РП НОО Коррекционная работа обучающихся с НОДА

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), то есть
детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом
(ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы,
сложными и комплексными дефектами развития).
ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются
следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания
составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов,
сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов.
Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит
двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.
Двигательные нарушения:
- ограничена предметно-практическая деятельность;
- недостаточное развитие предметного восприятия;
- затруднено манипулирование предметами и их восприятие на ощупь;
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психологомедико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе
психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и
физического дефекта.
Основная цель психокоррекции является создание системы комплексного психологомедико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП НОО обучающимися с НОДА,
позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательновоспитательном процессе;
- развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций,
коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой
моторики;
- обучение навыкам произвольного поведения;
- снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных
навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям
ОУ.
Содержание программы.
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, целостности восприятия, тактильнокинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,
развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Условия проведения занятий:
Занятия проводятся 5 раз в неделю, продолжительностью до 30 минут (в начале учебного
года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – . Используемые в начале
каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», и
т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию
движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения,
которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное
напряжение.
Принципы и приёмы коррекции.
Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с нарушениями опорнодвигательного аппарата необходимо выделить закономерности педагогического процесса,
находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию,
содержание, формы и методы, то есть принципы. К основополагающими принципами можно
отнести следующие:
1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
4. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
5. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении
(переводе) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее
принципы и определить основные направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает
в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях
образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях
общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных
действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность
по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и
не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных
организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает в себя следующее:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА при освоении
основной образовательной программы начального общего образования;
• проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений
в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с НОДА;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с НОДА,
выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных
особенностей обучающихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с НОДА;
• мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ
начального общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
• разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с
особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА;
• организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

• коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
• развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм
утверждения самостоятельности, личностной автономии;
• формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
• развитие компетенций, необходимых
профессионального самоопределения;

для

продолжения

образования

и

• совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),
способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных
условиях;
• социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа может включать в себя
следующее:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы
с обучающимися с НОДА, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с НОДА, отбора и адаптации
содержания предметных программ;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с НОДА;
• консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и
осознанному выбору обучающимися с НОДА профессии, формы и места обучения в
соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и
психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с НОДА;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с НОДА.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия
(УУД):
Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет

их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию
из текста.
Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную
информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебнопознавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения
учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинноследственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию;
формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и
письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою
точку зрения.
Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою
точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера;
умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли,
позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои
взаимоотношения со взрослым.
Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические
упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплотить детей, создавать атмосферу группового
доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
(Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную функцию
настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале
занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют
активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие
эмоционального возбуждения.
3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и
приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается
многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных
процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок
предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает
чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к
спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются
в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
4. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное
отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и
осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Диагностические процедуры в программе.
Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических
исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и
планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации
учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с
использованием диагностического минимума.

Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 165 занятий при частоте встреч – 5 раз в
неделю. Продолжительность одного занятия от 30 до 40 минут. Все занятия имеют гибкую
структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности
дефекта.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как
традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их
психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов,
приемов и структуры занятий.
Форма оценивания знаний обучающихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным ФГОС ООО. Планируемые результаты коррекционной работы
имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами
развития детей с НОДА. Достижения обучающихся с НОДА рассматриваются с учетом их
предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на
основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его
портфеля достижений.
Планируемые результаты:
 развитие познавательной активности детей;
 развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения,
навыков группировки и классификации;
 нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании,
воспитание самоконтроля и самооценки;
 развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с
обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
 психокоррекция поведения ребенка;
 социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий:
№
п/п
1

2

Тема занятия
Блок 1. Диагностический
Диагностика
эмоционально-волевой
сферы
Диагностика сенсорных и
моторных функций
Блок 2. Снятие состояния
эмоционального
дискомфорта.

Цель
Первичное исследование
эмоционально-волевой
сферы первоклассника с
ДЦП.
Первичное исследование
сенсорных и моторных
функций первоклассника с
ДЦП.

Ход занятия

Кол-во
часов

5

5

3

4

5

6

7

8

9

10

Вводное занятие на снятие
эмоционального
напряжения, создание
позитивного настроя

Снятие эмоционального
напряжения, создание
позитивного настроя.

«Я и мое тело»

Создание позитивного
отношения к собственному
телу и развитие
способности осознанно
управлять им

Блок 3. Развитие
эмоционально-волевой
сферы, внимания и
памяти
«Мои эмоции»

Я внимательный

Тренировка умения владеть
своими эмоциями

Знакомство с эмоциями,
развитие умения правильно
выражать свои эмоции и
чувства посредством
мимики, развитие
выразительности жестов,
снятие психического
напряжения.
Коррекция внимания.

Коррекция и развитие
процессов внимания

Тренировка умения владеть
своими эмоциями,
закрепление знаний детей
об эмоциях, закрепление
умения определять
эмоциональное состояние
других людей.
Коррекция и развитие
процессов внимания.

Развитие устойчивости
внимания

Развитие устойчивости
внимания.

Дифференциация
собственных чувств и
эмоций

Дифференциация
собственных чувств и
эмоций, а так же чувств
окружающих.

Ритуал приветствия, игры и
упражнения «Я и мое имя»,
«Черепаха», «Хлопки»,
«Задувание свечи»,
релаксационные
упражнения.
Ритуал приветствия,
упражнения м игры
«Росток», «Слушай и
выполняй», «Знакомство с
телом», «Потянулисьсломались».

Ритуал приветствия, сказка
«Домовые», этюд «Кто как
радуется»,
психогимнастика.

Разминка. Игры «Азбука
профессий», «Интонация»,
«Озвучка», обсуждение
результатов,
релаксационные
упражнения.
Ритуал приветствия, игры и
упражнения «Угадай
эмоцию», «Фигуры
эмоций», «Назови
эмоцию», «Поставь балл
эмоции», релаксационные
упражнения.
Разминка «Внимание!
Машины», игра «Виды
транспорта», обсуждение
результатов, дыхательные
упражнения на
саморегуляцию.
Игры «Сравни картинки
между собой», «Кто
спрятался?», «Угадай
задуманное слово»,
обсуждение результатов.
Ритуал приветствия, игра
«Различные чувства»,
чтение и обсуждение сказки
«Про чувства», упражнение
«Рисунок на ватмане»,

5

5

5

5

5

5

5

5

11

12

13

14

15

«Будь внимательным».

«Быстрее - медленнее».

Развитие переключения
внимания.

Развитие направленности
внимания

«Восстановление
предложений».

Развитие умения работать с
текстом.

«Зрительная память»

Коррекция и развитие
зрительной памяти.

«Давай будем действовать»

Коррекция и развитие
двигательной памяти.

16

«Развиваем память»

Коррекция и развитие
слуховой памяти.

17

«Продолжи рисунок»

Развитие образной памяти.

18

19

Развиваем тактильную
память
Блок 4. Развитие
зрительного анализатора
и зрительно-моторной
координации.
«Пальминг»

Развитие тактильной
памяти.

Профилактика и коррекция
зрительных нарушений.

релаксационные
упражнения.
Упражнение и игры
«Перепутанные линии»,
«Что исчезло», «Четыре
стихии», обсуждение
результатов, дыхательные
упражнения на
саморегуляцию.
Игры и упражнения
«Бывает – не бывает»,
упражнение с карточками,
«Квадрат», «Три
изменения»,
психогимнастика.
Упражнения «Работа с
текстом», релаксационное
упражнение.
Разминка, игры
«Инопланетяне»,
упражнение «Запомни
узор», релаксационные
упражнения.
Упражнения-активизаторы,
«Кулак-ладонь»,
«Танцуем!», «Действуй за
себя и за него»,
релаксационные
упражнения.
Разминка, упражнения
«Повтори за мной»,
«Слушай звуки!»,
«Запомни и повтори»,
релаксационные
упражнения.
Упражнения «Продолжи
рисунок», «Платочек»,
«Составь фигуру», «Сложи
фигуру», «Найди
закономерность»,
«Светофор», «Лабиринт»,
дыхательные упражнения
на саморегуляцию.
Разминка, упражнения
«Дощечки», «Волшебный
ящик», релаксационные
упражнения.

Упражнения на
аккомодацию, упражнения
«Закрывание глаз»,

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

21

22

23

24

25

26

Зрительно - моторная
координация

Развитие зрительномоторной координации.

Штриховка

Развитие зрительномоторной координации.

Блок 6. Развитие речи.
«Умелые рифмоплеты»

Профилактика и коррекция
речевых нарушений.

«Активный словарь»

Развитие речи.

Блок 5. Развитие
мышления.
Развитие ассоциативного
мышления

Развитие мыслительных
операций.

«Продолжи рисунок»

Развитие абстрактнологического мышления

Развитие нагляднообразного мышления.

Формирование понятий на
основе абстрагирования и
выделения существенных
свойств конкретных
объектов, формирование
умения отделять форму
понятия от его содержания,
устанавливать связи между
понятиями, выделять
существенные признаки,
способность оперировать
смыслом.

«Пальминг», «Мудра
жизни», упражнения,
улучшающие
кровоснабжение глаз,
гимнастика для шести
основных глазных
мускулов.
Упражнения «Волшебные
клубочки», «Заполни
трафарет», «Монета»,
«Обведи точно»,
«Лабиринт»,
психогимнастика.
Теппинг-тест, упражнение
«езда по дорожке»,
штриховка с различным
нажимом в заданном
контуре, релаксационные
упражнения.
Упражнения «Лопаточка»,
«Лошадка», «Умелые
рифмоплеты»,
релаксационные
упражнения.
Упражнения «Активный
словарь», «Скороговорки»,
«Игры в слова»,
дыхательные упражнения
на саморегуляцию.
Игра «Изобрази предмет»,
упражнение «Сказка»,
психогимнастика.
Упражнения «Продолжи
рисунок», «Платочек»,
«Составь фигуру», «Сложи
фигуру», «Найди
закономерность»,
«Светофор», «Лабиринт».
Упражнения «Все это …»,
«Больше – меньше, длиннее
– короче», «Найди пару»,
«Найди главное»,
«Пословицы».

5

5

5

5

5

5

5

27

28

29

30

31

32

33

Наглядно-действенное
мышление

Развитие нагляднодейственного мышления.

«Систематизация».

Коррекция и развитие
мыслительных операций.

«Признаки понятий».

Аналогии.

Развитие мыслительных
операций.
Развитие умения
устанавливать аналогии.

Развитие словеснологического мышления

Блок 6. Диагностический.
Диагностика
эмоционально-волевой
сферы
Диагностика сенсорных и
моторных функций

Развитие словеснологического мышления.

Упражнения «Рисунок и
анализ с образца», «Работа
с трафаретами»,
«Лабиринты – элементы
графического движения»,
дыхательные упражнения
на саморегуляцию.
Упражнения «Разложение
целого на части»,
«Объединение частей в
единое целое», «Четвертая
фигура»,
«Систематизация».
Упражнение «Выделение
существенных и
несущественных признаков
понятий», релаксация.
Упражнения «Учимся
рассуждать», «Посмотри
на картинки и …»,
релаксация.
Упражнения «Раздели на
группы», «Подбери слова»,
«Найди общее»,
релаксационные
упражнения.

Вторичное исследование
эмоционально-волевой
сферы.
Вторичное исследование
сенсорных и моторных
функций.

5

5

5

5

5

5

5
Всего 165 ч

План индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с
педагогом-психологом в 1-м классе для обучающихся по АООП с НОДА (вариант 6.2) на
2020-2021 учебный год:
Формы организации
Групповые коррекционно-развивающие
занятия с детьми
Индивидуальные коррекционноразвивающие занятия с ребёнком

Количество часов в
неделю
2ч
3ч

Всего в неделю
5ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».