1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Формы контроля и оценочные материалы
4. Организационно - педагогические условия реализации программы
5. Список литературы
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» (далее – Программа) разработана с учетом действующих
федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных
актов, имеет физкультурно – спортивную направленность, рассчитана на
ознакомительный уровень освоения.
Актуальность Программы
Волейбол – один из самых распространенных и доступных видов спорта,
являющийся средством приобщения детей к систематическим занятиям
физкультурой и спортом. Достоинствами волейбола являются – отсутствие
возрастных ограничений, доступность оборудования, мест для игры, простота
правила его проведения.
Игра в волейбол способствует гармоничному развитию школьников, помогает
вырабатывать жизненно важные качества: ловкость, выносливость, быстроту
реакции, а так же благотворно воздействует на системы органов сердечнососудистой и дыхательной систем. Волейбол как командный вид спорта имеет
большое воспитательное значение: отлично развивает моральноволевые качества
(взаимопонимание, смелость, решительность, выдержку, целеустремленность и
волю к победе); способствует формированию положительных отношений в
детском коллективе; так же, являясь одним из наиболее эмоциональных видов
спорта, волейбол способствует формированию нравственных качеств, так как
соревнования, где вся игровая деятельность строго регламентирована, требуют
уважительного отношения к соперникам, судьям даже в экстремальной ситуации,
при работе в команде игроки должны ставить командные цели выше личных
интересов.
Педагогическая целесообразность Программы
Программа обучения направлена на ознакомление с игрой в волейбол,
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание
интереса к игре в волейбол, создание базы разносторонней физической и
функциональной подготовленности, на развитие природных качеств личности
обучающегося, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет
обучающемуся право усвоить тот уровень программного материала, который ему
доступен. Основой упражнений игры в волейбол являются естественные и
жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, бросание мяча.
3
Отличительные особенности Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» дает возможность приобщить к занятиям физической культурой
детей с разной степенью физической подготовки, разным социальным уровнем
жизни и недостатком педагогического внимания.
Цель и задачи Программы
Цель.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся
Задачи
Обучающие:
- Обучать основным двигательным умениям и навыкам;
- Познакомить учащихся с историей возникновения и развития волейбола,
терминологией и правилами игры.
- Обучать основам техники владения мячом;
- Способствовать освоению техники и тактики игры в волейбол,
формированию умения принимать решения в быстроменяющейся обстановке.
Развивающие:
- Развивать основные двигательные качества (скорость, силу, ловкость,
выносливость);
- Способствовать развитию морально-волевых качеств, потенциальных
возможностей и повышению работоспособности;
Формировать
познавательные
интересы,
игровое
мышление,
сообразительность, быстроту реакции и ориентировку в пространстве,
способствующих умственному развитию детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умения подчиняться общей цели, взаимодействовать внутри
коллектива, работать в команде;
- Укреплять взаимоотношения учащихся внутри образовательного
пространства школы;
- Воспитывать потребность в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями и сознательно применять их в досуговой деятельности как вид
активного отдыха.
Категория обучающихся
4
Программа предназначена для детей 11 – 15 лет с повышенной мотивацией к игре
в волейбол, физической культуре и здоровью.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 68 часов в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 15-20 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут (1 академический час)
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные:
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к
саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в
процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волейбол». Они включают в себя основы гражданской
идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере
физической культуры, умения использовать ценности физической культуры
для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
- воспитание российской гражданской идентичности, знание истории развития
волейбола Российской Федерации, своего города;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
5
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
различных видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к своим товарищам.
Метапредметные результаты
Освоенные обучающимися на базе одного или всех учебных предметов
универсальные способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях.
Метапредметными
результатами
освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
уметь работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную
оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
6
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать
и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
командах и малых группах.
Предметные результаты:
Усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта
решения проблем, опыта творческой деятельности .
Теоретическая подготовка ребенка:
− знать теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)
− владеть специальной терминологией
− знать тактику, правила игры в волейбол
−
знать технику безопасности на занятиях и соревнованиях
по волейболу
Практическая подготовка ребенка:
применять практические умения и навыки, предусмотренные программой «
Волейбол»,
−
выполнять технические приемы с мячом индивидуально и в группах,
−
уметь взаимодействовать на площадке, правильно перемещаться по
площадке,
−
взаимодействовать внутри коллектива, толерантно относиться друг к другу
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Количество
часов
7
Формы контроля
всего
Раздел программы
практика
теория
№
1.
2.
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
4
-
2
4
2
3.
Специальная физическая
подготовка
Техника нападения
Техника защиты
Тактика нападения
Тактика защиты
Игровая практика
Соревновательная подготовка
Итого:
-
4
4
4
8
8
16
16
10
4
64
8
8
16
16
10
4
68
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тестирование
Педагогический
мониторинг
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
зачетное занятие
соревнование
Условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Волейбол» рассчитана на 2 года обучения.
Набор детей производиться в сентябре без специального отбора по уровню
двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на
основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о
состоянии здоровья учащихся.
Перевод на последующий год обучения производится при условии
выполнения обучающимися образовательной программы. Зачисление вновь
прибывших учащихся на 2 год обучения производится по уровню
двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на
основании письменного заявления родителей и медицинском заключении о
состоянии здоровья учащихся.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации образовательной программы «Волейбол» необходимы:
- Спортивный зал с разметкой волейбольной площадки;
- Волейбольная сетка;
- Антенны;
- Насос;
- Стойки;
- Мячи волейбольные;
8
- Манометр;
- Наглядные пособия
Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения
образованием и опытом работы.
Формы подведения итогов программы
Дополнительной образовательной программой «Волейбол» предусмотрены
следующие формы подведения итогов: зачетные занятия, педагогическое
тестирование, соревнования. В ходе реализации программы предусмотрены
следующие формы контроля:
- начальная диагностика (сентябрь) – в форме педагогического тестирования;
- промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия;
- итоговая аттестация (май) – в форме педагогического тестирования,
зачетного занятия, соревнования.
Тематическое планирование
№ п\п
1.
2.
Содержание занятия
Техника безопасности и правила поведения
на занятиях по волейболу в спортивном
зале.
Передача мяча в парах.
Тип занятия
Кол-во
часов
теория
2
практика
2
практика
2
практика
2
4.
ОРУ, специальные физические
упражнения.
Передача мяча после перемещения.
5.
ОФП, прямая верхняя подача.
практика
2
6.
Подача в зону, прием мяча после подачи.
практика
1
7.
Нападающий удар, блокирование.
практика
1
8.
Учебная игра с заданиями.
практика
1
9.
ОФП, учебная игра.
Теория
практика
1
практика
2
3.
10. Двухсторонняя игра с заданием.
9
11. ОРУ, специальные физические упражнения.
практика
2
практика
2
практика
2
практика
2
практика
2
практика
2
Теория
практика
2
практика
2
практика
2
20. Учебная игра.
практика
2
21. Подача на точность, прием мяча.
практика
2
22. Игра в защите, ОФП.
Теория
практика
2
23. Двухсторонняя учебная игра.
практика
2
24. Учебная игра с заданием.
практика
2
25. Специальная физическая подготовка.
практика
2
практика
2
практика
2
практика
2
практика
2
Теория
практика
2
практика
2
12. Совершенствование техники нападающего
удара.
13. Специальные физические упражнения,
передача мяча в парах, в тройках.
14. Работа с неподвижным партнером, учебная
игра.
15. Совершенствование техники защиты и
нападения.
16. Учебная игра.
17. Нападающий удар, блокирование.
18. Прием мяча после подачи, доводка мяча в
зону.
19. Специальная физическая подготовка.
26. Совершенствование техники нападающего
удара, блокирования.
27. Игра с заданием.
28. Совершенствование навыков и умений игры
в волейбол.
29. Учебная игра.
30. Совершенствование техники нападения и
защиты.
31. Двухсторонняя игра.
10
32. Прием и передача мяча в зону.
33. Совершенствование тактики игры в
волейбол.
34. Учебная игра.
35. Специальные физические упражнения.
36. Итоги работы за год.
практика
2
практика
2
практика
2
теория
2
практика
2
итого
68
Содержание программы
1.Теоретическая подготовка.
•
режим занятий;
•
правила техники безопасности на занятиях спортивными играми;
правила противопожарной безопасности, дорожного движения и
поведения в чрезвычайных ситуациях;
•
•
терминология (техника ловли, передачи, подач);
правила игры в волейбол (цель игры, игровое поле, количество
участников, поведение игроков в нападении и защите).
•
2.Общая физическая подготовка.
•
ходьба (на носках, пятках, с высоким подниманием бедра);
бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад с
изменением направления и поворотами, с максимальной скоростью 30, 60
метров, старты из различных исходных положений);
•
упражнения с мячом в движении с дополнительными заданиями на
внезапные остановки; • наклоны (в различных исходных положениях
самостоятельно и в парах); • махи ногами (в различных направлениях, с
максимальной амплитудой).
•
прыжки (на одной и двух ногах; в длину с места;многоскоки – 3, 5, 7
прыжков);
•
11
общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в
стороны и вперед и опускание вниз; сведение рук вперед и разведение в
стороны; круговые вращения сгибания и разгибания рук в упоре лежа);
•
общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады,
махи);
•
общеразвивающие упражнения для мышц туловища (наклоны туловища
вперед и в стороны; круговые движения туловища с различными
положениями рук поднимания туловища из положения лежа;
•
•
подвижные игры.
3.Специальная физическая подготовка.
Упражнения на совершенствование техники передвижений, остановок,
поворотов и стоек:
Перемещение в стойке приставными шагами боком; лицом и спиной
вперед.
•
•
Комбинации из основных элементов техники передвижения.
Упражненияна совершенствование техники приема мяча:
•
Передача мяча во встречных колоннах.
•
Отбивание мяча через сетку.
Упражнения на совершенствование игры и комплексное развитие
психомоторных способностей:
•
Игра по упрощенным правилам волейбола.
Упражнения на развитие координационных способностей (ориентирование в
пространстве, быстроту реакций и пространственных и временных
параметров двигательных способностей к согласованию движений и
ритму):
•
Перестроение движений, действий, дифференцирование силовых.
Упражнения на совершенствование техники перемещений и владения мячом:
•
Бег с изменением направления, скорости.
•
Передача мяча в цель с различных дистанций.
•
Прыжки в заданном ритме.
•
Упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с бегом, прыжками.
•
Игровые упражнения
Упражнения на развитие выносливости:
12
•
Круговая тренировка.
•
Подвижные игры с мячом.
Упражнения на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей:
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных
исходных положений.
•
•
Подвижные игры.
Эстафеты с мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками
мячей на дальность.
•
Упражнения на совершенствование техники нижней прямой подачи:
•
Нижняя прямая подача мяча.
•
Приём подачи.
Упражнения на совершенствование техники прямого нападающего удара:
•
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром.
Упражнения на закрепление техники владения мячом и развитие
координационных способностей:
•
Комбинация и выполнение основных элементов: прием, передача, удар.
Упражнения
на
закрепление
техники перемещений,
владения мячом
и
развитие
координационных
способностей: • Комбинация из основных элементов техники перемещений
и владения мячом.
Упражнения на освоение тактики игры:
Позиционное нападение с изменением позиции.
Упражнения на овладение организаторскими умениями:
•
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий,
приближенных к содержанию разучиваемой игры.
•
Помощь в судействе, комплектовании команды, подготовки мест
проведения игр.
•
4.Техника нападения.
Техника владения мячом:
•
Подача (нижняя, верхняя, боковая).
•
Передача (двумя руками сверху, снизу).
•
Нападающий удар (прямой, боковой).
5.
Техника защиты.
•
Стойки – основная, низкая.
13
•
Перемещения – ходьба, приставной шаг, скрестный шаг, выпады, бег.
•
Нижний приём подачи после выполнения нападающего удара и подач.
6.
•
Тактика нападения. Тактика подач:
В зону нападения.
•
В зону защиты.
Тактика передач:
•
На месте.
•
После перемещения в движении.
•
Вперед, назад, в сторону.
Медленная, ускоренная.
Тактика нападающего удара:
•
•
Без сопротивления.
С пассивным сопротивлением.
7.Тактика защиты. Прием мяча:
•
В определенную зону.
•
•
На передающего игрока.
На игрока в движении.Тактика блокирования.
8.Игровая практика.
•
•
Двусторонние игры.
17.Соревновательная подготовка.
•
Участие в соревнованиях различного уровня.
Оценочные и методические материалы
При обучении используются основные методы организации и осуществления
учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические,
индуктивные и проблемно-поисковые.
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Данная
программа предполагает следующие формы занятий:
Практикум
Большинство занятий выглядит как самостоятельное выполнение учащимися
заданий с последующим индивидуальным обсуждением решения с педагогом
•
14
или обсуждением с учащимися. В конце каждого занятия педагог проводит
полный разбор выданных заданий (включая анализ встречавшихся ошибок).
Лекционно-практические занятия.
Занятие, посвященное освоению новой теории, может начинаться как с минилекции педагога с введением новых понятий, так и с индивидуального
апробирования детьми заданий тематической серии.
После индивидуального выполнения заданий детьми и индивидуального
обсуждения решения с педагогом следует рассказ преподавателя о
возможных, о возможных подходах к обсуждаемой теме и взаимосвязях с
ранее изученными темами. Задания могут быть как теоретическими, так и
экспериментальными. Возможна комбинация этих подходов.
•
Лекция.
Часть занятий проводится в форме лекции педагога, читающего
теоретический материал.
Обсуждается новая волейбольная теория и обучающимся предлагается ее
проверить практически в игре.
Возможны разнообразные комбинации предложенных методов.
•
соревнование.
Регулярно проводятся различные личные и командные соревнования. Данная
форма работы в объединениях позволяет проводить оперативный
мониторинг текущей успеваемости детей, вносит разнообразие в учебный
процесс.
•
игра.
Для развития навыков работы в группах проводятся игры, соревнования.
Работа с родителями: организация родительских собраний с целью
совместного решения проблем воспитания учащихся, развития творческих
способностей ребенка привлечение родителей к мероприятиям,
способствующим совместной деятельности родителей и детей. Такая работа
способствует формированию общности интересов детей, родителей и
педагога, служит эмоциональной и духовной близости.
•
Список литературы
для педагогов:
15
«Комплексная программа физического воспитания» под редакцией
доктора педагогических наук
В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А.Зданевич. М.: Физкультура и
спорт, 1989.
1.
«Физическая культура в школе» / Под ред. доктора педагогических наук
Ю.А, Янсон. М.: «Просвещение», 1989.
3.
Программа по волейболу для факультета физического воспитания РГПУ
имени А.И.Герцена: Методическая разработка. – СПб.: РГПУ, 1994.
4.
Начальное обучение нападающего удара; блокирование; техника подач:
Методическая разработка. – СПб.: РГПУ, 1996.
2.
для учащихся:
1.
Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. – М.:
Физкультура и спорт, 1989.
2.
Осокина Т.И. Детские подвижные игры. – М., Просвещение,
1989. 3.Панкеев И.А. Русские народные игры. – М., Эком-Пресс,
1998.
16
Приложение
Способ проверки результатов по дополнительной образовательной программе
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые
параметры)
1
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное
кол-во баллов
Методы
диагностики
1
наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.
Теоретическая подготовка ребенка:
Теоретические знания (по Соответствие теоретических знаний минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
основным разделам
ребенка программным
предусмотренных программой);
учебно-тематического
плана
требованиям
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
1.1
программы)
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период).
Владение специальной
терминологией
10
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять
специальные термины);
1
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
5
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
10
Практические умения и
Соответствие практических умений
навыки, предусмотренные и навыков программным
требованиям (по основным
2.1 программой
разделам учебно-тематического
плана программы)
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений
и навыков);
1
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
5
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период).
10
Владение специальным
оборудованием и
2.2. оснащением
минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
1
средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога);
5
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
10
начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
1
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
5
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами
10
1.2.
2
собеседование
Практическая подготовка ребенка:
Творческие навыки
2.3.
Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии
5
Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения
Креативность в выполнении
практических заданий
17
контрольное
задание
контрольное
задание
контрольное
задание
творчества).
3
Общеучебные умения и навыки ребенка:
3.1 Учебно-интеллектуальные умения:
Умение подбирать и
анализировать
А специальную литературу
Умение пользоваться
компьютерными
Б источниками информации
В
Самостоятельность в подборе и
анализе литературы
Самостоятельность в
пользовании компьютерными
источниками информации
Умение осуществлять
Самостоятельность в
учебно-исследовательскую учебноисследовательской работе
работу (писать рефераты,
проводить
самостоятельные учебные
исследования)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
1
средний уровень(работает с литературой с помощью педагога или родителей)
5
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
10
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
1
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
5
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
10
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
1
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
5
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
10
минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
1
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
5
максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
10
минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
1
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
5
анализ исслед
работы
анализ исслед
работы
анализ исслед
работы
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
Умение слушать и слышать Адекватность восприятия
педагога
информации, идущей от педагога
А
Умение выступать перед
аудиторией
Б
Свобода владения и подачи
обучающимся подготовленной
информации
максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает
18
10
наблюдение
наблюдение
особых трудностей)
Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
В
Самостоятельность в построении
минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные
дискуссионного выступления,
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
логика в построении доказательств контроле педагога);
1
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
5
максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
10
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
1
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
5
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
10
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков
соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
1
средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);
5
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков,
предусмотренных программой за конкретный период).
10
наблюдение
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
Умение организовать свое Способность самостоятельно
рабочее (учебное) место
готовить свое рабочее место к
деятельности и убирать его за
А
собой
Навыки соблюдения в
процессе деятельности
Б правил безопасности
В
Соответствие реальных навыков
соблюдения правил безопасности
программным требованиям
Умение аккуратно
Аккуратность и ответственность в
выполнять работу
работе
удовл. – хорошо – отлично
19
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Приложение 2
Мониторинг личностного развития ребёнка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное
Методы
кол-во
диагностики
баллов
1 Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
Способность переносить (выдерживать)
известные нагрузки в течение
определённого времени, преодолевать
трудности
терпения хватает < чем на ½ занятия
1
терпения хватает > чем на ½ занятия
5
терпения хватает на все занятие
10
Способность активно побуждать себя к
практическим действиям
волевые усилия ребёнка побуждаются извне
1
иногда – самим ребёнком
5
всегда – самим ребёнком
10
ребёнок постоянно действует под воздействием контроля
извне
1
периодически контролирует себя сам
5
постоянно контролирует себя сам
10
завышенная
1
заниженная
5
нормальная
10
интерес к занятиям продиктован ребенку извне
1
интерес периодически поддерживается самим ребёнком
5
интерес постоянно поддерживается ребёнком
самостоятельно
10
Умение контролировать свои поступки
(приводить к должному свои действия)
наблюдение
наблюдение
наблюдение
2 Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском
объединении
Способность оценивать себя адекватно
реальным достижениям
Осознанное участие ребёнка в освоении
образовательной программы
20
анкетирование
тестирование
3 Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность
(отношение ребёнка к столкновению
интересов (спору) в процессе
взаимодействия)
Способность занять определенную
позицию в конфликтной ситуации
3.2. Тип сотрудничества
(отношение ребёнка к общим делам
детского объединения)
Умение воспринимать общие дела как
свои собственные
периодически провоцирует конфликты
0
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
5
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
10
избегает участия в общих делах
0
участвует при побуждении извне
5
инициативен в общих делах
10
тестирование,
метод
незаконченного
предложения
наблюдение
Приложение 3
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 201_ /201_ учебный год
Педагог_________________________
дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "________________________________"
___ год обучения , группа №__
1
2
21
полугод
ие
1
2
полугод
ие
1
2
полугод
ие
1
2
% освоения
программы
обучающимся
полугод
ие
1
2
Поведенческие
качества
полугод
ие
1
2
Ориентационные
качества
полугод
ие
1
2
Предметные
достижения ребёнка
Учебно организационные
умения и навыки
полугод
ие
1
2
Учебно коммуникативные
умения
полугод
ие
1
2
итого,
%
Учебно интеллектуальные
умения
Практическая
подготовка
Фамилия Имя обучающегося
Теоретическая
подготовка
№
п/п
РЕЗУЛЬТАТЫ личностного развития детей
в процессе освоения программы
Организационноволевые качества
РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по программе
полугод
ие
1
2
полугод
ие
1
2
полугод
ие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
итого
22