Приложение № _]l__ к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» утвержденной приказом МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» от 28.01.2021 г. № 6/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС» 10 класс 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС» Личностные результаты: – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: - сформированность представлений о роли литературы в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры; - сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; - сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений. - владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; - владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; - сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; - сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; - способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС» Литературная ситуация конца 1980 – 1990 гг. Место литературы в художественной культуре. Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Сюжет поэмы: ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования. Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Пространственно-временная организация романа. Лирическая стихия повествования. Андрей Битов. «Пушкинский дом». Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме». Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма. Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. Понятие о симулякре. Деконструкция лирического «я». «Action» как форма существования концептуального текста. Дмитрий Александрович Пригов. Лев Рубинштейн. Тимур Кибиров. Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. Татьяна Толстая. «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе. Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. Владимир Маканин. «Кавказский пленный».Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова. Искусство Довлатова-рассказчика. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов. Г.Владимов. «Генерал и его армия».Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой.«Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования. Людмила Улицкая. «Перловый суп». Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перстпективы рассказа, особенности художественного языка. Иосиф Бродский. Пространство и время в художественном мире И.Бродского. Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия». Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского. Лев Лосев. Структура лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция Х1Х в. и ее преломление в творчестве Л.Лосева. Борис Акунин. «Коронация». Исторический фон и условно-литературная реальность в романе. Трансформация сюжетной схемы детектива. Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.). 3. Тематическое планирование № урока Тема Количество часов 1 Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг. 2 2 Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки» 3 3 Саша Соколов. «Школа для дураков» 3 4 Андрей Битов. «Пушкинский дом» 3 5 Русский концептуализм 3 6 Тимур Кибиров 1 7 Татьяна Толстая. «Факир» 2 8 Людмила Петрушевская. «Дама с собаками» 3 9 Владимир Маканин. «Кавказский пленный» 3 10 Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление» 3 11 Г.Владимов. «Генерал и его армия» 1 12 Людмила Улицкая. «Перловый суп» 1 13 Иосиф Бродский 2 14 Лев Лосев 2 15 Борис Акунин. «Коронация» 3 Итого: 35 Календарно-тематическое планирование № п/ п Тема, тип урока, форма проведения Элемент содержания 1 3 1 Литературная ситуация конца 1980 – 1990 гг. Место литературы в художественной культуре. Иметь представлен ие Знать Уметь, иметь опыт, применять на практике 4 5 6 7 Место литературы конца 1980-1990 годов в художественной культуре. Иметь представление о месте литературы конца 19801990 годов в художественно й культуре. Знать о месте литературы конца 19801990 годов в художествен ной культуре. Уметь находить черты литературной ситуации конца 19801990 годов в произведения х писателей конца ХХначала ХХI века Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. Иметь представление о постмодернизм е, постреализме, постпостмодер низме, неосентимента Знать отличительн ые признаки постмодерниз ма, постпостмоде рнизма, неосентимент ализма, Уметь находить черты литературног о течения в произведения х разных писателей Проблемная лекция Проблемное изложение 2 Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. Проблемная лекция Проблемное изложение Требования к уровню достижений 3 Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. Проблемная лекция лизме, неонатурализм е. неонатурализ ма Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. Иметь представление об особенностях прозы Венедикта Ерофеева Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Иметь представление об интертекстуаль ности, основных источниках ременисценций и аллюзий в поэме Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Сюжет поэмы: ассоциативнолирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования. Иметь представление об ассоциативнолирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. Иметь представление о структуре повествователь ного «Я» в романе Саши Соколова «Школа для дураков» Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Иметь представление о том, что такое расщепленност ь сознания героя Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Проблемное изложение 4 Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Проблемная лекция Аналитическая беседа 5 Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Сюжет поэмы: ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования. Проблемная лекция Аналитическая беседа 6 Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. Проблемная лекция Проблемное изложение 7 Саша Соколов. «Школа для дураков». Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Проблемная лекция Аналитическая беседа 8 Саша Соколов. «Школа для дураков». Пространственновременная организация романа. Лирическая стихия повествования. Пространственновременная организация романа. Лирическая стихия Иметь представление о пространствен но-временной организации романа С.Соколова «Школа для дураков» Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Иметь представление о романе-музее Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Иметь представление о цитатной природе культуры Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Проблемная лекция Аналитическая беседа 9 Андрей Битов. «Пушкинский дом». Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Проблемная лекция Проблемное изложение 10 Андрей Битов. «Пушкинский дом». Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Проблемная лекция Аналитическая беседа 11 Андрей Битов. «Пушкинский дом». Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме». Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме». Иметь представление о «подлинности» и «симулятивнос ти» реальности в «Пушкинском доме» Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение 12 Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма. Русский концептуализм. Культурнофилософские основания концептуализма. Иметь представление о культурнофилософских основаниях концептуализм а Знать культурнофилософские основания концептуализ ма Уметь самостоятель но исследовать проблему, поставленну ю в теме, отбирать литературны й материал, логически его выстраивать Русский концептуализм. Иметь представление Знать деконструкци Уметь самостоятель Проблемная лекция Проблемное изложение 13 Русский концептуализм. Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. Проблемная лекция Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. о культурнофилософских основаниях концептуализм а ю идеологизиро ванного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. но исследовать проблему, поставленну ю в теме, отбирать литературны й материал, логически его выстраивать Русский концептуализм. Понятие о симулякре. Деконструкция лирического «я». «Action» как форма существования концептуального текста. Дмитрий Александрович Пригов. Лев Рубинштейн. Иметь представление об «Action» как форме существования концептуально го текста. Знать понятие о симулякре, деконструкци ю лирического «я». «Action» как форму существовани я концептуальн ого текста. Уметь самостоятель но исследовать проблему, поставленну ю в теме, отбирать литературны й материал, логически его выстраивать Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. Иметь представление о поэтике палимпсеста в поэзии Т.Кибирова Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь поэтическое произведение Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. Иметь представление об амбивалентнос ти хронотопа, цикличности времени, метафорическо й насыщенности предметов мира Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и Иметь представление о культурных Знать о жизни и творчестве Уметь анализироват ь Аналитическая беседа 14 Русский концептуализм. Понятие о симулякре. Деконструкция лирического «я». «Action» как форма существования концептуального текста. Дмитрий Александрович Пригов. Лев Рубинштейн. Проблемная лекция Аналитическая беседа 15 Тимур Кибиров. Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. Проблемная лекция Аналитическая беседа 16 Татьяна Толстая. «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. Проблемная лекция Проблемное изложение 17 Татьяна Толстая. «Факир». Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе. Проблемная лекция мир творческого воображения в рассказе. мирах героев писателя прозаическое произведение Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Иметь представление о психологическ ом мире героев произведений Л.Петрушевско й Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Иметь представление об экзистенциальн ой проблематике рассказа, о повествователь ной перспективе рассказа Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. Иметь представление Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. Иметь представление о творчестве В. Маканина Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Мотив красоты. Иметь представление о творчестве В. Маканина Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Иметь представление о творчестве В. Знать о жизни и творчестве Уметь анализироват ь прозаическое Аналитическая беседа 18 Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Проблемная лекция Проблемное изложение 19 Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Проблемная лекция Аналитическая беседа 20 Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. Проблемная лекция Аналитическая беседа 21 Владимир Маканин. «Кавказский пленный».Антигероическое изображение войны в рассказе. Проблемная лекция Проблемное изложение 22 Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Мотив красоты. Проблемная лекция Аналитическая беседа 23 Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Маканина писателя произведение Биография как литературный факт. Искусство Довлатоварассказчика. Иметь представление о творчестве Сергея Довлатова Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова. Иметь представление о творчестве Сергея Довлатова Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов Сергея Довлатова Иметь представление об экзистенциальн ых аспектах проблематики рассказов Сергея Довлатова Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой.«Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования. Иметь представление о психологизме романного повествования Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Объективное и субъективное («персональное») Иметь представление об Знать о жизни и творчестве Уметь анализироват ь Проблемная лекция Аналитическая беседа 24 Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Биография как литературный факт. Искусство Довлатоварассказчика. Проблемная лекция Проблемное изложение 25 Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова. Проблемная лекция Аналитическая беседа 26 Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов. Проблемная лекция Аналитическая беседа 27 Г.Владимов. «Генерал и его армия».Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой.«Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования. Проблемная лекция Проблемное изложение 28 Людмила Улицкая. «Перловый суп». Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка. Проблемная лекция Проблемное изложение 29 Иосиф Бродский. Пространство и время в художественном мире И.Бродского. Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия». время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка. объективном и субъективном времени в рассказе, о предметном фоне повествования и его значимости в раскрытии психологическ ого облика персонажей. писателя прозаическое произведение Пространство и время в художественном мире И.Бродского. Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия». Иметь представление о пространстве и времени в художественно м мире И.Бродского Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь поэтическое произведение Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского. Иметь представление о жизни человека и жизни слова в поэзии И.Бродского Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь поэтическое произведение Структура лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева. Иметь представление о структуре лирического «я» в стихотворения х Л.Лосева Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь поэтическое произведение Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция Х1Х в. и ее преломление в творчестве Л.Лосева. Иметь представление о поэтике стилизации и стилевой индивидуально сти Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь поэтическое произведение Исторический фон и условно-литературная реальность в романе Иметь представление об Знать о жизни и творчестве Уметь анализироват ь Проблемная лекция Проблемное изложение 30 Иосиф Бродский. Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского. Защита проекта Рецензирование проекта 31 Лев Лосев. Структура лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева. Проблемная лекция Проблемное изложение 32 Лев Лосев. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция Х1Х в. и ее преломление в творчестве Л.Лосева. Проблемная лекция Аналитическая беседа 33 Борис Акунин. «Коронация». Исторический фон и условнолитературная реальность в романе. Проблемная лекция Бориса Акунина «Коронация» историческом фоне и условной реальности в романе Бориса Акунина «Коронация» писателя прозаическое произведение Трансформация сюжетной схемы детектива. Иметь представление о трансформации сюжетной схемы детектива Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.) в творчестве Бориса Акунина Иметь представление о функции интертекстуаль ных отсылок Знать о жизни и творчестве писателя Уметь анализироват ь прозаическое произведение Проблемное изложение 34 Борис Акунин. «Коронация». Трансформация сюжетной схемы детектива. Проблемная лекция Аналитическая беседа 35 Борис Акунин. «Коронация». Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.). Проблемная лекция Аналитическая беседа