01.01.2017
Итак, адаптация – приспособительная способность человека к условиям социальной среды, которая предполагает адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
Временная дезадаптация предполагает недостаточный уровень приспособительной способности в социальной среде. У временно дезадаптированых детей возникают небольшие проблемы в сфере общения и обучения.
Дезадаптация предполагает низкий уровень приспособительной способности. Таким детям не комфортно в школе у них наблюдается повышенная тревожность, напряженность. Конфликтные отношения с окружающими, трудности в общении и обучении. Низкая самооценка, повышенная утомляемость, робость, застенчивость, вялость, частые жалобы на плохое самочувствие, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Возможные причины дезадаптивных форм поведения:
- Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений, недостаточное внимание со стороны взрослых, или чрезмерное опекание и контроль за поведением).
- Часто ребенка балую, захваливают, а потом резко начинают предъявлять строгие требования, наказывать за проступки и непослушания, это приводит к тому, что даже справедливые требования воспринимаются ребенком как обида.
- Педагогические ошибки родителей, не восприятие ребенка как личности. Предъявляя требование ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление и многое другое.
- Часто взрослые пытаются «исправить» ребенка грубым подавлением его желаний и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения, таких как агрессия, импульсивность, или наоборот скованность, заторможенность, что является причиной школьной и социальной дезадаптации. Ребенок в таких случаях не умеет общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
- Так же если в семье не осуществляется единство требований, то у ребенка, появляется тревожность, страхи.
- Подавление развивающейся самостоятельности и инициативы, чрезмерно строгий режим, множество необоснованных запретов.
- Негативные формы поведения, ребенка, как следствие подражания соответствующему поведению родителей.
- Особенно негативное значение имеет давление, оказываемое родителями на детей, стремящихся сделать из своего ребенка «отличника». Оно крайне неблагоприятно влияет на психическое и физическое здоровье детей.
- Часто взрослые применяют различные формы порицания и наказания ребенка, угрожают, отменяют обещанное, бранят, лишают встреч с друзьями, за проступки и неудачи в школе, и наоборот редки случаи, когда родители стараются помочь ребенку преодолеть трудности, сгладить отрицательные школьные впечатления, дискомфорт и неудовлетворенность.
- Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение пятиклассников становятся основой конфликтных отношений между взрослыми членами семьи. Семейный разлад способствует постепенному отчуждению ребенка от родителей, становится дополнительным источникам его травмирования и как следствие дезадаптацией.
- Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности. Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие внимания со стороны родителей.
- Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы). Игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.
- Неумение устанавливать социальные контакты в межперсональных отношениях. Трудности в общении. Агрессивное, импульсивное поведение или замкнутость, робость, скованность, заниженная или крайне завышенная самооценка.
Следуя некоторым рекомендациям, можно помочь ребенку преодолеть трудности школьной дезадаптации.
- Обратите внимание на режим дня вашего ребенка. Не следует укладывать спать ребенка позже 21:30, не позволяйте засиживаться у телевизора, компьютера. С вечера приготовить одежду на утро, собрать портфель, поставить будильник с запасом времени. Будите ребенка спокойно: проснувшись он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». Прощаясь пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. Утро – начало дня и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.
- Забудьте фразу «что ты сегодня получил?» встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться ( вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем – то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его ведь, это не займет много времени.
- В школе ребенок устает от присутствия других людей. Поведение ребенка становится полностью прилюдным и контролируется другими. Он практически не остается один – все его поступки, привычки, любые телодвижения становятся предметом наблюдения других людей (или по крайней мере, ему так кажется). Чтобы облегчить эту нагрузку, дома нужно дать возможность уединения для ребенка и ослабить контроль за его привычками, не делать замечаний, которых можно избежать: «НЕ грызи ногти», «Не дергай головой»…
- Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные (любые мультфильмы, сказки игры), так и жизненные интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проведите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в интересующие ребенка игры, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении.
- Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Ребенку нужно доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
- Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ни конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
- Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу воспитания решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
- Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером.
- Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В тоже время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
- С пониманием относитесь к тому, что что-то не будет получаться сразу, даже, если это кажется вам элементарным. Не ругайте за грязь в тетради. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять?», «Когда же ты, наконец, научишься? кроме обиды и раздражений ничего не вызовут.
- Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать. Что все люди разные и имеют право быть такими!
- Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку – фундамент уважительного отношения к вам. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» ит.п.), это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».
- Старайтесь избегать резких высказываний в адрес детей, только доброжелательное и положительное отношение и оценивание действий ребенка. Хвалите своего ребенка, даже за самые незначительные успехи, при этом не боясь перехвалить
- Старайтесь сами положительно относиться к школе, воспитывайте у ребенка любовь и уважение к школе. Никогда в присутствии ребенка не ругайте учителей.
- Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнею контрольную и т.п.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.11.2018
Дата обновления: 28.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017