Приложение 6 РП СОО Родная литература (на русском языке) 11 класс

Приложение № _6__
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ)»
(предметная область «Родной язык и родная литература»)
11 класс

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
русская литература»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская
литература»
Реализация программы способствует достижению личностных результатов:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
2

художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

определять гуманистические, демократические и традиционные ценности
русского народа;

определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;

основам прогнозирования;

отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская литература"
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и
его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанровородовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и
его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
3

художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости.
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет
структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала,
противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того,
что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в
их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и
с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и
т. д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;
—
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
—
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
—
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,
эпохой;
—
анализировать произведения современной литературы;
—
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
—
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
11 класс
Проблемно-тематические блоки
4

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,
отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир,
личность и Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятскиешлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы
личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в
поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
5

Л.С. Петрушевская «Новыеробинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре;
свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс

№
1
2
3
4
5

Тема раздела
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Резерв

Количество часов
3
3
4
3
3
1

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 10 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
Дата
Тема раздела
№ Тема урока
учебного курса
Личность
1
Даль Владимир Иванович «Толковый
словарь живого великорусского языка»:
человек-мыслитель и человек-деятель
2
Нравственная основа сказок В.И. Даля
Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, , я и
другой, индивидуальность и «человек
6

3
Личность и се- 4
мья

5
6
7

8
Личность – об- 9
щество – государство
10

11

12
Личность – при- 13
рода – цивилизация
14
Личность – ис- 15
тория – современность
16

17

толпы»
Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина.
Особенности драматургии А.В. СуховоКобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии
Место человека в семье и обществе:Л.Н.
Толстой «Смерть Ивана Ильича»
Истинные и ложные ценности в повести
Л.Н. Толстого «Отец Сергий»
Мужчина и женщина, любовь и доверие
в жизни человека в прозе А.П. Чехова
А.П. Чехов «Три сестры»: поколения,
традиции, культура повседневности
Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»:влияние социальной среды на личность человека
Человек и государственная система;
гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова
Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?»
Художественные особенности прозы
А.Герцена
Человек и природа; проблемы освоения
и покорения природы в поэзии Ф.Н.
Глинки. «Духовные стихотворения».
Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница»
Семинар «Основные проблемы и темы
художественной и публицистической
литературы 19 века»
Резерв

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 11 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
7

Дата
По
плану

Тема раздела
учебного курса

№

Тема урока

Дано
Личность

Личность и семья

Личность – общество – государство

Личность – природа – цивилизация

Человек-мыслитель и человек-деятель в
поэзии В. Брюсова
(Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в
мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество»,
«Родной язык». «Юному поэту», «Я»)
Человек перед судом своей совести Г.Н.
Щербаковой «Вам и не снилось».
2 Судьба человека, становление личности
конфликт долга и чести в поэзии Б.А.
Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова
3 Детство, отрочество, личность и мир в
рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал»
4 Семейные и родственные отношения в
повести Е.И. Носова «Усвятскиешлемоносцы»
5 Место человека в семье в повести Ю.В.
Трифонова «Обмен»
6 Мужчина, женщина, ребенок в семье,
любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
7 А.А. Фадеев «Молодая гвардия»:
влияние социальной среды на личность
человека
8 Гражданственность и патриотизм как
национальные ценности в повести
Э.Веркина«Облачный полк»
9 В.С. Маканин «Кавказский пленный»:
человек и государственная система
10 Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санькя»
11 Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики
(Стихотворения:«В жилищах наших»,
«Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то
1

8

в поле, возле Магадана…», «Движение»,
«Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы».«Новый Быт»,
«Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»)
12 Человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения:«В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский
огонек», «Стихи»)
13 Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»
Личность – история – современность

14 Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в
романе Ю.О. Домбровского
«Факультет ненужных вещей»
15 Историческое время в рассказе В.Ф.
Тендрякова «Пара гнедых»
16 Вечное и исторически обусловленное в
жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки»
17

Резерв

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».