
разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания
при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединённых повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и
слово- сочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при
междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных словах.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное
предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочинённое предложение.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор
сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённое
предложение.
Знаки
препинания
в сложноподчинённом
предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор
сложноподчинённого
предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор
бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и
абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой
речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и
восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и
другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура
речи
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту
речи.
Правильность речи.
Норма
литературного
языка.
Нормы
литературного
языка:
орфоэпические,
акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а
также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование,
описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И.
Даль. Я.К. Грот. А.А. Шах- матов. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И.
Ожегов.
Повторение и систематизация изученного материала.
3.Тематическое планирование 10 класс
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10
11

Слово о русском языке
Лексика. Слово,
его значение. Однозначность и многозначность
слов.Изобразительно-выразительные средства
Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление
Происхождение лексики современного русского языка.
Диагностическое тестирование
Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление.
Лингвистический анализ текста №1. Подготовка к написанию сочинениярассуждения
Звуки и буквы. Чередование звуков. Орфоэпия
Морфемика. Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.
Лингвистический анализ текста 2. Подготовка к написанию сочинения
рассуждения.
Словообразование.

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1

Принципы русской орфографии. Безударные гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких, глухих, непроизносимых и двойных согласных.
Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 1
Правописание приставок. Употребление прописных букв. Правила переноса
слов.
Имя существительное как часть речи.
Правописание имен существительных.
Контрольная работа по темам "Лексика. Фонетика. Орфография".
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание имен прилагательных.
Имя числительное как часть речи.
Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи.
Правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие как часть речи. Слова категории состояния.
Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 2
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.
Союз как служебная часть речи.
Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их употребление и значение.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Обобщение и повторение изученного

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 11 класс
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1.

Повторение и обобщение изученного материала в 10 класса

2

Синтаксис и пунктуация.
Основные синтаксические единицы.
пунктуации. Пунктуационный анализ

1

1
Основные

принципы

русской

3

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

1

4

Синтаксический разбор словосочетаний

1

5

Понятие о предложении. Предложение как синтаксическая единица.
Предложения простые и сложные Основные признаки предложения.

1

6

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Односоставные предложения. Полные и неполные предложения

1

7

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в полном и неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

1

8

Простое осложненное предложение.Предложения с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки
препинания при однородных и неоднородных определениях.

1

9

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

1

10

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися
и повторяющимися парными союзами

1

11

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

12

Обособленные и необособленные определения

1

13

Обособление приложений. Дефис в приложениях

1

14

Обособление дополнения.

1

15

Обособленные обстоятельства.

1

16

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

17

Знаки препинания при сравнительном обороте.

1

18

Знаки препинания при обращениях

1

19

Знаки препинания при вводных конструкциях.

1

20

Знаки препинания при вводных конструкциях.

1

21

Междометия.
Утвердительные,
восклицательные слова.

вопросительно-

1

22

Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. Знаки
препинания в сложносочиненном предложении

1

23

Знаки препинания
придаточными.

одним

1

24

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными.

1

в

отрицательные,

сложноподчиненном

предложении

с

25

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

26

Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое
целое и абзац

1

27

Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое
целое и абзац

1

28

Способы передачи чужой речи.

1

29

Знаки препинания при цитатах

1

30

Сочетание знаков препинания.

1

31

Авторская пунктуация

1

32

Повторение и обобщение изученного

1

33

Язык и речь. Урок повторения и обобщения

1

34

Стилистика Текст и типы речи

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».