Приложение 28 РП КВ Мировая художественная культура 10-11 класс

Приложение № _28:а____
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 r. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
10 -11 класс

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

(из ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) с изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

Требования к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
 Личностные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы среднего общего образования должны отражать:
1) эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную
культуру:

от

восприятия

школьниками

конкретных

художественных

произведений через постижение ими целостной художественной картины
мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному
творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного,
регионального культурного наследия;
2) приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам,
отраженным в художественных образах;
3) осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма,
формирование толерантного отношения к другим культурам;
4) приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных
установок

национальной

и

мировой

культуры,

различных

суб-

и

контркультур;
5) развитие способности к образованию и самообразованию;
6) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время
учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные
ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных
продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская,
клубная, проектная, кружковая и т. п.).

2

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) в познавательной сфере:
- в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и
отечественной художественной культуры;
- понимании специфики основных видов и жанров искусства;
-

умении

анализировать

художественное

произведение,

устанавливать

стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства,
сравнивать

художественные

стили

и

направления,

соотносить

их

с

определенной исторической эпохой, национальной школой;
-

понимании

и

грамотном

использовании

искусствоведческих

и

культурологических терминов при анализе художественного произведения;
- углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как
неотъемлемой части мировой культуры;
- развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной
национальной культуры сквозь призму мировой;
- готовности выражать свое суждение о произведениях классики и
современного искусства;
- возможности поддерживать выбранное направление образования;
3) в коммуникативной сфере:
-

в

умении

находить

личностные

смыслы

в

процессе

созерцания

художественного произведения;
- умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе
проектно-исследовательской и творческой деятельности;
- освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных
видов;
4) в эстетической сфере:
- в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления
искусства;
3

- умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные
средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании
художественного образа;
- развитии художественно-эстетического вкуса;
- развитии общей культуры учащихся.
Достижение указанных результатов связано с мировоззренческим
характером учебного предмета, со спецификой произведений искусства,
которые

напрямую

обращены

к

чувствам

и

эмоциям

человека,

и

обеспечивается решением следующих задач:
-

социокультурное

художественного

развитие

кругозора,

учащихся,

расширение

их

воспитание

потребности

в

культурнообщении

с

произведениями отечественного и мирового искусства;
-

развитие

художественно-творческих

способностей

старшеклассников,

создание учащимися собственных произведений искусства (мультимедийных
презентаций, эссе, творческих работ и др.), организация внеурочных форм
общения с искусством;
- обучение школьников приемам и методам аналитической деятельности для
постижения художественного произведения.
 Предметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы для учебного предмета обществознание на базовом уровне
должны отражать:
1) сформированность знаний об основных эпохах в художественном
развитии человечества;
2) владение базовым понятийным аппаратом;
3) владение умениями сформулировать свое оценочное суждение о
произведениях и жанрах искусства;
4) сформированность представлений о роли и месте классического
художественного наследия в художественной культуре современности;
5) сформированность представлений об основных стилях и направлениях
в мировой художественной культуре;
4

6) владение умениями показывать на конкретных примерах место и роль
художественной культуры России в мировой художественной культуре;
7) сформированность

навыков

сравнения

произведения

искусства

различных стилей.

5

II. Содержание учебного предмета
10 класс
Искусство первобытного общества и древнейших цивилизации.
Искусство первобытного человека. Первые художники Земли. Роль мифа в
культуре (миф – основа ранних представлений о мире, религии, искусстве.
Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня – мать, Дорога и др.).
Первобытная магия. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения,
пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной
среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика
геометрического

орнамента.

Архаические

основы

фольклора.

Миф

и

современность (роль мифа в массовой культуре). Древнейшие сооружения
человечества. Музыка, танец и пантомима.
Искусство

Древней

Передней

Азии.

Возникновение

письменности.

Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и
красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога
Процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних
цивилизаций Шумера и Аккада).
Архитектура Древнего Египта. Пирамиды — «жилища вечности»
фараонов. Храмы и гробницы. Изобразительное искусство и музыка Древнего
Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Древний Египет –
культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли
пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность
пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Сокровища
гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия.
Искусство Мезоамерики. Искусство классического периода. Искусство
ацтеков. Искусство майя. Искусство инков.

6

Искусство Античности.
Эгейское искусство. Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца.
Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая
ордерная система. Архитектура классики: Афинский Акрополь. Архитектура
эллинизма: Пергамский алтарь.
Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись
архаики. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные
шедевры эллинизма. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского
Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального
действия. Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и
пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы
комплекса.
Архитектурные достижения Древнего Рима. Архитектура периода
Римской республики. Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. Славы и
величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни.
Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика,
зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – основные архитектурные и
изобразительные формы воплощения этой идеи.
Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный
портрет. Фресковые и мозаичные композиции. Театр и музыка Античности.
Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство
Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности.
Искусство Средних веков.
Мир византийского искусства. Достижения архитектуры. Мерцающий свет
мозаик.

Искусство

иконописи.

Музыкальное

искусство.

София

Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в
восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и
световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).
7

Архитектура

западноевропейского

Средневековья.

Романский

стиль

архитектуры. Архитектура готики. Монастырская базилика как средоточие
культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и
телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как
образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза
каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической
драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Искусство Руси.
Искусство Киевской Руси. Архитектура Киевской Руси. Изобразительное
искусство.

Древнерусский

крестово-купольный

храм

(архитектурная,

космическая, топографическая и временная символика).
Развитие

русского

регионального

искусства.

Искусство

Великого

Новгорода. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Творчество Феофана
Грека. Искусство Московского

княжества. Стилистическое многообразие

воплощения

киевская

единого

образца:

(София

Киевская),

владимиро-

суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на
Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас-Андронниковского
монастыря

к

храму

Вознесения

в

Коломенском).

Икона

(специфика

символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи
церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского
собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля –
символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых
строительных приёмов.
Искусство

единого

Российского

государства.

Искусство

периода

образования государства. Творчество Дионисия. Искусство периода утверждения
государственности. Искусство России на пороге Нового времени. Театр и музыка
Древней Руси. Возникновение профессионального театра. Музыкальная культура.

8

Искусство средневекового Востока.
Искусство Индии. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.
Музыка и театр. Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм
Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и
индуистских религиозных и художественных систем.
Искусство Китая. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.
Воплощение

мифологических

(космизм)

и

религиозно

–

нравственных

(конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине.
Искусство Страны восходящего солнца. Шедевры архитектуры. Садовопарковое искусство. Изобразительное искусство. Сплав философии (дзен –
буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней
Реандзи в Киото).
Искусство

исламских

стран.

Шедевры

архитектуры.

Особенности

изобразительного искусства. Литература и музыка.
Искусство Возрождения.
Архитектура

итальянского

Возрождения.

Флорентийское

чудо

Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.
Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих».
Мастера венецианской живописи. Творчество Беллини и Джорджоне.
Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.
Искусство Северного Возрождения. Музыка и театр эпохи. Возрождения.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких
мастеров. В мире фантасмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля.
Творчество Дюрера. Музыкальная культура. Итальянская комедия дель арте.
Театр Шекспира.

9

11 класс
Искусство Нового времени.
Искусство барокко. Изменение мировосприятия вэпоху барокко. Человек и
новая картина мира. Роль научных открытий. Революционный переворот в
сознании человека. Перемены в духовной жизни общества. Эстетика барокко.
Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни. Эстетические
принципы барокко. Человек в контексте нового стиля. Главные темы искусства
барокко и его характерные черты. Архитектура барокко. Характерные черты
барочной архитектуры. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини.
Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф.Б.Растрелли. Архитектурные
ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его
окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные
варианты барокко. Изобразительное искусство барокко. Живопись барокко.
Творчество Рубенса. Скульптурные шедевры Лоренц о Бернини. Реалистические
тенденции в живописи Голландии. Творчество Рембрандта. Великие мастера
голландской живописи. Музыкальное искусство барокко. «Взволнованный
стиль» барокко в итальянской опере. Расцвет свободной полифонии в творчестве
Баха. Русская музыка барокко.
Искусство классицизма и рококо. Эстетика классицизма. Рококо и
сентиментализм. Классицизм в архитектуре Западной Европы. «Сказочный сон»
Версаля. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Классицизм - гармоничный
мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и
ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. Изобразительное искусство
классицизма и рококо. Никола Пуссен — художник классицизма. Мастера
«галантного жанра»: живопись рококо.

От классицизма к академизму в

живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова,
А.А.Иванова.

Композиторы

Венской

классической

школы.

Классический

симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. «Музыка, высекающая огонь из
людских сердец». Л. ван Бетховен. Формирование классических жанров и
принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы:
10

В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная
соната). Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный вид»
Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные
зодчие. «Архитектурный театр» Москвы. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
Искусство русского портрета. Мастера живописного портрета (Ф.С. Рокотов, Д.
Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Мастера скульптурного портрета (Б. К.
Растрелли, Э. М. Фальконе, Ф. И. Шубин).
Неоклассицизм
неоклассицизма.

и

академизм.

Творчество

Ж.Л.Давид

К.П.Брюллова.

—

основоположник

Художественные

открытия

А.А.Иванова.
Романтизм. Живопись романтизма. Эстетика романтизма. Живопись
романтизма

(Э.Делакруа

и

Ф.Гойя,

прерафаэлиты,

К.Д.Фридрих,

О.А.Кипренский, И.К.Айвазовский). Романтический идеал и его отражение в
музыке. Романтизм в западноевропейской музыке. Р.Вагнер — реформатор
оперного жанра. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической
музыкальной школы. М.И.Глинка — основоположник русской музыкальной
классики. Рождение русской национальной оперы.
Реализм — направление в искусстве второй половины XIX века. Реализм:
эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. Социальная тематика в
западноевропейской живописи реализма. Картины жизни в творчестве Г.Курбе.
История и реальность в творчестве О.Домье. Социальная тематика в живописи
реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Русские художникипередвижники. Общество передвижных выставок. Реалистическая живопись.
И.Е.Репина и В. И. Сурикова. Развитие русской музыки во второй половине XIX
века.

Композиторы

«Могучей

кучки»

(М.А.

Балакирев,

А.П. Бородин,

М.П.Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков). «Музыкальная исповедь души»:
творчество П.И. Чайковского.

11

Искусство конца XIX-XX века.
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. Художественные
искания импрессионистов (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар). Пейзажи впечатления
(К.Моне, А. Сислей, К. Писсарро). Повседневная жизнь человека (О.Ренуар).
Последователи импрессионистов (П.Сезанн, В.Ван Гог, П.Гоген и А.ТулузЛотрек, К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь).
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Характерные
особенности стиля. Модерн в архитектуре. В.Орта. Архитектурные шедевры А.
Гауди. Модерн Ф.О.Шехтеля.
Символ и миф в живописи и музыке. Художественные принципы
символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве
М.А.Врубеля. Музыкальный мир А.Н.Скрябина.
Художественные течения модернизма в живописи. Фовизм А. Матисса.
Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали.
Русское изобразительное искусство XX века. Художественные объединения
начала века. Мастера русского авангарда (В. В.Кандинский, К.С.Малевич,
П.Н.Филонов). Искусство советского периода. Современное изобразительное
искусство.
Архитектура ХХ века. Конструктивизм Ш.Э. Ле Корбюзье и В.Е.Татлина.
«Органическая архитектура» Ф.Л.Райта. О.Нимейер: архитектор, привыкший
удивлять.
Театральное искусство XX века. Режиссерский театр К.С.Станиславского и
В.И. Немировича-Данченко. «Эпический театр» Б.Брехта. Шедевры мирового
кинематографа.

Мастера

немого

кино:

С.М.Эйзенштейн

и

Ч.С.Чаплин.

«Реальность фантастики» Ф.Феллини. Неореализм итальянского кино. Основные
тенденции развития современного кинематографа.
Музыкальное искусство России XX века. Музыкальный мир С.С.Прокофьева.
Творческие искания Д.Д.Шостаковича. Музыкальный авангард А.Г.Шнитке.
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. Искусство
джаза и его истоки. Рок - и поп-музыка.
12

III.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы
10 класс
Раздел
Искусство
первобытного
общества и
древнейших
цивилизаций
(5 ч.)
Искусство
Античности
(6 ч.)

Тема урока

Кол-во

Искусство первобытного человека

1

Искусство Древней Передней Азии

1

Архитектура Древнего Египта

1

Изобразительное искусство и музыка

1

Древнего Египта
Искусство Мезоамерики

1

Эгейское искусство

1

Архитектурный облик Древней
Изобразительное
искусство
Эллады

1
1

Древней Греции
Архитектурные

достижения

1

искусство

1

Древнего Рима
Изобразительное

Древнего Рима. Театр и музыка
Античности
Повторительно-обобщающий

урок:

1

«Искусство Античности»
Искусство
Средних веков
(12 ч.)

Мир византийской культуры

1

Архитектура

западноевропейского

1

Искусство
Киевской Руси
средневековья
Развитие русского регионального

2

Искусство
единого
искусства
Театр и музыка
Древней Руси.
Российского
государства.

3

3
1

13

Повторительно-обобщающий урок:

1

«Искусство Средних веков»
Искусство

Художественная культура Индии

1

средневекового

Художественная культура Китая

1

Искусство Страны восходящего солнца

1

Востока

(Япония)

(4 ч.)

Художественная культура исламских

1

стран
Искусство

Архитектура

Возрождения

Возрождения

(6 ч.)

Итальянского

1

Титаны Высокого Возрождения

3

Мастера венецианской живописи.

1

Искусство

Северного

Возрождения.

Музыка и театр эпохи Возрождения
Повторительно-обобщающий

урок:

1

«Искусство Возрождения»
Обобщающий урок: «Мировая художественная культура: от

2

первобытности до Средних веков»

11 класс
Раздел
Искусство Нового
времени
(22 ч.)

Тема урока

Кол-во

Искусство барокко

1

Архитектура барокко

1

Изобразительное

1

искусство

барокко
Реалистические

тенденции

в

1

живописи Голландии
14

Музыкальное искусство барокко.

1

Искусство классицизма и рококо.

1

Классицизм

1

в

архитектуре

Западной Европы.
Изобразительное

искусство

1

классицизма и рококо
Композиторы Венской классической

1

школы
Шедевры

классицизма

в

2

архитектуре России
Искусство русского портрета
Неоклассицизм

и

1

академизм

в

живописи
Живопись романтизма

1
1

Романтический идеал и его отражение
в музыке
Зарождение русской классической

1
1

музыкальной школы. М.И.Глинка
Реализм — направление в искусстве

1

второй половины XIX века
Социальная

тематика

западноевропейской

в

1

живописи

реализма
Русские художники-передвижники

1

Развитие русской музыки во второй

2

половине XIX века
Повторительно-обобщающий

1

урок:

«Искусство

Нового

времени»
15

Искусство конца

Импрессионизм

и

XIX-XX века

постимпрессионизм в живописи

(11 ч.)

Формирование стиля модерн в

1
1

европейском искусстве
Символ и миф в живописи и музыке

1

Художественные

1

течения

модернизма в живописи
Русское изобразительное искусство
XX века
Архитектура ХХ века

1
1

Театральное искусство XX века

1

Шедевры мирового кинематографа

1

Музыкальное искусство России XX

1

века.
Стилистическое

многообразие

1

западноевропейской музыки
Повторительно-обобщающий

урок:

1

«Искусство конца XIX-XX века»
Обобщающий урок: «Мировая художественная культура в

2

XVI – XX вв.»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».