ДООП Мои истоки

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план

3.

Содержание учебного плана

4.

Организационно-педагогические условия реализации программы

5.

Список литературы

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мои
истоки» (далее – Программа) туристско-краеведческой направленности
ознакомительного уровня способствует возрождению духовности, развитию
творческих способностей обучающихся, дает им дополнительные знания по истории
своего края, обычаям, культуре, воспитывает патриотизм, чувство ответственности
за настоящее и будущее Родины, формирует потребность сохранить исторические
материалы и культурные ценности.
Актуальность Программы
При изучении Программы у обучающихся происходит воспитание
патриотов своей малой родины, своей страны, своей семьи. Изучение своей
родословной является важной составляющей в деле формирования личности
гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами,
интересами, мотивами деятельности и поведения.

Новизна Программы
В программах школьных курсов преподавание истории России
практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата
национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций
является, по сути, национальной трагедией. В связи с этим стержнем воспитания
теперь должно стать воспитание гражданственности, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в
осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На
базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом
в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам
Отечества, как наивысший результат их социализации.

Педагогическая целесообразность Программы
Программа имеет как теоретическую, так и практическую направленность.
Она включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями
генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение
специфических особенностей методов сбора информации и еѐ анализа. Базовыми
2

науками для курса являются история, краеведение, генеалогия, этнография,
социология, геральдика.
Патриотическое
воспитание
по Программе формирует систему базовых
ценностей через:
- осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности;
Обучение школьников строится методом познания окружающей жизни,
наблюдений за тем, что происходит вокруг них, знакомства с историческими
памятниками, проведения экскурсий в местные музеи, походов по местам боевой
и трудовой славы, знакомства с воспоминаниями ветеранов войны и труда, своих
родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения
по привлечению на занятия исторического материала местных и школьных
музеев. Это дает возможность познакомить детей с историей и современностью
на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
Цель и задачи Программы
Цель программы - формирование личности патриота России с присущими
ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности
и поведения иформирования начальных исторических представлений
школьников через их знакомство с историей семьи, родного города, Отечества.
Задачи программы.
Обучающие:
1)
дать представления о народах России, об их общей исторической
судьбе, о единстве народов нашей страны, познакомить с национальными
героями и важнейшими событиями истории России, родного края;
2)
научить
обучающихся ориентироваться в исторической
информации, носителями которой являются предметы материальной культуры,
исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные
памятники и т.д.;
3)
развивать умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации,
творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной
родословной;
4)
организовать поисковую проектную работу, позволяющую изучить
родословную семьи (рода), историю родного города, наиболее яркие события,
личности, исторические и архитектурные памятники отечественной истории;
5)
формировать коммуникативные, информационные компетентности и
готовность решать проблемы.

Воспитательные:

3

воспитать любовь и уважение к своему Отечеству, его народу,
культуре, языку, святыням, природе на основе изучения родословной своей
семьи, истории родного города;
2)
способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на
основе познания и раскрытия значения семейных традиций;
3)
воспитывать навыки доброжелательного и добродетельного
поведения, потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости.
Развивающие:
1)
содействовать развитию творческой личности с оптимистическим
взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственную жизнь
«созидателя», «преобразователя», «благотворителя»;
формировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим
людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками.
1)

Категория обучающихся
Обучение по Программе ведется для обучающихся 9-13 лет. Количество
обучающихся в группе – 15-25 человек.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения. Общее количество часов в год
составляет 70 часа.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 2 раза в неделю по 40 минут (1 астрономический час)
Программа включает в себя лекционные и практические занятия – экскурсии.
Планируемые результаты освоения Программы
В процессе работы по данной программе создаются условия для
проявления самостоятельности, саморазвития и самореализации. Обучающиеся
осваивают различные виды деятельности: поисково–исследовательскую,
проблемную, коммуникативную, творческую. Предлагаемые программой формы
деятельности обеспечивают реализацию творческих способностей учащихся и
предусматривают различные уровни развития способностей в соответствии с
возможностями детей.
Программа подчинена гуманным целям восхождения Личности человека
извечным духовным ценностям, стремящейся к Добру, Истине, Красоте. Первые
шаги учащихся работы по данной программе открывают широкий путь для
дальнейшей исследовательской работы.
Ожидаемые результаты освоения программы:
4

Обучающийся будет понимать значение понятий:
- семья, род, семья, Родина, имя, кровное родство, духовное родство; крестный
(воспреемник), генеалогия; хронология, классификация, исторические источники,
родословная схема; родословное древо, поколенная роспись, проект.
Обучающийся будет иметь общее представление
- о правильных иерархических отношениях в семье;
- о способах образования фамилий;
- о составлении поколенных росписей, родословных таблиц;
- о составлении семейного календаря (хроники);
- о принципах составления семейного герба;
- о правах и семейных обязанностях.
Обучающийся будет знать
- историю своего рода, своей семьи;
- историю семейных реликвий;
- традиции и обычаи своей семьи;
- важные даты в жизни семьи
Формы контроля и оценочные материалы
Текущий контроль складывается из следующих компонентов.
Вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью
выявления образовательного и творческого уровня развития детей, их
воспитанности в форме диагностического упражнения и педагогического
наблюдения.
Текущий контроль осуществляется в форме педагогических наблюдений, он
позволяет определить уровень усвоения программы, творческую активность
учащихся, выявить коммуникативные склонности.
Оперативный контроль осуществляется в процессе всего образовательного
процесса для выявления затруднений, для оперативного изменения хода
учебновоспитательного процесса.
Итоговый контроль результатов образовательного процесса проводится по
завершению каждого учебного года. Педагог анализируют:
- усвоение ребенком предметных знаний и умений;
- овладение
ребенком общеучебными навыками (ключевыми
компетентностями),
- качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески;
- проявление инициативы к решению проблем ближайшего окружения;
- творческую активность по участию в мероприятиях (конкурс, олимпиада,
акция, конференция и т.д.) различного уровня;
-личностный рост обучающихся.
5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№

Название разделов

1.1

Раздел 1. Память
моего
Вводные занятия

1.2
1.3
1.4

Количество часов
теория
практика
всего
рода 2
14
16
3

4

Семья – главный центр жизни 1
человека
Родственные связи. Виды и степени родства
Помни имя свое
-

3

4

4

4

4

4

2
-

22
6

24
6

1

9

10

Беседа,
наблюдение

1

7

8

Беседа,
наблюдение

26

30

10

14

-

4

4

-

8

8

-

4

4

8

62

70

Раздел
3.
Проектная 4
практика
4
3.1. Разработка проекта

3.3
3.4

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

1

Раздел 2. Родословное древо
архив
как
2.1. Семейный
исторический
источник для составления
родословия семьи (рода)
2.2 Наука генеалогия. Принципы
составления
родословного
древа
2.3 Равняясь на Карамзина

3.2

Формы
контроля

Практическая
реализация
проекта
Расскажи нам о себе. Защита
проекта
Итоговые занятия.
Подведение итогов учебного
года
Итого

Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Защита
проекта

Содержание учебного (тематического) плана
6

Раздел 1. Память рода моего
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности.
Практика. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на
занятиях и технике безопасности. Праздник начала учебного года «Азъ да буки, а
там и другие науки». Входная диагностика. Устный опрос «Что такое семья».
Тема 1.2.Семья - главный центр жизни человека.
Теория. Семья как духовная, социальная, культурная, нравственная ценность.
Семья как школа любви, школа жизненного опыта, духовного возрастания. Дом
– место, где любят. Дом – главный центр жизни человека. Дом – место, где
растут дети. Устроение домашнего очага. Типичные и в культуре
опоэтизированные атрибуции дома: крыша, стены, окна и двери, порог, лестница
(лествица), подвал или подпол, красный угол. Семейный уклад. Родительский
дом – место любви и добра. Дух кротости в семье – основа семейного
благополучия. Семьи – образец для подражания (Петр и Феврония, Святая
царственная семья).
Практика. Поиск, сбор, систематизация информации и создание каталога в виде
компьютерной презентации или альбома печатных изображений «Устроение
домашнего очага», «Образ дома в устном народном творчестве»,
«Мифологические представления славян о доме», «Святые покровители семьи
Петр и Феврония», «Святая царственная семья», «Воспитание в Царской семье»,
«Образ святого семейства в живописи и иконописи», «Образы младенчества и
детства в литературе, фольклоре, музыке, изобразительном искусстве», «Образ
дома в литературе, фольклоре, изобразительном искусстве, музыке».
Презентация каталогов.
Тема 1.3. Родственные связи. Виды и степени родства.
Теория. Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство,
близочество) и с другими родственными наименованиями. Семейная иерархия.
Архетипическая структура семьи. Отец – глава (голова) семьи, господин всех
своих близких. Он же и слуга всем своим близким. Мать, жена – воплощение
целомудрия. Дети – дар Божий. Древо рода.
Практика.Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех
видов. Поиск, сбор, систематизация информации и создание каталога в виде
компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор)
«Образ отца в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре», «Образ
матери в изобразительном искусстве и в иконописи», «Образ сына в
изобразительном искусстве, литературе фольклоре», «Принципы воспитания
Наследника Престола – Николая II и царевича Алексея». Презентация каталогов.
7

Тема 1.4. Помни имя свое.
Теория. География рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции,
праздники семьи (рода). Ценности человеческой жизни, связанные с домом.
Домашние святыни. Роль дома в передаче семейных традиций. Поминовение
усопших родственников. События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).
Практика. Продолжить работу над заполнением таблиц и схем. Продолжить
систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).
Поиск, сбор, систематизация информации и
создание каталога в виде
компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор)
«Праздники нашей семьи»,
«Наши семейные традиции», «Семейная реликвия». Презентация каталогов.
Раздел 2. Родословное древо
Тема 2.1. Семейный архив как исторический источник для составления
родословной семьи (рода).
Теория. Хронология, классификация, исторические источники.
Практика. Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в
домашних
условиях;
обучить
методам
классификации;
развивать
хронологические умения. Виртуальное путешествие в прошлое «Путешествие в
детство моих родителей», «Путешествие в детство наших бабушек и дедушек».
Тема 2.2. Принципы составления родословного древа.
Теория. Наука генеалогия, родословная схема; поколенная роспись; идеал;
дворянство; «государственный человек»
Практика. Знакомство с родословиями знаменитых родов России. Изучение
принципов составления родословного древа.
Тема 2.3. Равняясь на Карамзина.
Теория. Геральдика.
Практика. Пишем книгу «История семьи (рода)». Оформляем текст,
родословные таблицы и поколенные росписи, приложения. Составляем герб
семьи (рода). Оформляем домашний музей. Изучение геральдических принципов
и правил составления герба семьи (рода). Изучение принципов создания
экспозиции домашнего музея.
Раздел 3. Проектная практика
Тема 3.1. Формирование замысла проекта.
Практика. Как выбрать тему собственного проекта. Коллективное обсуждение
задачи выбора темы собственного проекта. Индивидуальная работа с учащимися
8

(методика и правила выбора темы подробно описаны в УМК к программе).
Совместное или самостоятельное планирование проекта. Выдвижение идеи
(мозговой штурм). Объявление и обсуждение темы проекта. Определение
основных понятий по теме проекта. Индивидуальная работа по планированию
самостоятельных проектов. Оформление проектных папок.
Тема 3.2. Практическая реализация проекта.
Практика.
Индивидуальная или групповая работа по реализации
самостоятельных проектов. Проведение консультаций, переговоров. Сбор и
обобщение информации. Анализ полученных материалов. Определение
основных понятий. Структурирование материалов. Презентация вариантов
проектов. Определение оптимального варианта.
Содержательная деятельность по проекту. Проведение плановых мероприятий.
Корректировка хода реализации проекта. Оформление проектных папок.
Тема 3.3. Расскажи нам о себе. Защита проектов.
Практика.Подготовка собственных работ к защите: планирование собственного
выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей,
макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Формулирование критериев оценки
проекта. Информирование общественности о результатах работы.
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов (участие
предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об
итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам).
Оформление проектных папок.
Тема 3.4. Итоговое занятие.
Практика. Подготовка и проведение концерта-выставки для родителей «Чему
мы научились» Презентация достижений. Формирование электронного альбома
лучших проектных и творческих работ обучающихся объединения.
Коллективное обсуждение итогов года.
Итоговая диагностика. Анализ детских проектных работ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
используется во время экскурсий в картинную галерею; экскурсий по городу,
целевых прогулок; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций
9

предметов; проведения дидактических игр;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в
процессе чтения литературных произведений педагогом;
чтения стихотворений детьми; бесед с элементами диалога,
обобщающих рассказов педагогом;
ответов на вопросы педагога, детей; рассказов детей по схемам,
иллюстрациям, моделирования рассказов; проведения викторин,
конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать проектную деятельность;
провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и
др.); провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Педагогические приемы по освоению программы «Моя родословная»
подбираются также в соответствии с возрастными особенностями младших
школьников:
- использование рассказов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию;
- широкое использование наглядных пособий (картин, изображающих
излагаемые события и родную природу, икон, фотографий, слушание
классической, детской, духовной музыки, колокольных звонов, просмотр кино
и слайд-фильмов) для опоры на наглядно-образное мышление школьников;
- художественно-продуктивная
деятельность: изготовление подарков к
праздникам; практические занятия по рукоделию и все виды творческой
художественной деятельности детей, зарисовки в течение урока и домашнее
задание в форме рисунков, обеспечивающих практическую деятельность
учащихся;
- игровые приемы, способствующие повышению интереса к теме занятия;
- экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
При реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
№ Педагогические
Методы, приемы, формы обучения и воспитания
технологии
и подведения итогов
1 Проектное
Проектная технология используется при работе с
обучение
отдельными группами детей или индивидуально с
одаренным ребенком
при подготовке к
мероприятиям
2 Портфолио
В течение года каждый обучающийся готовит
портфолио - сборник работ и результатов,
которые демонстрирует его усилия, прогресс и
10

3

Интерактивные
технологии

4

Игровые
технологии
(Б.П.Никитин)
Технология
обучения
в
сотрудничестве
(обучение в малых
группах)
«Информационные
технологии:
использование
программных
средств
и
компьютеров для
работы
с
информацией

5

6

7

достижения. Презентация портфолио проводится
в конце учебного
года на итоговых занятиях в форме миниконференции по защите портфолио или выставки
портфолио
Деловая игра «Планирование работы объединения
на учебный год».
Презентационный метод:
презентация
лучших
творческих
и
исследовательских работ, созданных за учебный
год.
презентация достижений;
формирование
электронного
альбома
лучших
проектных
и
творческих
работ
обучающихся объединения
Игра - знакомство с детьми.
Дидактические игры на занятиях.
Обучение
в
малых
группах. Доклад малых
групп

Поиск, сбор и систематизация текстовой
информации и изображений с использованием
Интернет.
Формирование электронного альбома лучших
проектных и творческих работ обучающихся
объединения
Создание каталогов в виде компьютерной
презентации в программе Microsoft PowerPoint;
Создание текстовых документов на компьютере в
программе Microsoft Word.
Компьютерные тестовые задания
Технологии
Составление
индивидуального
плана
развивающего
творческой,
исследовательской
или
обучения
с проектной деятельности на год. Экскурсии в
направленностью городской
краеведческий
музей,
на
развитие художественную выставку.
творческих
11

качеств личности

Материально-техническое обеспечение
1) Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно–гигиеническим требованиям,
для занятий группы 10 – 15 человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК и
библиотеки, игровой уголок).
2) Оборудование, необходимое для реализации программы:
1.
Компьютер (ноутбук) с каналом выхода в Интернет и программное
обеспечение к нему;
2.
Мультимедийная проекционная установка;
3.
Принтер черно-белый, цветной;
4.
Сканер;
5.
Ксерокс;
6.
Диктофон или магнитофон;
7.
Песочные часы,
8.
Цифровой фотоаппарат,
9.
Материалы для рукоделия: ткань, бисер, нитки для шитья и
вышивания, иголки, акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и
картон для рисования и конструирования, клей и др..
4) Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры;
блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман,
ксероксная бумага); клей, ножницы, файлы, папки и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
использованной при составлении программы
- Буйлова, Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного
образования детей : учеб.-метод. пособие / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М. :
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. – 160 с.
- Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ
дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, - - - А.С.
Постников [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В
помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.
Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ, 26.12.2012 г.
[Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской
Федерации.
–
Режим
доступа
:
http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_
в_РФ
12

- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для
преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.
- Конасова, Н.Ю. Оценка результатов дополнительного образования детей.
ФГОС. / Н.Ю.
- Конасова. - Волгоград: Учитель, 2016. – 121с. – (Образовательный мониторинг).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.
- 23 с. - (Стандарты второго поколения).
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение
Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] /
Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного
образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ №
09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и
юношеского творчества. – Режим доступа: pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.
Методические
рекомендации
по
разработке
дополнительных
общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки
Самарской области от 03.09.2015 г.
№ МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и
юношеского
творчества.
Режим
доступа:
http://pionersamara.ru/content/metodicheskaya-deyatelnost.
Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной
общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти.
[Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.
Официальные
документы.
–
Режим
доступа:
http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_GTsIR_o_programmah.pdf
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся МБОУ
ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный
центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа:
http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_
GTsIR_o_formah
attestacii.pdf. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно13

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный
портал системы
дополнительного
образования
детей.
–
Режим
доступа
:
http://dopedu.ru/poslednienovosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
[Электронный ресурс] /
Дополнительное
образование:
информационный
портал
системы
дополнительного
образования
детей.
–
Режим
доступа
:
http://dopedu.ru/normativno-pravovoeobespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsiidopolnitelnogoobrazovaniya-detey
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Туризм и краеведение. Изд. 3 дополненное. – М.: Просвещение, 1982. Приказ
Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
[Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации.
Государственная система правовой информации. – Режим доступа :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034

2.
3.
4.
5.

Раздел 1. Память рода моего
Вводное занятие. Инструктаж о правилах
поведения на занятиях и технике
безопасности. Планирование работы на
учебный год.
Игра – знакомство с детьми.
Входная диагностика. Устный опрос «Что
такое семья».
Праздник начала учебного года «Азъ да буки,
а там и другие науки».
Семья – главный центр жизни человека.
Семья как духовная, социальная, культурная,
нравственная ценность. Семья как школа
любви, школа жизненного опыта, духовного
возрастания.

Форма занятия.
Форма подведения
итогов

Практика

1.

Раздел, тема занятия

Количество
часов

Теория

Сроки

№ занятия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

беседа

1

-

беседа, практика
беседа, практика

-

1
1

беседа, практика

-

1

беседа

1

-

14

6.

7.
8.

9.
10.

11.
12.
13.

14.
15.

16.

17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Родительский дом – место любви и добра.
Дух кротости в семье – основа семейного
благополучия. Семьи – образец для
подражания (Петр и Феврония, Святая
царственная семья). Подготовка к олимпиаде
«Наше наследие»
Школьный тур интеллектуальной олимпиады
«Наше наследие»
Практика «Образ дома в литературе,
фольклоре, изобразительном искусстве,
музыке».
Родственные связи. Виды и степени родства
Знакомство с понятием родства кровного и
духовного (свойство, близочество) и с
другими родственными наименованиями.
Семейная иерархия.
Архетипическая структура семьи.
Изучение родственных связей по восходящей
линии и боковым.
Поиск, сбор, систематизация информации и
создание каталога в виде компьютерной
презентации
или
альбома
печатных
изображений (на выбор) «Образ отца в
изобразительном искусстве, литературе,
фольклоре».
Помни имя свое. География рода. Фамилия.
Флаг семьи. Верования.
Обычаи, традиции, праздники семьи (рода).
Ценности человеческой жизни, связанные с
домом. Домашние святыни. Роль дома в
передаче семейных традиций. Поиск, сбор,
систематизация информации и
создание
каталога в виде компьютерной презентации
или альбома печатных изображений (на
выбор) «Праздники нашей семьи»
«Наши семейные традиции», «Семейная
реликвия». Презентация каталогов.
Раздел 2. Родословное древо
Семейный архив как исторический источник
для составления родословия семьи (рода). Что
составляет семейный архив. Какие документы
использовать?
Классификация документов: классификация по
группам, классификация по разделам.
Официальные документы. Неофициальные
документы. Как хранить документы
Виды родословных, идеи для родословного
дерева
Экскурсия в музей
Экскурсия в музей
Наука генеалогия. Принципы составления
родословного древа

беседа, практика

-

1

Олимпиада

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика
беседа, практика

-

1
1

беседа, практика
беседа, практика

-

1
1

беседа, практика

-

1

беседа, практика
беседа, практика

1
-

1

Практика,
презентация

-

1

беседа

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

экскурсия
экскурсия
беседа

1

1
1
-

15

24.

Родословная схема; поколенная роспись;
практическая работа
идеал; дворянство; «государственный человек»

-

1

25.

Практика.
Знакомство с
родословиями практическая работа
знаменитых родов России.
Изучение принципов составления
практическая работа
родословного древа.
Практическая работа «Перечень древних
практическая работа
родственных наименований»
Изготовление новогодних подарков
практическая работа
Новый год в Центре «Как встречают новый год беседа, практика
в зарубежных странах»
Новогодний концерт
концерт
Каникулы
Практика «Оформление родословных таблиц»
беседа, практика

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

Создание эскиза, оформление экспозиции
беседа, практика
домашнего музея.
Создание восходящего родословного древа
беседа, практика
семьи.
Семейное дерево своими руками
практическая работа
Презентация семейного дерева
презентация
Равняясь на Карамзина. Семейный архив, как
беседа
исторический источник для составления
родословия семьи (рода)
Геральдика.
беседа, практика
Пишем книгу «История семьи (рода)».
самостоятельная
Оформляем текст, родословные таблицы и
работа
поколенные росписи, приложения.
Составляем герб семьи (рода).
самостоятельная
работа
Изучение принципов создания экспозиции
беседа, практика
домашнего музея. Оформляем домашний
музей. Изучение геральдических принципов и
правил составления герба семьи (рода).
Представление экспозиций домашнего музея
зачет
Раздел 3. Проектная практика
Разработка проекта. Формирование замысла
беседа
проекта.
Как выбрать тему собственного проекта.
беседа
Коллективное обсуждение задачи выбора
беседа, практика
темы собственного проекта.
Индивидуальная работа с учащимися
беседа, практика
Совместное или
самостоятельное
беседа, практика
планирование проекта.
Выдвижение идеи (мозговой штурм).
беседа, практика
Объявление и обсуждение темы проекта.
беседа, практика
Определение основных понятий по теме
беседа, практика
проекта.
Индивидуальная работа по планированию беседа, практика
самостоятельных проектов.
Индивидуальная или групповая работа по беседа, практика
реализации самостоятельных проектов.

-

1

-

1

1

1
1
-

-

1
1

-

1

-

1

-

1

1

-

1
-

1

-

1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

37.
38.

39.
40.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

16

52.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

60.

61.
62.
63.
64.

Проведение консультаций, переговоров.
Сбор и обобщение информации. Анализ
полученных материалов.
Практическая реализация проекта
Определение основных
понятий.
Структурирование материалов.
Презентация вариантов проектов.
Определение оптимального варианта.
Содержательная деятельность по проекту.
Проведение плановых мероприятий.
Корректировка хода реализации проекта.
Расскажи нам о себе. Оформление проектных
папок.
Подготовка текста доклада, схем, графиков,
рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к
ответам на вопросы.
Собственная защита исследовательских работ
и творческих проектов (участие предполагает
доклад, ответы на вопросы и заслушивание
всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах,
вопросы авторам).
Оформление проектных папок. Подготовка к
итоговому фестивалю «Мы в Центре»
Подготовка и проведение концерта-выставки
для родителей «Чему мы научились»
Итоговое занятие. Анализ детских проектных
работ. Анализ проектных папок.
Итоговые занятия. Подведение итогов
учебного года. Презентация достижений.

беседа, практика

-

1

беседа, практика
беседа, практика

-

1
1

беседа, практика

-

1

беседа, практика
беседа, практика

-

1
1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

беседа, практика

-

1

Всего часов:
ИТОГО:

6

62
68

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».