ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Муниципального автономного
общеобразовательного
учреждения
Полевского
муниципального
округа
Свердловской области «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» (далее МАОУ ПМО
СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит») разработан на основе следующих
документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв.
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1599;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв.
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
- Федеральный перечень учебников, утв. приказом Минпросвещения России от
20.05.2020 № 254;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15;
- Устав МАОУ ПМО СО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит».
В целях обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации
обучающихся при составлении учебного плана были учтены особые
образовательные потребности обучающихся, их особенности их психофизического
развития, индивидуальные возможности, запросы родителей (законных
представителей).
Учебные занятия начинаются в 08 часов 00 минут и организуются по 5ти
дневной неделе.
Продолжительность обучения составляет в 1-м классе - 33 учебных недели, во
2-11-х классах – 34 учебных недели. Продолжительность учебной нагрузки на уроке
составляет в 1-м классе: в сентябре-декабре 35 минут, в январе-мае — 40 минут; во
2-4-х классах: 40 минут. В середине третьей четверти для учащихся 1-х классов
организуются дополнительные недельные каникулы.
Учебный план в 1-4-х классах составлен в соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных планов
образовательной организации, состоящих из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не
превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленной СП 2.4.
3648 – 20:
-в 1-х классах – не более 21 часа в неделю;
- во 2–4-х классах – не более 23 часов в неделю;
Промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана в
следующих формах: устной (чтение наизусть, пересказ текста, собеседование,
сообщение) или письменной (контрольная работа, тест, диктант).
Промежуточная аттестация в 1-м классе проводится в форме педагогического
наблюдения, не предполагающей отметки.
Обучение обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) в 1-м классе и во 2-м классе в I полугодии проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся.
Четвертные и годовая промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится в
форме итоговой отметки.
При четвертной промежуточной аттестации учитываются текущие отметки
учащихся (во 2-м классе начиная со II полугодия). При годовой промежуточной
аттестации учитываются четвертные отметки.
Учебный план в 1-4 классах в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Обучающиеся 1-4-х классов в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии обучаются по 1-му варианту АООП в
соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учитывающего возрастные,
типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные
потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Учебный план включает обязательные предметные области в зависимости от
варианта АООП и коррекционно-развивающую область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. На
реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от
общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Учебный план по 1-му варианту АООП НОО реализуется для обучающихся с
легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Цель обучения на I этапе (1-4 классы) состоит в формировании основ
предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся. В задачи 1-го класса также входит текущая диагностика состояния
ребенка с целью уточнения особенностей его образовательных потребностей;
адаптация к условиям обучения, подготовка к осуществлению новой для него
учебной деятельности.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): -формирование
жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана 1-4 классов включает шесть
образовательных областей: «Язык и речевая практика», «Математика»,
«Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, через содержание коррекционно-развивающей области и внеурочной
деятельности обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений,
предусмотрено увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
коррекционными
курсами:
«Ритмика»,
«Психокоррекционные
занятия»,
«Логопедические занятия», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Всего на реализацию коррекционно-развивающей области отводится 6 часов в
неделю.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение
самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных
потребностей обучающихся на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:
спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное.
Выбор направлений и программ внеурочной деятельности, распределение на
них часов самостоятельно осуществляется образовательной организацией с учетом
выбора обучающихся и их родителей (законных представителей) в рамках общего
количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется образовательной организацией.
Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 недели, 2-4 класс - 34 учебные
недели. Для 1-х классов предусмотрены в феврале дополнительные каникулы.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
−
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
−
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4
урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
−
продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
Для обучающихся, которые в силу особенностей своего психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования).
Учебный план
начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю Всего
1
2
3
4
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5.Физическая
культура
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1.Мир природы и
человека
4.1. Музыка
3
3
2
3
2
3
4
2
4
1
3
4
2
4
1
3
4
2
4
1
12
15
8
15
5
2
1
1
1
5
4.2. Рисование
1
1
1
1
4
5.1. Адаптивная
физическая культура
3
3
3
3
12
2
21
-
1
20
3
1
20
3
1
20
3
5
81
9
21
23
23
23
90
6. Технология
6.1. Труд (технология)
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
«Ритмика»
6
6
6
6
24
1
1
1
1
4
«Логопедические занятия»
3
3
3
3
12
«Развитие психомоторики и сенсорных
процессов»
Другие направления внеурочной
деятельности
Всего часов
2
2
2
2
8
4
4
4
4
16
31
33
33
33
130