ДООП Волейбол

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Формы контроля и оценочные материалы
4. Организационно - педагогические условия реализации программы
5. Список литературы

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» (далее – Программа) разработана с учетом действующих
федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных
актов, имеет физкультурно – спортивную направленность, рассчитана на
ознакомительный уровень освоения.
Актуальность Программы
Волейбол – один из самых распространенных и доступных видов спорта,
являющийся средством приобщения детей к систематическим занятиям
физкультурой и спортом. Достоинствами волейбола являются – отсутствие
возрастных ограничений, доступность оборудования, мест для игры, простота
правила его проведения.
Игра в волейбол способствует гармоничному развитию школьников, помогает
вырабатывать жизненно важные качества: ловкость, выносливость, быстроту
реакции, а так же благотворно воздействует на системы органов сердечнососудистой и дыхательной систем. Волейбол как командный вид спорта имеет
большое воспитательное значение: отлично развивает моральноволевые качества
(взаимопонимание, смелость, решительность, выдержку, целеустремленность и
волю к победе); способствует формированию положительных отношений в
детском коллективе; так же, являясь одним из наиболее эмоциональных видов
спорта, волейбол способствует формированию нравственных качеств, так как
соревнования, где вся игровая деятельность строго регламентирована, требуют
уважительного отношения к соперникам, судьям даже в экстремальной ситуации,
при работе в команде игроки должны ставить командные цели выше личных
интересов.

Педагогическая целесообразность Программы
Программа обучения направлена на ознакомление с игрой в волейбол,
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание
интереса к игре в волейбол, создание базы разносторонней физической и
функциональной подготовленности, на развитие природных качеств личности
обучающегося, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет
обучающемуся право усвоить тот уровень программного материала, который ему
доступен. Основой упражнений игры в волейбол являются естественные и
жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, бросание мяча.
3

Отличительные особенности Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» дает возможность приобщить к занятиям физической культурой
детей с разной степенью физической подготовки, разным социальным уровнем
жизни и недостатком педагогического внимания.
Цель и задачи Программы
Цель.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся
Задачи
Обучающие:
- Обучать основным двигательным умениям и навыкам;
- Познакомить учащихся с историей возникновения и развития волейбола,
терминологией и правилами игры.
- Обучать основам техники владения мячом;
- Способствовать освоению техники и тактики игры в волейбол,
формированию умения принимать решения в быстроменяющейся обстановке.
Развивающие:
- Развивать основные двигательные качества (скорость, силу, ловкость,
выносливость);
- Способствовать развитию морально-волевых качеств, потенциальных
возможностей и повышению работоспособности;
Формировать
познавательные
интересы,
игровое
мышление,
сообразительность, быстроту реакции и ориентировку в пространстве,
способствующих умственному развитию детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умения подчиняться общей цели, взаимодействовать внутри
коллектива, работать в команде;
- Укреплять взаимоотношения учащихся внутри образовательного
пространства школы;
- Воспитывать потребность в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями и сознательно применять их в досуговой деятельности как вид
активного отдыха.

Категория обучающихся
4

Программа предназначена для детей 11 – 15 лет с повышенной мотивацией к игре
в волейбол, физической культуре и здоровью.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 68 часов в год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 15-20 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные:
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к
саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в
процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волейбол». Они включают в себя основы гражданской
идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере
физической культуры, умения использовать ценности физической культуры
для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
- воспитание российской гражданской идентичности, знание истории развития
волейбола Российской Федерации, своего города;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
5

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
различных видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к своим товарищам.
Метапредметные результаты
Освоенные обучающимися на базе одного или всех учебных предметов
универсальные способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях.
Метапредметными
результатами
освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
уметь работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную
оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
6

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать
и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
командах и малых группах.
Предметные результаты:
Усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта
решения проблем, опыта творческой деятельности .
Теоретическая подготовка ребенка:
− знать теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)
− владеть специальной терминологией
− знать тактику, правила игры в волейбол
−
знать технику безопасности на занятиях и соревнованиях
по волейболу
Практическая подготовка ребенка:
применять практические умения и навыки, предусмотренные программой «
Волейбол»,
−
выполнять технические приемы с мячом индивидуально и в группах,
−
уметь взаимодействовать на площадке, правильно перемещаться по
площадке,
−
взаимодействовать внутри коллектива, толерантно относиться друг к другу

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Количество
часов

7

Формы контроля

всего

Раздел программы

практика

теория

№
1.
2.

Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка

4
-

2

4
2

3.

Специальная физическая
подготовка
Техника нападения
Техника защиты
Тактика нападения
Тактика защиты
Игровая практика
Соревновательная подготовка
Итого:

-

4

4

4

8
8
16
16
10
4
64

8
8
16
16
10
4
68

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тестирование
Педагогический
мониторинг
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
соревнование

Условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Волейбол» рассчитана на 2 года обучения.
Набор детей производиться в сентябре без специального отбора по уровню
двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на
основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о
состоянии здоровья учащихся.
Перевод на последующий год обучения производится при условии
выполнения обучающимися образовательной программы. Зачисление вновь
прибывших учащихся на 2 год обучения производится по уровню
двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на
основании письменного заявления родителей и медицинском заключении о
состоянии здоровья учащихся.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации образовательной программы «Волейбол» необходимы:
- Спортивный зал с разметкой волейбольной площадки;
- Волейбольная сетка;
- Антенны;
- Насос;
- Стойки;
- Мячи волейбольные;
8

- Манометр;
- Наглядные пособия
Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения
образованием и опытом работы.
Формы подведения итогов программы
Дополнительной образовательной программой «Волейбол» предусмотрены
следующие формы подведения итогов: зачетные занятия, педагогическое
тестирование, соревнования. В ходе реализации программы предусмотрены
следующие формы контроля:
- начальная диагностика (сентябрь) – в форме педагогического тестирования;
- промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия;
- итоговая аттестация (май) – в форме педагогического тестирования,
зачетного занятия, соревнования.
Тематическое планирование
№ п\п
1.

2.

Содержание занятия
Техника безопасности и правила поведения
на занятиях по волейболу в спортивном
зале.
Передача мяча в парах.

Тип занятия

Кол-во
часов

теория

2

практика

2

практика

2

практика

2

4.

ОРУ, специальные физические
упражнения.
Передача мяча после перемещения.

5.

ОФП, прямая верхняя подача.

практика

2

6.

Подача в зону, прием мяча после подачи.

практика

1

7.

Нападающий удар, блокирование.

практика

1

8.

Учебная игра с заданиями.

практика

1

9.

ОФП, учебная игра.

Теория
практика

1

практика

2

3.

10. Двухсторонняя игра с заданием.
9

11. ОРУ, специальные физические упражнения.

практика

2

практика

2

практика

2

практика

2

практика

2

практика

2

Теория
практика

2

практика

2

практика

2

20. Учебная игра.

практика

2

21. Подача на точность, прием мяча.

практика

2

22. Игра в защите, ОФП.

Теория
практика

2

23. Двухсторонняя учебная игра.

практика

2

24. Учебная игра с заданием.

практика

2

25. Специальная физическая подготовка.

практика

2

практика

2

практика

2

практика

2

практика

2

Теория
практика

2

практика

2

12. Совершенствование техники нападающего
удара.
13. Специальные физические упражнения,
передача мяча в парах, в тройках.
14. Работа с неподвижным партнером, учебная
игра.
15. Совершенствование техники защиты и
нападения.
16. Учебная игра.
17. Нападающий удар, блокирование.
18. Прием мяча после подачи, доводка мяча в
зону.
19. Специальная физическая подготовка.

26. Совершенствование техники нападающего
удара, блокирования.
27. Игра с заданием.
28. Совершенствование навыков и умений игры
в волейбол.
29. Учебная игра.
30. Совершенствование техники нападения и
защиты.
31. Двухсторонняя игра.
10

32. Прием и передача мяча в зону.
33. Совершенствование тактики игры в
волейбол.
34. Учебная игра.
35. Специальные физические упражнения.
36. Итоги работы за год.

практика

2

практика

2

практика

2

теория

2

практика

2

итого

68

Содержание программы
1.Теоретическая подготовка.
•

режим занятий;

•

правила техники безопасности на занятиях спортивными играми;

правила противопожарной безопасности, дорожного движения и
поведения в чрезвычайных ситуациях;
•
•

терминология (техника ловли, передачи, подач);

правила игры в волейбол (цель игры, игровое поле, количество
участников, поведение игроков в нападении и защите).
•

2.Общая физическая подготовка.
•

ходьба (на носках, пятках, с высоким подниманием бедра);

бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад с
изменением направления и поворотами, с максимальной скоростью 30, 60
метров, старты из различных исходных положений);
•

упражнения с мячом в движении с дополнительными заданиями на
внезапные остановки; • наклоны (в различных исходных положениях
самостоятельно и в парах); • махи ногами (в различных направлениях, с
максимальной амплитудой).
•

прыжки (на одной и двух ногах; в длину с места;многоскоки – 3, 5, 7
прыжков);
•

11

общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в
стороны и вперед и опускание вниз; сведение рук вперед и разведение в
стороны; круговые вращения сгибания и разгибания рук в упоре лежа);
•

общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады,
махи);
•

общеразвивающие упражнения для мышц туловища (наклоны туловища
вперед и в стороны; круговые движения туловища с различными
положениями рук поднимания туловища из положения лежа;
•

•

подвижные игры.

3.Специальная физическая подготовка.
Упражнения на совершенствование техники передвижений, остановок,
поворотов и стоек:
Перемещение в стойке приставными шагами боком; лицом и спиной
вперед.
•

•

Комбинации из основных элементов техники передвижения.

Упражненияна совершенствование техники приема мяча:
•

Передача мяча во встречных колоннах.

•

Отбивание мяча через сетку.

Упражнения на совершенствование игры и комплексное развитие
психомоторных способностей:
•
Игра по упрощенным правилам волейбола.
Упражнения на развитие координационных способностей (ориентирование в
пространстве, быстроту реакций и пространственных и временных
параметров двигательных способностей к согласованию движений и
ритму):
•

Перестроение движений, действий, дифференцирование силовых.

Упражнения на совершенствование техники перемещений и владения мячом:
•

Бег с изменением направления, скорости.

•

Передача мяча в цель с различных дистанций.

•

Прыжки в заданном ритме.

•

Упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с бегом, прыжками.

•

Игровые упражнения

Упражнения на развитие выносливости:
12

•

Круговая тренировка.

•

Подвижные игры с мячом.

Упражнения на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей:
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных
исходных положений.
•
•

Подвижные игры.

Эстафеты с мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками
мячей на дальность.
•

Упражнения на совершенствование техники нижней прямой подачи:
•

Нижняя прямая подача мяча.

•

Приём подачи.

Упражнения на совершенствование техники прямого нападающего удара:
•

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром.

Упражнения на закрепление техники владения мячом и развитие
координационных способностей:
•
Комбинация и выполнение основных элементов: прием, передача, удар.
Упражнения
на
закрепление
техники перемещений,
владения мячом
и
развитие
координационных
способностей: • Комбинация из основных элементов техники перемещений
и владения мячом.
Упражнения на освоение тактики игры:
Позиционное нападение с изменением позиции.
Упражнения на овладение организаторскими умениями:
•

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий,
приближенных к содержанию разучиваемой игры.
•

Помощь в судействе, комплектовании команды, подготовки мест
проведения игр.
•

4.Техника нападения.
Техника владения мячом:
•

Подача (нижняя, верхняя, боковая).

•

Передача (двумя руками сверху, снизу).

•

Нападающий удар (прямой, боковой).

5.

Техника защиты.

•

Стойки – основная, низкая.
13

•

Перемещения – ходьба, приставной шаг, скрестный шаг, выпады, бег.

•

Нижний приём подачи после выполнения нападающего удара и подач.

6.
•

Тактика нападения. Тактика подач:
В зону нападения.

•

В зону защиты.

Тактика передач:
•

На месте.

•

После перемещения в движении.

•

Вперед, назад, в сторону.

Медленная, ускоренная.
Тактика нападающего удара:
•
•

Без сопротивления.

С пассивным сопротивлением.
7.Тактика защиты. Прием мяча:
•
В определенную зону.
•

•

На передающего игрока.

На игрока в движении.Тактика блокирования.
8.Игровая практика.
•
•

Двусторонние игры.

17.Соревновательная подготовка.
•

Участие в соревнованиях различного уровня.

Оценочные и методические материалы
При обучении используются основные методы организации и осуществления
учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические,
индуктивные и проблемно-поисковые.
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Данная
программа предполагает следующие формы занятий:
Практикум
Большинство занятий выглядит как самостоятельное выполнение учащимися
заданий с последующим индивидуальным обсуждением решения с педагогом
•

14

или обсуждением с учащимися. В конце каждого занятия педагог проводит
полный разбор выданных заданий (включая анализ встречавшихся ошибок).
Лекционно-практические занятия.
Занятие, посвященное освоению новой теории, может начинаться как с минилекции педагога с введением новых понятий, так и с индивидуального
апробирования детьми заданий тематической серии.
После индивидуального выполнения заданий детьми и индивидуального
обсуждения решения с педагогом следует рассказ преподавателя о
возможных, о возможных подходах к обсуждаемой теме и взаимосвязях с
ранее изученными темами. Задания могут быть как теоретическими, так и
экспериментальными. Возможна комбинация этих подходов.
•

Лекция.
Часть занятий проводится в форме лекции педагога, читающего
теоретический материал.
Обсуждается новая волейбольная теория и обучающимся предлагается ее
проверить практически в игре.
Возможны разнообразные комбинации предложенных методов.
•
соревнование.
Регулярно проводятся различные личные и командные соревнования. Данная
форма работы в объединениях позволяет проводить оперативный
мониторинг текущей успеваемости детей, вносит разнообразие в учебный
процесс.
•

игра.
Для развития навыков работы в группах проводятся игры, соревнования.
Работа с родителями: организация родительских собраний с целью
совместного решения проблем воспитания учащихся, развития творческих
способностей ребенка привлечение родителей к мероприятиям,
способствующим совместной деятельности родителей и детей. Такая работа
способствует формированию общности интересов детей, родителей и
педагога, служит эмоциональной и духовной близости.
•

Список литературы
для педагогов:
15

«Комплексная программа физического воспитания» под редакцией
доктора педагогических наук
В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А.Зданевич. М.: Физкультура и
спорт, 1989.
1.

«Физическая культура в школе» / Под ред. доктора педагогических наук
Ю.А, Янсон. М.: «Просвещение», 1989.
3.
Программа по волейболу для факультета физического воспитания РГПУ
имени А.И.Герцена: Методическая разработка. – СПб.: РГПУ, 1994.
4.
Начальное обучение нападающего удара; блокирование; техника подач:
Методическая разработка. – СПб.: РГПУ, 1996.
2.

для учащихся:
1.
Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. – М.:
Физкультура и спорт, 1989.
2.
Осокина Т.И. Детские подвижные игры. – М., Просвещение,
1989. 3.Панкеев И.А. Русские народные игры. – М., Эком-Пресс,
1998.

16

Приложение
Способ проверки результатов по дополнительной образовательной программе
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые
параметры)

1

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное
кол-во баллов

Методы
диагностики

1

наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

Теоретическая подготовка ребенка:

Теоретические знания (по Соответствие теоретических знаний минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
основным разделам
ребенка программным
предусмотренных программой);
учебно-тематического
плана
требованиям
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
1.1
программы)
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период).
Владение специальной
терминологией

10

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять
специальные термины);

1

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)

10

Практические умения и
Соответствие практических умений
навыки, предусмотренные и навыков программным
требованиям (по основным
2.1 программой
разделам учебно-тематического
плана программы)

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений
и навыков);

1

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

10

Владение специальным
оборудованием и
2.2. оснащением

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);

1

средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога);

5

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).

10

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

1

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

5

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами

10

1.2.

2

собеседование

Практическая подготовка ребенка:

Творческие навыки
2.3.

Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии

5

Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения

Креативность в выполнении
практических заданий

17

контрольное
задание

контрольное
задание

контрольное
задание

творчества).
3

Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1 Учебно-интеллектуальные умения:
Умение подбирать и
анализировать
А специальную литературу

Умение пользоваться
компьютерными
Б источниками информации

В

Самостоятельность в подборе и
анализе литературы

Самостоятельность в
пользовании компьютерными
источниками информации

Умение осуществлять
Самостоятельность в
учебно-исследовательскую учебноисследовательской работе
работу (писать рефераты,
проводить
самостоятельные учебные
исследования)

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

средний уровень(работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

10

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

10

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);

1

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

10

минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

10

минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);

1

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

анализ исслед
работы

анализ исслед
работы

анализ исслед
работы

3.2. Учебно-коммуникативные умения:
Умение слушать и слышать Адекватность восприятия
педагога
информации, идущей от педагога
А

Умение выступать перед
аудиторией
Б

Свобода владения и подачи
обучающимся подготовленной
информации

максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает

18

10

наблюдение

наблюдение

особых трудностей)
Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
В

Самостоятельность в построении
минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные
дискуссионного выступления,
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
логика в построении доказательств контроле педагога);

1

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

10

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);

1

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

10

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков
соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

1

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков,
предусмотренных программой за конкретный период).

10

наблюдение

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
Умение организовать свое Способность самостоятельно
рабочее (учебное) место
готовить свое рабочее место к
деятельности и убирать его за
А
собой

Навыки соблюдения в
процессе деятельности
Б правил безопасности

В

Соответствие реальных навыков
соблюдения правил безопасности
программным требованиям

Умение аккуратно

Аккуратность и ответственность в

выполнять работу

работе

удовл. – хорошо – отлично

19

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Приложение 2
Мониторинг личностного развития ребёнка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное
Методы
кол-во
диагностики
баллов

1 Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить (выдерживать)
известные нагрузки в течение
определённого времени, преодолевать
трудности

терпения хватает < чем на ½ занятия

1

терпения хватает > чем на ½ занятия

5

терпения хватает на все занятие

10

Способность активно побуждать себя к
практическим действиям

волевые усилия ребёнка побуждаются извне

1

иногда – самим ребёнком

5

всегда – самим ребёнком

10

ребёнок постоянно действует под воздействием контроля
извне

1

периодически контролирует себя сам

5

постоянно контролирует себя сам

10

завышенная

1

заниженная

5

нормальная

10

интерес к занятиям продиктован ребенку извне

1

интерес периодически поддерживается самим ребёнком

5

интерес постоянно поддерживается ребёнком
самостоятельно

10

Умение контролировать свои поступки
(приводить к должному свои действия)

наблюдение

наблюдение

наблюдение

2 Ориентационные качества:
2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям в детском
объединении

Способность оценивать себя адекватно
реальным достижениям

Осознанное участие ребёнка в освоении
образовательной программы

20

анкетирование

тестирование

3 Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность
(отношение ребёнка к столкновению
интересов (спору) в процессе
взаимодействия)

Способность занять определенную
позицию в конфликтной ситуации

3.2. Тип сотрудничества
(отношение ребёнка к общим делам
детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как
свои собственные

периодически провоцирует конфликты

0

сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

5

пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

10

избегает участия в общих делах

0

участвует при побуждении извне

5

инициативен в общих делах

10

тестирование,
метод
незаконченного
предложения

наблюдение

Приложение 3
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 201_ /201_ учебный год
Педагог_________________________
дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "________________________________"
___ год обучения , группа №__

1

2
21

полугод
ие
1
2

полугод
ие
1
2

полугод
ие
1
2

% освоения
программы
обучающимся

полугод
ие
1
2

Поведенческие
качества

полугод
ие
1
2

Ориентационные
качества

полугод
ие
1
2

Предметные
достижения ребёнка

Учебно организационные
умения и навыки

полугод
ие
1
2

Учебно коммуникативные
умения

полугод
ие
1
2

итого,
%

Учебно интеллектуальные
умения

Практическая
подготовка

Фамилия Имя обучающегося

Теоретическая
подготовка

№
п/п

РЕЗУЛЬТАТЫ личностного развития детей
в процессе освоения программы

Организационноволевые качества

РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по программе

полугод
ие
1
2

полугод
ие
1
2

полугод
ие
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
итого

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».