Приложение 11 РП СОО Обществознание (базовый уровень) 10-11 класс

Приложение № _11__
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(базовый уровень)
(предметная область «Общественные науки»)
10 -11 класс

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

(из ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

Требования к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
 Личностные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую
российского

позицию

общества,

как

активного

осознающего свои

и

ответственного

члена

конституционные права и

обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного

достоинства,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5)сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
2

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность

противостоять

идеологии

ксенофобии,

дискриминации

по

экстремизма,

социальным,

национализма,

религиозным,

расовым,

национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное

сознание

и

поведение

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни,

потребности

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных

жизненных

планов;

отношение

к

профессиональной

деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
3

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей

и реализации планов деятельности;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной

деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение

самостоятельно

оценивать

и

принимать

решения,

определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
4

9) владение

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
 Предметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы для учебного предмета обществознание на базовом уровне
должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
4) сформированность

представлений

об

основных

тенденциях

и

возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.

5

II. Содержание учебного предмета
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы
и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура,
контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная
культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Социализация индивида,

агенты (институты)

социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и
деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды
человеческих

знаний.

Естественные

и

социально-гуманитарные

науки.

Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы
научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и
духовный

мир

человека.

Общественное

и

индивидуальное

сознание.

Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение.
Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.
Основные направления развития образования. Функции образования как
социального института. Общественная значимость и личностный смысл
образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного
общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как
формы

социального

изменения.

Основные

направления

общественного

развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального
прогресса:

реформа,

революция.

Процессы

глобализации.

Основные
6

направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон
спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон
предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции
рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты
конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в
современной

экономике.

Фирма

в

экономике.

Фондовый

рынок,

его

инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие.
Экономические

и

бухгалтерские

издержки

и

прибыль.

Постоянные

и

переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи,
функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды,
причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды
безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное
экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ.
Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная
(монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и

ВНП – основные

макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы.
Мировая

экономика.

Международная

специализация,

международное

разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой
рынок. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития
России.
7

Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная
стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как
социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины.

Способы

разрешения

конфликтов.

Социальные

нормы,

виды

социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный
контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции
развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения
и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая

деятельность.

Политические

институты. Политические

отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и
функции.

Государство

как

основной

институт

политической

системы.

Государство, его функции. Политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная
система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое
государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности. Политические партии, их признаки,
функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки,
типология общественно-политических движений. Политическая психология.
Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической
жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм,
его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
8

Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы
системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное
право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности
граждан России. Воинская обязанность. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая

ответственность

Законодательство

в

сфере

за

налоговые

антикоррупционной

правонарушения.

политики

государства.

Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы
его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право
собственности. Основания приобретения права собственности. Право на
результаты

интеллектуальной

Неимущественные

права:

честь,

деятельности.
достоинство,

имя.

Наследование.
Способы

защиты

имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы
предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные
образовательные

организации

и

образовательные

организации

высшего

образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила
и

принципы

гражданского

процесса.

Особенности

административной

юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
9

III.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы
10 класс
Раздел
Общество как
сложная
динамическая
система
(18 ч.)

Тема урока
Системное

строение

Кол-во
общества:

элементы и подсистемы
Социальное
взаимодействие

2
и

общественные отношения.
Основные институты общества

2
1

Многовариантность

1

общественного

развития
Эволюция и революция как формы
социального
как

изменения.

результат

Человек

биологической

и

социокультурной эволюции.
Основные
направления
общественного

развития:

общественный

прогресс,

2

1

общественный регресс.
Формы социального прогресса:
реформа, революция.

2

Процессы

глобализации.

Основные

направления

глобализации.

2

Общество и человек перед лицом
угроз и вызовов XXI века.
Повторительно-обобщающий урок по
теме

«Общество

как

сложная

динамическая система»
Зачетная

работа

«Общество

как

2

2
№1.

сложная

1

динамическая система»

10

Человек. Человек

Понятие культуры. Материальная и

в системе

духовная культура, их взаимосвязь.

общественных

Духовная жизнь и духовный мир

отношений

человека.
Формы и виды культуры: народная,

(17 ч.)

массовая,

элитарная;

субкультура,

1

молодежная

контркультура.

Социализация
индивида,
агенты
Многообразие и диалог
культур.
(институты)
Мышление,

1

1

социализации.
формы

и

методы

мышления.
Свобода

и

необходимость

в

1

человеческой деятельности.
Мораль. Нравственная

культура.

1

Искусство, его основные функции.
Религия. Мировые религии. Роль

1

религии в жизни общества
Повторительно-обобщающий

1

урок: «Человек и культура»
Зачет №2: «Человек и культура»

1

Мышление, формы и методы

1

мышления.
деятельность.
деятельности,

Мышление

и

Мотивация
потребности

и

интересы.
Особенности научного познания.

2

Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии.

11

Основные

направления

образования.

Виды

развития

1

человеческих

знаний. Естественные и социальногуманитарные науки. Особенности
научного познания. Знания, умения и
навыки

людей

в

условиях

информационного общества.
Функции

образования

социального
Уровни

как

1

института.

научного

познания.

Способы и методы научного
познания.
Общественное и индивидуальное
сознание.

Мировоззрение,

1

его

типы. Самосознание
Социальные
ценности.индивида
Мотивыи и
предпочтения.

Свобода

ответственность.

1

и

Основные

направления развития образования.
Повторительно-обобщающий урок:

1

«Человек в системе общественных
отношений».
Зачет

№3:

«Человек

в

системе

1

Право в системе социальных норм.

1

общественных отношений»
Правовое
регулирование

Система российского права.

общественных

Источники права. Законотворческий

отношений
(35 ч.)

1

процесс в Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации.
Конституционные

права

1

и

обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность. Военная
служба

по

Альтернативная

1

контракту.
гражданская

12

Права

и

обязанности

1

налогоплательщиков. Юридическая
ответственность

за

налоговые

правонарушения.
Повторительно-обобщающий

урок:

1

«Конституционное право»
Зачет №4: «Конституционное

1

право»
Гражданские правоотношения
Субъекты

гражданского

Имущественные

права.

собственности.

1
права.

1

Право

Основания

приобретения права собственности.
Право

на

результаты

интеллектуальной
Наследование.
права:

1

деятельности.
Неимущественные

честь,

достоинство,

имя.

Способы защиты имущественных и
неимущественных
прав.ОрганизационноСемейное право. Порядок иправовые
условия

1

заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений
супругов.

Права

и

обязанности

родителей и детей.
Порядок приема на обучение в

1

профессиональные образовательные
организации

и

образовательные

организации высшего образования.
Порядок
Правовые

оказания
основы

платных
социальной

1

защиты и социального обеспечения.

13

Занятость
Порядок

и

трудоустройство.

приема

заключения

на

и

1

работу,

расторжения

Повторительно-обобщающий
урок:
трудового договора.

1

«Право в системе общественных
отношений»
Зачет

№5:

«Право

в

системе

2

общественных отношений»
Гражданские

споры,

рассмотрения.
Основные правила

порядок
и

их

1

принципы

1

гражданского процесса.
Особенности
административной

1

юрисдикции.
Особенности уголовного процесса.

1

Стадии
уголовногосудопроизводство
процесса
Конституционное

1

Экологическое

2

право.

Право

на

благоприятную окружающую среду
и способы его защиты.
Понятие и предмет международного

1

права.
Международная

2

защита

прав

человека в условиях мирного и
военного времени.
Правовая

база

противодействия

1

терроризму в Российской Федерации
Повторительно-обобщающий урок:
«Правовое

2

регулирование

общественных отношений»
Зачет №6: «Правовое регулирование

2

общественных отношений»
Промежуточная аттестация

3
14

11 класс
Раздел
Экономика

Тема урока
Уровни

Кол-во

экономики:

микроэкономика, макроэкономика.

1

Экономика, экономическая наука.

1

Экономическая деятельность
и ее измерители. ВВП и ВНП
–

1

основные

макроэкономические
показатели.
Рыночные отношения в современной
экономике. Спрос, закон спроса,
факторы,

влияющие

на

формирование спроса. Предложение,

1

закон предложения.
Формирование

рыночных

цен.

Равновесная цена. Виды и функции
рынков.

Рынок

совершенной

и

1

несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Фирма

в

экономике.

Экономические и бухгалтерские
издержки

1

и

прибыль

предприятия.
Налоги,
предприятиями.
Роль государства

1

уплачиваемые
в

Общественные

1

экономике.
блага.

1

Государственный долг.
Основы денежной и бюджетной
политики государства. Денежно-

1

кредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет.
15

Налоговая система в РФ. Виды

1

налогов.
Зачет №1: «Уровни экономики»

1

Финансовый

рынок

1

система.
Центральный

банк

и

банковская

Российской

Федерации, его задачи, функции и

1

роль в банковской системе России.
Финансовые

институты.

причины

и

Виды,

последствия

1

инфляции.

16

Основные

источники

финансирования бизнеса.

1

Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.
Роль

1

государства

в

экономике.

Государственная политика в области

1

международной торговли.
Денежно-кредитная
политика.
Финансовый

(монетная)

рынок.

Фондовый

рынок, его инструменты. Акции,
облигации
Рынок
бумаги.

и
труда.

другие

1

ценные

Занятость

и

безработица, виды безработицы.
Государственная
области

1

политика

занятости.

1
в

Тенденции

1

экономического развития России
Мировая

экономика.

Глобальные

экономические проблемы.
Рациональное

1

экономическое

поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина.
Международная
международное

1

специализация,
разделение

международная

труда,

1

торговля,

экономическая интеграция, мировой
рынок.
Рациональное

экономическое

поведение собственника, работника,

1

потребителя, семьянина.
17

Зачет №2: «Экономика»

1

Социальные

Социальная структура общества и

отношения

социальные отношения.

1

Социальная

1

стратификация,

неравенство
Социальные

нормы,

виды

социальных

норм.

Социальный

конфликт.

Виды

социальных

1

конфликтов, их причины.
Отклоняющееся

(девиантное)

1

поведение
Этнические

общности.

Конституционные

принципы

национальной

политики

1

в

Российской Федерации.
Межнациональные отношения,
этносоциальные

конфликты,

1

пути их разрешения.
Семья и брак. Тенденции развития
семьи в современном мире.
Проблема
Современная

неполных

1
семей.

демографическая

1

ситуация в Российской Федерации.
Зачет №3: «Социальная структура

1

общества»
Социальные группы

2

18

Молодежь как социальная группа.

2

Социальная мобильность, ее формы

2

и каналы в современном обществе.
Зачет №4: «Социальные отношения»
Политика

1

Политическая власть. Политические
институты.

1

Политическая система, ее структура
и функции.

1

Политический режим. Типология
политических

режимов.

1

Демократия, ее основные ценности
и
признаки.
Государство,

его

функции.

Государство как основной институт

1

политической системы.
Гражданское общество и правовое
государство.

2

Избирательная система

1

Типы

избирательных

систем:

мажоритарная,
пропорциональная,
Зачет №5: «Политическая
система»

2

Политические партии, их признаки,
функции, классификация, виды.

1

Типы партийных систем. Понятие,
признаки, типология общественнополитических движений.
Политическая

элита

1
и

политическое лидерство.

1

Типология лидерства

2

19

Политическая идеология, ее роль в

1

обществе.
Основные идейно-политические
течения современности.

2

Политическое поведение

2

Политический

процесс.

Роль

средств массовой информации в

1

политической жизни общества.
Политическое участие

1

Зачет №6: «Политика»

2

Абсентеизм, его причины и
опасность.
политического

Особенности
процесса

в

2

России.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».