Приложение № _3__ к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» утвержденной приказом МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» от 28.01.2021 г. № 6/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» (предметная область «Родной язык и родная литература») 10 класс Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (из ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.) Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 2 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать: 3 1)сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2)владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 3)сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4)сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5)сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке; 6)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8)сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 9)сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. 4 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины. Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка. Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка.Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернетполемики.Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия. Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официальноделовой стили речи. Язык художественной литературы. Разговорная речь. Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Виды преобразования текста. Корректировка текста.Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат 5 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел Родной язык 10 класс (базовый уровень Темаурока Язык и культура 1.Русский язык в Российской Федерации и в современном мире 2.Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление 3.Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологическийбум» русскогоязыка в 21 веке, егопричины 4.Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическаяпереоценка 5.Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» 6.Контрольная работа в форме теста по теме «Развитиесовременногорусскогоязыка» 7.Анализ контрольнойработы Культураречи 8.Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. 9.Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речеваяизбыточность и точность. Типичныеошибки‚ связанные с речевойизбыточностью. 10.Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости 11Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 12.Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. 13.Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. 14.Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернетполемики. 15.Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. 16-17.Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?» 18.Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматическиенормырусскогоязыка» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 6 19.Анализ контрольнойработы Речь. Речеваядеятельность. 20.Понятие речевого (риторического) эффективности речевого общения. 1 идеала, 1 21.Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. 1 22-23.Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторикаостроумия 2 24.Категория монолога и диалога как формы речевого общения 1 25.Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика 1 26-27.Р/р Публичное выступление (практическое занятие) 2 28-29.Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официальноделовой стили речи 2 30-31.Язык художественной литературы. Разговорная речь 2 32.Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональныеразновидностиязыка» 1 33.Анализ контрольнойработы 1 34-35.Защита проекта по предложенной теме № урока Язык и культура 2 Родной язык 11 класс (базовый уровень) Темаурока Количествочасо в 1.Язык и речь. Язык и художественная литература 1 1.Тексты художественной литературы как единство формы и содержания 1 3-4.Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») 2 7 Культураречи 5.Н. Помяловский о разнообразии языка. 1 6.Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. 1 7.Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии 1 8.Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. 1 9.Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей 10-11.Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» 12.Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» 1 13.Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русскогоязыка» 14.Анализ контрольнойработы 1 15.Морфологические нормыкаквыбор 1 2 1 1 вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. 16.Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. 1 17.Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. 1 18.Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. 1 19.Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи 1 8 Речь. Речеваядеятельность. 20.Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении 1 21.Этапы деловогообщения 1 22.Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. 1 23.Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматическиенормырусскогоязыка» 1 24.Анализ контрольнойработы 1 25.Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация 1 26.Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты 1 27.Признаки текста. Виды связей предложений в тексте 1 28.Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. 1 29.Виды преобразования текста. Корректировка текста. 1 30.Тезисы. Выписки. 1 31.Аннотация. Конспект. Реферат 1 32.Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом 1 33.Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» 34-35.Защита проекта по предложенной теме 1 2 9