ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный (тематический) план 3. Содержание учебного (тематического) плана 4. Формы контроля и механизм оценивания результатов освоения программы 5. Организационно-педагогические условия реализации программы 6. Список литературы 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в мир шахмат» (далее – Программа) имеет физкультурноспортивную направленность и рассчитана на вводный уровень освоения. Разработана на основе учебного пособия «Шахматы в школе» Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова (2017 год). Актуальность Программы Актуальность Программы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к игре в шахматы. Программа отвечает современным требованиям развития системы образования, способствует личностному росту и творческой самореализации обучающихся. Обучение игре в шахматы направлено на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Реализация Программы способствует выявлению, сопровождению и развитию талантливых детей. Педагогическая целесообразность Программы При обучении игре в шахматы у обучающихся развиваются сила воли, усидчивость, целеустремлённость, умение достойно проигрывать и извлекать уроки из допущенных ошибок. В процессе реализации Программы ценно то, что на определённом этапе совершенствования игры в шахматы дети приучаются самостоятельно разбирать шахматные партии, а это содействует ещё более результативному обучению. Развитие логического и аналитического мышления способствует более успешному освоению обучающимися общеобразовательной программы в школе. Отличительные особенности Программы Особенность Программы в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Особенность программы в использовании во время процесса обучения электронных 3 образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы, учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером. Цель и задачи Программы Развитие логического и аналитического мышления обучающихся посредством обучения основам шахматной игры и участия в спортивных турнирах для начинающих. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи. Обучающие: - ознакомление с историей шахмат; - ознакомление с основными понятиями и терминами шахматной игры; - введение в правила игры в шахматы; - формирование начальных навыков игры в шахматы, в том числе с записью партии; -обучение анализу партий. Развивающие: - развитие интуиции, памяти; - развитие коммуникативных навыков. Воспитательные: - знакомство с основами шахматного этикета; - формирование умения владеть собой и добиваться цели. Возраст детей и сроки реализации Программы Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 9 до 11 лет. На обучение по Программе принимаются все желающие независимо от уровня подготовки. Срок реализации Программы Срок реализации программы – 9 месяцев обучения, 68 часов в год. 4 Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Форма работы с обучающимися - групповые занятия, состоящие из теоретической и практической части. Обучение по Программе предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Планируемые результаты освоения Программ По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать: - историю мировых и русских (советских) шахмат; - шахматные фигуры, их начальные позиции и ходы; - шахматную нотацию; - сравнительную ценность фигур; - понятия шах, мат, пат; - общие принципы игры; - шахматный этикет; будут уметь: - играть простую шахматную партию, в том числе с записью ходов; - анализировать партию; - правильно вести себя во время игры; - владеть собой и достойно принимать поражение или победу. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие Раздел 1. 1 1 - Что такое шахматы. История 3 3 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - шахмат Значение слова шахматы. Легенда о 1.1. шахматах Шахматы в Европе и на 1.2. Руси 1.3. Великие шахматисты 5 Формы аттестации/ контроля Беседа Раздел 2. Начинаем играть в шахматы 2.1. Шахматная доска 2.2. Шахматная нотация Шахматные фигуры и их 2.3. ходы 2.4. 2.5. 2.6. Ценность фигур Нападение Взятие. Взятие на проходе Раздел 3. Цель шахматной партии 30 9 21 2 2 1 1 1 1 20 4 16 2 2 1 1 1 1 2 1 1 10 4 6 Педагогическое наблюдение, практические задания 3.1. 3.2. Шах и защита от шаха Мат 2 2 1 1 1 1 3.3. Пат – ничья 2 1 1 3.4. Спортивные состязания 4 1 3 Раздел 4. Техника матования одинокого короля 6 3 3 4.1. Мат двумя ладьями одинокому королю 2 1 1 4.2. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю 2 1 1 4.3. Мат ферзём и королём одинокому королю 2 1 1 Раздел 5. Партии-миниатюры 4 1 3 Раздел 6. Без чего не может быть игры 12 4 8 8 2 6 Практические задания 4 2 2 Практические задания. Опрос 6.1. 6.2. Запись шахматной партии Шахматный этикет Итоговое занятие 2 - 2 Практические задания, шахматные турниры внутри объединения Внутришкольный турнир Практические задания Практические задания Шахматный турнир для начинающих Всего 68 25 43 Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о шахматах. 6 Раздел 1. Что такое шахматы. История шахмат Тема 1.1. Значение слова шахматы. Легенда о шахматах Теория. Что такое шахматы. Легенда возникновения шахмат. История шахмат. Чатуранга. Шатрандж. Практика. Зарисовки на тему «Легенда возникновения шахмат». Тема 1.2. Шахматы в Европе и на Руси Теория. История шахмат на Руси и за рубежом. Высказывания великих людей о шахматах. Известные шахматисты. Практика. Просмотр и обсуждение видеоролика «Шахматы в жизни человека». Тема 1.3. Великие шахматисты Теория. Биографии известных шахматистов мира. Раздел 2. Начинаем играть в шахматы Тема 2.1. Шахматная доска Теория. Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная доска»). Тема 2.2. Шахматная нотация Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная нотация»). Тема 2.3. Шахматные фигуры и их ходы Теория.Белые и черные. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Конь. 7 Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Превращение пешки. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Рокировка. Основные принципы игры в начале партии. Нарушение основных принципов игры в начале партии (к чему приведёт ранний вывод ферзя, повторные ходы одними и теми же фигурами, бесцельные ходы крайними фигурами, задержка с рокировкой, вывод коня на край доски). Практика. Сеансы одновременной игры с педагогом.Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматные фигуры и их ходы»). Тема 2.4. Ценность фигур Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Размен. Равноценный, неравноценный размен. Практика. Выполнение практических заданий, решение заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Ценность фигур»). Тема 2.5. Нападение Теория. Создание угрозы фигурам партнёра. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Нападение»). Тема 2.6. Взятие. Взятие на проходе Теория. Правила взятия на проходе. Выгодное взятие. Невыгодное взятие. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Взятие. Взятие на проходе»). Раздел 3. Цель шахматной партии Тема 3.1. Шах и защита от шаха Теория. Что такое шах. Обозначение шаха. Три способа защиты от шаха. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шах и защита от шаха»). 8 Тема 3.2. Мат Теория. Что такое мат. Обозначение мата. Мат – цель игры. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат»). Тема 3.3. Пат – ничья Теория. Что такое пат. Обозначение пата. Когда может возникнуть пат (ничья). Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Пат – ничья»). Тема 3.4. Спортивные состязания Теория. Организация и проведение шахматных турниров, соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Практика. Внутришкольный турнир. Раздел 4. Техника матования одинокого короля Тема 4.1. Мат двумя ладьями одинокому королю Теория. Основные приемы линейного мата. Мат двумя ладьями одинокому королю. План матования. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат двумя ладьями одинокому королю»). Тема 4.2. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю Теория. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Ферзь мобильнее, чем ладья! Опасность пата. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и ладьёй одинокому королю»). Тема 4.3. Мат ферзём и королём одинокому королю Теория. Мат ферзём и королём одинокому королю. План матования. 9 Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и королём одинокому королю»). Раздел 5. Партии-миниатюры Теория. «Детский мат». Мат Легаля. Партия В. Стейниц – NN. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Партии-миниатюры»). Раздел 6. Без чего не может быть игры Тема 6.1. Запись шахматной партии Теория. Как записать шахматную партию. Для чего это надо? Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Запись шахматной партии»). Тема 6.2. Шахматный этикет Теория. Правила шахматного этикета. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматный этикет»). Итоговое занятие. Шахматный турнир для начинающих. Формы контроля и оценочные материалы Текущий контроль осуществляется в течение года: выполнение практических заданий, шахматные турниры внутри объединения, педагогическое наблюдение. Итоговый контроль проводится в конце обучения: участие в шахматных турнирах для начинающих. Критериями оценки являются: правильное выполнение практических заданий, успешное выступление в турнирах. По итогам обучения определяется уровень освоения Программы. 10 Высокий уровень освоения Программы Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Знает историю шахмат, отлично ориентируется на шахматной доске, знает шахматные фигуры и их ходы, владеет шахматной нотацией, хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, знает общие принципы игры и шахматного этикета, может результативно участвовать в шахматных турнирах для начинающих. Средний уровень освоения Программы Обучающийся демонстрирует не очень высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Не в полной мере знает историю шахмат, которая была освещена в рамках реализации данной Программы, путает шахматные фигуры и их ходы, делает ошибки в шахматной нотации, не очень хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, путает общие принципы игры и шахматного этикета, участие в шахматных турнирах для начинающих нерезультативно. Низкий уровень освоения Программы Учащийся демонстрирует низкую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы и не может участвовать в шахматных турнирах для начинающих. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация. Цель аттестации: - Выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы данного года обучения. Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. Сроки проведения аттестации: - промежуточная аттестация учащихся проводится в апреле – мае; - итоговая аттестация проводится в мае. 11 Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся (приложение 1). Результаты освоения образовательной программы учащимися заносятся в таблицу: полностью освоивших программу дополнительного образования – высокий уровень (9-10 баллов); освоивших программу не в полном объеме – средний уровень (5-7 баллов); освоивших программу в минимальном объеме – низкий уровень ниже среднего (0-4 балла). Дополнительный критерий оценивания программы – результаты на турнирах. уровня усвоения образовательной ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Занятия включают теоретическую и практическую части. Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме: - лекций; - бесед; - анализа сыгранных партий; - разбора партий известных шахматистов. Практические занятия могут быть организованы в виде: - сеансов одновременной игры с педагогом; -решения практических заданий; -шахматных турниров. При изучении тем Программы используются следующие методические материалы: Видеолекции проекта ГБОУ ГМЦ ДогМ «Больше, чем урок!»: «Шахматы в жизни человека», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&list=PLhlrYqkZdAZ35 m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=1.(Дата обращения: 19.11.2018);-«Основы шахматной игры. Часть 1», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&index=1&list=PLhlrY 12 qkZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018); -«Основы шахматной игры. Часть 2», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=9W5sxB0HV2A&index=2&list=PLhlrYq kZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018); - «Основы шахматной игры. Часть 3», [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZdAZ35 m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018); URL: - «Основы шахматной игры. Часть 4», [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZdAZ35 m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018). URL: - Электронное учебной пособие «Путешествие в мир шахмат» (Э.Э. Уманская, Т.А. Монтлевич), Библиотека электронных материалов Московской электронной школы, [Электронный ресурс] URL:uchebnik.mos.ru. (Дата обращения: 19.11.2018). Материально-технические условия реализации Программы - компьютер; - проектор; - интерактивная доска. Оборудование -демонстрационная доска с шахматными фигурами; комплекты шахматных фигур с досками. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г. 3. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 13 4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 4 июля 2014 г. 5. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014– 2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30). Список литературы, используемой при написании Программы 1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – М.: Физкультура и спорт, 1976. 2. Костьев А.Н. Уроки шахмат. – М.: Физкультура и спорт, 1994. 3. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986. 4. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.: Наука,1975. 6. Сухин И. стране. Удивительные приключения в Шахматной – М.: Поматур, 2000. 7. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких – СПб: Астрель, 2007. 8. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Просвещение, 2017. – М.: 9. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017. 10. Шахматы. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. Список литературы для обучающихся 1. Авербах Ю., Бейлин М. Как научиться играть в шахматы – М.: Владис, 2018. 2. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста – М., 1996. 3. Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник для детей и родителей. В 2 частях – М.: Русский шахматный дом, 2015. 4. Чеваннес С. Шахматы для детей – М.: Эксмо, 2015. 14 Приложение 1 Компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников, реализуемые в рамках программы «Шахматы» 1. “Шахматная школа для начинающих”; 2. “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; 3. “Шахматная стратегия”; 4. “Шахматные дебюты”; 5. CT-Art 3.0; 6. CT-Art 4.0; 7. ChessAssistant 16; 8. «Шахматы в сказках» 9. «Большое шахматное путешествие» (1-3 части); 10.«Динозавры учат шахматам»; 11.«Практикум по эндшпилю»; 12.«Шахматные задачи»; 13.«Шахматные комбинации»; 14.«Шахматы в сказках»; 15.«Энциклопедия дебютных ошибок»; 16.«Энциклопедия миттельшпиля I»; 17.«Энциклопедия миттельшпиля II»; 18.«Энциклопедия миттельшпиля III»; 19.«Энциклопедия миттельшпиля IV»; 20.«Энциклопедия миттельшпиля V»; 21.«Энциклопедия шахматных окончаний». Приложение 2 Промежуточная аттестация учащихся 1 года обучения: Теоретические задания. 1. Знание понятия «шах». «Шах» - это…: - это нападение на любую фигуру; - это нападение на короля; - это нападение на короля, от которого нет спасения. 2. Знание понятия «мат». «Мат» - это…: - это нападение на любую фигуру; 15 - это нападение на короля; - это нападение на короля, от которого нет спасения. 3. Знание понятия «пат». «Пат» - это: - это нападение на короля, от которого нет спасения; - это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться; - это нападение на короля. 4.Знание понятия «вилка». «Вилка» - это…: - это двойной удар любой из фигур; - это двойной удар, который делает конь или пешка; - это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура. 5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых. Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем белых: - 1-0; - ½-½; -0-1. Практические задания. 1. Умение ходить фигурами. Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил педагог. 2. Умение убивать шахматные фигуры соперника. Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить, можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли белая ладья убить слона?: 3. Умение ставить «шах». Шах королю: 16 4. Умение ставить «мат». Мат в 1 ход: 5. Умение видеть «пат». Определить шах или мат на доске. Оценка результатов: За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень. Приложение 3 Промежуточная аттестация учащихся 2 года обучения Теоретические задания. 1. Знание «правила квадрата пешки». «Правило квадрата пешки» - это…: - если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе вступает в этот квадрат, то пешка задерживается; - если король сильнейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе вступает в этот квадрат, то пешка превращается в ферзя. 2. Знание «оппозиции». «Оппозиция» - это…: - это противостояние королей на нечетное количество клеточек; 17 - - это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной или несколько пешек; - это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура. 3. Знание классификации дебютов. Определить дебют по классификации дебютов (открытый, полуоткрытый, закрытый): Е4E5 1. Открытый дебют 2. Полуоткрытый дебют 3. Закрытый дебют 1. D4 E5 1. Открытый дебют 2. Полуоткрытый дебют 3. Закрытый дебют 1. E4 E6 1. Открытый дебют 2. Полуоткрытый дебют 3. Закрытый дебют 4. Знание понятия «дебют». «Дебют» - это…: - это середина шахматной партии; - это начало шахматной партии; - это конец шахматной партии. 5. Знание понятия «пешечный прорыв». «Пешечный прорыв» - это…: - это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной или несколько пешек; - это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура; - это домик для короля. Практические задания. 1. Умение пользоваться «правилом квадрата». Ходит ли черный король в квадрат пешки? 18 2. Умение пользоваться «правилом квадрата». Соблюдая правило оппозиции, королей сыграть черными в ничью: 3. Умение разыгрывать дебюты. Разыграть один из вариантов дебюта 4 коней и записать на листочке. 4. Умение применять тактические удары на практике. Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью двойного удара: 5. Умение применять тактические удары на практике. Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью открытого нападения: Оценка результатов: За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень. 19 Приложение 4 Промежуточная аттестация учащихся 3 года обучения Теоретические задания. 1. Знание истории шахмат. Первый российский чемпион мира по шахматам? а) Алёхин; б) Карпов; в) Крамник; г) Смыслов. 2. Знание понятия «миттельшпиль»: Учащимся предлагается из 3 вариантов ответа выбрать правильное определение «дебюта»: - это середина шахматной партии; - это начало шахматной партии; - это конец шахматной партии. 3. Знание понятия «отдаленная проходная пешка». Учащимся предлагается из 3 вариантов ответа выбрать правильное определение «отдаленная проходная пешка»: - это проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек; - это пешка, у которой на пути и на соседних вертикалях нет вражеских пешек; - это пешка, которая через ход станет ферзем. 4. Знание понятия «блуждающий квадрат». Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать тот, в котором раскрывается правило «блуждающего квадрата»: - если блуждающий квадрат достиг края доски, то одна из пешек проходит в ферзи; - если блуждающий квадрат достиг края доски, то король слабейшей стороны останавливает все пешки. 5. Знание понятия «минированные поля». Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «минированные поля»: - это поля, попадание на которые неизбежно приводит к цугцвангу; - это поля, на которые не может встать король. Практические задания. 1. Умение решать задачи на мат в 2 хода. Учащимся предлагается решить задачу на мат в 2 хода. 20 2. Умение решать задачи на мат в 3 хода. Учащимся предлагается решить задачу на мат в 3 хода. 3. Умение применять тактические удары на практике. Учащимся предлагается решить диаграмму и выиграть фигуру. 4. Умение разыгрывать дебюты. Ребенку предлагается разыграть дебют «Сицилианская защита». 5. Умение правильно применять приемы эндшпиля. Учащимся предлагается оценить позицию и определить, чем закончится партия, разыграв позицию: Оценка результатов: За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 21 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень. Приложение 5 Итоговая аттестация учащихся 4 года обучения: Теоретические задания. 1.Знание понятия «блуждающий квадрат». Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «блуждающий квадрат»: - это борьба короля в пешечных окончаниях против двух разрозненных пешек, - это борьба короля против связанных пешек. 2. Знание понятия «зигзаг короля». Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «зигзаг короля»: - это путь короля по ломанной линии с целью предотвращения атаки на него от превращенной пешки соперника; - это маневр короля, ведущий к потере темпов. 3.Знание понятия «крепость». Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «крепость»: - это разновидность позиционной ничьей, где слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции, куда не могут проникнуть фигуры соперника; - это неприступная позиция, благодаря которой слабейшая сторона умудряется выиграть. 4.Знание понятия «позиция Лусены». Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «позиция Лусены»: - это одна из начальных позиций в ладейных окончаниях, так называемое «построение моста»; - это пешечное окончание, названная в честь Луиса Лусены. 5.Знание понятия «коневая оппозиция в эндшпиле». Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «коневая оппозиция в эндшпиле»: 22 - это умение поставить короля в определенных позиций для защиты, а иногда и для победы; - это расположение короля в коневых окончаниях. Практические задания. 1. Умение применять сложные тактические удары на практике. Учащимся предлагается решить диаграмму. 2. Умение применять сложные тактические удары на практике. Учащимся предлагается решить диаграмму. 3. Умение правильно применять на практике приемы пешечного эндшпиля. Учащимся предлагается решить диаграмму: 4. Умение правильно применять на практике приемы эндшпиля в ладейных окончаниях. Учащимся предлагается решить диаграмму: 5. Умение правильно бороться ладьей против слона в эндшпиле. 23 Учащимся предлагается решить диаграмму: Оценка результатов: За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень. 24