Приложение 36 РП КВ Решение генетических задач 10-11 класс

Приложение № ___1§__
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ «РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
10 -11 класс

Раздел I
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
 общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и
формирования признаков;
 специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
законы Менделя и их цитологические основы
 виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику виды
скрещивания.
 сцепленное наследование признаков, кроссинговер
 наследование признаков, сцепленных с полом
 генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и
универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека

популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в
медицине применяется при изучении наследственных болезней)

объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения;
содержаниегенетической задачи;

применять термины по генетике, символику при решении генетических задач
 решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
 анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в
последующих поколениях

описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных
генов; находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в
различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных
норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует
выделить три вида действий:
 самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
 смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
 нравственно-этическая ориентация – действие, обеспечивающее личностный
моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деятельности. К ним относятся следующие:
 целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;



саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия
постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
 структурирование знаний;
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
 смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его
реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Раздел II
Содержание учебного курса
1. Введение. 2 часа.
Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики.
Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
2. Моногибридное скрещивание. 6 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном
скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное

наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование.
Летальные аллели.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание.
Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение
количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и
генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач
на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови
потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее
скрещивание.
3. Дигибридное скрещивание. 6 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном
скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание.
Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.
Теоретический курс - 1 час. Математические закономерности наследования,
используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Практический курс – 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления
потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы
потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.
5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.
Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон
Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования:
в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера
между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной
парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Практический курс – 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение
количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения
различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с
полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль
половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.
Практический курс – 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака
с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.
7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час.
Эпистаз: доминантный и рецессивный.
Комплементарность. Полимерия.
Практический курс – 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных
генов.
8. Итоговое занятие. 2 часа.
Самостоятельное решение генетических задач всех видов. Работа со сборником ЕГЭ
(автор Рохлов В.С.)

 Раздел III
Тематическое планирование

№

Название темы

Кол-во часов

1.

Введение.

2.

Моногибридное скрещивание.

3.

4.

1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

1

2. Решение задач.

5

Дигибридное скрещивание.
1. Закономерности при дигибридном скрещивании.

1

2. Решение задач.

5

Полигибридное скрещивание.
1. Математические закономерности наследования при полигибридном
скрещивании.
2. Решение задач.

5.

6.

7.

8.

2

1
3

Сцепленное наследование генов.
1. Закономерности сцепленного наследования.

2

2. Решение задач.

4

Наследование, сцепленное с полом.
1. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

1

2. Решение задач.

3

Взаимодействие неаллельных генов.
1.Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.

1

2. Решение задач.

3

Итоговое занятие.

2

Итого

34

Литература для учащихся.
1. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.
2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников
и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
3. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по
генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.
4. Мортон Дженкинс. 101 ключевая идея: генетика. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.
5. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
Литература для учителя.

1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб
В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.
3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек.
Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.
6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. –
М.: Просвещение, 1981. – 192с.
7. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.//
“Биология в школе”. – 2004. - №7.
8. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения
биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.
9. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11
классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.
10. Хлебунова С.Ф., Тараненко Н.Д. Управление современной школой. Выпуск VI.
Профильное обучение: новые подходы. Ростов-н/Д: Учитель, 2004. – 96с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».