Приложение 24 РП КВ Сложные разделы обществознания 10-11

Приложение № 24
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 611

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«СЛОЖНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
10 -11 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета

I.
(из

ФГОС

среднего

общего

образования

(утв.

приказом

Министерства

образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
• Личностными результатами при изучении курса являются:
−

осознание значения постоянного личностного развития непрерывно-

новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
−

мотивированность

к

эффективному

труду

и

постоянному

профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем
выборе сферы деятельности;
−

ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и

требованиях прав, отражающие идеалы общественного блага, укрепления
государственности и патриотизма, гражданского мира.
• Вклад изучения курса обществознания в формировании метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы состоит в:
- умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и

самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности,
устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели,
осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым
результатом;
- умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных

социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком
определённой социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя
определённой местности, члена общественного объединения и т. п.);
- способности

анализировать с опорой на полученные знания об

общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и
реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
- ключевых навыках решения социальных проблем, работы с информацией,

анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
- готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении,

к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное
значение для профессионального образования определённого профиля;
- ключевых

компетентностях, сформированных в курсе и имеющих

универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые
способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и
информационные умения, навыки работы с разными источниками социальной
информации).
• Предметные

результаты

компетентностях,

проявляются

характеризующих

в

знаниях,

умениях,

качество

(уровень)

овладения

обучающимися содержанием учебного предмета:
- в понимании общества как целостной развивающейся системы в единстве

и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем,
тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять
причинно-следственные,

функциональные,

иерархические

и

другие

связи

социальных объектов и процессов, владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук;
-

владении основными обществоведческими понятиями и терминами как

познавательными

средствами

осмысления

окружающей

социальной

действительности;
- опыте использования получаемых знаний и умений для принятия

обоснованных

и

социально

одобряемых

решений

в

условиях

реально

складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных
социальных ролей;
-умении

извлекать

социальную

информацию

из

различных

неадаптированных источников, анализировать ее, соотносить со знаниями,
полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по
проблеме в единый комплекс;
-умении ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических
ценностей: различать факты и суждения, оценки, их связь с определенной
системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию.
-уважении ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание
глобальных проблем современности, своей роли в их решении, основанные на
изучении в курсе вопросов культуры и глобальных проблем современности.

Содержание учебного предмета «Сложные разделы обществознания»
10 класс (68 часов)
Раздел I. Человек в обществе
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.
Общество и культура. Науки об обществе. Особенности социальной системы.
Социальные

институты.

Целостность

и

Многовариативность

противоречивость.

Проблема

общественного

развития.

общественного

прогресса.

Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности.
Самосознание

и

самореализация.

Деятельность

человека:

основные

характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие видов
деятельности. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное
сознание. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и ее
критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания.
Многообразие человеческого знания. Особенности социального
Возможна

ли

абсолютная

свобода.

познания

Свобода и ответственность. Основания

свободного выбора. Что такое свободное общество. Глобализация как явление
современности.

Современное

информационная

информационное

экономика.

пространство.

Социально-политическое

Глобальная
измерение

информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки.
Глобализация

и

международный

терроризм.

Идеология

насилия

и

международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Раздел II. Общество как мир культуры
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты
культуры. Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные
ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Как и почему
возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет
нас делать выбор в пользу добра. Наука и ее функции в обществе. Этика науки.
Образование в современном обществе. Образование как система. Особенности
религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и
религиозные организации в современной России. Проблема поддержания
межрелигиозного мира. Что такое искусство. Функции искусства. Структура
искусства. Современное искусство. Характерные черты массовой культуры. Что
привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации

массовая культура. Оценка Массовой культуры как общественного явления.
Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений.
Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву.
Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и
позитивного права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права.
Норма права. Отрасль права. Институт права. Что такое источник права.
Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные
законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской
Федерации. Что такое правоотношение.
Правомерное

поведение.

Что

такое

правонарушение.

Юридическая

ответственность. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.
Права

и

обязанности

налогоплательщика.

Гражданские

правоотношения.

Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат
интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав.
Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан.
Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Правовые основы
предпринимательской
предпринимательства.

деятельности.
Открытие

Организационно-правовые

своего

дела.

Трудовые

формы

правоотношения.

Порядок приема на работу. Профессиональное образование. Правовая связь
членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности
супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся
без попечения родителей. Общая характеристика экологического права. Право
человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических
прав. Экологические правонарушения. Гражданский процесс, Уголовный процесс.
Административная

юрисдикция.

Основные

стадии

конституционного

судопроизводства. Защита права и свобод человека средства ООН. Европейская
система

защиты

прав

человека.

Проблема

отмены

смертной

казни.

Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного
уголовного суда. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы
власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и
гражданского общества в противодействии терроризму.
Заключение. Итоговое повторение.

Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире
информации. Человек и ценности современного общества.
11 класс (68 часов)
Раздел IV. Экономическая жизнь общества.
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни.
Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Что изучает
экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие
ВВП. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы и темпы экономического роста.
Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития
экономики. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Законы спроса и
предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная
рыночная

система.

Цели

деятельности

фирмы.

Факторы

производства.

Экономические и бухгалтерские издержки производства. Налоги, уплачиваемые
предприятием. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Функции
финансового

рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей

финансовых услуг. Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные
источники

финансирования

банка.

Экономические

функции

государства.

Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования
экономики выбрать. Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства.
Тенденции экономического развития России. Типы финансовой политики.
Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно-кредитной
политики на российскую экономику. Бюджетная политика. Инфляция: виды,
причины и последствия. Рынок труда. Причины и виды безработицы
государственная политика в области занятости. Что такое мировая экономика.
Международная торговля. Государственная политика в области международной
торговли.

глобальные

проблемы

экономики.

Тенденции

общемирового

экономического развития. Экономическая культура: сущность и структура.
Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное
поведение участников экономической деятельности.
Раздел V. Социальная сфера.
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная

стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные
нормы.

Социальный

контроль.

Отклоняющее

(девиантное)

поведение.

Преступность. Что объединяет людей в нацию. Россия - многонациональное
общество. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути
межнационального сближения. Национальная политика в России. Семья как
социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые
отношения. Дом, в котором мы живем. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и
социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Молодежь как
социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Молодежная субкультура. Изменение численности населения России. Возрастной
состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция
Раздел VI. Политическая жизнь общества.
Политическая

деятельность

и

общество.

Политическая

сфера

и

политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической
системе. политический режим. Демократические перемены в России. Сущность
правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.
Избирательная система. Избирательная компания. Понятия политической партии
и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных
систем. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического
лидера. Типы лидерства. Обыденное и теоретическое сознание. что такое
идеология.

Современные

политической

жизни.

политические
Политическая

идеологии.
психология.

Роль

идеологии

Средства

в

массовой

коммуникации и политическое сознание. Многообразие форм политического
поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения\.
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая
культура.
Заключение. Итоговое повторение.
Общество и человек перед лицом угроз XXI века.

Тематическое планирование
Раздел
I. Человек в
обществе

Номер
урока
1- 2
3-4
5- 6
7-8
9-10
11
12
13-14
15-16
17-18
19
20

II. Общество
как
мир
культуры.

21-22
23
24
25-26
27.
28.
29.
30-31.
32
33
34
35.
36

III. Правовое
регулирование
общественных
отношений.

37-38
39
40
41-42
43
44

Тема урока

Кол-во
часов

Что такое общество.
Общество как сложная система.
Типология общества.
Динамика общественного развития.
Социальная сущность человека.

2
2
2
2
2

Деятельность как способ существования
людей.
Многообразие видов деятельности человека.
Познавательная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности
человека.
Современное общество.

1

Международный терроризм как
глобальная угроза.
Обобщающий урок: «Человек в обществе»

1

1
2
2
2

1

Духовная культура общества.
Духовный мир личности.
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Мораль.
Наука. Этика науки.
Образование и его роль в жизни общества.
Современное образование в Российской
Федерации.
Религия и религиозные организации.
Искусство как выражение прекрасного.
Современное искусство.
Культура и ее проявления.
Массовая культура - симптом вырождения
общества
Обобщающий урок: «Общество как мир
культуры»

2
1
1
2
1
1
1

Современные подходы к пониманию права.
Право в системе социальных норм.
Система права.
Источники права.
Правоотношения и правомерное поведение.
Правонарушения и юридическая
ответственность.

2
1
1
2
1

2
1
1
1
1
1

1

45

Гражданин Российской Федерации.

1

46
47-48

Права и обязанности гражданина Российской
Федерации.
Гражданское право.

1
2

49-50
51-52
53-54
55
56-57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
Итоговое
повторение

67-68

Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения
Правовые
основы
предпринимательской
деятельности
Правовое
регулирование
занятости
и
трудоустройства
Интеллектуальная собственность и ее защита.

2

Семейное право.
Экологическое право.
Экологические правонарушения и пути их
устранения.
Процессуальные отрасли права

2
1
1

Гражданско - процессуальное право.
Уголовный процесс .
Административная юрисдикция.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства.
Обобщающий урок: «Правовое регулирование
общественных отношений»

2
2
1

1
1
1
1
1
1
1

Повторительно-обобщающий урок: «Человек и 2
общество»

1

Раздел

Номер Тема урока

Кол-во

урока

уроков

Раздел IV.

1

Введение.

1

Экономическая

2

Экономика и экономическая наука.

1

жизнь общества.

3

Экономический рост и развитие.

1

4

Экономические циклы.

1

5

Рыночные отношения в экономике.

1

6

Конкуренция и монополия

1

7

Становление рыночной экономики в
современной России.
Фирмы в экономике.

1

1

12

Правовые основы предпринимательской
деятельности.
Организационно правовые формы
предпринимательства.
Развитие предпринимательства в
современной России.
Слагаемые успеха в бизнесе.

13-14

Экономика и государство.

2

15

Денежно-кредитная политика государства.

1

16

Бюджетно-налоговая политика государства.

1

17

Банки и банковская система.

1

18

Инфляция; причины, виды и последствия.

1

19

Рынок труда и его особенности.

1

20

Безработица и государственная политика в

1

8
9
10
11

1

1
1
1

сфере занятости.
21-22

Мировая экономика

2

23

Глобальные проблемы экономики.

1

24

Экономика потребителя.

1

25

Экономика производителя.

1

26

Экономическая культура.

1

27

Обобщающий урок: «Экономическая жизнь 1
общества»

Раздел

V.

Социальна

28- 29. Социальная структура общества.
30.

Социальные взаимодействия.

2
1

я сфера.

31-32. Социальные нормы и

отклоняющееся

2

поведение.
33-34. Нации и межнациональные отношения.
35.

Национальная

политика в

2
1

Российской Федерации.
36.

Семья и быт.

37.

Гендерные отношения в

1
современном

1

обществе.
38

Социальное развитие и молодежь.

1

39-40

Социальное развитие современной России.

2

41

Демографическая

1

ситуация в

современной России
42.

Обобщающий урок: « Социальная сфера»

1

Раздел VI.

43.

Политика и власть.

1

Политическая

44.

Политическая система.

1

жизнь

45- 46. Государство в политической системе.

общества.

47.

Гражданское общество

и

правовое

2
1

государство.
48.

Демократические выборы.

1

49- 50. Политические партии и общественно –

2

политические движения.
51.

Политическая элита

и

политическое

1

лидерство.
52-53. Политическая идеология и ее роль в

2

политической жизни общества.
54.

Политическая психология.

1

55.

Средства массовой коммуникации и

1

политическое сознание.
56.

Политическое поведение.

1

57.

Политический терроризм.

1

58.

Политический

процесса.

политического процесса.

Этапы

1

59.

Политическое участие.

60-61

Участие гражданина в политической 2

1

жизни.
62

Политическая культура и ее роль в 1
жизни общества.

63.

Обобщающий

урок:

«Политическая 1

жизнь общества»
64-65

Информационное

общество

и 2

глобальные проблемы современности.
Взгляд в будущее.
Раздел VII.

66-67

Повторени
е.

Повторительно-обобщающий

урок: 2

«Человек и общество»
68.

Заключительный урок.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».