Приложение № 44 к Основной общеобразовательной программе среднего общего образования МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» утвержденно приказом МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21 «Эрудит» от 28.01.2021 г. № 6/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «Русский язык для говорения и письма» (направление деятельности «Общеинтеллектуальное») 10 - 11 классы ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Личностные результаты: - понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, - гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: - владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - способность определять цели предстоящего общения, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение разными видами монолога и диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; - умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; - коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение,речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 4) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 5) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание курса. Курс решает две основные задачи. Первая состоит в том, чтобы научить говорящего/пишущего наиболее точно представлять «положение дел». Вторая заключается в обучении тем приемам, которые говорящий/пишущий может использовать для формирования у адресата такого представления о «положении дел», в котором он сам заинтересован. В свою очередь, вторая задача также разделяется на две: 1) выбор приемов и средств, позволяющих с разной степенью точности отражать «положение дел», и 2) выбор приемов и средств, позволяющих воздействовать на собеседника и, таким образом, на его отношение к получаемой информации. При этом соблюдение или несоблюдение формальных правил — орфографических пунктуационных, орфоэпических — рассматривается как один из аспектов воздействия на собеседника. Тематическое планирование № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 10 класс Введение. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение Две стороны знака: формальная и содержательная Роль содержательной стороны языкового знака в человеческом общении Взаимосвязь речи и различных видов речевой деятельности Способы объективного отражения «положения дел» Семы – составляющие элементы содержательной стороны слова Форма занятия Лекция+упражнения Лекция+упражнения Практикум по тексту Н.В.Гоголя Лекция+упражнения Лекция+упражнения Лекция+упражнения 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Выделение сем и определение их общностей Опыт толковых словарей русского языка в раскрытии содержательной стороны слова Работа с толковыми словарями Термины естественных наук как образец чёткого представления содержательной стороны слова Использование терминологии в речи Лексико-фразеологическое преобразование слов Изучение значений слов во фразеологизмах Регулярные модификации слов Нерегулярные модификации слов Опыт работы с заимствованной лексикой по модификациям Формально выраженные и формально не выраженные элементы содержания в слове Формально выраженные и формально не выраженные элементы содержания в словосочетании и предложении Особое значение элементов содержания для документов Гиперонимы и гипонимы Значение соблюдения единого «масштаба» в отражении «положения дел». Слова, содержательная ценность которых проявляется лишь в случае соотнесения их с компонентами ситуации Умение устранять содержательную неопределенность Субъективное отношение говорящего/пишущего к «положению дел» Оценочный элемент в слове как авторская оценка Намеренное подчеркивание некоторых элементов ситуации Средства, позволяющие не называть производителя действия Средства, позволяющие обозначения Практикум Лекция+упражнения Практикум Лекция+упражнения Практикум Лекция+упражнения Практикум Лекция+упражнения Лекция+упражнения Практкум Лекция+упражнения Лекция+упражнения Практикум по юридическим текстам Лекция+упражнения Лекция+упражнения Лекция+упражнения практикум Лекция+упражнения Практикум Лекция+упражнения Практикум Лекция+упражнения 29. 30. 31. 32. 1. 2. 3. 4-5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. некоторых элементов ситуации «уводить в тень» «Увести в тень» или «подчеркнуть» в письменной речи Использование конверсных отношений между словами Использование синонимичных и антонимичных конструкций и слов Типы письменных текстов и их оформление 11 класс Средства и приёмы языка, позволяющие создавать нужные представления Вербальные и невербальные средства воздействия Краткое выступление по заданной теме Способы оформления субъективного отношения в речи Оценочный элемент в слове как авторская позиция Слово как выражение субъективной оценки Краткая речь с подбором слов, выражающих субъективную оценку Умение выбирать слова, не содержащие оценочный элемент Написание объяснительной записки с нейтральной и оценочной лексикой Способы намеренного подчёркивания элементов речи Составление мини-текста со способами подчёркивания Синтаксические средства выделения или утаивания нужного Особенности адресата речи Адресат речи и речевая ситуация Этикетность обращений Речевой этикет Формирование речевой ситуации Психологические аспекты речи Психологические аспекты публичной речи «Приспособление» и «поглаживание» как часть речевой ситуации Практикум Лекция+упражнения Лекция+упражнения Практикум Лекция+задания Лекция+задания Практикум Лекция+задания Лекция+задания Практикум Практикум Лекция+задания Практикум Лекция+задания Практикум Лекция+задания Лекция+задания Лекция+задания Лекция+задания Практикум Практикум Лекция+задания Лекция+задания Лекция+задания 22. 23. 24-26. 27. 28. 29-31 Этикетность письменной речи Этикетность письменной речи Анализ речевой ситуации в художественном тексте Обобщение: «кирпичики» речи Обобщение: «кирпичики» воздействия Защита творческих работ Лекция+задания Практикум Практикум Лекция+задания Практикум Практикум Материально-дидактическое сопровождение курса - И.Г.Милославский. Методические рекомендации. Русский язык для говорения и письма.10-11 классы, М. «Дрофа», 2008г.; - И.Г.Милославский. Учебное пособие. Русский язык для говорения и письма.10-11 классы, М. «Дрофа», 2008г.; - Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008. Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете www.gramota.ru. http://www.philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи». http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия». http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон». http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»). http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку(бесплатная справочная служба по русскому языку). http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Институт -русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.