СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный (тематический) план 1-го года обучения 3. Содержание учебного (тематического) плана 4. Учебный (тематический) план 5. Организационно-педагогические условия реализации программы 6. Список литературы, используемой при написании программы 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа Робинзонов» (далее – Программа) туристско-краеведческой направленности базового уровня ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, направлена на расширение знаний и приобретение практических навыков безопасного поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Содержание Программы включает аспекты знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе. Актуальность Программы Абсолютное большинство людей оказываются неготовыми к скольконибудь осмысленным действиям в опасной ситуации. Это происходит по разным причинам: от элементарной необученности, незнания, ложной уверенности в собственной безопасности, а также от отсутствия подготовки к предупреждению опасных ситуаций и защите от поражаемых угроз. Готовность к эффективным действиям в случае возникновения различных экстремальных ситуаций, знание того, что делать, как себя вести и умение взаимодействовать с разными людьми – вот залог безопасности. Актуальность данной Программы заключается в том, что в процессе освоения Программы у обучающих формируются знания, умения и навыки поведения, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования, поскольку вынужденная автономия сразу же ставит перед человеком задачи, от решения которых зависит его безопасность и спасение. Новизна Программы Новизна основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к освоению навыков безопасного поведения в условиях разнообразной туристскокраеведческой, физкультурно-оздоровительной и других видах общественно значимой деятельности. Программа строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает умения распознавать и 3 оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Содержание Программы направлено на формирование ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания, расширения знаний и приобретения практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Педагогическая целесообразность Программы Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей и подростков к решению сложных жизненных ситуаций природного, техногенного, социального характера. Цели и задачи Программы Цель Программы – сформировать у обучающихся практические умения и навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, обучить способам самопомощи и первой помощи, оказать содействие в формировании здорового образа жизни. Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Задачи Программы Обучающие: - обучать навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайных ситуациях; - обучать способам выживания в экстремальных и автономных условиях; - обучать основам ориентирования; - обучать навыкам оказания первой помощи при различных травмах и ранениях; - обучать способам эвакуации и транспортировки пострадавшего. Развивающие: - развивать морально-волевые и физические качества: координацию, гибкость, общефизическую выносливость; - стимулировать проявление активности, 4 инициативы, самостоятельности и творчества; - развивать лидерские качества, умение работать в группе, коллективе. Воспитательные: - воспитывать у обучающихся чувства товарищества и взаимовыручки, высокие нравственно-волевые качества, активную гражданскую позицию; - воспитывать у обучающихся ответственное отношение к сохранению окружающей среды как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Отличительная особенность данной Программы Программа отличается от других в ярко выраженном прикладном характере. Её усвоение обучающимися возможно только через постоянный тренинг. Цель любого занятия – не только дать соответствующий объем знаний, но и выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях. Программа ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации. Категория обучающихся Обучение по Программе ведется в разновозрастных комплектуются из обучающихся 9-11 лет. группах, группы Сроки реализации Программа рассчитана 9 месяцев обучения. Общее количество часов в год составляет 35 часов. Формы и режим занятий Программа реализуется 1 раз в неделю по 40 минут ( 1 академический час). Программа включает в себя лекционные и практические занятия, соревнования. Планируемые результаты освоения программы По итогам реализации Программы, обучающиеся будут знать: - специфику катастроф и стихийных бедствий, встречаемых в природе, их поражающие факторы и последствия; 5 - природные опасности и правила безопасного поведения; - теоретические и практические навыки выживания в чрезвычайных ситуациях; - основы туристической подготовки; - способы и методы ориентирования на местности. По итогам реализации Программы, обучающиеся будут уметь: - применять сведения о принципах организации, порядке ведения и технике безопасности выполнения спасательных работ при различных катастрофах и стихийных бедствиях природного характера; - ориентироваться по карте, компасу и без них в любое время суток при различных погодных условиях, передвигаясь по дорогам, тропам, пересечённой местности; - применять простейшую систему сигналов бедствия; - использовать снаряжение: укладывать и подгонять рюкзак, ставить палатку, оборудовать лагерь, ухаживать за одеждой и обувью (сушка и ремонт); - разжигать и поддерживать костёр, готовить горячую пищу на костре, обеззараживать воду; - действовать в случае встречи с дикими животными. Формы контроля и оценочные материалы Для определения результативности программы обучающимися 2 раза в год проводится аттестация: промежуточная – по итогам I полугодия, итоговая – по окончании реализации программы. Формы проведения аттестации: - тестирование; - опрос; - зачет; - соревнования. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный ( тематический) план № Названия раздела/темы 6 Количество часов Формы аттестации и Все Тео го рия 1. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. Вводное занятие. Инструктаж по безопасности Пра кти ка 1 1 - 2 2 - 1 1 - 1 - 3 3 1 1 1 1 1 1 контроля технике Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера ЧС природного характера: геологические, геофизические, метеорологические, гидродинамические. Меры безопасности, правила поведения ЧС природного характера: 1 природные пожары, гидрометеорологические ЧС. Инфекционные заболевания людей, животных, растений. Меры безопасности, правила поведения Топография. Ориентирование в 6 природных условиях Понятие о топографии. 2 Топографические условные знаки. Топографические карты Ориентирование по карте. 2 Ориентирование по схеме и легенде. Приборы для ориентирования на местности Ориентирование по небесным 2 объектам. Ориентирование по мху и лишайнику Туристическое снаряжение и оборудование 6 3 3 Бивачное снаряжение 2 1 1 7 Текущий контроль. Опрос Текущий контроль. Зачет 4.2. 4.3. 5. 5.1. 5.2. 6. Специальное снаряжение Личное снаряжение 2 2 1 1 1 1 Питьевая вода и способы ее 4 получения в природных условиях Обнаружение источников воды 2 Способы очистки воды 2 2 2 1 1 1 1 Поиск 7 3 4 1 2 1 1 1 2 2 1 1 2 4 2 2 2 1 1 пищи в природных 6.1. 6.2. условиях Аварийный запас пищи Использование в 6.3. 6.4. растительных ресурсов Использование в питании грибов Добывание животной пищи 7. 7.1. питании Добывание огня в природных условиях Подготовка места для костра. Топливо 7.2. Разведение огня без спичек 2 1 1 8. 8.1. Сооружение укрытия Типы искусственных 4 1 1 1 3 2 8.2. 8.3. и естественных укрытий Вигвам, навес, шалаш. Требования, предъявляемые к временному жилищу Естественные укрытия в разное время года 8 1 1 2 1 Текущий контроль. Зачет Текущий контроль. Зачет Промежуточна я аттестация. Тестирование Текущий контроль. Зачет Текущий контроль. Зачет 9. Итоговое занятие. Автономное существование в условиях природной среды 1 - 1 ИТОГО 35 17 18 Итоговая аттестация. Соревнования СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Необходимые качества и физическая участников объединения. Тестирование обучающихся. подготовка для Раздел 2. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера Тема 2.1. ЧС природного характера: метеорологические, гидродинамические. геологические, геофизические, Меры безопасности, правила поведения Теория.Характерные особенности ЧС природного характера и их возможные последствия: геологические, геофизические, метеорологические, гидродинамические.Меры безопасности и правила поведения при ЧС природного характера. Тема 2.2. ЧС природного характера: инфекционные заболевания людей, животных, растений. Меры безопасности, правила поведения Теория. Характерные особенности ЧС природного характера и их возможные последствия: инфекционные заболевания людей, животных, растений. Меры безопасности и правила поведения. Практика. Опрос по темам раздела «Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера». Раздел 3. Топография. Ориентирование в природных условиях 9 Тема 3.1. Понятие о топографии. Топографические условные знаки. Топографические карты Теория. Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения. Старение карт. Хранение карт в пути. Практика. Чтение карт. Составление плана. Тема 3.2. Ориентирование по карте. Ориентирование по схеме и по легенде. Приборы для ориентирования на местности Теория. Работа с картой: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Составление схем, легенд. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности по компасу. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути. Практика. Определение расстояний на местности и на карте. Определение азимута на местности и на карте. Ориентирование на местности по карте. Вычерчивание маршрутных лент. Глазомерная съемка, составление схем. Ориентирование на местности по компасу. Тема 3.3. Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по мху и лишайнику. Теория. Ориентирование Ориентирование с помощью Определение направления с Ориентирование по полярной лишайнику. на местности по солнцу. Солнце в полдень. солнца и циферблата механических часов. помощью тени. Ориентирование по луне. звезде. Определение сторон света по мху и Практика. Зачет. Ориентирование на местности по небесным светилам. Ориентирование по мху и лишайнику. Раздел 4. Туристическое снаряжение и оборудование Тема 4.1. Бивачное снаряжение Теория. Палатка. Виды палаток: горные экстремальные, треккинговые (туристические), кемпинговые. Особенности каждого вида. Туристическая 10 палатка: двухслойная и однослойная. Конструкция палатки: тамбур, юбка или полог. Крепления. Вентиляция. Вход палатки. Тент. Костровые принадлежности: котлы, половник, костровые крючки, костровой тросик, костровые верхонки, топор, ножовка. Требования к костровым принадлежностям. Практика. Установка палатки. Тема 4.2. Специальное снаряжение Теория. Веревка основная и расходная. Карабин. Приспособления для спуска по веревке. Жумар. Репшнур. Ремонтный набор. Состав ремонтного набора. Аптечка. Особенности аптечки в зависимости от маршрута и времени года. Страховочные средства: обвязка, блокировка, беседка. Накомарник. Спасательный жилет. Тема 4.3. Личное снаряжение Теория. Перечень личного снаряжения. Общие требования к снаряжению: безопасность эксплуатации, прочность, минимальный вес и объем, простота в использовании, многофункциональность, комфортность, гигиеничность. Уход за обувью и одеждой в походе (ремонт, просушка). Рюкзак. Типы по емкости: прогулочный, походный, экспедиционный; по конструкции: анатомический, станковый, мягкий. Непромокаемый вкладыш. Мешок для вещей (шмотник). Спальный мешок. Виды спальных мешков (в зависимости от наполнителя). Требования к рюкзаку и спальному мешку. Каремат. Хоба. Посуда. Практика. Зачет по материалу раздела «Туристическое снаряжение». Раздел 5. Питьевая вода и способы ее получения в природных условиях Тема 5.1. Обнаружение источников воды Теория .Осмотр окрестностей. Наблюдение за животными. Растения. Туман. Снег и лед. Дождь. Сбор росы. Сбор древесного сока. Солнечный дистиллятор. Выпаривание воды из растений. Практика. Получение воды любым известным способом. 11 Тема 5.2. Способы очистки воды Теория.Кипячение. Фильтрация и природныефильтры. Фильтртренога. Солнечная дезинфекция. Способы обеззараживания воды серебром, медью, кремнием, солью, марганцовкой. Очистка воды растениями: ветками рябины, чабрецом, зверобоем, ромашкой. Практика. Изготовление фильтра. Зачет по материалу раздела «Питьевая вода и способы ее получения в природных условиях». Раздел 6. Поиск пищи в природных условиях Тема 6.1. Аварийный запас пищи Теория.Сухие калорийные и долго хранящиеся продукты: сахар (кусковой), сало, сухари, мясные и рыбные консервы, сухофрукты, сушеные ягоды, сушеное мясо. Суточный запас – в среднем 0,5 кг сухих продуктов. Тема 6.2. Использование в питании растительных ресурсов Теория.Культивируемые растения (источник – убранные поля). Дикорастущие растения. Более 1000 съедобных растений: молодая крапива, щавель, дикий ревень, стрелолист, рогоз, одуванчик, иван-чай, молодило, сусак, лопух, черемшина, кандык, клайтония, портулак, кислица, таволга вязолистная, душица, зверобой, чабрец, очиток пурпурный, камыш озерный и др. Ягоды съедобные. Орехи. Практика. Определение съедобных растений. Разработка суточного меню. Рецепты приготовления. Тема 6.3. Использование в питании грибов Теория. Съедобные грибы: сыроежки, моховики, опенки, маслята, сморчки, строчки, чернушки, шампиньоны и др. Сроки и места произрастания. Практика. Определение съедобных грибов. Способы обработки и приготовления грибов. Тема 6.4. Добывание животной пищи Теория. Способы добычи животной пищи. Ракообразные. Места ловли. Способы приготовления. Рыбная ловля. Ловля на крючок. Изготовление крючка и лески в природных условиях. Ловля 12 копьем. Ловля руками и сеткой. Виды рыб. Среда обитания (водоемы). Приготовление. Поиск птичьих гнезд на земле и низких ветвях. Практика. Определение вида пойманной рыбы. Способы обработки и приготовления. Тестирование по материалу раздела «Поиск пищи в природных условиях». Раздел 7. Добывание огня в природных условиях Тема 7.1. Подготовка места для костра. Топливо. Теория. Определение места костра. Создание чаши для костра. Необходимость разжигания костра. Цели и виды костров: «таёжный», «шалаш», «звездный», «колодец», «камин», «охотничий», «ямка», «очаг», «нодья». Топливо: сухостой и высохшие ветки, сланцевый деготь или торф. Для разведения огня: еловые шишки, кора деревьев, хворостинки, засохшие еловые иглы, травы, лишайники, папоротники, губчатые нити гигантского дождевика (гриб), гниль высохших деревьев или бревен. Трут: бумага, смола еловых шишек, сухие пни, сухая кора березы. Правильное поддержание огня. Медленное горение огня: свежесрубленные бревна, торец толстого гнилого бревна. Защита от ветра: покрывайте красные огоньки пеплом и сверху слоем почвы. Жар дают: березовые, ольховые, сосновые и еловые дрова. Дают мало жару: осина, лиственница, рябина, черемуха. Свежая хвоя дает густой дым. Практика. Определение места костра. Создание чаши для костра. Тема 7.2. Разведение огня без спичек Теория. Способы разведения огня. «Солнце и линза» – используется объектив от фотоаппарата, линза от бинокля или зеркальце. «Кремень и огниво» – в качестве кремня используется твердый камень; в качестве огнива – стальной брусок или лезвие ножа. «Трение дерева о дерево» – самый трудоемкий способ. «Лук и бурав» – лук делается при помощи шнурка, веревки или ремня, с его помощью сухое мягкое древко прокручивается в небольшом отверстии, сделанном в сухом, твердом блоке дерева. Практика. Зачет. Разжигание костра без спичек (любым способом). 13 Раздел 8. Сооружение укрытия Тема 8.1. Типы искусственных и естественных укрытий Теория. Типы укрытий. Их зависимость от различных факторов: наличия дождя или других осадков, температуры воздуха, наличия насекомых, наличия материалов для строительства, продолжительность предполагаемой стоянки, количество и физическое состояние потерпевших бедствие. Тема 8.2. Вигвам, навес, шалаш. Требования, предъявляемые к временному жилищу Теория. Различные способы строительства вигвамов, навесов и шалашей с использованием подручных и природных материалов. Практика. требованиями. Сооружение навеса или шалаша в соответствии с Тема 8.3. Естественные укрытия в разное время года Теория. Естественные укрытия в разное время года. Летом: землянка, использование крутого склона горы и т.д. Зимой: использование снежного сугроба, постройка укрытия из снежных кирпичей. Практика. Зачет.Сооружение временного жилища, в рамках заданной ситуации, соответствующего всем требованиям и с учетом времени года. Раздел 9.Итоговое занятие. Автономное существование в условиях природной среды Практика. Итоговая аттестация. Участие в окружных соревнованиях по спортивному туризму. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса. Реализация программы по теоретической подготовке проводится в помещении образовательной организации с применением технических средств обучения и материалов: 14 - ноутбуки; - видеопроектор; - экран; - видеоматериалы. Медицинские средства и оборудование: - аптечка туристическая; - перевязочные средства (бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см, бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см, вата медицинская, компрессная косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная); - лейкопластырь; -кровоостанавливающие жгуты (2 разновидности); - охлаждающие пакеты; - средства иммобилизации (шина проволочная (лестничная) для ног, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длиной 1 м); - робот – тренажер «Максим III-01». Оборудование по ориентированию: - географические карты; - компас (15 шт.); курвиметр (2 шт.). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ 1. Алешин В.М. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985. 2. Балабенко С.В. Учебник выживания спецназа ГРУ. – М.: Яуза, Эксмо, 2016. 3. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981. 4. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. – М.: ВЛАДОС, 2003. 5. Вишневская E.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности (Основы медицинских знаний и охрана здоровья): учебное пособие для 5-11 классов. – М.: Русское слово, 1996. 15 6. Волович В.Г. С природой один на один. – М.: Военное издательство, 1989. 7. Гвоздев С.А. Выжить любой ценой: пригодится в разных ситуациях. – М.: Современное слово, 2013. 8. Гриллс Б. Жизнь в дикой природе. Инструкция по выживанию. /Под ред. Е.Л. Шведовой. – М.: Центрполиграф, 2016. 9. Диденко М. Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу. – М.: Издательство Э, 2017. 10. Драгачев С.П. Туризм и здоровье. – М.: Знание, 1984. 11. Дрогов И.А. Подготовка туристских общественных кадров – М.: Турист, 1982. 12. Ефремов А.П. Дикорастущие лекарственные растения средней полосы России: карманный справочник. – М.: Фитон XXI, 2017. 13. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. – М.: ЭКСМОПРЕСС, 2005. 14. Кентербери Д. Манифест выжившего: 101 навык выживания в дикой природе. – М.: Эксмо, 2016. 15. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1999. 16. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Знание, 1986. 17.Кулинарная книга выживальщика. Остаться в живых. В лесу, в пустыне, на берегу. /Ред. К. Федорченко. – М.: Центрполиграф, 2017. 18. Куреннов И.П. Энциклопедия лекарственных растений. Самолечебник: 1000 лучших рецептов и сборов. – М.: Мартин, 2018. 19. Лекарственные растения, а также лечебные грибы и лишайники. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Bestiary, 2012. 20. Лекарственные растения. Первая помощь природы. – М.: Амфора, 2012. 21. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М.: Физкультура и спорт, 1988. 22. Лысогор Н.А. Питание туристов в походе. – М.: Пищевая промышленность, 1980. 16 23. Окслейд К. Энциклопедия выживания в лесу без компьютера и телефона. – М.: АСТ, 2017. 24. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2015. 25. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма. – М.: Путник, 1996. 26. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1991; 27. Уайзман Д. Выживание везде и всегда. Самое авторитетное и полное руководство по выживанию в любой ситуации. – М.: АСТ, 2016. 28. Хардинж М. О лекарствах, лекарственных растениях и природных средствах лечения. – М.: Источник жизни, 2009. 29. Черныш И.В. Выживание в экстремальных ситуациях. – М.: Физическая культура, 2009. 30. Шимоновский В.Ф. Питание в туристическом походе. – М.: Профиздат, 1986. 31. Эмерсон К. Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях: 100 ключевых навыков. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 32. Эшкрофт Ф. На грани возможного. Наука выживания. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 17