Приложение 17 РП СОО Астрономия 10 класс

Приложение No �17__
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей No 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
(предметная область «Естественные науки»)
10 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
(из ФГОС среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ
от17мая2012г. N413)сизменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образованиядолжны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

2

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебного
предмета«Астрономия» (базовый уровень) должны отражать:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

3

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в
астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.
Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Методы астрономических исследований
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты.
Спектральный анализ.
Основы практической астрономии
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,
созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.
Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат
наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны.
Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Законы движения небесных тел
Небесная механика. Законы Кеплера.

Определение расстояний до тел Солнечной системы, их размеров и массы.
Солнечная система
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Звезды
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие
звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд,
параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования
жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение
химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики.
Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна,
вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на
Солнце. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика - Млечный Путь
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение
Галактики.
4

Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии.
Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое
излучение. Темная энергия.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

№

Тема
1.
2.

Введение.
Предмет астрономии.
Практические основы астрономии

3.

Количество Количество
учебных
контрольных
часов
работ
2
8

1

Строение Солнечной системы

6

1

4.

Природа тел Солнечной системы

8

1

5.

Солнце и звезды

5

1

6.

Строение и эволюция Вселенной

4

7.

Итоговая контрольная работа

1

8.

Резерв

1

Итого

35

1

5

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».