Приложение 44 РП КВ Русский язык для говорения и письма

Приложение № 44
к Основной общеобразовательной программе
среднего общего образования МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
утвержденно приказом МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
от 28.01.2021 г. № 6/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Русский язык для говорения и письма»
(направление деятельности «Общеинтеллектуальное»)
10 - 11 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N
413) с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня
2017 г.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования

Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, - гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее
анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения
их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
- способность определять цели предстоящего общения, а также
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;

- владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации
в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; - способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их;
- умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение,речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей
и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
4) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;

5) проведение различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике; осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание курса. Курс решает две основные задачи. Первая состоит
в том, чтобы научить говорящего/пишущего наиболее точно представлять
«положение дел». Вторая заключается в обучении тем приемам, которые
говорящий/пишущий может использовать для формирования у адресата такого
представления о «положении дел», в котором он сам заинтересован. В свою
очередь, вторая задача также разделяется на две: 1) выбор приемов и средств,
позволяющих с разной степенью точности отражать «положение дел», и 2)
выбор приемов и средств, позволяющих воздействовать на собеседника и,
таким образом, на его отношение к получаемой информации. При этом
соблюдение или несоблюдение формальных правил — орфографических
пунктуационных, орфоэпических — рассматривается как один из аспектов
воздействия на собеседника.
Тематическое планирование
№
Тема
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.

10 класс
Введение. Виды речевой деятельности:
говорение, слушание, письмо, чтение
Две стороны знака: формальная и
содержательная
Роль содержательной стороны языкового
знака в человеческом общении
Взаимосвязь речи и различных видов
речевой деятельности
Способы объективного отражения
«положения дел»
Семы – составляющие элементы
содержательной стороны слова

Форма занятия
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения
Практикум по тексту
Н.В.Гоголя
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения

7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.

19.
20.
21.

22.

23.
24.

25.
26.
27.
28.

Выделение сем и определение их
общностей
Опыт толковых словарей русского языка в
раскрытии содержательной стороны слова
Работа с толковыми словарями
Термины естественных наук как образец
чёткого представления содержательной
стороны слова
Использование терминологии в речи
Лексико-фразеологическое
преобразование слов
Изучение значений слов во
фразеологизмах
Регулярные модификации слов
Нерегулярные модификации слов
Опыт работы с заимствованной лексикой
по модификациям
Формально выраженные и формально не
выраженные элементы содержания в
слове
Формально выраженные и формально не
выраженные элементы содержания в
словосочетании и предложении
Особое значение элементов содержания
для документов
Гиперонимы и гипонимы
Значение соблюдения единого
«масштаба» в отражении «положения
дел».
Слова, содержательная ценность которых
проявляется лишь в случае соотнесения
их с компонентами ситуации
Умение устранять содержательную
неопределенность
Субъективное отношение
говорящего/пишущего к «положению
дел»
Оценочный элемент в слове как авторская
оценка
Намеренное подчеркивание некоторых
элементов ситуации
Средства, позволяющие не называть
производителя действия
Средства, позволяющие обозначения

Практикум
Лекция+упражнения
Практикум
Лекция+упражнения
Практикум
Лекция+упражнения
Практикум
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения
Практкум
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения
Практикум по
юридическим текстам
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения
практикум
Лекция+упражнения
Практикум
Лекция+упражнения
Практикум
Лекция+упражнения

29.
30.
31.
32.

1.
2.
3.
4-5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

некоторых элементов ситуации «уводить
в тень»
«Увести в тень» или «подчеркнуть» в
письменной речи
Использование конверсных отношений
между словами
Использование синонимичных и
антонимичных конструкций и слов
Типы письменных текстов и их
оформление
11 класс
Средства и приёмы языка, позволяющие
создавать нужные представления
Вербальные и невербальные средства
воздействия
Краткое выступление по заданной теме
Способы оформления субъективного
отношения в речи
Оценочный элемент в слове как авторская
позиция
Слово как выражение субъективной
оценки
Краткая речь с подбором слов,
выражающих субъективную оценку
Умение выбирать слова, не содержащие
оценочный элемент
Написание объяснительной записки с
нейтральной и оценочной лексикой
Способы намеренного подчёркивания
элементов речи
Составление мини-текста со способами
подчёркивания
Синтаксические средства выделения или
утаивания нужного
Особенности адресата речи
Адресат речи и речевая ситуация
Этикетность обращений
Речевой этикет
Формирование речевой ситуации
Психологические аспекты речи
Психологические аспекты публичной
речи
«Приспособление» и «поглаживание» как
часть речевой ситуации

Практикум
Лекция+упражнения
Лекция+упражнения
Практикум
Лекция+задания
Лекция+задания
Практикум
Лекция+задания
Лекция+задания
Практикум
Практикум
Лекция+задания
Практикум
Лекция+задания
Практикум
Лекция+задания
Лекция+задания
Лекция+задания
Лекция+задания
Практикум
Практикум
Лекция+задания
Лекция+задания
Лекция+задания

22.
23.
24-26.
27.
28.
29-31

Этикетность письменной речи
Этикетность письменной речи
Анализ речевой ситуации в
художественном тексте
Обобщение: «кирпичики» речи
Обобщение: «кирпичики» воздействия
Защита творческих работ

Лекция+задания
Практикум
Практикум
Лекция+задания
Практикум
Практикум

Материально-дидактическое сопровождение курса
- И.Г.Милославский. Методические рекомендации. Русский язык для
говорения и письма.10-11 классы, М. «Дрофа», 2008г.;
- И.Г.Милославский. Учебное пособие. Русский язык для говорения и
письма.10-11 классы, М. «Дрофа», 2008г.;
- Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.:
Дрофа, 2008.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
www.gramota.ru.
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари,
орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный
интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир
русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому
языку(бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского
языка (сайт Российской академии наук, Институт -русского языка
имени В. В. Виноградова).

http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение
русского языка в игровой форме.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».