ДООП Школа Робинзонов

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план 1-го года обучения

3.

Содержание учебного (тематического) плана

4.

Учебный (тематический) план

5.

Организационно-педагогические условия реализации программы

6.

Список литературы, используемой при написании программы

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа Робинзонов» (далее – Программа) туристско-краеведческой
направленности базового уровня ориентирована на создание у обучающихся
правильного представления о личной безопасности, направлена на расширение
знаний и приобретение практических навыков безопасного поведения при
попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Содержание Программы
включает аспекты знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ,
систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности,
полученные учащимися в процессе обучения в школе.
Актуальность Программы
Абсолютное большинство людей оказываются неготовыми к скольконибудь осмысленным действиям в опасной ситуации. Это происходит по разным
причинам: от элементарной необученности, незнания, ложной уверенности в
собственной безопасности, а также от отсутствия подготовки к предупреждению
опасных ситуаций и защите от поражаемых угроз. Готовность к эффективным
действиям в случае возникновения различных экстремальных ситуаций, знание
того, что делать, как себя вести и умение взаимодействовать с разными людьми
– вот залог безопасности.
Актуальность данной Программы заключается в том, что в процессе
освоения Программы у обучающих формируются знания, умения и навыки
поведения, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в
условиях автономного существования, поскольку вынужденная автономия сразу
же ставит перед человеком задачи, от решения которых зависит его
безопасность и спасение.
Новизна Программы
Новизна основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к
освоению навыков безопасного поведения в условиях разнообразной туристскокраеведческой, физкультурно-оздоровительной и других видах общественно
значимой деятельности.
Программа строится на основе формирования целостного представления
об опасностях природной среды и предполагает умения распознавать и
3

оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, оказывать
само- и взаимопомощь. Содержание Программы направлено на формирование
ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для
решения вопросов выживания, расширения знаний и приобретения
практических навыков поведения при попадании в экстремальные и
чрезвычайные ситуации.
Педагогическая целесообразность Программы
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она
является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей и
подростков к решению сложных жизненных ситуаций природного,
техногенного, социального характера.
Цели и задачи Программы
Цель Программы – сформировать у обучающихся практические умения и
навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях,
обучить способам самопомощи и первой помощи, оказать содействие в
формировании здорового образа жизни.
Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи Программы
Обучающие:
- обучать навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в
чрезвычайных ситуациях;
- обучать способам выживания в экстремальных и автономных
условиях;
- обучать основам ориентирования;
- обучать навыкам оказания первой помощи при различных травмах и ранениях;
- обучать способам эвакуации и транспортировки пострадавшего.
Развивающие:
- развивать морально-волевые и физические качества: координацию, гибкость,
общефизическую выносливость;
- стимулировать проявление

активности,
4

инициативы,

самостоятельности и творчества;
- развивать лидерские качества, умение работать в группе, коллективе.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся чувства товарищества и взаимовыручки, высокие
нравственно-волевые качества, активную гражданскую позицию;
- воспитывать у обучающихся ответственное отношение к сохранению
окружающей среды как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
личности, общества, государства.
Отличительная особенность данной Программы
Программа отличается от других в ярко выраженном прикладном
характере. Её усвоение обучающимися возможно только через постоянный
тренинг. Цель любого занятия – не только дать соответствующий объем знаний,
но и выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в
экстремальных ситуациях. Программа ориентирована на создание у
обучающихся правильного представления о личной безопасности, приобретение
знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.
Категория обучающихся
Обучение по Программе ведется в разновозрастных
комплектуются из обучающихся 9-11 лет.

группах,

группы

Сроки реализации
Программа рассчитана 9 месяцев обучения. Общее количество часов в год
составляет 35 часов.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю по 40 минут ( 1 академический час).
Программа включает в себя лекционные и практические занятия, соревнования.

Планируемые результаты освоения программы
По итогам реализации Программы, обучающиеся будут знать:
- специфику катастроф и стихийных бедствий, встречаемых в природе, их
поражающие факторы и последствия;
5

- природные опасности и правила безопасного поведения;
- теоретические и практические навыки выживания в чрезвычайных ситуациях;
- основы туристической подготовки;
- способы и методы ориентирования на местности.
По итогам реализации Программы, обучающиеся будут уметь:
- применять сведения о принципах организации, порядке ведения и технике
безопасности выполнения спасательных работ при различных катастрофах и
стихийных бедствиях природного характера;
- ориентироваться по карте, компасу и без них в любое время суток при
различных погодных условиях, передвигаясь по дорогам, тропам, пересечённой
местности;
- применять простейшую систему сигналов бедствия;
- использовать снаряжение: укладывать и подгонять рюкзак, ставить палатку,
оборудовать лагерь, ухаживать за одеждой и обувью (сушка и ремонт);
- разжигать и поддерживать костёр, готовить горячую пищу на костре,
обеззараживать воду;
- действовать в случае встречи с дикими животными.
Формы контроля и оценочные материалы
Для определения результативности программы обучающимися 2 раза в год
проводится аттестация: промежуточная – по итогам I полугодия, итоговая – по
окончании реализации программы.
Формы проведения аттестации:
- тестирование;
- опрос;
- зачет;
- соревнования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный ( тематический) план
№

Названия раздела/темы

6

Количество
часов

Формы
аттестации и

Все Тео
го рия
1.

2.
2.1.

2.2.

3.
3.1.

3.2.

3.3.

4.

4.1.

Вводное занятие.
Инструктаж
по
безопасности

Пра
кти
ка

1

1

-

2

2

-

1

1

-

1

-

3

3

1

1

1

1

1

1

контроля

технике

Чрезвычайные ситуации (ЧС)
природного характера
ЧС
природного
характера:
геологические,
геофизические,
метеорологические,
гидродинамические.
Меры

безопасности, правила поведения
ЧС
природного
характера: 1
природные
пожары,
гидрометеорологические
ЧС.
Инфекционные
заболевания
людей,
животных,
растений.
Меры
безопасности,
правила
поведения
Топография. Ориентирование в 6
природных условиях
Понятие
о
топографии. 2
Топографические условные знаки.
Топографические карты
Ориентирование
по
карте. 2
Ориентирование по схеме и
легенде. Приборы для
ориентирования на местности
Ориентирование по небесным 2
объектам. Ориентирование по мху
и лишайнику
Туристическое снаряжение
и оборудование

6

3

3

Бивачное снаряжение

2

1

1

7

Текущий
контроль.
Опрос

Текущий
контроль.
Зачет

4.2.
4.3.

5.

5.1.
5.2.

6.

Специальное снаряжение
Личное снаряжение

2
2

1
1

1
1

Питьевая вода и способы ее 4
получения в природных
условиях
Обнаружение источников воды
2
Способы очистки воды
2

2

2

1
1

1
1

Поиск

7

3

4

1
2

1
1

1

2
2

1

1
2

4

2

2

2

1

1

пищи

в

природных

6.1.
6.2.

условиях
Аварийный запас пищи
Использование
в

6.3.
6.4.

растительных ресурсов
Использование в питании грибов
Добывание животной пищи

7.
7.1.

питании

Добывание огня в природных
условиях
Подготовка места для костра.
Топливо

7.2.

Разведение огня без спичек

2

1

1

8.
8.1.

Сооружение укрытия
Типы
искусственных

4
1

1
1

3
2

8.2.

8.3.

и

естественных укрытий
Вигвам,
навес,
шалаш.
Требования, предъявляемые к
временному жилищу
Естественные укрытия в разное
время года
8

1

1

2

1

Текущий
контроль.
Зачет

Текущий
контроль.
Зачет

Промежуточна
я аттестация.
Тестирование

Текущий
контроль.
Зачет

Текущий
контроль.
Зачет

9.

Итоговое занятие. Автономное
существование в условиях
природной среды

1

-

1

ИТОГО

35

17

18

Итоговая
аттестация.
Соревнования

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и
задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Необходимые качества и физическая
участников объединения. Тестирование обучающихся.

подготовка

для

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера
Тема

2.1.

ЧС

природного

характера:

метеорологические, гидродинамические.

геологические,

геофизические,

Меры безопасности, правила

поведения
Теория.Характерные особенности ЧС природного характера и их
возможные последствия: геологические, геофизические, метеорологические,
гидродинамические.Меры безопасности и правила поведения при ЧС
природного характера.
Тема 2.2. ЧС природного характера: инфекционные заболевания людей,
животных, растений. Меры безопасности, правила поведения
Теория. Характерные особенности ЧС природного характера и их
возможные последствия: инфекционные заболевания людей, животных,
растений. Меры безопасности и правила поведения.
Практика. Опрос по темам раздела «Чрезвычайные ситуации (ЧС)
природного характера».
Раздел 3. Топография. Ориентирование в природных условиях

9

Тема 3.1. Понятие о топографии. Топографические условные знаки.
Топографические карты
Теория. Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные
топографические знаки, рельеф и способы его изображения. Старение карт.
Хранение карт в пути.
Практика. Чтение карт. Составление плана.
Тема 3.2. Ориентирование по карте. Ориентирование по схеме и по легенде.
Приборы для ориентирования на местности
Теория. Работа с картой: ориентирование, измерение расстояний,
копирование. Составление схем, легенд. Вычерчивание маршрутных лент.
Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности по компасу.
Способы определения расстояний на местности. Глазомерная съемка
препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо
интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути.
Практика. Определение расстояний на местности и на карте.
Определение азимута на местности и на карте. Ориентирование на местности по
карте. Вычерчивание маршрутных лент. Глазомерная съемка, составление схем.
Ориентирование на местности по компасу.
Тема 3.3. Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по мху и
лишайнику.
Теория. Ориентирование
Ориентирование с помощью
Определение направления с
Ориентирование по полярной
лишайнику.

на местности по солнцу. Солнце в полдень.
солнца и циферблата механических часов.
помощью тени. Ориентирование по луне.
звезде. Определение сторон света по мху и

Практика. Зачет. Ориентирование на местности по небесным светилам.
Ориентирование по мху и лишайнику.
Раздел 4. Туристическое снаряжение и оборудование
Тема 4.1. Бивачное снаряжение
Теория. Палатка. Виды палаток: горные экстремальные, треккинговые
(туристические), кемпинговые. Особенности каждого вида. Туристическая
10

палатка: двухслойная и однослойная. Конструкция палатки: тамбур, юбка или
полог.
Крепления.
Вентиляция.
Вход
палатки.
Тент.
Костровые
принадлежности: котлы, половник, костровые крючки, костровой тросик,
костровые
верхонки,
топор,
ножовка.
Требования
к
костровым
принадлежностям.
Практика. Установка палатки.
Тема 4.2. Специальное снаряжение
Теория. Веревка основная и расходная. Карабин. Приспособления для
спуска по веревке. Жумар. Репшнур. Ремонтный набор. Состав ремонтного
набора. Аптечка. Особенности аптечки в зависимости от маршрута и времени
года. Страховочные средства: обвязка, блокировка, беседка. Накомарник.
Спасательный жилет.
Тема 4.3. Личное снаряжение
Теория. Перечень личного снаряжения. Общие требования к снаряжению:
безопасность эксплуатации, прочность, минимальный вес и объем, простота в
использовании, многофункциональность, комфортность, гигиеничность. Уход за
обувью и одеждой в походе (ремонт, просушка). Рюкзак. Типы по емкости:
прогулочный, походный, экспедиционный; по конструкции: анатомический,
станковый, мягкий. Непромокаемый вкладыш. Мешок для вещей (шмотник).
Спальный мешок. Виды спальных мешков (в зависимости от наполнителя).
Требования к рюкзаку и спальному мешку. Каремат. Хоба. Посуда.
Практика. Зачет по материалу раздела «Туристическое снаряжение».
Раздел 5. Питьевая вода и способы ее получения в природных условиях
Тема 5.1. Обнаружение источников воды
Теория .Осмотр окрестностей. Наблюдение за животными. Растения. Туман.
Снег и лед. Дождь. Сбор росы. Сбор древесного сока. Солнечный дистиллятор.
Выпаривание воды из растений.
Практика. Получение воды любым известным способом.

11

Тема 5.2. Способы очистки воды
Теория.Кипячение. Фильтрация и природныефильтры. Фильтртренога.
Солнечная дезинфекция. Способы обеззараживания воды серебром, медью,
кремнием, солью, марганцовкой. Очистка воды растениями: ветками рябины,
чабрецом, зверобоем, ромашкой.
Практика. Изготовление фильтра. Зачет по материалу раздела «Питьевая
вода и способы ее получения в природных условиях».
Раздел 6. Поиск пищи в природных условиях
Тема 6.1. Аварийный запас пищи
Теория.Сухие калорийные и долго хранящиеся продукты: сахар
(кусковой), сало, сухари, мясные и рыбные консервы, сухофрукты, сушеные
ягоды, сушеное мясо. Суточный запас – в среднем 0,5 кг сухих продуктов.
Тема 6.2. Использование в питании растительных ресурсов
Теория.Культивируемые растения (источник – убранные поля).
Дикорастущие растения. Более 1000 съедобных растений: молодая крапива,
щавель, дикий ревень, стрелолист, рогоз, одуванчик, иван-чай, молодило, сусак,
лопух, черемшина, кандык, клайтония, портулак, кислица, таволга вязолистная,
душица, зверобой, чабрец, очиток пурпурный, камыш озерный и др. Ягоды
съедобные. Орехи.
Практика. Определение съедобных растений. Разработка суточного
меню. Рецепты приготовления.
Тема 6.3. Использование в питании грибов
Теория. Съедобные грибы: сыроежки, моховики, опенки, маслята,
сморчки, строчки, чернушки, шампиньоны и др. Сроки и места произрастания.
Практика. Определение съедобных грибов. Способы обработки и
приготовления грибов.
Тема 6.4. Добывание животной пищи Теория. Способы добычи животной
пищи. Ракообразные. Места ловли. Способы приготовления. Рыбная ловля.
Ловля на крючок. Изготовление крючка и лески в природных условиях. Ловля

12

копьем. Ловля руками и сеткой. Виды рыб. Среда обитания (водоемы).
Приготовление. Поиск птичьих гнезд на земле и низких ветвях.
Практика. Определение вида пойманной рыбы. Способы обработки и
приготовления. Тестирование по материалу раздела «Поиск пищи в природных
условиях».
Раздел 7. Добывание огня в природных условиях
Тема 7.1. Подготовка места для костра. Топливо. Теория. Определение места
костра. Создание чаши для костра. Необходимость разжигания костра. Цели и
виды костров: «таёжный»,
«шалаш», «звездный», «колодец», «камин», «охотничий», «ямка», «очаг»,
«нодья». Топливо: сухостой и высохшие ветки, сланцевый деготь или торф. Для
разведения огня: еловые шишки, кора деревьев, хворостинки, засохшие еловые
иглы, травы, лишайники, папоротники, губчатые нити гигантского дождевика
(гриб), гниль высохших деревьев или бревен. Трут: бумага, смола еловых
шишек, сухие пни, сухая кора березы. Правильное поддержание огня.
Медленное горение огня: свежесрубленные бревна, торец толстого гнилого
бревна. Защита от ветра: покрывайте красные огоньки пеплом и сверху слоем
почвы. Жар дают: березовые, ольховые, сосновые и еловые дрова. Дают мало
жару: осина, лиственница, рябина, черемуха. Свежая хвоя дает густой дым.
Практика. Определение места костра. Создание чаши для костра.
Тема 7.2. Разведение огня без спичек
Теория. Способы разведения огня. «Солнце и линза» – используется
объектив от фотоаппарата, линза от бинокля или зеркальце. «Кремень и огниво»
– в качестве кремня используется твердый камень; в качестве огнива – стальной
брусок или лезвие ножа. «Трение дерева о дерево» – самый трудоемкий способ.
«Лук и бурав» – лук делается при помощи шнурка, веревки или ремня, с его
помощью сухое мягкое древко прокручивается в небольшом отверстии,
сделанном в сухом, твердом блоке дерева.
Практика. Зачет. Разжигание костра без спичек (любым способом).

13

Раздел 8. Сооружение укрытия
Тема 8.1. Типы искусственных и естественных укрытий
Теория. Типы укрытий. Их зависимость от различных факторов: наличия
дождя или других осадков, температуры воздуха, наличия насекомых, наличия
материалов для строительства, продолжительность предполагаемой стоянки,
количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
Тема 8.2. Вигвам, навес, шалаш. Требования, предъявляемые к временному
жилищу
Теория. Различные способы строительства вигвамов, навесов и шалашей с
использованием подручных и природных материалов.
Практика.
требованиями.

Сооружение

навеса

или

шалаша

в

соответствии

с

Тема 8.3. Естественные укрытия в разное время года
Теория. Естественные укрытия в разное время года. Летом: землянка,
использование крутого склона горы и т.д. Зимой: использование снежного
сугроба, постройка укрытия из снежных кирпичей.
Практика. Зачет.Сооружение временного жилища, в рамках заданной
ситуации, соответствующего всем требованиям и с учетом времени года.
Раздел 9.Итоговое занятие. Автономное существование в условиях
природной среды
Практика. Итоговая аттестация. Участие в окружных соревнованиях по
спортивному туризму.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса. Реализация программы по теоретической
подготовке проводится в помещении образовательной организации с
применением технических средств обучения и материалов:
14

- ноутбуки;
- видеопроектор;
- экран;
- видеоматериалы.
Медицинские средства и оборудование:
- аптечка туристическая;
- перевязочные средства (бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м
х 14см, бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см, вата
медицинская, компрессная косынка медицинская (перевязочная), повязка
медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная);
- лейкопластырь;
-кровоостанавливающие жгуты (2 разновидности);
- охлаждающие пакеты;
- средства иммобилизации (шина проволочная (лестничная) для ног, шина
проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длиной 1 м);
- робот – тренажер «Максим III-01».
Оборудование по ориентированию:
- географические карты;
- компас (15 шт.); курвиметр (2 шт.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ
1.

Алешин В.М. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985.

2.
Балабенко С.В. Учебник выживания спецназа ГРУ. – М.: Яуза,
Эксмо, 2016.
3.
Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
4.
Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и
защита от них. – М.: ВЛАДОС, 2003.
5.
Вишневская E.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы
безопасности жизнедеятельности (Основы медицинских знаний и охрана
здоровья): учебное пособие для 5-11 классов. – М.: Русское слово, 1996.

15

6.

Волович В.Г. С природой один на один. – М.: Военное издательство,

1989.
7.
Гвоздев С.А. Выжить любой ценой: пригодится в разных ситуациях.
– М.: Современное слово, 2013.
8.
Гриллс Б. Жизнь в дикой природе. Инструкция по выживанию. /Под
ред. Е.Л. Шведовой. – М.: Центрполиграф, 2016.
9.
Диденко М. Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному
в лесу. – М.: Издательство Э, 2017.
10. Драгачев С.П. Туризм и здоровье. – М.: Знание, 1984.
11. Дрогов И.А. Подготовка туристских общественных кадров – М.:
Турист, 1982.
12. Ефремов А.П. Дикорастущие лекарственные растения средней
полосы России: карманный справочник. – М.: Фитон XXI, 2017.
13. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. – М.:
ЭКСМОПРЕСС, 2005.
14. Кентербери Д. Манифест выжившего: 101 навык выживания в дикой
природе. – М.: Эксмо, 2016.
15. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт,
1999.
16. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Знание, 1986.
17.Кулинарная книга выживальщика. Остаться в живых. В лесу, в пустыне, на
берегу. /Ред. К. Федорченко. – М.: Центрполиграф, 2017.
18. Куреннов
И.П.
Энциклопедия
лекарственных
растений.
Самолечебник: 1000 лучших рецептов и сборов. – М.: Мартин, 2018.
19. Лекарственные растения, а также лечебные грибы и лишайники.
Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Bestiary, 2012.
20.

Лекарственные растения. Первая помощь природы. – М.: Амфора,

2012.
21. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М.: Физкультура и
спорт, 1988.
22. Лысогор Н.А. Питание туристов в походе. – М.: Пищевая
промышленность, 1980.

16

23. Окслейд К. Энциклопедия выживания в лесу без компьютера и
телефона. – М.: АСТ, 2017.
24. Смирнов
А.Т.,
Хренников
Б.О.
Основы
безопасности
жизнедеятельности: учебник для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2015.
25. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований
по технике пешеходного туризма. – М.: Путник, 1996.
26. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1991;
27. Уайзман Д. Выживание везде и всегда. Самое авторитетное и полное
руководство по выживанию в любой ситуации. – М.: АСТ, 2016.
28. Хардинж М. О лекарствах, лекарственных растениях и природных
средствах лечения. – М.: Источник жизни, 2009.
29. Черныш И.В. Выживание в экстремальных ситуациях. – М.:
Физическая культура, 2009.
30. Шимоновский В.Ф. Питание в туристическом походе. – М.:
Профиздат, 1986.
31. Эмерсон К. Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях:
100 ключевых навыков. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
32. Эшкрофт Ф. На грани возможного. Наука выживания. – М.: Альпина
нон-фикшн, 2018.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».