Приложение 3 РП СОО Родной язык (русский) 10-11 класс

Приложение № _3__
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
(предметная область «Родной язык и родная литература»)
10 класс

Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования
(из ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 29 июня 2017 г.)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;

2

12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения базового курса родного языка и родной литературы
должны отражать:

3

1)сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в
речевой практике;
2)владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
3)сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4)сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5)сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа
текста на родном языке;
6)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
9)сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10)
обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11)
сформированность навыков понимания литературных художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

4

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка,
его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. Основные тенденции
активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка
в 21 веке, его причины. Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском
языке слов, их стилистическая переоценка. Язык и речь. Язык и художественная
литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н.
Помяловский о разнообразии языка.Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.Основные
лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и
точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости. Основные грамматические нормы современного русского
литературного
языка. Нормы
употребления
причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Этика и
этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии,
Интернетполемики.Этикетное
речевое
поведение
в
ситуациях
делового
общения.Основные нормы современного литературного произношения и ударения в
русском языке.Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии. Русская лексика с точки зрения ее
происхождения и употребления.Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари
русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К.
Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Морфологические нормы как выбор
вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими
формами.Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных
слов.Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами.Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи. Этика и этикет в деловом общении.
Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол
делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.Понятие речевого
(риторического) идеала, эффективности речевого общения.Оратория: мастерство
публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.Техника
импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия».
Риторика остроумия. Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Функциональные разновидности
языка. Публицистический, научный, официальноделовой стили речи. Язык
художественной литературы. Разговорная речь. Речевые жанры монологической речи:
доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи:
интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Признаки текста. Виды связей
предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Виды преобразования текста. Корректировка
текста.Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

5

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Раздел
Родной язык 10 класс (базовый уровень
Темаурока
Язык и культура

1.Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире
2.Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление
3.Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологическийбум»
русскогоязыка в 21 веке, егопричины
4.Изменение
значений
и
переосмысление
имеющихся в русском языке слов, их
стилистическаяпереоценка
5.Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни
современного общества»
6.Контрольная работа в форме теста по теме
«Развитиесовременногорусскогоязыка»
7.Анализ контрольнойработы

Культураречи

8.Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
9.Основные лексические нормы современного
русского
литературного
языка.
Речеваяизбыточность
и
точность.
Типичныеошибки‚
связанные с речевойизбыточностью.
10.Свободная
и
несвободная
лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости
11Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
12.Нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
13.Типичные ошибки в построении сложных
предложений.
Нарушение
видовременной
соотнесенности глагольных форм.
14.Этика и этикет в электронной среде общения.
Понятие
нетикета.
Интернет-дискуссии,
Интернетполемики.
15.Этикетное речевое
поведение
в
ситуациях делового общения.
16-17.Р/р
Сочинение-рассуждение
«Что
такое культура речи?»
18.Контрольная работа в форме теста по теме
«Современные орфоэпические, лексические,
грамматическиенормырусскогоязыка»

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2
1
6

19.Анализ контрольнойработы

Речь.
Речеваядеятельность.

20.Понятие речевого (риторического)
эффективности речевого общения.

1
идеала,

1

21.Оратория: мастерство публичного
выступления. Принципы подготовки к
публичной речи.

1

22-23.Техника импровизированной речи.
Средства речевой выразительности: «цветы
красноречия». Риторикаостроумия

2

24.Категория монолога и диалога как формы
речевого общения

1

25.Риторика делового общения. Спор,
дискуссия, полемика

1

26-27.Р/р Публичное выступление
(практическое занятие)

2

28-29.Функциональные разновидности языка.
Публицистический, научный,
официальноделовой стили речи

2

30-31.Язык художественной литературы.
Разговорная речь

2

32.Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональныеразновидностиязыка»

1

33.Анализ контрольнойработы

1

34-35.Защита проекта по предложенной теме

№ урока

Язык и культура

2

Родной язык 11 класс (базовый
уровень)
Темаурока

Количествочасо
в

1.Язык и речь. Язык и художественная
литература

1

1.Тексты художественной литературы как
единство формы и содержания

1

3-4.Р/р Практическая работа с текстами
русских писателей (А. Пушкин «Скупой
рыцарь»)

2

7

Культураречи

5.Н. Помяловский о разнообразии языка.

1

6.Основные
нормы
современного
литературного произношения
и
ударения в русском языке.

1

7.Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской
орфографии

1

8.Русская лексика с точки зрения ее
происхождения и употребления.

1

9.Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина,
Н. Гоголя и др. русских писателей
10-11.Р/р Творческая работа
«Употребление фразеологизмов в
художественной литературе»
12.Словари русского языка. Словари языка
писателей. Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как
основа творчества»

1

13.Контрольная работа в форме теста по
теме «Орфоэпические и лексические
нормы
русскогоязыка»
14.Анализ контрольнойработы

1

15.Морфологические нормыкаквыбор

1

2
1

1

вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами.
16.Определение рода аббревиатур. Нормы
употребления сложносоставных слов.

1

17.Синтаксические нормы как выбор
вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений.

1

18.Предложения, в которых однородные
члены связаны двойными союзами.

1

19.Способы оформления чужой речи.
Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности
русской речи

1

8

Речь.
Речеваядеятельность.

20.Этика и этикет в деловом общении.
Функции речевого этикета в деловом общении

1

21.Этапы деловогообщения

1

22.Протокол делового общения. Телефонный
этикет в деловом общении.

1

23.Контрольная работа в форме теста по теме
«Грамматическиенормырусскогоязыка»

1

24.Анализ контрольнойработы

1

25.Речевые жанры монологической речи:
доклад, поздравительная речь, презентация

1

26.Речевые жанры диалогической речи:
интервью, научная дискуссия, политические
дебаты

1

27.Признаки текста. Виды связей
предложений в тексте

1

28.Способы изложения и типы текстов.
Особенности композиции и конструктивные
приемы текста.

1

29.Виды преобразования текста.
Корректировка текста.

1

30.Тезисы. Выписки.

1

31.Аннотация. Конспект. Реферат

1

32.Р/р Составление сложного плана и тезисов
статьи А. Кони о Л. Толстом

1

33.Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновидности языка»
34-35.Защита проекта по предложенной теме

1
2

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».