Приложение 4 РП СОО Литература (базовый уровень) 10-11 класс

Приложение № _4__
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
(базовый уровень)
(предметная область «Русский язык и литература»)
10-11 класс

Требования к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования
(из ФГОС среднего общего образования (утв. приказомМинистерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г., 29 июня 2017г.)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования должны отражать:
1)
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3)
готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебного

предмета «ЛИТЕРАТУРА» на уровне среднего общего образования должны отражать:
1)
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2)
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4)
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5)
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7)
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8)
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

2. Содержание курса
Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы
и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека,
обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с
социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских
писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века 1 (10 час). Обзор русской литературы первой
половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм,
сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины
XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин.Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное
светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый
на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт»,
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех
других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в
пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве
Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и
неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя,
отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема
индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения.
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и
мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто,
пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не
Байрон, я другой...»(возможен выбор трех других стихотворений).
__________________________________________________________________
1
Следующие произведения, названные в основном содержании предмета и
представленные в учебнике: А.С. Пушкин «Медный всадник», «Пиковая дама»; М.Ю.
Лермонтов «Демон», «Маскарад»; Н.В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет», «Нос» —
изучаются на уровне индивидуальных проектных заданий теми учащимися, которые
ориентированы на последующее углублённое изучение литературы, поэтому данные
произведения не включены в тематическое планирование уроков.
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве
пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике
поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Невский проспект»(возможен выбор другой петербургской повести).
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля
Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины XIX века (73 час). Обзор русской литературы второй
половины XIX века (1 час). Россия во второй половине XIX века. Общественнополитическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные
тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина.

Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора.
Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов.
Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский (9 час).Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества.
НаследникФонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.Драма
«Гроза».Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии
развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и
религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и
покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического,
лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.А.Н.Островский в критике («Луч
света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах
комедии, драмы,трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Сочинение по драме А.Н. островского «Гроза»
И. А. Гончаров (8 час). Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».История создания и особенности композиции романа.
Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система
образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья
Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль
пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов
мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в
романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова,
«Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.
Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через
индивидуальное. Литературная критика.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
Ф. И. Тютчев (4 час).Жизнь и творчество (обзор).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический
подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики.
Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство
и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не
понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас – и все былое...»)(указанные стихотворения являются обязательными для
изучения). Стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?» «День и ночь», «Последняя
любовь», «Эти бедные селенья…»«Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море
ночное...», «Природа — сфинкс…»
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии
в русской поэзии.
А. А. Фет (5 час). Жизнь и творчество (обзор).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. «Вечные»
темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Жизнеутверждающее начало в лирике
природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и
умение передать «мимолетное», «неуловимое». Философская проблематика лирики.
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики
Фета. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность
поэтической речи и способы их достижения.

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»(указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с
землею…», «Еще одно забывчивое слово…», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих
и ясен...»
Теория литературы.Углубление понятия о лирике. Композиция лирического
стихотворения
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
А. К. Толстой (5 час). Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира.
Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю
произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...».
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения».
И. С. Тургенев (10 час).Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».Творческая история романа. Отражение в романе общественнополитической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа
Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в
романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров
и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл
финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его
жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием
умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И.
Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Н. С. Лесков (5 час .Жизнь и творчество (обзор).
Бытовые повести и жанр «русской новеллы».
Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник»и его герой Иван Флягин.Особенности сюжета повести.
Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного
героя).Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.
Особенности лесковской повествовательной манеры.
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Урок внеклассного чтения. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и
рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). М. Е. Салтыков-Щедрин (8
час).Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор). Сатирическая летопись истории Российского
государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и
Угрюм-Бурчеева. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск,
алогизм.
Тема народа и власти. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Смысл
финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Сказки (по выбору).
Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью
народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира
как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Н. А. Некрасов (10 час).Жизнь и творчество. Некрасов-журналист. Противоположность
литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на
позиции реализма.Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.
Особенности некрасовского лирического героя. Тема народа. Утверждение красоты простого
русского человека. Сатирические образы.Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ
Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Решение «вечных» тем в поэзии

Некрасова (природа, любовь, смерть). Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы
с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...»), «ОМуза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для
изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…»,
«Внимая ужасам войны…»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.
Смысл названия поэмы. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы.
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические
образы помещиков. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба
Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия,
«богатыря святорусского». Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной
литературы (развитие понятия). Ф. М. Достоевский (10 час).Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности
сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория
Раскольникова и ее развенчание.Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и
оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ
Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и
образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в
романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога.
“Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение
разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм
прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение
творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственнопсихологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах
Толстого и Достоевского.
Л. Н. Толстой (17час).Жизнь и творчество.
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство»,
«Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы».
«Война и мир»— вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа
Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны
и мира». Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.
Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки
личности.
Москва и Петербург в романе Изображение светского общества. Духовные искания
Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоциональноинтуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. «Мысль семейная” в романе. Семейный
уклад жизни Ростовых и Болконских. Нравственно-психологической облик Наташи
Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические
искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.
Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их
судьбы в водовороте исторических событий. Толстовская философия истории. Военные
эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной
войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Русский
солдат в изображении Толстого. Картины партизанской войны, значение образа Тихона
Щербатого. Проблема национального характера. Философский смысл образа Платона

Каратаева и и авторская концепция “общей жизни. Образы Тушина и Тимохина. Проблема
истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
Философия истории.Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение
Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний
монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов (9 час). Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»(указанные
рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики». Темы, сюжеты и проблематика
чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы
"маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности
жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты
человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема
любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали,
лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система
образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и
будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое
усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы
слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности
чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство
Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и
театра.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика:
открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.
Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Тематическое планирование по литературе в 10 классе
(105 часов)
№ п/п
1
2

3

Тема урока (занятия)
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века)
Литература второй половины XIX века
Литература и журналистика 1860–1880-х годов. Обзор русской литературы второй
половины XIX века (1 час). Россия во второй половине XIX века. Общественнополитическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные
тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная
критика.
Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская
глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти,
нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность
художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование
национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

4
5
6

Драматургия А.Н. Островского.Жизнь и творчество (обзор). Периодизация
творчества. Наследник
Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза».Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и
основные стадии развития действия.
Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина
в системе образов.

7

Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе
Катерины.

8

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия
и символика пьесы.
Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе.
Драматургическое мастерство Островского.
Контрольный тест по творчеству А.Н.Островского
Сочинение по творчеству А.Н. Островского. А.Н.Островский в критике («Луч
светатемном царстве» Н. А. Добролюбова).
Творчество И. А. Гончарова. Жизнь и творчество (обзор).

9
10
11-12
13
14
15
16
17

Роман «Обломов».История создания и особенности композиции романа.
Петербургская «обломовщина».
Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в
романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль
пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе.
Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция
и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

18
19

Контрольный тест по творчеству И.А.Гончарова
Сочинение по творчествуИ. А. Гончарова / письменная работа по роману «Обломов».

20

Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова,
«Обломов» Д. И. Писарева).
Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Роман «Отцы и дети».Творческая история
романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет,
композиция, система образов романа.
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности,
мировоззрение Базарова.
"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.

21

22
23
24
25
26
27

Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.
“Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство).
Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения.
Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная
функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.
Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И.
Писарев. «Базаров» (фрагменты).

28
2930

Контрольный тест по творчеству И.С.Тургенева
Сочинение по творчествуИ.С. Тургенева

31

Творчество Н. А. НекрасоваЖизнь и творчество.Некрасов-журналист.
Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв
с романтиками и переход на .позиции реализма.
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности
некрасовского лирического героя. Тема народа. Утверждение красоты простого
русского человека. Сатирические образы. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Решение «вечных» тем в
поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть).
Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Художественное своеобразие
лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения
являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии
твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная
основа. Смысл названия поэмы. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система
образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши
Добросклонова.
Сатирические образы помещиков. Народное представление о счастье. Тема женской
доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».
Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Особенности стиля
Некрасова.
Контрольный тест по творчеству Н.А.Некрасова

32

33-34

35-36
37
38
39-40
41

42-43

44
45

Сочинение по творчествуН.А. Некрасова
Лирика Ф. И. Тютчева. Жизнь и творчество (обзор).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический
подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской
лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как
стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии
Тютчева.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не
понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.»
(«Я встретил вас – и все былое...»)(указанные стихотворения являются обязательными
для изучения).
Стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?» «День и ночь», «Последняя любовь»,
«Эти бедные селенья…»«Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...»,
«Природа — сфинкс…»
Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева
Лирика А. А. Фета. Жизнь и творчество (обзор).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. «Вечные»
темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Жизнеутверждающее начало в
лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденнореалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Философская
проблематика лирики.

46-47

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики
Фета. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность
поэтической речи и способы их достижения.
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»(указанные стихотворения
являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать
ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»,
«Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...»

48-49

Письменная работа по лирике А. А. Фета

50

Творчество А.К. Толстого. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие
художественного мира.
Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю
произведениях
Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена
береза...». «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения».
Письменная работа по лирике А. К. Толстого

51-52
53-54

60

Жизнь и творчество (обзор) М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города»
(обзор). Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные
образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева.
Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Тема народа и власти. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Смысл
финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.
Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная
насмешка над покорностью народа.
Контрольный тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина.

6162

Сочинение / письменная работа по прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина

63

Жизнь и творчество (обзор) Н. С. Лескова. Бытовые повести и жанр «русской новеллы».
Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и его герой Иван Флягин.Особенности сюжета
повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл
странствий главного героя). Тема трагической судьбы талантливого русского
человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной
манеры.
Сочинение / письменная работа по прозе Н. С. Лескова

55

56-57

58-59

64-65

66-67
68-69
70-71

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы».
«Война и мир»— вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа
Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало
«Войны и мира». Особенности композиции, антитеза как центральный
композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция
Толстого, его критерии оценки личности.

727374 Москва и Петербург в романе Изображение светского общества. Духовные искания
Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и
эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
75
«Мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.
7677
Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони,
Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в
образах Наташи и Марьи.
78
Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их
79
судьбы в водовороте исторических событий. Толстовская философия истории.
80
Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение
Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный
центр романа. Русский солдат в изображении Толстого. Картины партизанской войны,
значение образа Тихона Щербатого. Проблема национального характера.
Философский смысл образа Платона Каратаева и и авторская концепция “общей жизни.
Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и
Наполеон как два нравственных полюса.
81
Философия истории.Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».
Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное
значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую
литературу.
82
Контрольный тест по творчеству Л.Н.Толстого
83
84
85
86

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

92
93-94

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности
сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.
Теория Раскольникова и ее развенчание.Раскольников и его “двойники”. Образы
“униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа
Петербурга.
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские
мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их
художественная функция. Роль эпилога.
“Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа,
столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл
названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского
и мировое значение творчества писателя.
Контрольный тест по творчеству Ф.М.Достоевского
Сочинениепо творчествуФ.М. Достоевского

95

Жизнь и творчество А.П. Чехова

96

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»

97

Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики». Темы, сюжеты и проблематика
чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы
"маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности
жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты
человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни.

8788

89
90
91

Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной
детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система
образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и
будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое
усадебного быта.
Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша,
Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.
Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие
жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для
мировой литературы и театра.
Контрольный тест по творчеству А.П.Чехова

98

99
100

101
102
103
104

Сочинение по творчеству А.П. Чехова

105

Контрольный тест за курс 10 класса

Обобщение по курсу

Тематическое планирование 11 класс
№

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА РУБЕЖА ВЕКОВ (3 часа)
Особенности литературного процесса рубежа веков.
Основные направления развития русской литературы.
Основные направления развития русской литературы
Творчество И. А. Бунина (3 часа)
Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная» власть прошлого в рассказе
«Антонов-ские яблоки».
Социально-философские обобщения в рассказе
И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Рассказы Бунина о любви.
Жизнь и творчество А. И. Куприна (6 часов)
Жизнь и творчество А.И.Куприна.Повесть «Олеся».
Трагизм любви в повести А.И.Куприна «Олеся»
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
А.И.Куприн «Поединок».
Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни.
А.И.Куприн «Поединок».
Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни.
Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Жизнь и творчество М. Горького (9 часов)
М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтичес-кие рассказы.

14
15
16
17

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
Новаторство Горького-драматурга.
Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне».
Философский аспект пьесы «На дне».

18
19
20
21

Спор о правде на страницах пьесы М. Горького «На дне».
Спор о правде на страницах пьесы М. Горького «На дне».
Публицистика М. Горького
Контрольная работа № 2 по творчеству М.Горького.
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (16 часов)
Декадентство в русской литературе на рубеже XIX-XX вв. Русская поэзия «серебряного века».
Символизм как литературное течение начала XX в.
В. Я. Брюсов (1 час)
В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества.
Лирика поэтов-символистов.
Акмеизм как национальная форма неоромантизма (1 час)
Акмеизм как национальная форма неоромантиз-ма.
Н.С.Гумилёв (1 час)
Очерк жизни и творчества Н. Гумилева. Лирика Н. Гумилева.
Футуризм (1 час)
Футуризм. Эгофутуристы, кубофу-туристы.
И. Северянин (1час).
И. Северянин. Жизнь и творчество.
В. Хлебников (1час).
Биография и особенности творческого пути В. Хлебникова.
Личность и художественный мир А. Блока (7 часов)
Личность и художественный мир А. А. Блока. Блок и символизм.
Биографиче-ская и философская основа стихов первого тома: «Стихи о Прекрасной
Даме».
Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии Блока.
Лирика третьего тома. «Страшный мир» в поэзии А. Блока.
Тема России («Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун»).
Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики.

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики.
Новокрестьянская поэзия (1 час).
Художествен-ные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.
Эволюция творчества С. А. Есенина (8 часов)
С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.
Тема Родины в творчестве Есенина.
Любовная лирика Есенина.
Тема быстротечнос-ти человеческого бытия в лирике С.А.Есенина.
Проблематика и поэтика поэмы С. Есенина «Анна Снегина».

44
45

Проблематика и поэтика поэмы С. Есенина «Анна Снегина».
Р.р. Сочинение по творчеству Александра Блока и Сергея Есенина.

46
Р.р. Сочинение по творчеству Александра Блока и Сергея Есенина.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В XX СТОЛЕТИИ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ
1917 г. (37 часов)
47
Пути развития литературы в XX столетии. Русская литература после 1917 г.
48
А. А. Фадеев «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе.
49
Е. И. Замятин «Мы». Жанр антиутопии. Судьба человека в бесчеловечном мире.
Жизнь и творчество В. В. Маяковского (4 часа)
50
В. В. Маяковский. Новаторский характер и лирический пафос творчества.
51
Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского.
52
В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Флейта-позвоночник». Сатирический пафос
лирики. «Прозаседав-шиеся».
53
В. В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
Биография и особенности творческого пути А. А. Ахматовой (3 часа)
54
Биография и особенности творческого пути А. Ахматовой. Анализ ранней лирики.
Основные мотивы.
55
Тема Родины в лирике А. Ахматовой.
Гражданские мотивы творчества.
56
Идейно-художествен-ное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием».
Б. Пастернак(4 часа)
57
Б. Пастернак. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии.
58
Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и своеобразие.
59
60
61
62

63

64
65
66
67
68
69
70

Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и своеобразие
Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и своеобразие
М. И. Цветаева (2 часа)
Сложная судьба М. И. Цветаева. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.
Сложная судьба М. И. Цветаева.Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини.
О. Э. Мандельштам (1 час)
О. Э. Мандельштам. Лирика. Жанрово- поэтическое своеобразие лирики.
Художественное мастерство поэта.
Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова (10 часов)
Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова.
Художествен-ные особенности романа-эпопеи «Тихий Дон».
Художествен-ные особенности романа-эпопеи «Тихий Дон».
Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы героя
Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы героя
Женские образыв романе-эпопее«Тихий Дон»
Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа «Тихий
Дон».

71
72

Контрольная работа № 3 по творчеству М.А.Шолохова
Р/р. Сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»

73

Р/р. Сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»
А.П.Платонов (2 часа)
А.П.Платонов. Жизнь и творчество писателя. Пространство и время в повести
«Котлован».
А.П.Платонов. Жизнь и творчество писателя. Пространство и время в повести
«Котлован».
Жизнь и творчество М. А. Булгакова (8 часов)
Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Театральная деятельность писателя. Пьеса
«Дни Турбиных».
«Мастер и Маргарита». История создания, идейно-художественное своеобразие
романа.
«Ершалаим-ские» главы. Философско-этическая проблематика романа.

74
75

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

«Ершалаим-ские» главы. Философско-этическая проблематика романа.
Тема искусства в «московских» главах. Мастерство Булгакова-сатирика.
История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечные и преходящие
ценности.
Композиционное и жанровое своеобразие романа.
Контрольная работа № 4 по творчеству М.А.Булгакова
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ 40-60-х гг. XX в. (7 часов)
Обзор литературной жизни 40-60-х гг. XX в.
Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет (обзор).
Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет (обзор).
Военная лирика (обзор).
Русское литературное зарубежье (судьба русской литературы в эмиграции).
Жизнь и творчество В. В. Набокова.
Русское литературное зарубежье 1945-1990 гг. (обзор)..
Развитие литературы в послевоенные годы (10 часов)
Развитие литературы в послевоенные годы.
Авторское решение проблемы человека на войне в произведениях Ю. В. Бондарева
«Горячий снег», В. А. Кондратьева «Сашка».
Лагерная тема в русской литературе 60-80-х годов. А.И.Солженицын.
А. Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Лирика Поэма «По праву
памяти».
А. Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Лирика Поэма «По праву
памяти».
В. Г. Распутин «Живи и помни». Судьба народная в произведении.
В.Г.РаспутинАпокалипсиссотворённый людьми. Повесть «Прощание с Матёрой».
В. П. Астафьев «Царь-рыба». Человек и природа. Философская символика произведения.
Реализация традиций и новаторство драматургии А. В. Вампилова. Проблема

100
101
102

распада человеческой личности в пьесе «Утиная охота».
Авторская песня.
Обзор русской литературной жизни конца XX в.
Промежуточная аттестация по курсу «Русская литература XX в.11 кл.»
(тестирование)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».