Приложение 16 РП СОО Физика (углубленный уровень) 10-11 класс

Приложение № _,.с..16�_
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
(углубленный уровень)
(предметная область «Естественные науки»)
10 -11 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(из ФГОС среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,
31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

2

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебного
предмета физика на базовом уровне должны отражать:
1)
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной
картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
2)
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами
и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3)
владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты
измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
4)
сформированность умения решать физические задачи;
5)
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
6)
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников;
7)
овладение правилами записи физических формул рельефно-точечной системы
обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).

3

Выпускник на углубленном уровне научится:
- объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности ;
- характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
- самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых
гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой
как на известные физические законы, закономерности и модели;
- объяснять границы применения изученных физических моделей при решении задач;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических законов;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических
устройств;
–
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
–
проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель
исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
–
описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических
экспериментов информацию, определять ее достоверность;
–
понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
–
решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного
уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие
физические величины;
–
анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
–
формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебноисследовательской и проектной деятельности;
–
усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с
поставленной задачей;
–
использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие
статистические методы для обработки результатов эксперимента.

4

2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика и естественно - научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь
между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования
физических явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений
и процессов природы. Закономерность и случайность. Границы применимости физического
закона. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в
практической деятельности людей. Физика и культура.
Механика
Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического
движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение, движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности.
Поступательное и вращательное движение твердого тела.
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная СО. Законы механики
Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их
искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
Импульс силы. Закон сохранения импульса. Работа силы. Закон сохранения энергии.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в
инерциальной системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение
жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения
энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.
Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.
Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.
Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного
теплового движения молекул идеального газа.
Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение
для внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых
переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения
жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. Механические
свойства твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно.
Экологические проблемы теплоэнергетики.
Электродинамика
Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения
электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля.
Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Проводники и
диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия
электрического поля.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной
электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, полупроводниках, газах и
вакууме. Плазма. Электролиз. Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей.
Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.

5

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Закон ЭМ индукции. ЭДС индукции
в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия
электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные
колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток.
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление
электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства
электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое
применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света. Законы отражения и
преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция. Когерентность. Дифракция света.
Поляризация. Дисперсия. Практическое применение электромагнитных излучений.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна.
Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс
свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Предмет и задачи квантовой физики.
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта.
Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах
частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Давление света.
Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых
постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.
Строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция
деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных
частиц.

6

3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(профильный уровень)

Основное содержание
Физика и естественно - научный метод познания
природы

Кол-во часов по
классам
10 класс 11 класс
2
2

Механика

94

Молекулярная физика и термодинамика
Электродинамика

49
27

Всего
фактически
4

6

100

103

49
130

Основы специальной теории относительности

5

5

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

35

35

Итоговое повторение

16

16

Резерв

3

3

6

Всего

175

170

345

7

Учебно-тематический план/10кл./
Тема

Количество часов

Количество
контрольных
работ

Количество
лабораторных
работ

1. Физика и естественно научный метод познания природы
2. Механика
3. Молекулярная физика и
термодинамика
4. Электродинамика
5.Основы СТО
6.Квантовая физика. Физика
атома и атомного ядра
7.Строение Вселенной
Итоговое повторение
Резерв
Всего:

2
94
49

4
2

6
3

27

1

16
3
175

7

9

Количество
контрольных
работ

Количество
лабораторных
работ

103
5
35

5

4

2

1

19
3
170

1

Учебно-тематический план/11кл./
Тема

Количество часов

1.Физика и естественно –
научный метод познания природы
2. Механика
3. Молекулярная физика и
термодинамика
4. Электродинамика
5.Основы СТО
6. Квантовая физика. Физика
атома и атомного ядра
Итоговое повторение
Резерв
Всего:

2
6

8

5

8

Список лабораторных работ
10 - 11 класс
Тема
Класс
Примерные сроки Примечан
проведения
ия

п/п

1.

1.

Измерение ускорения при
равноускоренном движении

10

сентябрь

2.

Изучение движения тела,
брошенного горизонтально

10

октябрь

3.

Изучение движения тела,
брошенного под углом к горизонту

10

октябрь

4.

1.

Определение коэффициента
жесткости пружины

10

ноябрь

5.

2.

Определение коэффициента трения

10

ноябрь

6.

3.

Определение ускорения свободного
падения при помощи нитяного
маятника
Опытная проверка закона Бойля Мариотта

10

январь

10

март

8.

Проверка уравнения состояния
идеального газа

10

февраль

9.

Измерение влажности воздуха

10

март

10.

Измерение ЭДС источника тока

11

октябрь

11.

Изучение явления ЭМИ

11

декабрь

12.

Измерение показателя преломления
стекла

11

январь

13.

Определение длины световой волны

11

февраль

14.

Определение

11

март

7.

удельного

заряда

частицы по ее треку

9

Список контрольных работ
10 класс
п/п

Тема

Примерные
сроки
проведения

1.
2.

КР 1 «Кинематика материальной точки»
КР 2 «Законы Ньютона»

октябрь
декабрь

3.

КР 3 «Законы сохранения в механике»

январь

4.

КР 4 «Статика»

5.

КР 5 «Уравнение состояния идеального газа.
Изопроцессы»

6.

КР 6 «МКТ. Термодинамика»

7.

КР 7 «Электрическое поле»

п/п

Примечания

февраль
март
апрель
май

Список контрольных работ
11 класс
Тема
Примерные
сроки
проведения

1.

1.

КР 1 «Электрическое поле»

сентябрь

2.

2.

КР 2 «Электрический ток»

ноябрь

3.

3.

КР 3 «Магнитное поле»

декабрь

4.

4.

КР 4 «Электромагнитная индукция»

январь

5.

4.

КР 5 «Свойства электромагнитных волн»

февраль

6.

5.

КР 6 «Световые кванты»

7.

КР 7 «Строение атома. Атомное ядро»

8.

КР 8 «Итоговая КР»

Примечания

март
апрель
май

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».