1. Пояснительная записка Знание русского языка в современном обществе является неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Знаю русский на пять» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (ч.2), 58 (ч.1), 59 (ч.1),75 (ч.1, ч.4); 2. Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; 3. «Концепции развития дополнительного образования до 2030», принятой распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. N 678-р; 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Устав МБУДО города Иркутска ДДТ №5, согласован распоряжением заместителя комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, от 17.06.2015г. Изменения к Уставу от 14.10.2016 г; 6. Положение об Образовательной программе МБУДО г. Иркутска ДДТ№5. Направленность программы: социально-гуманитарная. Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Знание русского языка в современном обществе является неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Именно поэтому педагогически целесообразно создание оптимальных условий для формирования и повышения мотивации к изучению русского языка через использование активных, традиционных инетрадиционных методов и форм обучения. Программа включает в себя требования к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы для сдачи итоговой аттестации в форме и по материалам Единого государственного экзамена; построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку с учетом «Спецификации контрольных измерительных материалов…» и на основе «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2023 годуединого государственного экзамена по русскому языку». Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы. Отличительные особенности программы: при обучении русскому языку основное внимание уделяется выработке умений и навыков применения орфографических и пунктуационных правил, всех видов разбора при выполнении заданий теста. Адресат программы: программа рассчитана на детей от 15до 18 лет. Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения. Форма обучения: очная. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2академических часа, перерыв между занятиями 10 минут. Целью программы является формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области школьного курса русского языка, необходимых для сдачи экзамена. Главная задача – формирование у обучающихся трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать текст, формулировать проблему, выявлять позицию автора, аргументировать собственное мнение) В данном планировании предусмотрена работа по формированию у обучающихся курсов орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на занятиях проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и пунктуации, культуры речи, стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка. Объем программы: общее количество учебных часов, необходимых для составления программы, составляет 120 часов в год. Содержание программы 1. Информация о ЕГЭ. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. 2. Речь. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Анализ текста. 3. Нормы современного русского (орфоэпические (нормы ударения). 4. литературного языка Лексика и фразеология.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексический анализ. 5. Орфография. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов (кроме Н-НН) различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Н-НН в различных частях речи. Правописание НЕ-НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. 6. Грамматика. Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа предложения. Виды подлежащего и виды сказуемого. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособление второстепенных членов предложения. 7. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Сложное предложение с разными видами связи между частями. Синтаксический анализ предложений. 8. Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью, с разными видами подчинения (последовательное и параллельное, однородное и неоднородное). Пунктуация в простом и сложном предложениях (обобщение). Пунктуационный анализ. 9. Языковые нормы. Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевыеошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. 10. Коммуникативная компетенция. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. 11. Контроль. Планируемые результаты В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебныеумения: • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменнойречи); • информационные (умение извлекать информацию, умение работать стекстом); • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее). В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать: • связь языка и истории, культуры русского народа; • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • основные единицы языка, их признаки; • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;уметь: • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей • использовать основные виды чтения; • извлекать необходимую информацию из различныхисточников; • создавать письменные монологические высказывания; • применятьвпрактикеречевогообщенияосновные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка; • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения; • использовать информационной основные, переработки а также устного и приобретенные приемы письменного текста. Оценочные материалы Оценочные и методические материалыданной программы включают: - Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса; - Контрольно–диагностический блок; - Формы оценки качества знаний; - Контрольно– диагностический инструментарий. Перечень форм и методик диагностики; - Учебно-методический комплекс; Дидактический материал включает: таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и формы отслеживания результатов. Виды контроля включают: - входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков; - промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана; - итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата, № группы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Темы занятий Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ОТ. Государственный язык России: история и особенности русского языка. Информационная обработка текста. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова. Орфоэпические нормы. Паронимы Образование форм слова Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи(кроме -н-/нн-) Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов с разными частями речи. Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи Знаки препинания в предложении с однородными членами и сложносочинённом предложении. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Знаки препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Синтаксические и грамматические нормы. Лексические нормы. Тестовые задания. Количество часов Всего Теор Практ 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Текст как речевое произведение, Смысловая икомпозиционная целостность текста. Лексика русского языка. Средства связи предложений в тексте. Языковые средства выразительности. Типы текстов. Проблематика текста. Авторская позиция. Аргументация собственного мнения. Структура сочинения. Алгоритм написания сочинения Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Грамматические нормы.Речевые нормы. Тесты Итого 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 68 1 1 33 1 1 35