1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Содержание программы 3. Формы контроля и оценочные материалы 4. Организационно - педагогические условия реализации программы 5. Список литературы 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет физкультурно – спортивную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Актуальность Программы Волейбол – один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся средством приобщения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Достоинствами волейбола являются – отсутствие возрастных ограничений, доступность оборудования, мест для игры, простота правила его проведения. Игра в волейбол способствует гармоничному развитию школьников, помогает вырабатывать жизненно важные качества: ловкость, выносливость, быстроту реакции, а так же благотворно воздействует на системы органов сердечнососудистой и дыхательной систем. Волейбол как командный вид спорта имеет большое воспитательное значение: отлично развивает моральноволевые качества (взаимопонимание, смелость, решительность, выдержку, целеустремленность и волю к победе); способствует формированию положительных отношений в детском коллективе; так же, являясь одним из наиболее эмоциональных видов спорта, волейбол способствует формированию нравственных качеств, так как соревнования, где вся игровая деятельность строго регламентирована, требуют уважительного отношения к соперникам, судьям даже в экстремальной ситуации, при работе в команде игроки должны ставить командные цели выше личных интересов. Педагогическая целесообразность Программы Программа обучения направлена на ознакомление с игрой в волейбол, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к игре в волейбол, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности, на развитие природных качеств личности обучающегося, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет обучающемуся право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен. Основой упражнений игры в волейбол являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, бросание мяча. 3 Отличительные особенности Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» дает возможность приобщить к занятиям физической культурой детей с разной степенью физической подготовки, разным социальным уровнем жизни и недостатком педагогического внимания. Цель и задачи Программы Цель. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся Задачи Обучающие: - Обучать основным двигательным умениям и навыкам; - Познакомить учащихся с историей возникновения и развития волейбола, терминологией и правилами игры. - Обучать основам техники владения мячом; - Способствовать освоению техники и тактики игры в волейбол, формированию умения принимать решения в быстроменяющейся обстановке. Развивающие: - Развивать основные двигательные качества (скорость, силу, ловкость, выносливость); - Способствовать развитию морально-волевых качеств, потенциальных возможностей и повышению работоспособности; Формировать познавательные интересы, игровое мышление, сообразительность, быстроту реакции и ориентировку в пространстве, способствующих умственному развитию детей. Воспитательные: - Воспитывать умения подчиняться общей цели, взаимодействовать внутри коллектива, работать в команде; - Укреплять взаимоотношения учащихся внутри образовательного пространства школы; - Воспитывать потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и сознательно применять их в досуговой деятельности как вид активного отдыха. Категория обучающихся 4 Программа предназначена для детей 11 – 15 лет с повышенной мотивацией к игре в волейбол, физической культуре и здоровью. Срок реализации Программы Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 68 часов в год. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Форма организации образовательной деятельности – групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Количество детей в группе – 15-20 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут (1 академический час) Планируемые результаты освоения Программы Личностные: Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. - воспитание российской гражданской идентичности, знание истории развития волейбола Российской Федерации, своего города; - формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств 5 и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к своим товарищам. Метапредметные результаты Освоенные обучающимися на базе одного или всех учебных предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметными результатами освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно; - проговаривать последовательность действий; - уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; - учиться совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: 6 - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в командах и малых группах. Предметные результаты: Усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности . Теоретическая подготовка ребенка: − знать теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) − владеть специальной терминологией − знать тактику, правила игры в волейбол − знать технику безопасности на занятиях и соревнованиях по волейболу Практическая подготовка ребенка: применять практические умения и навыки, предусмотренные программой « Волейбол», − выполнять технические приемы с мячом индивидуально и в группах, − уметь взаимодействовать на площадке, правильно перемещаться по площадке, − взаимодействовать внутри коллектива, толерантно относиться друг к другу СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Количество часов 7 Формы контроля всего Раздел программы практика теория № 1. 2. Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка 4 - 2 4 2 3. Специальная физическая подготовка Техника нападения Техника защиты Тактика нападения Тактика защиты Игровая практика Соревновательная подготовка Итого: - 4 4 4 8 8 16 16 10 4 64 8 8 16 16 10 4 68 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тестирование Педагогический мониторинг зачетное занятие зачетное занятие зачетное занятие зачетное занятие зачетное занятие зачетное занятие соревнование Условия реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» рассчитана на 2 года обучения. Набор детей производиться в сентябре без специального отбора по уровню двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья учащихся. Перевод на последующий год обучения производится при условии выполнения обучающимися образовательной программы. Зачисление вновь прибывших учащихся на 2 год обучения производится по уровню двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на основании письменного заявления родителей и медицинском заключении о состоянии здоровья учащихся. Материально-техническое обеспечение программы: Для реализации образовательной программы «Волейбол» необходимы: - Спортивный зал с разметкой волейбольной площадки; - Волейбольная сетка; - Антенны; - Насос; - Стойки; - Мячи волейбольные; 8 - Манометр; - Наглядные пособия Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы. Формы подведения итогов программы Дополнительной образовательной программой «Волейбол» предусмотрены следующие формы подведения итогов: зачетные занятия, педагогическое тестирование, соревнования. В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы контроля: - начальная диагностика (сентябрь) – в форме педагогического тестирования; - промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия; - итоговая аттестация (май) – в форме педагогического тестирования, зачетного занятия, соревнования. Тематическое планирование № п\п 1. 2. Содержание занятия Техника безопасности и правила поведения на занятиях по волейболу в спортивном зале. Передача мяча в парах. Тип занятия Кол-во часов теория 2 практика 2 практика 2 практика 2 4. ОРУ, специальные физические упражнения. Передача мяча после перемещения. 5. ОФП, прямая верхняя подача. практика 2 6. Подача в зону, прием мяча после подачи. практика 1 7. Нападающий удар, блокирование. практика 1 8. Учебная игра с заданиями. практика 1 9. ОФП, учебная игра. Теория практика 1 практика 2 3. 10. Двухсторонняя игра с заданием. 9 11. ОРУ, специальные физические упражнения. практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Теория практика 2 практика 2 практика 2 20. Учебная игра. практика 2 21. Подача на точность, прием мяча. практика 2 22. Игра в защите, ОФП. Теория практика 2 23. Двухсторонняя учебная игра. практика 2 24. Учебная игра с заданием. практика 2 25. Специальная физическая подготовка. практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 практика 2 Теория практика 2 практика 2 12. Совершенствование техники нападающего удара. 13. Специальные физические упражнения, передача мяча в парах, в тройках. 14. Работа с неподвижным партнером, учебная игра. 15. Совершенствование техники защиты и нападения. 16. Учебная игра. 17. Нападающий удар, блокирование. 18. Прием мяча после подачи, доводка мяча в зону. 19. Специальная физическая подготовка. 26. Совершенствование техники нападающего удара, блокирования. 27. Игра с заданием. 28. Совершенствование навыков и умений игры в волейбол. 29. Учебная игра. 30. Совершенствование техники нападения и защиты. 31. Двухсторонняя игра. 10 32. Прием и передача мяча в зону. 33. Совершенствование тактики игры в волейбол. 34. Учебная игра. 35. Специальные физические упражнения. 36. Итоги работы за год. практика 2 практика 2 практика 2 теория 2 практика 2 итого 68 Содержание программы 1.Теоретическая подготовка. • режим занятий; • правила техники безопасности на занятиях спортивными играми; правила противопожарной безопасности, дорожного движения и поведения в чрезвычайных ситуациях; • • терминология (техника ловли, передачи, подач); правила игры в волейбол (цель игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). • 2.Общая физическая подготовка. • ходьба (на носках, пятках, с высоким подниманием бедра); бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад с изменением направления и поворотами, с максимальной скоростью 30, 60 метров, старты из различных исходных положений); • упражнения с мячом в движении с дополнительными заданиями на внезапные остановки; • наклоны (в различных исходных положениях самостоятельно и в парах); • махи ногами (в различных направлениях, с максимальной амплитудой). • прыжки (на одной и двух ногах; в длину с места;многоскоки – 3, 5, 7 прыжков); • 11 общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в стороны и вперед и опускание вниз; сведение рук вперед и разведение в стороны; круговые вращения сгибания и разгибания рук в упоре лежа); • общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады, махи); • общеразвивающие упражнения для мышц туловища (наклоны туловища вперед и в стороны; круговые движения туловища с различными положениями рук поднимания туловища из положения лежа; • • подвижные игры. 3.Специальная физическая подготовка. Упражнения на совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек: Перемещение в стойке приставными шагами боком; лицом и спиной вперед. • • Комбинации из основных элементов техники передвижения. Упражненияна совершенствование техники приема мяча: • Передача мяча во встречных колоннах. • Отбивание мяча через сетку. Упражнения на совершенствование игры и комплексное развитие психомоторных способностей: • Игра по упрощенным правилам волейбола. Упражнения на развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстроту реакций и пространственных и временных параметров двигательных способностей к согласованию движений и ритму): • Перестроение движений, действий, дифференцирование силовых. Упражнения на совершенствование техники перемещений и владения мячом: • Бег с изменением направления, скорости. • Передача мяча в цель с различных дистанций. • Прыжки в заданном ритме. • Упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с бегом, прыжками. • Игровые упражнения Упражнения на развитие выносливости: 12 • Круговая тренировка. • Подвижные игры с мячом. Упражнения на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей: Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений. • • Подвижные игры. Эстафеты с мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей на дальность. • Упражнения на совершенствование техники нижней прямой подачи: • Нижняя прямая подача мяча. • Приём подачи. Упражнения на совершенствование техники прямого нападающего удара: • Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. Упражнения на закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей: • Комбинация и выполнение основных элементов: прием, передача, удар. Упражнения на закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей: • Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мячом. Упражнения на освоение тактики игры: Позиционное нападение с изменением позиции. Упражнения на овладение организаторскими умениями: • Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры. • Помощь в судействе, комплектовании команды, подготовки мест проведения игр. • 4.Техника нападения. Техника владения мячом: • Подача (нижняя, верхняя, боковая). • Передача (двумя руками сверху, снизу). • Нападающий удар (прямой, боковой). 5. Техника защиты. • Стойки – основная, низкая. 13 • Перемещения – ходьба, приставной шаг, скрестный шаг, выпады, бег. • Нижний приём подачи после выполнения нападающего удара и подач. 6. • Тактика нападения. Тактика подач: В зону нападения. • В зону защиты. Тактика передач: • На месте. • После перемещения в движении. • Вперед, назад, в сторону. Медленная, ускоренная. Тактика нападающего удара: • • Без сопротивления. С пассивным сопротивлением. 7.Тактика защиты. Прием мяча: • В определенную зону. • • На передающего игрока. На игрока в движении.Тактика блокирования. 8.Игровая практика. • • Двусторонние игры. 17.Соревновательная подготовка. • Участие в соревнованиях различного уровня. Оценочные и методические материалы При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Данная программа предполагает следующие формы занятий: Практикум Большинство занятий выглядит как самостоятельное выполнение учащимися заданий с последующим индивидуальным обсуждением решения с педагогом • 14 или обсуждением с учащимися. В конце каждого занятия педагог проводит полный разбор выданных заданий (включая анализ встречавшихся ошибок). Лекционно-практические занятия. Занятие, посвященное освоению новой теории, может начинаться как с минилекции педагога с введением новых понятий, так и с индивидуального апробирования детьми заданий тематической серии. После индивидуального выполнения заданий детьми и индивидуального обсуждения решения с педагогом следует рассказ преподавателя о возможных, о возможных подходах к обсуждаемой теме и взаимосвязях с ранее изученными темами. Задания могут быть как теоретическими, так и экспериментальными. Возможна комбинация этих подходов. • Лекция. Часть занятий проводится в форме лекции педагога, читающего теоретический материал. Обсуждается новая волейбольная теория и обучающимся предлагается ее проверить практически в игре. Возможны разнообразные комбинации предложенных методов. • соревнование. Регулярно проводятся различные личные и командные соревнования. Данная форма работы в объединениях позволяет проводить оперативный мониторинг текущей успеваемости детей, вносит разнообразие в учебный процесс. • игра. Для развития навыков работы в группах проводятся игры, соревнования. Работа с родителями: организация родительских собраний с целью совместного решения проблем воспитания учащихся, развития творческих способностей ребенка привлечение родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Такая работа способствует формированию общности интересов детей, родителей и педагога, служит эмоциональной и духовной близости. • Список литературы для педагогов: 15 «Комплексная программа физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А.Зданевич. М.: Физкультура и спорт, 1989. 1. «Физическая культура в школе» / Под ред. доктора педагогических наук Ю.А, Янсон. М.: «Просвещение», 1989. 3. Программа по волейболу для факультета физического воспитания РГПУ имени А.И.Герцена: Методическая разработка. – СПб.: РГПУ, 1994. 4. Начальное обучение нападающего удара; блокирование; техника подач: Методическая разработка. – СПб.: РГПУ, 1996. 2. для учащихся: 1. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. – М.: Физкультура и спорт, 1989. 2. Осокина Т.И. Детские подвижные игры. – М., Просвещение, 1989. 3.Панкеев И.А. Русские народные игры. – М., Эком-Пресс, 1998. 16 Приложение Способ проверки результатов по дополнительной образовательной программе Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе Показатели (оцениваемые параметры) 1 Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное кол-во баллов Методы диагностики 1 наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Теоретическая подготовка ребенка: Теоретические знания (по Соответствие теоретических знаний минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, основным разделам ребенка программным предусмотренных программой); учебно-тематического плана требованиям средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); 1.1 программы) максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). Владение специальной терминологией 10 минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); 1 средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); 5 максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) 10 Практические умения и Соответствие практических умений навыки, предусмотренные и навыков программным требованиям (по основным 2.1 программой разделам учебно-тематического плана программы) минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); 1 средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); 5 максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). 10 Владение специальным оборудованием и 2.2. оснащением минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); 1 средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога); 5 максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 10 начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); 1 репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 5 творческий уровень (выполняет практические задания с элементами 10 1.2. 2 собеседование Практическая подготовка ребенка: Творческие навыки 2.3. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии 5 Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий 17 контрольное задание контрольное задание контрольное задание творчества). 3 Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1 Учебно-интеллектуальные умения: Умение подбирать и анализировать А специальную литературу Умение пользоваться компьютерными Б источниками информации В Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Умение осуществлять Самостоятельность в учебно-исследовательскую учебноисследовательской работе работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1 средний уровень(работает с литературой с помощью педагога или родителей) 5 максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10 минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1 средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) 5 максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10 минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1 средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) 5 максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10 минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1 средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) 5 максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10 минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1 средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) 5 анализ исслед работы анализ исслед работы анализ исслед работы 3.2. Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать Адекватность восприятия педагога информации, идущей от педагога А Умение выступать перед аудиторией Б Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает 18 10 наблюдение наблюдение особых трудностей) Умение вести полемику, участвовать в дискуссии В Самостоятельность в построении минимальный уровень умений(обучающийся испытывает серьезные дискуссионного выступления, затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и логика в построении доказательств контроле педагога); 1 средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) 5 максимальный уровень(работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10 минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 1 средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) 5 максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10 минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); 1 средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); 5 максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). 10 наблюдение 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое Способность самостоятельно рабочее (учебное) место готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за А собой Навыки соблюдения в процессе деятельности Б правил безопасности В Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Умение аккуратно Аккуратность и ответственность в выполнять работу работе удовл. – хорошо – отлично 19 наблюдение наблюдение наблюдение Приложение 2 Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное Методы кол-во диагностики баллов 1 Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности терпения хватает < чем на ½ занятия 1 терпения хватает > чем на ½ занятия 5 терпения хватает на все занятие 10 Способность активно побуждать себя к практическим действиям волевые усилия ребёнка побуждаются извне 1 иногда – самим ребёнком 5 всегда – самим ребёнком 10 ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне 1 периодически контролирует себя сам 5 постоянно контролирует себя сам 10 завышенная 1 заниженная 5 нормальная 10 интерес к занятиям продиктован ребенку извне 1 интерес периодически поддерживается самим ребёнком 5 интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно 10 Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) наблюдение наблюдение наблюдение 2 Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы 20 анкетирование тестирование 3 Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения) Умение воспринимать общие дела как свои собственные периодически провоцирует конфликты 0 сам в конфликтах не участвует, старается их избежать 5 пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты 10 избегает участия в общих делах 0 участвует при побуждении извне 5 инициативен в общих делах 10 тестирование, метод незаконченного предложения наблюдение Приложение 3 КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 201_ /201_ учебный год Педагог_________________________ дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "________________________________" ___ год обучения , группа №__ 1 2 21 полугод ие 1 2 полугод ие 1 2 полугод ие 1 2 % освоения программы обучающимся полугод ие 1 2 Поведенческие качества полугод ие 1 2 Ориентационные качества полугод ие 1 2 Предметные достижения ребёнка Учебно организационные умения и навыки полугод ие 1 2 Учебно коммуникативные умения полугод ие 1 2 итого, % Учебно интеллектуальные умения Практическая подготовка Фамилия Имя обучающегося Теоретическая подготовка № п/п РЕЗУЛЬТАТЫ личностного развития детей в процессе освоения программы Организационноволевые качества РЕЗУЛЬТАТЫ обучения по программе полугод ие 1 2 полугод ие 1 2 полугод ие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 итого 22