Приложение № _ll_ к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» утвержденной приказом МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» от 28.01.2021 г. № 6/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЭКОНОМИКА» 10 -11 класс 1.Планируемы результаты освоения учебного предмета «Экономика» Личностные результаты мотивировать и направлять на активное и созидательное участие в будуще экономической жизни; раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; заинтересовывать не только в личном экономическом успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире; сформировать экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; формировать российскую и гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед родиной, гордости за свой край, совою родину; гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; формировать поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических ресурсов ; Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения экономических задач; готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и 2 интерпретировать информацию экономического содержания, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; умение определять назначение и функции различных социальноэкономических институтов; умение самостоятельно принимать эффективные решения; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; владение навыками познавательной рефлексии. Предметные результаты освоения содержания программы по экономике Познавательная сфера: Относительно целостное представление об экономике и о человеке, о сферах и областях экономической жизни; знание ряда ключевых понятий базового для школьной экономики наук; умения объяснять с их позиций явления экономической действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социально-экономических ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; умение самостоятельно определять свои цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов; сформированность системы знаний об экономической сфере жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; Владение навыками познавательной рефлексии; Ценностно-мотивационная сфера Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; знание основных экономических понятий, механизмов, понимание их роли в жизни человека и государства ; Трудовая сфера: Знание особенностей труда как одного из основных видов экономической деятельности человека; основных требований трудовой 3 этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; Коммуникативная сфера Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознано воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов; Содержание учебного предмета «Экономика» Экономика как наука и хозяйство Экономика и человек. Экономика фирмы. Что изучает экономика. Экономика: наука и хозяйство. Потребности и блага. Факторы производства. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Рациональное поведение людей в экономике. Альтернативная стоимость. Производственные возможности. Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Смешанная экономическая система. Спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Предложение. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Рыночное рав- новесие. Равновесная цена и равновесное количество. Нарушение рыночного равновесия. Конкуренция и её виды. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Формы организации бизнеса. Понятие предпринимательства. Индивидуальная деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Экономика фирмы. Финансовые показатели фирмы. Виды издержек фирмы. Средние издержки. Источники финансирования фирмы. Внутренние и внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Надёжность и доходность ценных бумаг. Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия. Функции управления. Организационная структура управления предприятием. Маркетинг. Основные элементы маркетинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата. Производительность труда. Финансы семьи. Зачем нужно составлять 4 семейный бюджет. Доходы семьи. Расходы семьи. Потребительский кредит. Неравномерность распределения доходов. Государство и экономика Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Экономический кругооборот. Валовой внутренний продукт (ВВП). Что включается в состав ВВП. Измерение ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Экономический рост. Содержание экономического роста. Факторы экономического роста. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. Виды экономи- ческих циклов. Денежное обращение. Возникновение денег и виды денег. Функции денег. Ликвидность. Инфляция. Сущность инфляции. Виды и причины инфляции. Социально-экономичекие последствия инфляции. Банковская система в России. Коммерческие банки. Банк России. Монетарная политика Бан- ка России. Другие финансовые организации. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Финансы государства. Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги. Функции налогов. Виды налогов. Системы налогообложения. Кривая Лаффера. Безработица. Занятые и безработные. Типы безработицы. Уровень безработицы. Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество. Современные тенденции развития мирового хозяйства. Валютный рынок. Государственная политика в области международной торговли. Тематическое планирование учебного предмета «Экономика» количество часов на год: в неделю__1__, всего__70____. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование тем 10 класс Экономика как наука и хозяйство Что изучает экономика. Потребности, блага, факторы производства. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора Экономические системы Тема 2. Рыночный механизм. Спрос Предложение Рыночное равновесие Конкуренция Контрольная работа № 1 по теме: «Главные вопросы экономики» Тема 3. Экономика фирмы Всего часов 8 2 2 2 2 8 2 2 2 1 1 12 5 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 2 3 4 5 6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Формы организации бизнеса Экономика фирмы Издержки Источники финансирования фирмы Менеджмент и маркетинг Контрольная работа № 2 по теме: «Фирма в экономике» Тема 4. Финансы семьи. Рынок труда Производительность труда. Финансы семьи. Экономика и человек. Контрольная работа № 3 по теме: «Микроэкономика» 11 класс Тема 5. Экономика страны. Макроэкономика Валовый внутренний продукт. Экономический рост Экономический цикл Контрольная работа №1 по теме «Экономика страны» Тема 6. Денежное обращение. Деньги. Инфляция. Дефляция Банковская система России Тема 7. Роль государства в экономике Экономические цели и функции государства. Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги Безработица Контрольная работа №2 по теме «Роль государства в экономике» Тема 8. Мировая экономика Современные тенденции развития мирового хозяйства. Валютный рынок Государственная политика в области внешней торговли Контрольная работа №3 по теме: « Зачет по разделу экономика» Презентация проектов по макроэкономической тематике 2 1 2 2 3 1 7 1 1 2 1 2 10 2 2 2 2 2 4 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 Рабочая программа разработана с учетом авторской программы «Экономика. Рабочая программа.10-11 классы: учебно-методическое пособие» Г.Э.Королева. – М.:Вентана-Граф,2017.-24(2)с. и ориентирована на использование учебника: 6 Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учр. / Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. – М.:Вентана-Граф,2017.-192с. 7