01.01.2017
Подростковый возраст (11 – 15).
Этот возраст обычно характеризуют как, переломный, переходный, критический, связанный с перестройкой организма ребенка, т.е. половым созреванием. Начинаясь с кризиса весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.Все стороны развития подростка подвергаются значительным изменениям. С этими изменениями и связаны все основные особенности личности детей этого возраста. Трудности прежде всего связаны с половым созреванием. Из-за бурного роста и физиологической перестройки организма у ребенка можно наблюдать частые смены настроения, повышенная возбудимость и утомляемость, раздражительность, постоянные колебания самооценки, резкую смену самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. У подростков может возникнуть чувство тревоги, дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими, у них резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности: непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность. И наоборот, бестактное замечания, окрик или ирония, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют. Все это требует от взрослых, внимательного отношения, предельной деликатности, вдумчивости при общении с ребенком. В этом возрасте последовательно появляются две основные формы самопознания: это чувство взрослости и «Я концепция».Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости, но он стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшиеся мальчик начинает ходить в развалку, у него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид ребенка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей часто не устраивает молодежная мода. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки как у всех в его компании, - как трагедию. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли.
Одновременно с внешними, проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости- отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя взрослым. Это является основным новообразованием 11 -13ти летнего возраста. Ребенок начинает желать чтобы все и сверстники и взрослые относились к нему как к взрослому человеку. Он претендует на равноправные отношения со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Появляются собственные взгляды, вкусы, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.
Поскольку в этом возрасте все не стабильно, взгляды могут меняться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же эмоционально. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, т.е. освобождении от их опеки, контроля. На этом этапе развития, большую роль играет общение со сверстниками. Это общение очень эмоционально, оно накладывает отпечаток и на учение, и на отношения с родителями.
Ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Появляется так называемая, «Подростковая Субкультура», т.е это увлечения, стиль поведения, мода разделяемая группой, в которую вовлечен подросток. Исследования показывают, что влияние группы на подростка тем больше, чем неблагополучное его отношения с родителями. Что касается отношений с взрослыми, прежде всего с родителями, - это еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограниченно – им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой и т.п. но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят прежде всего от позиции родителей. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившимся в семье. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей. Контроль может быть разным.
Самые не благоприятные для развития подростка случаи – это жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе. Помимо контроля в семейных отношения важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, эмоциональная основа этих отношений, т.е любовь, принятие или непринятие. Поэтому очень важно для позитивного развития подростка устанавливать доверительные отношения с ним, ценить в поведении подростка самостоятельность, говорить с ним открыто на разные темы, не критиковать его, особенно на людях, не контролировать чрезмерно, проявлять терпение: не реагировать агрессией на упрямство непослушание, Бурные всплески эмоций и перепады настроения. Детям в этот период необходима поддержка и внимание со стороны значимых взрослых. Помните что этот возраст эмоционально нестабилен и подросток склонен поддаваться влиянию различных групп, поэтому будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка, создавая благоприятную, теплую и доверительную атмосферу в общении с ним, будьте предельно деликатны и тогда ребенок сам поделится с вами своим секретом, обратиться за помощью.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.11.2018
Дата обновления: 28.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017