Приложение № _3_1� к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» утвержденной приказом МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» от 28.01.2021 г. № 6/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИНТАКСИСЕ» 10 класс Планируемые результаты освоения курса Рабочая программа элективного курса «Активные процессы в синтаксисе» направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: владение способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; умение защищать реферат, проектную работу; владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее. Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение; способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм; соблюдение норм речевого поведения; осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов; освоение понятия литературный язык и его признаки, языковая норма; проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Основные аспекты изучения синтаксиса: формальный, семантический, динамический, функциональный, прагматический, текстовый. Конструктивный аспект изучения синтаксиса. Актуальное членение высказывания и средства его выражения. Основные направления семантического синтаксиса. Субъективное значение высказываний. Средства формирования и выражения субъективно-модальных значений. Синтаксическое поле предложения. Экспрессивные модефикации предложения. Основные функции языка. Различное понимание экспрессивной функции. Экспрессивность и ее составляющие. Экспрессивность и эмоциональность, экспрессивность и образность, экспрессивность и интенсивность, экспрессивность и стилистическая маркированность, экспрессивность и выразительность. Экспрессивность на различных уровнях языка. Экспрессивные ресурсы синтаксиса: парцелляция высказывания, сегментация высказывания, лексический повтор с синтаксическим распространением, экспрессивные варианты словорасположения (анафора, инверсия, синтаксический параллелизм и др.), цепочки номинативов, вопросно-ответные конструкции в монологической речи, эллипсис, усечение. Парантетические (вставные) конструкции, функционально- семантический конфликт в сочинительном ряду и др. Стилистические фигуры: антитеза, градация, риторический вопрос, асиндетон (бессоюзие). Полисиндетон (многосоюзие), обращение как фигура поэтического синтаксиса; период как художественно-композиционный прием и др. Выразительные возможности несобственно-прямой речи. Экспрессивные синтаксические конструкции фразеологизированного типа. Синтагматическая и актуализирующая проза. «Рубленный» синтаксис. Телеграфный (кинематографический) стиль. Синтаксические особенности индивидуального стиля писателя. Субъектноизобразительный синтаксис. Особенности повествования от 1-го и 3-го лица. Поэтический синтаксис. Синтаксические особенности разговорной речи и ее отражение в художественной литературе. Синтаксическая стилистика. Проблемы синтаксической синонимии. Экспрессивные возможности пунктуации. Авторские знаки препинания. Новые явления в синтаксисе и пунктуация. Основные тенденции в синтаксическом строе русского языка. Тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений. Активизация номинативных структур. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция. Рост предложных конструкций. Ослабление синтаксической связи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № П.П. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Итого: Название раздела, темы Аспекты изучения синтаксиса в современной лингвистике: конструктивный синтаксис. Аспекты изучения синтаксиса в современной лингвистике: семантический синтаксис. Аспекты изучения синтаксиса в современной лингвистике: коммуникативный синтаксис. Прагматический подход к изучению синтаксиса, текстовый подход. Функции языка. Категория экспрессивности и ее составляющие. Экспрессивность на разных уровнях языка (фонетика, графика, словообразование, лексика, фразеология, морфология) Экспрессивные синтаксические конструкции: парцеллированные конструкции, сегментированные конструкции) Стилистические фигуры (эллипсис, парантеза, зевгма, градация и др.) Экспрессивные возможности пунктуации. Индивидуальный стиль писателя: синтагматическая и актуализирующая проза, особенности повествования от 1-го , 2-го и 3-го лица. Синтаксическая синонимия Основные тенденции в синтаксическом строе русского языка: синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция, ослабление синтаксических связей, расчлененность синтаксических построений. Текстообразующие функции синтаксических единиц. Количество часов 2 2 4 2 2 4 2 2 2 4 2 4 2 34