Приложение 31 РП КВ Современные процессы в синтаксисе 10 класс

Приложение № _3_1�
к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденной приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИНТАКСИСЕ»
10 класс

Планируемые результаты освоения курса
Рабочая программа элективного курса «Активные процессы в синтаксисе» направлена на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: понимание роли родного языка для самореализации,
самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности в разных
коммуникативных условиях: владение способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с
коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с
различными источниками научно-технической информации; умение защищать реферат,
проектную работу; владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы,
обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять коммуникативную рефлексию; владение разными способами организации
интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах:
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями
определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее.
Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о взаимосвязи
языка и культуры, истории народа; осознание русского языка как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры; владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение; способность извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов, справочной литературы; создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой
сферах общения; применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм; соблюдение норм
речевого поведения; осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными
способами редактирования текстов; освоение понятия литературный язык и его признаки,
языковая норма; проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и
текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых
единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение
лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого
высказывания.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные аспекты изучения синтаксиса: формальный, семантический,
динамический, функциональный, прагматический, текстовый.
Конструктивный аспект изучения синтаксиса.
Актуальное членение высказывания и средства его выражения.
Основные направления семантического синтаксиса.
Субъективное значение высказываний. Средства формирования и выражения
субъективно-модальных значений.
Синтаксическое поле предложения. Экспрессивные модефикации предложения.
Основные функции языка. Различное понимание экспрессивной функции.
Экспрессивность и ее составляющие. Экспрессивность и эмоциональность,
экспрессивность и образность, экспрессивность и интенсивность, экспрессивность и
стилистическая маркированность, экспрессивность и выразительность.
Экспрессивность на различных уровнях языка.
Экспрессивные ресурсы синтаксиса: парцелляция высказывания, сегментация
высказывания, лексический повтор с синтаксическим распространением, экспрессивные
варианты словорасположения (анафора, инверсия, синтаксический параллелизм и др.),
цепочки номинативов, вопросно-ответные конструкции в монологической речи, эллипсис,
усечение. Парантетические (вставные) конструкции, функционально- семантический
конфликт в сочинительном ряду и др.
Стилистические фигуры: антитеза, градация, риторический вопрос, асиндетон
(бессоюзие). Полисиндетон (многосоюзие), обращение
как фигура поэтического
синтаксиса; период как художественно-композиционный прием и др.
Выразительные возможности несобственно-прямой речи.
Экспрессивные синтаксические конструкции фразеологизированного типа.
Синтагматическая и актуализирующая проза. «Рубленный» синтаксис.
Телеграфный (кинематографический) стиль.
Синтаксические особенности индивидуального стиля писателя. Субъектноизобразительный синтаксис. Особенности повествования от 1-го и 3-го лица.
Поэтический синтаксис.
Синтаксические особенности разговорной речи и ее отражение в художественной
литературе.
Синтаксическая стилистика. Проблемы синтаксической синонимии.
Экспрессивные возможности пунктуации. Авторские знаки препинания. Новые
явления в синтаксисе и пунктуация.
Основные тенденции в синтаксическом строе русского языка.
Тенденция к фрагментарности и расчлененности синтаксических построений.
Активизация номинативных структур. Синтаксическая компрессия и синтаксическая
редукция. Рост предложных конструкций. Ослабление синтаксической связи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
П.П.
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

11
12

13
Итого:

Название раздела, темы
Аспекты изучения синтаксиса в современной
лингвистике: конструктивный синтаксис.
Аспекты изучения синтаксиса в современной
лингвистике: семантический синтаксис.
Аспекты изучения синтаксиса в современной
лингвистике: коммуникативный синтаксис.
Прагматический подход к изучению синтаксиса,
текстовый подход.
Функции языка.
Категория экспрессивности и ее составляющие.
Экспрессивность на разных уровнях языка
(фонетика, графика, словообразование, лексика,
фразеология, морфология)
Экспрессивные синтаксические конструкции:
парцеллированные конструкции,
сегментированные конструкции)
Стилистические фигуры (эллипсис, парантеза,
зевгма, градация и др.)
Экспрессивные возможности пунктуации.
Индивидуальный стиль писателя:
синтагматическая и актуализирующая проза,
особенности повествования от 1-го , 2-го и 3-го
лица.
Синтаксическая синонимия
Основные тенденции в синтаксическом строе
русского языка: синтаксическая компрессия и
синтаксическая редукция, ослабление
синтаксических связей, расчлененность
синтаксических построений.
Текстообразующие функции синтаксических
единиц.

Количество часов
2
2
4

2
2
4
2
2
2
4

2
4

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».